|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Интервью: Социальная защита на новом уровне ("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2005, N 7)
"Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2005, N 7
СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НА НОВОМ УРОВНЕ
В Информационном центре Правительства Москвы прошла пресс-конференция, посвященная мерам социальной поддержки жителей столицы. Игорь Куприянович Сырников, руководитель Департамента социальной защиты населения г. Москвы, рассказал о том, что удалось достигнуть на настоящий момент, и о задачах на 2005 г. В пресс-конференции также приняла участие его первый заместитель Ольга Евгеньевна Грачева.
- Как известно, интересы москвичей не должны быть ущемлены в ходе монетизации льгот, однако у многих в связи с ней до сих пор возникают вопросы. Насколько они оправданы, не сказывается ли негативно затянувшаяся адаптация к новым условиям, адекватна ли реакция жителей на происходящие перемены? Сырников И.К.: Комплексная программа мер социальной защиты жителей Москвы на 2004 г. выполнена в полном объеме, на ее финансирование было направлено более 135,8 млрд руб. вместо запланированных 133 млрд. Из них на социальную поддержку семей с несовершеннолетними детьми выделено 18 млрд, на социальную поддержку ветеранов и граждан старшего поколения - около 28 млрд, на поддержку инвалидов - свыше 5,5 млрд руб. Реализация программы осуществлялась на всех уровнях: городском, окружном и районном. Около 2 млрд руб. было направлено из средств префектур, 1,3 млрд - из внебюджетных социальных фондов. И свыше 100 млн руб. - из различных благотворительных организаций. Итоги выполнения комплексной программы за 2004 г. были рассмотрены на заседании Правительства Москвы 28 декабря 2004 г. Комплексная программа социальной защиты жителей Москвы на 2005 г. утверждена Постановлением Правительства Москвы от 25.01.2005 N 34-ПП. По-прежнему одним из основных направлений программы было предоставление в полном объеме льгот, установленных федеральным законодательством и нормативными актами Правительства Москвы. На реализацию этого комплекса мер из бюджета города израсходовано около 22,4 млрд. руб., что обеспечило предоставление в полном объеме жилищно-коммунальных льгот, услуг связи, бесплатного проезда в городском пассажирском транспорте, а также выплату жилищных субсидий малообеспеченным семьям, имеющим низкий уровень доходов. Особое внимание уделялось социальной поддержке ветеранов Великой Отечественной войны и граждан старшего поколения. Городские доплаты к пенсиям ежемесячно производятся почти двум миллионам неработающих пенсионеров. Как и планировалось, по мере исполнения городского бюджета Правительством Москвы принимались решения об их повышении. В мае 2004 г. всем неработающим пенсионерам во внеочередном порядке выплачено по 500 руб. единовременно, а с 1 сентября городские доплаты увеличены на 100 руб. в месяц. Размер доплат составляет от 756 до 1390 руб., а у детей, потерявших кормильца, - 1600 руб. Затраты города на выплату ежемесячных доплат неработающим пенсионерам в 2004 г. составили 22,5 млрд руб.
В связи с 60-летием Победы осуществляются дополнительные меры по социальной защите ветеранов Великой Отечественной войны. На эти цели из бюджета города в истекшем году выделены ассигнования в объеме 936 млн руб., включая 600 млн руб. дополнительного финансирования. В целях социальной поддержки ветеранов войны и инвалидов выдано 44 тыс. санаторно-курортных путевок, в том числе более 4 тыс. путевок в санаторий "Озеро Белое". Данный санаторий мы специально приобрели в Шатурском районе, это очень современный комфортабельный лечебно-санаторный комплекс. Приобретено 4 комфортабельных автобуса для перевозки ветеранов к месту отдыха. Постановлением Правительства Москвы от 29.06.2004 N 442-ПП утверждена Комплексная целевая программа "Социальная интеграция инвалидов города Москвы на 2004 - 2006 гг.", которой предусмотрено проведение мероприятий по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации инвалидов всех категорий, а также по формированию социально адаптированной городской инфраструктуры для них. Для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в учреждения и организации, обслуживающие население, проводится работа по оборудованию их пандусами, перилами и другими техническими приспособлениями. Увеличены размеры денежных компенсаций с 1430 до 2700 руб. в год на бензин и техническое обслуживание транспортных средств и с 2000 до 3000 руб. в год инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, имеющим показания на получение автомобиля бесплатно. Инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, получившим транспортные средства через органы социальной защиты населения, из городского бюджета произведена дополнительная ежегодная выплата по автострахованию гражданской ответственности в размере 50% уплаченных ими страховых премий по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Нам пришлось долго ждать от федерального правительства принятия мер этого порядка. В 2004 г. продолжалась реализация мер по дополнительной социальной поддержке малообеспеченных семей с детьми. Органами социальной защиты населения города Москвы ежемесячное пособие на ребенка назначается и выплачивается семьям, среднедушевой доход которых не превышает прожиточного минимума, установленного в городе (численность получателей - 725,0 тыс. детей). В дополнение к пособиям компенсационные выплаты из городского бюджета выплачиваются на 144 тыс. детей. Реализованы дополнительные меры по социальной поддержке семей, имеющих 10 и более детей. К Международному Дню семьи и Дню знаний им была оказана единовременная материальная помощь на общую сумму 9 тыс. руб. каждой семье. Многодетным матерям, родившим 10 и более детей, с 1 января 2004 г. были введены ежемесячные городские доплаты в размере 2 тыс. руб. каждой, на их выплату направлено более 2,2 млн руб. В соответствии с Законом г. Москвы "О молодежи" с 1 января 2004 г. в целях стимулирования рождаемости введено единовременное пособие молодым семьям (до 30 лет) в связи с рождением ребенка. Таких в городе оказалось 30 тыс. семей. При формировании комплекса мер по социальной защите жителей города основное внимание было уделено сохранению уровня социальной защищенности москвичей, с учетом реформирования федерального законодательства. В Программе, утвержденной Правительством Москвы, предусмотрено финансирование мер социальной поддержки льготных категорий граждан, переданных с 1 января 2005 г. на уровень субъектов РФ в связи с принятием Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации". Во исполнение указанного Закона и в целях сохранения достигнутого уровня социальной защиты москвичей Московской городской думой 3 ноября 2004 г. приняты подготовленные Правительством Москвы Законы "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Москвы" и "О ежемесячном пособии на ребенка". Вступление данных Законов в силу с 1 января 2005 г. позволило обеспечить предоставление мер социальной поддержки как городских, так и федеральных льготных категорий граждан, а также реализацию переданных полномочий по финансированию детских пособий. Вообще, 2004 г. был трудным для работы всего московского правительства и органов социальной защиты. Закон N 122, который сейчас называется законом о монетизации льгот, мы получали одними из первых, и поэтому нам приходилось на ходу править документ, вносить поправки, несмотря на огромное сопротивление разработчиков этого Закона. Первоначально, когда в проекте были записаны ежемесячные денежные выплаты в размере 900 руб. для инвалидов войны, это вызвало всеобщее возмущение и инвалидов, и ветеранов, и всех жителей нашего города. Потому что объемы льгот, которые предусматривались ранее действующим законодательством, по этой категории оценивался в 3800 руб. И конечно, если заменить их на 900 руб., это было просто несправедливо. И вот московскому правительству совместно с Мосгордумой и при активном участии общественных организаций удалось поднять эту цифру и вписать в Закон. Сейчас приняты совершенно другие цифры, инвалиды войны, в частности, получают ежемесячную выплату в размере 2000 руб. Самым сложным звеном в работе по реализации Закона о монетизации льгот, а также на стадии его разработки было внесение в него изменений и сохранения ст. 5 Закона о ветеранах - о праве субъектов РФ участвовать в мерах социальной поддержки федеральных льготных категорий, который они как бы забирали на федеральный уровень. Это было исключительно важно, так как нарушало и ст. 72 Конституции РФ, и вообще, если бы эта поправка не прошла, то привела бы к серьезным социальным последствиям в нашей столице. Все те недочеты, которые вносит Федеральный закон N 122, были скорректированы московским законом этой поправкой и за счет средств городского бюджета. В результате удалось добиться стабильности. И еще одно серьезное направление, которое удалось нам выдержать. Оно связано с установлением ежемесячных денежных выплат по степени утраты нетрудоспобности. В первом проекте было записано, что эти выплаты производятся по степени утраты нетрудоспособности, а не по степени инвалидности. Мы настояли на том, что те граждане, которым установлена группа инвалидности до 31 декабря 2004 г., должны относиться к льготным категориям в соответствии с группой инвалидности. А вот