![]() |
| ![]() |
|
Статья: Регрессивная шкала ставок единого социального налога и регрессивная шкала тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2005, N 13)
"Финансовая газета. Региональный выпуск", 2005, N 13
РЕГРЕССИВНАЯ ШКАЛА СТАВОК ЕДИНОГО СОЦИАЛЬНОГО НАЛОГА И РЕГРЕССИВНАЯ ШКАЛА ТАРИФОВ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ НА ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ
В ст.10 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) указано, что объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу (ЕСН), установленные гл.24 "Единый социальный налог" НК РФ. В ст.22 Закона N 167-ФЗ установлены тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для всех категорий страхователей, которые согласно ст.14 Закона N 167-ФЗ обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов. До 1 января 2005 г. в соответствии с п.3 ст.22 Закона N 167-ФЗ тарифы страховых взносов страхователями применялись при соблюдении требований, установленных действовавшим до указанной даты п.2 ст.241 НК РФ, т.е. с применением регрессивной шкалы ставки ЕСН. Пункт 2 ст.241 НК РФ предусматривал для лиц, производящих выплаты физическим лицам, обязанность рассчитывать ЕСН по регрессивным ставкам налогообложения в том случае, если на момент уплаты авансовых платежей по налогу накопленная с начала года величина налоговой базы в среднем на одно физическое лицо, деленная на количество месяцев в текущем налоговом периоде, составляла сумму не менее 2500 руб. Если данная величина составляла менее 2500 руб., то ЕСН уплачивался по максимальной ставке, предусмотренной п.1 ст.241 НК РФ, независимо от фактической величины налоговой базы на каждое физическое лицо. При этом налогоплательщики, которые по итогам такого расчета теряли право исчислять ЕСН по регрессивным ставкам налогообложения, не могли до конца налогового периода использовать регрессивную шкалу ставки налога, даже если в последующих месяцах начисленная с начала года величина налоговой базы в среднем на одно физическое лицо, деленная на количество месяцев, истекших в текущем налоговом периоде, составляла сумму не менее 2500 руб. При налоговой базе на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года до 100 000 руб. налогоплательщик уплачивал максимальную ставку ЕСН. Регрессивная шкала была предусмотрена таким образом, что при налоговой базе на каждого работника ставки ЕСН изменялись нарастающим итогом с начала года от 100 001 до 300 000 руб.; от 300 001 до 600 000 руб.; свыше 600 000 руб. В соответствии с пп."б" п.5 ст.1 Федерального закона от 20.07.2004 N 70-ФЗ "О внесении изменений в главу 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации" п.2 ст.241 НК РФ утратил силу. С 1 января 2005 г. согласно данному Федеральному закону регрессивная шкала ставок ЕСН рассчитывается следующим образом.
При налоговой базе на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года до 280 000 руб. налогоплательщик уплачивает ЕСН по максимальной ставке. Регрессивная шкала применяется при налоговой базе на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года от 280 001 до 600 000 руб.; свыше 600 000 руб. Регрессивная шкала предусматривает, что при увеличении налоговой базы уменьшается ставка ЕСН. В таком же порядке была изменена и регрессивная шкала при исчислении базы для начисления страховых взносов в соответствии со ст.22 Закона N 167-ФЗ. При изменении ставки ЕСН, поступающего в федеральный бюджет, до 20% для лиц, производящих выплаты физическим лицам, и до 15,8% для налогоплательщиков - сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов и родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования (до 1 января 2005 г. ставка ЕСН равнялась соответственно 28 и 20,6%), тарифы страховых взносов не изменились как для выступающих в качестве работодателей страхователей, так и для организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств: тариф страховых взносов остался прежним - 14 и 10,3%. Однако страховые взносы, уплачиваемые страхователями в соответствии с данными тарифами, с 1 января 2005 г. стали направляться на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии за лиц 1967 г. рождения и моложе, в то время как до этой даты страховые взносы, начисляемые таким образом, направлялись на финансирование накопительной части трудовой пенсии для мужчин с 1953 по 1966 год рождения и женщин с 1957 по 1966 год рождения. Применение регрессивной шкалы ставок ЕСН и регрессивной шкалы тарифов страховых взносов в целом приводит к уменьшению тарифа страхового взноса, увеличению размера заработной платы застрахованного лица, а исходя из того, что страховые взносы в соответствии со ст.3 Закона N 167-ФЗ носят индивидуально возмездный характер и от размера учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица сумм страховых взносов будет зависеть размер трудовой пенсии, при увеличении доходов застрахованного лица более чем до 280 000 руб. в год уменьшится размер возмещения утраченного заработка при выходе работника на пенсию и размер его трудовой пенсии. В соответствии с п.2 ст.243 НК РФ сумма ЕСН, подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Законом N 167-ФЗ. Применение регрессивной шкалы ставок ЕСН, действовавшей на основании п.2 ст.241 НК РФ до 1 января 2005 г., являлось не правом, а обязанностью налогоплательщиков (страхователей). Данную позицию занимает и Минфин России (Письмо от 29.11.2004 N 09-05-02/1740). По мнению Минфина России, налогоплательщик в соответствии со ст.56 НК РФ вправе отказаться только от использования льгот, предусмотренных законодательством о налогах и сборах. Однако регрессивная шкала ставок ЕСН не являлась льготой по уплате налогоплательщиками ЕСН, поскольку ст.239 НК РФ данная льгота не была предусмотрена. Согласно п.2 ст.243 НК РФ сумма ЕСН уменьшается на сумму страховых взносов, уплата ЕСН и страховых взносов взаимосвязаны, и от применения регрессивной шкалы ЕСН зависит размер трудовой пенсии при ее назначении или перерасчете. Размер пенсии зависит от уплаченных за застрахованное лицо страхователем страховых взносов, учтенных на его индивидуальном лицевом счете. Таким образом, с 1 января 2005 г. налогоплательщики (страхователи) уплачивают ЕСН и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по ставкам (тарифам), установленным в зависимости от величины налоговой базы (базы для начисления страховых взносов) на каждого работника, без расчета каких-либо условий для применения шкалы регрессивной ставки ЕСН, которая была предусмотрена до 1 января 2005 г.
Н.Петухова Правовой департамент Пенсионного фонда Российской Федерации Подписано в печать 30.03.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |