Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Организация ликвидируется... ("Новая бухгалтерия", 2005, N 4)



"Новая бухгалтерия", 2005, N 4

ОРГАНИЗАЦИЯ ЛИКВИДИРУЕТСЯ...

Время течет, и все изменяется. Организация создана, работает, но участники могут принять решение о ее добровольной ликвидации. Для этого законодательством предусмотрена специальная последовательность действий.

Ликвидация организаций регулируется нормами Гражданского кодекса РФ (ГК РФ), а также Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о госрегистрации).

В отношении отдельных видов организаций регулирование осуществляется специальными законами (например, Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и др.).

Особый порядок ликвидации организации предусмотрен в случае ее несостоятельности (банкротства). В этом случае применяется Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

В настоящей статье мы расскажем о процедуре добровольной ликвидации организации.

* * *

Принять решение о добровольной ликвидации организации могут ее учредители (участники) либо орган, уполномоченный на то учредительными документами организации. Например, в акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью таким органом является общее собрание акционеров (участников) - высший орган управления ООО и АО.

Добровольная ликвидация организации может быть осуществлена по различным основаниям. Гражданский кодекс РФ называет в качестве таких оснований истечение срока, на который создана организация, а также достижение цели, ради которой она была создана.

Учредители (участники) организации или орган, принявший решение о ликвидации, обязаны в трехдневный срок с момента принятия решения представить в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц (далее - регистрирующий орган <*>), уведомление о принятии решения о ликвидации организации с приложением решения о ее ликвидации (п.1 ст.62 ГК РФ, п.1 ст.20 Закона о госрегистрации).

     
   ————————————————————————————————
   
<*> С 1 июля 2002 г. уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, является Федеральная налоговая служба (бывшее МНС России).

Налоговый орган, получив уведомление о принятии решения о ликвидации организации, вносит в Единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что организация находится в процессе ликвидации.

С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы организации, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает организация, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате ее реорганизации (п.2 ст.20 Закона о госрегистрации).

Налоговая проверка при ликвидации организации

При ликвидации организации в обязательном порядке проводится выездная налоговая проверка (ст.ст.87, 89 НК РФ).

Выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с ликвидацией организации, может проводиться независимо от времени проведения предыдущей проверки (ст.89 НК РФ). Порядок ее проведения установлен гл.14 Налогового кодекса РФ (ст.ст.89 - 100). Однако в любом случае налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности организации, непосредственно предшествующие году проведения проверки.

Налоговым законодательством не установлен срок, в течение которого налоговые органы обязаны провести выездную налоговую проверку в связи с ликвидацией организации.

Судебными органами высказываются следующие позиции.

Налоговые органы вправе проводить такую проверку на любом этапе ликвидации организации. До тех пор пока не будет закончена налоговая проверка, налоговые органы вправе не снимать организацию с налогового учета (см. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 10.04.2003 N А82-76/02-А/2).

В то же время если несвоевременное окончание ликвидации произошло в связи с задержкой налогового органа в принятии решения о проведении проверки ликвидируемой организации, то налоговый орган не вправе отказывать организации в государственной регистрации ликвидации (Постановление ФАС Уральского округа от 08.05.2003 N Ф09-1079/03-ГК).

Выездная налоговая проверка ликвидируемой организации должна быть проведена в течение срока, установленного п.1 ст.63 ГК РФ, т.е. в течение двух месяцев со дня публикации объявления о ликвидации организации.

Если налоговыми органами пропущен этот срок, а также шестимесячный срок, установленный п.1 ст.115 НК РФ для взыскания штрафных санкций, то налоговый орган обязан зарегистрировать ликвидацию организации даже при наличии задолженности организации по уплате налогов и сборов (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 05.03.2001 N А56-27132/00).

Если налоговые органы не проводят выездную налоговую проверку ликвидируемой организации, в связи с чем окончание ликвидации становится невозможным, то руководитель ликвидационной комиссии, на наш взгляд, вправе обратиться в суд с иском об обязании налогового органа зарегистрировать ликвидацию организации.

Дальнейшие действия при ликвидации

Учредители (участники) организации или органы, принявшие решение о ее ликвидации, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора - если функции ликвидационной комиссии осуществляются одним лицом) и устанавливают порядок и сроки ликвидации.

Законодательного ограничения сроков ликвидации нет, поэтому ликвидационная комиссия вправе установить их самостоятельно.

Что касается порядка ликвидации, то поскольку этапы и последовательность действий при ликвидации законодательно регламентированы, то ликвидационная комиссия вправе установить лишь особенности проведения тех или иных действий, свой график работы и т.п.

Общий порядок формирования ликвидационной комиссии законодательно не установлен. Применительно к кредитным организациям учредители (участники) кредитной организации, принявшие решение о ее ликвидации, назначают ликвидационную комиссию по согласованию с Банком России (ст.23 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности").

После того как будет определен состав ликвидационной комиссии, организация должна представить в регистрирующий орган уведомление <**> о формировании ликвидационной комиссии.

     
   ————————————————————————————————
   
<**> Все формы документов, представляемых в регистрирующий орган при ликвидации организации, и требования к их оформлению утверждены Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами организации.

Руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) вправе от имени ликвидируемой организации подписывать исковые заявления и совершать другие юридические действия, связанные с ликвидацией, исходя из решений, принимаемых комиссией в пределах ее компетенции (п.12 Информационного письма ВАС РФ от 13.01.2000 N 50).

Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, информацию о ликвидации организации и о порядке и сроке заявления требований ее кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации (п.3 ст.62, ст.63 ГК РФ).

Орган печати, в котором публикуются такие сведения, учрежден Приказом МНС России от 29.09.2004 N САЭ-3-09/508@. Это журнал "Вестник государственной регистрации".

Затем ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации организации.

Промежуточный ликвидационный баланс

Промежуточный ликвидационный баланс организации составляется ликвидационной комиссией перед началом удовлетворения требований кредиторов в целях определения состава имущества ликвидируемой организации, перечня предъявленных кредиторами требований и результатах их рассмотрения.

Порядок составления промежуточного ликвидационного баланса законодательно не установлен. При его составлении необходимо руководствоваться общими требованиями, установленными ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации" (утв. Приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н).

Для составления промежуточного ликвидационного баланса в качестве исходных данных используются данные бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату перед принятием решения о ликвидации юридического лица.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) организации или высшим органом управления организации, принявшим решение о ее ликвидации.

Пунктом 2 ст.63 ГК РФ установлено, что промежуточный ликвидационный баланс необходимо согласовать с регистрирующим органом.

Однако Законом о госрегистрации установлен уведомительный порядок представления промежуточного ликвидационного баланса.

Поэтому в регистрирующий орган необходимо представить уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса организации с приложением самого баланса.

Форма уведомления утверждена Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" (в ред. от 26.02.2004).

В случаях, установленных законодательством, промежуточный ликвидационный баланс должен утверждаться по согласованию с уполномоченным государственным органом.

Так, согласно ст.23 упомянутого выше Закона "О банках и банковской деятельности" учредители (участники) кредитной организации, принявшие решение о ее ликвидации, утверждают промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс кредитной организации по согласованию с Банком России.

Продажа имущества организации

Если имеющихся у ликвидируемой организации денежных средств недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, то ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества организации с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений (п.3 ст.63 ГК РФ).

Данный порядок установлен ст.ст.59, 62, 63 Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве".

Перед продажей имущества ликвидационная комиссия оценивает его по рыночной стоимости или привлекает независимого оценщика.

Недвижимое имущество продают на торгах, которые подготавливают и проводят специализированные организации, имеющие право совершать сделки с недвижимостью.

Заявку на проведение торгов подает ликвидационная комиссия. К заявке прилагаются все необходимые документы, подтверждающие право собственности ликвидируемой организации на объекты недвижимости.

Имущество организации реализуется в следующей очередности:

- в первую очередь - имущество, непосредственно не участвующее в производстве (ценные бумаги, денежные средства на депозитных и иных счетах, валютные ценности, легковой автотранспорт, предметы дизайна офисов и иное);

- во вторую очередь - готовая продукция (товары), а также иные материальные ценности, непосредственно не участвующие в производстве и не предназначенные для непосредственного участия в нем;

- в третью очередь - объекты недвижимого имущества, а также сырье и материалы, станки, оборудование, другие основные средства, предназначенные для непосредственного участия в производстве.

Удовлетворение требований кредиторов.

Ликвидационный баланс

Законом не установлено, в какой момент ликвидационная комиссия должна реализовать имущество ликвидируемой организации с торгов, если денежных средств для удовлетворения требований кредиторов недостаточно: до начала расчетов с кредиторами или в процессе осуществления этих расчетов.

По нашему мнению, возможны оба варианта. Главное, чтобы при этом были соблюдены правила очередности и размеры удовлетворения требований кредиторов, установленные ст.64 ГК РФ.

В первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемая организация несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью.

Во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовым договорам, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам.

В третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемой организации.

В четвертую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды.

В пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законом.

Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди.

При недостаточности имущества ликвидируемой организации оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом.

Выплаты кредиторам первой - четвертой очередей производятся начиная со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

Кредиторам пятой очереди выплаты производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс в окончательном варианте. Как и промежуточный ликвидационный баланс, он утверждается учредителями (участниками) организации или органами, принявшими решение о ее ликвидации.

В случаях, предусмотренных законодательством, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

Для акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью согласование ликвидационного баланса с уполномоченным государственным органом не требуется.

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество организации передается ее учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении организации, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами организации.

Так, ст.58 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (в ред. от 29.12.2004) предусмотрено, что оставшееся после завершения расчетов с кредиторами имущество ликвидируемого общества распределяется ликвидационной комиссией между участниками общества в следующей очередности:

- в первую очередь осуществляется выплата участникам общества распределенной, но не выплаченной части прибыли;

- во вторую очередь осуществляется распределение имущества ликвидируемого общества между участниками общества пропорционально их долям в уставном капитале общества.

Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди.

Если имеющегося у общества имущества недостаточно для выплаты распределенной, но не выплаченной части прибыли, имущество общества распределяется между его участниками пропорционально их долям в уставном капитале общества.

Завершение ликвидации

После завершения процесса ликвидации в налоговый орган согласно п.1 ст.21 Закона о госрегистрации представляются:

- заявление о государственной регистрации ликвидации;

- ликвидационный баланс;

- документ об уплате государственной пошлины

Размер государственной пошлины за государственную регистрацию ликвидации организации с 1 января 2005 г. составляет 400 руб. (пп.3 п.1 ст.333.33 НК РФ).

Документы представляются уполномоченным лицом организации непосредственно или направляются почтой (с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения) (п.1 ст.9 Закона о госрегистрации). Уполномоченными лицами при ликвидации организации могут являться конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор).

Государственная регистрация при ликвидации организации осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган (ст.8 Закона о госрегистрации).

В государственной регистрации при ликвидации организации может быть отказано по следующим основаниям:

- не представлены документы, необходимые для государственной регистрации при ликвидации организации;

- документы представлены не в надлежащий регистрирующий орган;

- если организация, уведомив регистрирующий орган о принятии решения о ликвидации, вопреки требованиям п.2 ст.20 Закона о госрегистрации осуществила государственную регистрацию изменений в свои учредительные документы, либо государственную регистрацию юридических лиц, в которых она является учредителем, либо государственную регистрацию юридических лиц, возникших в результате ее реорганизации.

Ликвидация организации считается завершенной, а организация - прекратившей свою деятельность после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

* * *

В некоторых случаях организация может принять решение об отмене ликвидации. Это возможно, поскольку действующее гражданское законодательство не содержит норм, запрещающих возобновление деятельности организации, находящейся в процессе ликвидации.

Поскольку порядок действий при возобновлении деятельности организации не предусмотрен законодательством, УМНС России по г. Москве в Письме от 04.09.2003 N 11-14/48234 со ссылкой на мнение МНС России дало следующие разъяснения.

Учредителям организации необходимо составить решение об отмене ликвидации организации и закрепить его документально. Кроме того, необходимо составить заявление по форме N Р14001 "О внесении изменений, не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица".

Решение об отмене ликвидации организации и заявление по форме N Р14001 подаются в регистрирующий орган, который вносит запись об отмене ликвидации юридического лица в Единый государственный реестр юридических лиц и выдает Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Организация, возобновившая свою деятельность, обязана представлять бухгалтерскую отчетность в соответствии с действующим законодательством в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".

Снятие организации с налогового учета

При ликвидации организации снятие ее с налогового учета осуществляется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, в порядке, установленном Правительством РФ (п.5 ст.84 НК РФ).

После внесения записи о ликвидации организации в Единый государственный реестр юридических лиц налоговый орган не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения записи, обязан снять организацию с учета.

Если организация состоит на учете в других налоговых органах по месту нахождения недвижимого имущества, транспортных средств, обособленного подразделения, то сведения о снятии ее с учета должны быть направлены также в эти налоговые органы.

Снятие с налогового учета осуществляется бесплатно (п.6 ст.84 НК РФ).

С.Рогоцкая

АКДИ "Экономика и жизнь"

Подписано в печать

24.03.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: Удерживаются ли алименты на несовершеннолетних детей с больничных листов? С каких выплат алименты не удерживаются? ("Новая бухгалтерия", 2005, N 4) >
Статья: Судебная хроника ("Новая бухгалтерия", 2005, N 4)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.