те граждане, которые с 1 января 2005 г. будут проходить освидетельствование и им будет присваиваться группа инвалидности, будут учитываться по степени утраты нетрудоспособности. Примерно 1,1 млн граждан в Москве, которые имели группы инвалидности, могли лишиться ежемесячных выплат и значительно ухудшить свое социальное положение. Но нам эту ситуацию удалось удержать под контролем. Кроме того, все, что делалось по социальной поддержке жителей в прошлом году, сохранено в 2005 г. с некоторым увеличением расходов, в частности, на ЖКХ, бесплатный проезд в городском транспорте и ряд других мер социальной поддержки. В соответствии с Законом г. Москвы от 03.11.2004 N 70 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Москвы" с 1 января 2005 г. введены ежемесячные городские денежные выплаты: гражданам, необоснованно репрессированным по политическим мотивам и впоследствии реабилитированным - в размере 350 руб.; ветеранам труда и военной службы - пенсионерам - в размере 200 руб.; труженикам тыла - в размере 300 руб. На эти цели из средств городского бюджета будет направлено 2,4 млрд руб. Указанным категориям мы сохранили все льготы, которые они имели раньше. Но здесь надо обязательно давать гражданам разъяснение: человек может иметь льготы по разным основаниям. Выплата производится по одному из оснований, наиболее выгодному для него. Если говорить о монетизации льгот, то, как докладывал неоднократно наш мэр, можно с уверенностью сказать, что задача выполнена. Правда, жители это не совсем понимают... Льгота предоставляется как в натуральном виде, так и в денежном выражении. И ряд льгот федеральным льготным категориям перекрывается ежемесячными денежными выплатами, хотя по Федеральному закону все льготы должны были перекрываться, но они не могли быть перекрыты, поскольку они малы, и они не могли перекрыть льготы, которые имели наши граждане. Москвичи сегодня оказались в лучшем положении, чем в других городах и регионах, при тех мерах социальной поддержки, которые осуществлял и осуществляет город, московское правительство и лично наш мэр. Мы подготовили сравнительные таблицы мер социальной поддержки, предусмотренные федеральным, региональным льготным категориям и категориям, которые получали льготы на протяжении последних десяти лет (их у нас около 150) по отдельным распоряжениям Правительства. Если для примера зачитать льготы для одной из категорий, в частности для инвалидов войны, то получается, что в соответствии с Федеральным законом 1122 инвалидам Великой Отечественной войны предусмотрена ежемесячная денежная выплата в размере 2000 руб. В 2005 г. по этому закону из этой суммы вычтут 450 руб., которые будут расходоваться на предоставление в натуральной форме: бесплатного санаторно-курортного лечении, бесплатного лекарственного обеспечения, бесплатного проезда пригородным железнодорожным транспортом, поэтому всем инвалидам ежемесячно будет выдаваться 1550 руб. деньгами. Из этих 1550 руб. затраты на не предоставленные в натуральной форме льготы для большинства инвалидов войны, а это практически для всех, составляют 386 руб. 17 коп. Несколько большие затраты идут тем инвалидам, у кого есть транспортные средства. И, таким образом, ежемесячная прибавка инвалиду войны по сравнению с 2004 г. составит 1163 руб., а для инвалидов, которым выданы транспортные средства, - 938 руб. 38 коп. Такова ситуация, которая сложилась в городе в результате постоянных усилий московского правительства по социальной поддержке жителей. Вы прекрасно понимаете, что монетизация льгот, может быть, и несвоевременна, и мы на этапе принятия этого Закона вели против него ожесточенную борьбу, но, когда Закон был принят, московское правительство предприняло все возможные меры к тому, чтобы его реализовать в полном объеме и чтобы никто из наших граждан не пострадал. Девиз, который высказывал Президент РФ, - чтобы ни одному пенсионеру не стало хуже в ходе реформы, в нашей столице был выдержан в полном объеме, и, конечно, никаких в этом плане массовых недовольств нет. Но даже при таком раскладе на те льготы, на которые затрачивается инвалидам войны в размере 386 руб., у них остается на руках 1163 руб., и они говорят: "А у меня отняли льготы по оплате за телефон". У него не отняли льготу, и ни у кого не отняли. Она входит в эту ежемесячную выплату. Поэтому основания для беспокойства нет, это касается всех льготных категорий. Закон для столицы прошел удачно, хотя есть много вопросов и надо, конечно, выходить с поправками. И я думаю, что московское правительство и Мосгордума не остановятся на достигнутом и будут решать эти вопросы. Отметим, что новым Законом был исключен бесплатный проезд для военнослужащих, работников