Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Судебная хроника ("Новая бухгалтерия", 2005, N 4)



"Новая бухгалтерия", 2005, N 4

СУДЕБНАЯ ХРОНИКА

1. При определении рыночной цены на товары методы, указанные в п.п.4 - 11 ст.40 НК РФ, используются последовательно.

(Постановление Президиума ВАС РФ от 18.01.2005 N 11583/04)

Налоговая инспекция провела выездную проверку ООО за период 2001 - 2003 гг. В ходе проверки инспекцией было установлено, что ООО реализовывало рыбопродукцию взаимозависимым лицам по ценам, отклоняющимся от рыночных более чем на 20%, что повлекло неполную уплату налогов.

В качестве рыночных цен налоговый орган использовал цены, указанные в справке Комитета экономического развития и торговли администрации Астраханской области. Причем налоговый орган не установил отклонение цен реализации продукции, примененных самим ООО, от цен реализации идентичных товаров в течение непродолжительного времени по сделкам с другими покупателями.

По результатам проверки налоговой инспекцией было принято решение о привлечении ООО к налоговой ответственности и, кроме того, ООО было предложено уплатить доначисленные налоги и пени.

Президиум ВАС РФ, рассмотрев дело в порядке надзора, встал на сторону налогоплательщика, указав следующее.

Принципы определения цены товаров, работ и услуг для целей налогообложения установлены ст.40 НК РФ.

Указанная статья содержит критерии для признания рыночной цены товаров (работ, услуг), рынка товаров (работ, услуг), их идентичности и однородности, а также правила определения рыночных цен.

Согласно п.11 ст.40 НК РФ при определении и признании рыночной цены товара, работы или услуги используются официальные источники информации о рыночных ценах на товары (работы, услуги) и биржевых котировках.

В частности, при определении рыночной цены товара учитываются информация о заключенных на момент реализации этого товара сделках с идентичными (однородными) товарами в сопоставимых условиях, количество (объем) поставляемых товаров, сроки исполнения обязательств и др.

Кроме того, в ст.40 НК РФ приведены и иные методы определения рыночной цены для целей налогообложения, такие, как метод цены последующей реализации и затратный метод.

Названные методы применяются последовательно при отсутствии на соответствующем рынке товаров (работ, услуг) сделок по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) и при отсутствии других условий, делающих невозможным определение рыночной цены в порядке, предусмотренном п.п.4 - 11 ст.40 НК РФ.

В данном случае налоговая инспекция, доначисляя налоговые платежи по итогам проверки, не определила рыночную цену рыбопродукции по правилам, установленным ст.40 НК РФ, поскольку инспекцией не проверялось и не устанавливалось отклонение цен реализации продукции, примененных самим налогоплательщиком, от цен реализации идентичных товаров в течение непродолжительного времени по сделкам с другими покупателями.

2. Максимальный срок для возврата НДС в соответствии со ст.176 НК РФ равен 3 месяцам со дня подачи необходимых документов плюс 8 дней и плюс 2 недели.

(Постановление Президиума ВАС РФ от 21.12.2004 N 10848/04)

Налоговая инспекция отказала ООО в возмещении путем возврата НДС, уплаченного поставщикам экспортированных товаров. Впоследствии, в январе 2003 г., арбитражный суд вынес решение о неправомерности отказа налоговых органов и возврате ООО из бюджета сумм НДС, уплаченных поставщикам товаров, реализованных на экспорт, и НДС был возмещен ООО в полном объеме.

ООО, основываясь на положениях ст.176 НК РФ, обратилось в налоговый орган с требованием уплатить проценты на сумму НДС, возвращенную налогоплательщику, в связи с нарушением сроков, предусмотренных названной нормой.

Налоговый орган в уплате процентов отказал на том основании, что, по его мнению, проценты должны рассчитываться с момента вступления в силу решения арбитражного суда о возмещении НДС.

Президиум ВАС РФ, рассмотрев дело в порядке надзора, встал на сторону налогоплательщика, указав следующее.

Согласно п.4 ст.176 НК РФ возмещение налога путем возврата производится не позднее трех месяцев, считая со дня подачи налогоплательщиком налоговой декларации и документов, подтверждающих право налогоплательщика на применение налоговой ставки 0% и возмещение налога.

В течение указанного срока налоговый орган производит проверку обоснованности применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов и принимает решение о возмещении налога либо об отказе в возмещении.

Максимальный срок возврата может быть равен 3 месяцам со дня подачи необходимых документов плюс 8 дней, предусмотренных для получения казначейством решения инспекции о возврате НДС, плюс 2 недели, отведенные казначейству для перечисления соответствующих сумм на счет налогоплательщика.

При нарушении сроков, предусмотренных ст.176 НК РФ, на сумму, подлежащую возврату, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ.

В данном случае возврат сумм НДС по экспортным поставкам был произведен с нарушением сроков, установленных ст.176 НК РФ, т.е. по истечении 3 месяцев и 22 дней со дня подачи необходимых документов, и именно с этой даты следует начислять проценты.

Мнение налоговых органов о начислении процентов за нарушение сроков возврата НДС с даты вступления в законную силу решения суда о неправомерности отказа налоговых органов в возмещении НДС является ошибочным.

3. При привлечении страхователя к ответственности за несвоевременное представление в ПФР сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, подлежат применению нормы специального Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ).

(Постановление Президиума ВАС РФ от 07.12.2004 N 7879/04)

Управление ПФР провело проверку ЗАО. В ходе проверки был установлен факт несвоевременного представления ЗАО сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета.

ЗАО было привлечено к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренной ст.17 Закона N 27-ФЗ, в виде штрафа.

Однако, по мнению ЗАО, оно должно быть привлечено к ответственности на основании ст.27 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ), поскольку этими Законами установлена различная ответственность за одно и то же правонарушение, и применению подлежит норма, изданная позднее, т.е. ст.27 Закона N 167-ФЗ.

Президиум ВАС, рассмотрев дело в порядке надзора, указал следующее.

В силу п.3 ст.27 Закона N 167-ФЗ неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с этим Законом это лицо должно было сообщить в орган ПФР, влечет взыскание штрафа в размере 1000 руб.

Статьей 11 Закона N 27-ФЗ определен перечень документов, содержащих сведения, а также срок их представления страхователями в орган ПФР.

Согласно ст.17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10% причитающихся за отчетный год платежей в ПФР.

Норма, содержащаяся в ст.17 Закона N 27-ФЗ, является специальной и предусматривает привлечение страхователя к ответственности за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для индивидуального (персонифицированного) учета.

Данная норма подлежит применению как специальная, регламентирующая отношения в отдельной области обязательного пенсионного страхования.

Таким образом, управление ПФР при привлечении ЗАО к ответственности правомерно руководствовалось положениями Закона N 27-ФЗ.

4. Поскольку налоговое законодательство не содержит понятия "градообразующая организация", в целях применения ст.275.1 НК РФ необходимо руководствоваться нормами гражданского права.

(Постановление Президиума ВАС РФ от 21.12.2004 N 10888/04)

В 2002 г. ГУП уменьшило налоговую базу по налогу на прибыль на сумму убытков, возникших при осуществлении им деятельности, связанной с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, на основании ст.275.1 НК РФ в связи с тем, что, по мнению ГУП, оно является градообразующей организацией.

Налоговая инспекция произвела камеральную проверку налоговой декларации ГУП по налогу на прибыль за 2002 г. и признала необоснованным уменьшение ГУП суммы налога на прибыль, поскольку ГУП не является градообразующей организацией.

Президиум ВАС РФ, рассмотрев дело в порядке надзора, указал следующее.

Статьей 275.1 НК РФ предусмотрены особенности определения налоговой базы налогоплательщиками, осуществляющими деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств.

Исходя из абз.10 ст.275.1 НК РФ налогоплательщики, которые являются градообразующими организациями, в соответствии с законодательством РФ вправе принять для целей налогообложения фактически осуществленные расходы на содержание объектов обслуживающих производств и хозяйств в пределах нормативов, утвержденных органами местного самоуправления по месту нахождения налогоплательщика.

Таким образом, положение ст.275.1 НК РФ в определении понятия "градообразующая организация" содержит отсылку к законодательству РФ.

Понятие "градообразующая организация" в законодательстве о налогах и сборах отсутствует.

Поэтому в силу п.1 ст.11 НК РФ указанное понятие используется в том виде, в каком оно дано в ст.132 Федерального закона от 08.01.1998 N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (действовал до 29.11.2002) и в ст.169 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

И при признании ГУП градообразующей организацией необходимо руководствоваться вышеуказанными нормами.

При этом Президиум ВАС РФ также указал, что и в том случае, если организация не обладает статусом градообразующей организации, она не может быть лишена права учесть убытки, возникшие при осуществлении деятельности, связанной с использованием обслуживающих производств и хозяйств, в ином порядке.

Е.Карсетская

АКДИ "Экономика и жизнь"

Подписано в печать

24.03.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Организация ликвидируется... ("Новая бухгалтерия", 2005, N 4) >
Вопрос: При проверке деятельности ФГУП за 2000 - 2002 гг. налоговой инспекцией начислены недоимки по налогам, пени и штрафы. В 2003 г. произошла реорганизация ФГУП в ОАО. Обязано ли ОАО заплатить налоги, пени и штрафы? ("Новая бухгалтерия", 2005, N 4)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.