органов внутренних дел, ФСБ, прокуратуры и судий, которые ездили по своим служебным делам. Эта проблема - самая сложная. Ее надо решать. Московское правительство совместно с депутатами и общественными организациями будут ставить эти вопросы перед различными федеральными структурами, чтобы в Закон были внесены соответствующие поправки. Мы постоянно получаем информацию от населения, от общественных организаций, от средств массовой информации. Зачастую возникает очень много вопросов. Там, где жизнь заставляет вносить поправки, мы будем делать это и устранять недочеты действующего законодательства. Что касается самой программы, то программа наша была полностью принята, все меры социальной поддержки сохранены, и ухудшения жизненного уровня наших льготных категорий и жителей Москвы отмечаться не будет. - Игорь Куприянович, как обстоит дело с выдачей "социальной карты москвича"? - Москвичи и работники средств массовой информации прекрасно знают, как мы начинали работу с "социальной картой москвича". Три года назад, когда было принято постановление о ее внедрении, все на нас смотрели с удивлением: зачем это нужно? Но мы терпеливо осуществляли эту работу, и надо сказать, что за предыдущий год, когда у нас эта работа была активизирована, выдано уже свыше 2 млн 200 тыс. карт. Принято около 150 тыс. заявок на изготовление новых карт, их москвичи получат в ближайшее время. Оставшаяся часть населения детально нами анализируется. Первое: среди граждан, которые имеют право получить "социальную карту москвича", есть больные, постоянно лежащие дома. Может сложиться впечатление: а нужна ли эта карта им? Мы считаем - нужна и лежачим. Поскольку в карте много чипов, она гарантирует не только бесплатный проезд, но и льготное лекарственное обеспечение, по ней можно получить торговую скидку в социальных магазинах. Практически через нее реализуются льготы. А вот когда наступил 2005 г., знаете, как "социальная карта москвича" нам пригодилась? В конечном счете, она нужна для того, чтобы москвичей (потому что москвичи зарабатывают средства в городской бюджет и москвичи получили льготы на бесплатный проезд) можно было отделить от жителей других регионов. Теперь мы будем обладать информацией через считывающее устройство: а сколько же человек проехало и сколько же мы должны транспортному предприятию. Это, конечно, столица, это единая Россия, но не может город выкладывать деньги за 88 регионов, там есть свои губернаторы. Но так сложилось: в бюджете города заложено 12 млрд руб. с лишним на дотации убытков транспортным предприятиям, из них 5 млрд на дотации метрополитену - ну, более 7 млрд - на дотации наземному транспорту. Но точно все это просчитать очень трудно, потому что финансовые органы говорят, что это много, а транспортные предприятия - что это мало. Как москвичу получить пенсионную карту? Для этого надо вместе с паспортом и пенсионным удостоверением самому прийти в районное управление социальной защиты. Там посетителя сфотографируют, специалист заполнит анкету, человек в ней распишется. И он свободен. Дальше эта карта с материалами передается на изготовление в наше московское предприятие "Социальный регистр". В течение двух недель оно изготовляет ее и передает в районное управление. Затем адресат может там ее получить. Мы сейчас имеем персональное поручение Юрия Михайловича, чтобы все наши пенсионеры и ветераны, которым необходима социальная карта, получили ее. Ну а в дальнейшем будем думать и о других категориях москвичей. Когда "социальная карта москвича" станет у нас платежным документом, тогда выдавать будем ее всем жителям - и пенсионерам, и не пенсионерам, и льготникам, и не льготникам. - Вы говорите, что "Социальный регистр" разрабатывает эту карту две недели. Однако известно, что две недели уходит только на доставку карты до управления, до адресата. Очевидно, это проблемы с транспортировкой, с логистикой? Можно как-то сократить сроки, с чем это связано? - Две недели - это технология изготовления карты, потому что это электронная карта, а не дисконтная, как некоторые представляют. Там чипов большое количество. Если чип открыт, вы можете пойти в социальную аптеку, в магазин, воспользоваться бесплатным проездом по считывающему устройству. К сожалению, иногда допускаются элементы брака или в считывающем устройстве, или в чипе самой карты. Например, на всех станциях метрополитена она срабатывает, а на метро "Щукинская" почему-то нет. Возникают также проблемы, когда человек потерял социальную карту, а ему надо и ездить, и питаться, и решать другие жизненные вопросы. - Мосгордума обсуждает законопроект, расширяющий количество лиц, которые имеют право на бесплатный проезд. Верно ли, что туда попадают шесть новых категорий? - Я не знаю, почему Мосгордума торопится обсуждать этот законопроект. Еще 28 декабря 2004 г. мы записали его в программу мер социальной поддержки, и когда я выступал на заседании правительства, я эти категории обозначил. Во-первых, это ветераны боевых действий, не являющиеся пенсионерами, их у нас 35 тыс. Они сами ко мне подходили, и мы сумели внести их в Постановление Правительства, которое имеет силу закона. Затем лица, пострадавшие от радиационных воздействий, ветераны подразделений особого риска. Они хотели бы иметь бесплатный проезд. Далее, лица, сопровождающие инвалида I группы. Мы эту поправку тоже давали, в Постановлении она есть. Родители, опекуны, попечители детей-инвалидов в возрасте до 18 лет - это четвертая группа. Затем родители и вдовы военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы. Это хотя и небольшая группа людей, но в целом их набирается определенное количество. И все эти люди пользуются льготами в соответствии с Постановлением, которое вышло 25 января 2005 г. Несмотря на то, что оно было подписано 25 января, все эти нормы действуют с 1 января 2005 г. И потом, есть еще дети из многодетных семей, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей - учащиеся образовательных учреждений. Мы учли их интересы еще 28 декабря 2004 г., т.е. до того как они могли бы ощутить отсутствие у них права бесплатного проезда. - Игорь Куприянович, тут есть еще одна накладка. Сейчас многим ветеранам, которые обратились за "социальной картой москвича", во многих районах говорят: "Мы будем передавать дела в связи с тем, что вы не получили удостоверения на свою ветеранскую медаль. И пока вам нет смысла делать карту москвича, поскольку вы еще не получили льгот ветеранов труда. Мы вместе потом через два месяца вам все это сделаем". Правильна ли такая постановка вопроса? - Неправильна, мы с этим разберемся. Вот смотрите, у нас в городе 510 тыс. просто пенсионеров, они не являются льготными категориями, и все пенсионеры у нас пользуются правом льготного проезда. Так что - мы льготным категориям выдадим социальную карту, а просто пенсионер будет таскать пенсионное удостоверение? Мы им тоже выдаем карты. И я бы хотел, что вы нам назвали эти учреждения, которые допускают такие промахи. Нам важно дать в руки людям социальную карту, чтобы они пользовались на сегодняшнем этапе бесплатным проездом, но у этих пенсионеров в социальной карте не будет льгот по лекарствам, если они не льготники. Впоследствии им через электронную систему откроют необходимый чип. - Игорь Куприянович, у вас открыта "горячая линия", созданы наблюдательные общественные советы, которые следят за тем, как реализуется сейчас закон о льготах. В Тверском районном совете соцзащиты введены дни посетителей. Это сейчас общая система по вашему департаменту или местная инициатива? - Спасибо за актуальный вопрос. Когда мы активно стали выдавать социальную карту москвича, то в приказе записали, чтобы были приняты максимальные меры по снятию очередей. Поэтому на местах работают четыре раза в неделю, это минимум. Там, где есть возможность, работают больше. Надо сказать, что ЦАО, Тверское районное управление очень дисциплинированные. А вот окраины еще надо проверить, в частности Митино. Вообще, сам Закон N 122 - это серьезные изменения в социальной сфере. По этому вопросу профессионалам надо работать постоянно. И не случайно Юрием Михайловичем еще 30 декабря, до вступления в силу этого Закона, был создан наблюдательный совет. Там чиновников нет, там из чиновников одна Швецова и отдельные специалисты из органов здравоохранения. А остальные - руководители общественных организаций, средств массовой информации, т.е. те люди, которые могут объективно оценить состояние общества в связи с теми изменениями, которые происходят в социальной сфере, они могут нам объективно рассказать об обстановке. Наблюдательный совет два раза в месяц будет собираться и рассматривать разнообразные, в том числе и конфликтные, вопросы: о санаторно-курортном лечении, о ежемесячных денежных выплатах военнослужащим... Там будут заслушивать Пенсионный фонд о недовольствах жителей по назначению, перерасчете и корректировке пенсий. Потому что в России только один город - Москва, который еще назначает пенсии. В Пенсионный фонд мы передали 773 тыс. получателей пенсии, а для 1,8 млн мы назначаем пенсии и решаем их вопросы. Кстати, решается вопрос и о предстоящем обеспечении техническими средствами реабилитации. 12 декабря 2004 г. Правительство РФ приняло Постановление, согласно которому утверждены Правила выдачи технических средств реабилитации и протезно-ортопедических изделий. Раньше мы создали свою интересную и правильную систему. У нас работает Центр технических средств реабилитации, куда обращаются инвалиды и получают удобное средство в течение максимум пяти дней. А вот этими принятыми Правилами предлагается, что каждый нуждающийся в кресле-коляске, ходунках или костылях, должен обратиться в Бюро медико-социальной экспертизы, отстоять там очередь, чтобы заполнить индивидуальную программу реабилитации. Как только ему эту программу дадут, он берет ее, пишет заявление и идет в Фонд социального страхования по месту жительства. Создана вот такая непонятная система. Заявление рассматривается в течение 15 дней. Мы были поражены таким безобразием, когда выпускаются документы, в которых, по сути, издеваются над нашими людьми. Потом человеку дают ответ о принятом решении и записывают предприятие, на которое он должен пойти, чтобы получить протез. По нашему мнению, инвалид должен иметь техническое средство сегодня, потому что это предметы, которые для него крайне важны. Теперь вопрос по санаторно-курортному лечению. Для своих категорий мы будем сами выдавать путевки, как и раньше, но федеральные категории попадают в сложную ситуацию. Путевки им будут выдаваться тоже через Фонд социального страхования. Сейчас московским отделением фонда в срочном порядке выдано свыше 2000 путевок в различные подмосковные санатории, причем Правительством России был поставлен вопрос, что стоимость путевки должна быть 400 руб. в день, и не больше. По сложившейся практике, за прошлые годы в те же санатории стоимость путевки оценивалась в 572 руб. в день. Вот они путевки выделили, мы совместно с наблюдательным советом посмотрели несколько санаториев. Картина печальная: наши ветераны сидят в одном углу, потому что цена питания у них не та, как в другом углу, где люди сами приобретают путевки. И комплекс медико-социальных услуг очень занижен. Это, товарищи, ну вообще никуда не годится, ни в одни ворота не лезет. Мы уже в школах делим, расслаиваем детей (1 - 4-е классы имеют деньги на питание, 5 - 11-е - нет. - Прим. ред.), добрались и до ветеранов: один ест хлеб с маслом, другой - без. Ю.М. Лужков дал персональное поручение нашему департаменту осуществить постоянный контроль всех подразделений Пенсионного фонда. И это мы сделаем обязательно, чтобы положение исправить. - Хотелось бы уточнить, каков размер детского пособия и сколько семей его получает? - Я хотел бы сказать, что это регламентируется Законом N 67, который рассматривался 3 ноября в Думе. Там речь шла о разграничении полномочий в части финансирования, мы записали те же цифры, которые и были: 70, 105, 140. Но в городе есть программа: 18 млрд руб. расходуется на социальную поддержку семей с детьми. Хотя выплаты, которые мы будем по Закону N 67 выплачивать, оцениваются в 733 млн руб. Грачева О.Е.: Хочу добавить, что с 1 января всем субъектам РФ переданы полномочия по финансированию детских пособий. И в Законе N 122 четко прописано, что каждый субъект РФ должен был принять свой закон, в котором устанавливает порядок назначения и источники финансирования детских пособий. В Москве, как вы знаете, в течение многих лет осуществлялись наряду с федеральными выплатами и городские выплаты малообеспеченным семьям. И когда отрабатывался законопроект г. Москвы о ежемесячном пособии на ребенка, то мы заложили в него ту преемственность, которая существовала при федеральном законодательстве. В обычных семьях размер пособия - 70 руб., в семьях одиноких матерей это 140 руб., дети разыскиваемых родителей - 105 руб., семьи, где военнослужащие служат по призыву, - 105 руб. Общий размер расходов, который определен в бюджете на эти выплаты, теперь уже городские, определен в объеме 731 млн. руб. Хочу сказать, что те меры социальной поддержки, которые устанавливаются на городском уровне, продолжены в 2005 г. Практически, если бы не было изменения о передаче полномочий по финансированию детского пособия, город пошел бы на то, чтобы проиндексировать городские выплаты. Но первоочередной задачей было не увеличение, а сохранение уровня жизни. Когда рассматривалась Комплексная программа мер социальной защиты на 2005 г., был поставлен вопрос о том, что одной из приоритетных задач будет увеличение городского пособия. Вопрос этот будет решаться при формировании бюджета на 2006 г. А что касается Закона, о котором говорил Игорь Куприянович, то да, такой закон необходим городу, потому что наряду с материальной поддержкой у нас сложилась целая система: бесплатное школьное питание, обеспечение детей из многодетных семей школьной формой, оказание продуктовой и вещевой помощи и т.д. Всю эту социальную поддержку необходимо скоординировать и определить в законодательном акте г. Москвы. Разработка такого закона включена в план законопроектных работ 2005 г., и когда мы этот закон сделаем, он будет рассматриваться и на городской Думе, и на заседании Правительства Москвы. Игорь Куприянович обозначил, что в 2004 г. мы ввели новое пособие молодым семьям на рождение ребенка. В 2005 г. размер этого пособия будет зависеть от величины прожиточного минимума. На сегодня мы можем сказать, что на 30 тыс. детей мы это пособие выплатили. Но по мере роста прожиточного минимума, ориентируясь на дату рождения ребенка, управление социальной защиты назначает это пособие молодым семьям. Оно выплачивается независимо от основного пособия в размере 2000 руб. И еще, с 1 января 2005 г. произошло изменение - увеличился размер федерального пособия с 4,5 до 6 тыс. руб. Эти вопросы и дальше будут находиться в центре нашего внимания. - Таким образом, основное направление вашей деятельности в том, чтобы не снизить уровня социальной защиты. А может, стоит кому-то и снизить? Судьи, работники прокуратуры, военные кадры - может, это не те категории, которым нужно оказывать социальную поддержку? Они, наверное, не такие нуждающиеся по сравнению с остальными, например с многодетными семьями, инвалидами. Неужели работники судов не могут купить себе проездного билета? И.К.: Товарищи, когда этот вопрос возникает, я хочу сказать о менталитете наших граждан. Почему мы всегда говорим о сохранении достигнутого уровня? У нас ничего нельзя отменить, вы знаете это? Вот я вам назову ситуацию с нашими региональными льготными категориями. Ветераны труда и ветераны военной службы - для них сохранены все льготы, что были, кроме 50-процентной скидки за радиоточку, которая стоит 7,6 руб., и скидки за телевизионную антенну, которая стоит 12 руб. Вот их расходы - около 20 руб., потому что технически эту льготу представить в изменившихся условиях нельзя. Но мы ему даем 200 руб. Он об этих 200 руб. забыл и о них не говорит, он другое говорит: "Но это ж мне по монетизации дали?". А что такое монетизация? Монетизация - это льготы, которые раньше предоставлялись в натуральном виде, а сейчас заменяются деньгами. Идет шквал звонков и масса вопросов в прессе. Вот телефон - 85 руб. Да человек дополнительно получает 1000 с лишним руб.! Это не то, что в регионах, где у людей даже на проезд не хватает. Поэтому снизить в нашем обществе ничего нельзя. Я считаю, что все живут не очень хорошо, и вы живете не очень хорошо, и не надо заблуждаться. Теперь что касается работников ГУВД, Министерства обороны, прокуратуры и судей. У них много служебных дел связано с разъездной деятельностью. И конечно, всему вина - их ведомства, потому что они должны были сами покупать им проездные билеты. Я вот дежурил по Мэрии и видел, что люди охраны, которые стоят там на входе и на улице, опечалены. У нас ведь среди работников внутренних дел много граждан, которые живут в Московской области, причем далеко. Получают они 6000 руб., одна дорога им будет обходиться в 2000 руб. Мы будем вносить поправки в Закон, чтобы на федеральном уровне решить проблему. Надо отметить, что мы и так постоянно вносим коррективы, но не через снижение одних для повышения других. Мы ведь тоже с Ольгой Евгеньевной прекрасно знаем, когда мы работаем над этими программами, что есть семьи, в которых дети не наедаются хлебом досыта. Мы пытаемся им через адресную социальную помощь оказывать всевозможную поддержку. - Ольга Евгеньевна, пожалуйста, разъясните ситуацию: вот говорят, что расходы бюджета на питание в детских дошкольных учреждениях снизятся в пять раз. Плата за детские сады возрастет со 150 до 1000 руб. Как при том, что детское пособие практически не выросло, будет достигнут такой рост? - Я знаю, откуда идет такая информация. Действительно, Департаментом образования подготовлено постановление, касающееся детей дошкольных учреждений, которое трактуют в том смысле, что произойдет какое-то ухудшение. Понимаете, на сегодняшний день есть целый ряд распорядительных документов Правительства Москвы, в котором четко прописаны категории семей, которым снижена плата за пребывание в детских дошкольных учреждениях. Я допускаю, что можно было бы поднимать панику, если бы этого постановления не было. Речь на самом деле идет просто о некоторых чисто внутренних изменениях. Данное постановление находится сейчас на согласовании, мы дали свои замечания со своей стороны, чтобы не было снижения. В любом случае с нашей стороны эта льгота будет отслеживаться. Я не думаю, что Правительство Москвы пойдет на то, чтобы лишить льгот малоимущие семьи, это просто противоречит его идеологии. - Ольга Евгеньевна, вы затронули вопрос детского бесплатного питания и сказали, что в 2006 г. увеличится дотация на питание. А какова ситуация сейчас? - При формировании бюджета Москвы на 2005 г. в абсолютных цифрах увеличились расходы на бесплатное школьное питание на 210 млн руб. Если в прошлом году они составляли 27 млрд руб., то сейчас это 2,9 млрд руб. С 1 января в школах 1 - 4-м классам увеличена норма расходов с 16 до 18 руб., стоимость двукратного питания детям из малообеспеченных семей - с 50 до 56 руб. Что касается нормы, которая существовала по отношению к учащимся 5 - 11-х классов, т.е. выплата им компенсации в размере 3 руб. в день, эта компенсация отменена Законом N 122. Игорь Куприянович говорил, что нельзя отнимать пособия у детей, поэтому ставится вопрос, и об этом говорили и депутаты Мосгордумы, что нужно найти решение, чтобы кормить всех школьников 5 - 11-х классов. Такое поручение содержится в ряде документов Программы школьного питания, которым занимается Департамент потребительского рынка. Еще раз повторяю, что проблема бесплатного школьного питания для всех учащихся 5 - 11-х классов остается. В постановлении есть пункт, который поручает Департаменту образования, Санэпиднадзору и Департаменту потребительского рынка отработать нормы питания для подростков, и дальше уже будут вноситься финансовые предложения. - Игорь Куприянович, планируется ли в 2005 г. увеличить городскую надбавку к пенсиям неработающих пенсионеров? И второй вопрос: есть ли какое-то денежное выражение понятия "малоимущий" в Москве? Сколько надо иметь, чтобы считаться малоимущим? И сколько таких москвичей? И как вы относитесь, к предложению оказывать адресную поддержку ветеранам не всем, а по среднедушевому доходу? - Программой не предусматривается увеличения компенсационных выплат для того, чтобы они не облагались налогом. Почему мы не пишем "городские доплаты", а пишем "ежемесячные компенсационные выплаты"? Потому что во втором случае налога с этой суммы человек не платит, а если мы напишем "городские доплаты", он вынужден будет платить налог. Поэтому этот год мы постараемся прожить с теми размерами выплат, что есть. Тем более что с 1 марта увеличится базовая часть пенсии на 240 руб. Для отдельных категорий увеличение выплат будет значительным. Посмотрим, какая будет ситуация после 1 марта. Надеюсь, что исполнение бюджета будет хорошим, и тогда уже можно будет принимать меры к тому, чтобы эту ситуацию поправить. А сейчас из-за Закона N 122 нам не удалось расчленить и разложить по полочкам увеличение городских доплат. Теперь о том, о чем вы говорите. Я тут высказывался, что с нашими людьми иногда очень трудно. Каждый считает, что он более заслуженный и живет хуже, чем другие. Поэтому отнимать у кого-то, а тем более адресно, как вы говорите, кому-то добавлять, не получится. Если вы прочитаете программу, то увидите, что там все и так расписано, причем адресно. Назовите мне хоть одну категорию, которой мы заплатили хоть один рубль незаслуженно. Это самые нуждающиеся категории. Если вы спросите, сколько у нас бедных, отвечу, что мы охватываем мерами социальной поддержки около 3,5 млн человек. Что такое малообеспеченная семья? Мы считаем от прожиточного минимума. Если на IV квартал мы сейчас выходим с предложением, чтобы прожиточный минимум для пенсионера у нас составлял 2561 руб., то и будем стремиться к тому, чтобы пенсию с городской доплатой максимально дотянуть до этих цифр. Хотя мы при этом никогда не считаем, что человек получает льготы адресно. А адресно мы оказываем помощь: например, инвалиды и участники войны, труженики тыла - на них сейчас написан социальный паспорт, и там записано, кто с кем живет и кто в чем нуждается. Мы начали эту работу еще к 55-летию Победы. И были удивлены, когда узнали, что у инвалидов войны не было дома телевизора или был плохой холодильник. Мы сейчас через адресную раздачу товаров длительного пользования эту проблему решили. Кроме того, есть 118 центров социального обслуживания и 7 филиалов, которые обслуживают 130 тыс. пенсионеров непосредственно на дому. Вместе с тем работают социальные и бытовые отделы наших управ. Мы должны с социальными службами сами выявлять нуждающихся и предоставлять для этой категории социальную помощь. Так что чем больше будем работать, тем больше будет вставать вопросов, и мы должны их решать...
От редакции. Завершилась пресс-конференция Игоря Куприяновича Сырникова, но поднятые им проблемы еще ждут решения. И помочь в этом могут предложения и пожелания наших читателей. Связаться с Правительством Москвы можно по телефону прямой связи 200-67-30. Заданные вами вопросы будут использоваться при планировании пресс-конференций.
Материал подготовили В.Варнаков А.Ужегов Подписано в печать 28.03.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |