|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Реклама - дело дорогое... ("Новая бухгалтерия", 2005, N 4)
"Новая бухгалтерия", 2005, N 4
РЕКЛАМА - ДЕЛО ДОРОГОЕ...
Реклама - двигатель торговли. Без рекламы старых покупателей сохранить сложно, а новых найти практически невозможно. Одним из популярных видов рекламы является бесплатная раздача рекламной и сувенирной продукции. Это само по себе стоит дорого. К тому же налоговые органы настаивают на необходимости уплаты НДС со стоимости розданной продукции.
Бесплатная передача образцов товаров покупателям (в том числе организация бесплатной дегустации) является сегодня одним из наиболее распространенных способов рекламы, который используется как предприятиями-производителями, так и предприятиями торговли. И налоговые органы (см. Письмо МНС России от 26.02.2004 N 03-1-08/528/18), и Минфин России (см. Письмо Минфина России от 31.03.2004 N 04-03-11/52) считают, что бесплатная раздача товаров в рекламных целях для целей исчисления НДС должна рассматриваться как безвозмездная передача товаров и, следовательно, должна облагаться НДС. Однако эта позиция, на наш взгляд, основана на формальном подходе, который не учитывает следующее. Стоимость образцов товаров, передаваемых покупателям бесплатно в рекламных целях, включается в себестоимость реализуемой продукции (работ, услуг). Это означает, что стоимость переданных образцов наряду с другими затратами, включаемыми согласно действующему законодательству в издержки производства и обращения, участвует в формировании продажной цены на реализуемую продукцию (товары). Покупатели при оплате продукции (товаров) возмещают продавцу все его затраты, включенные в себестоимость реализованной продукции. Следовательно, стоимость образцов товаров, передаваемых покупателям бесплатно, относимая на издержки производства и обращения, фактически возмещается продавцу покупателями в составе продажной цены на реализуемую продукцию (товары). Таким образом, бесплатная передача образцов товаров (продукции) покупателям, осуществляемая предприятием в рамках своей рекламной кампании, не может в контексте гл.21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ рассматриваться как безвозмездная передача товаров, являющаяся объектом обложения НДС. Поэтому стоимость передаваемых бесплатно покупателям образцов товаров в налоговую базу по НДС у предприятия - продавца этих товаров включаться не должна.
Изложенная точка зрения, конечно же, приведет к спору с налоговым органом. И спор этот, скорее всего, придется решать в суде. Как показывает анализ арбитражной практики, у вас есть хорошие шансы отстоять этот подход в суде (см. Постановления ФАС Северо-Западного округа от 14.12.2004 N А05-3624/04-22, Московского округа от 19.08.2003 N КА-А40/5796-03П). Если вы к спору не готовы, то следует руководствоваться тем подходом, которого придерживаются налоговые органы и Минфин России: начислять НДС на стоимость товаров, которые раздаются вами бесплатно в рамках проведения рекламных акций (выставок, презентаций). При этом нужно иметь в виду, что, по мнению Минфина России, НДС необходимо начислять на все виды бесплатно раздаваемой рекламной и сувенирной продукции (авторучки, листовки, буклеты, нагрудные значки, брелоки, футболки и т.п.). Такая позиция отражена в Письмах Минфина России от 25.11.2004 N 03-04-11/209 и от 26.11.2004 N 03-04-11/211. Как определить налоговую базу при бесплатной раздаче товаров? Налоговая база в этом случае определяется согласно п.2 ст.154 НК РФ исходя из рыночных цен безвозмездно передаваемых товаров. Если бесплатно раздаются образцы тех товаров (продукции), которые обычно реализуются вами за плату, то определить их рыночную цену не составит труда. Как правило, за рыночную принимается та цена, по которой вы обычно продаете аналогичные товары (продукцию). Если бесплатно раздается сувенирная продукция (ручки, кружки, календари и т.п.), то для целей исчисления НДС необходимо брать рыночные цены на идентичные товары. Как правило, в этих случаях налоговую базу определяют исходя из суммы затрат на приобретение (изготовление) такой сувенирной продукции. Основные вопросы возникают в том случае, когда бесплатно раздаются рекламные буклеты, листовки, прайс-листы. Как определить их рыночную цену? Обратимся к ст.40 НК РФ, которая устанавливает принципы определения рыночной цены товаров (работ, услуг). Согласно п.4 ст.40 НК РФ рыночной ценой товара признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (однородных) товаров в сопоставимых экономических условиях. Исходя из этого определения можно утверждать, что у листовок, буклетов и прайс-листов вообще нет рыночной цены. Дело в том, что эта рекламная продукция в принципе может быть роздана только бесплатно. Продавать эту продукцию никто никогда не будет. Почему? Да просто потому, что ее никто никогда не купит. А отсюда вытекает один простой вывод. Листовки, буклеты, прайс-листы не являются в целях налогообложения товаром. Ведь товар - это имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации (п.3 ст.38 НК РФ). Раз листовки (буклеты, прайс-листы) не являются в целях налогообложения товаром, значит, их бесплатная передача не может являться объектом обложения НДС, поскольку налогом облагается безвозмездная передача не любого имущества, а имущества, которое является в целях налогообложения товаром (пп.1 п.1 ст.146 НК РФ). Такой вывод, на наш взгляд, в полной мере соответствует нормам налогового законодательства. Однако, как было отмечено выше, Минфин России придерживается на этот счет иной точки зрения и настаивает на том, что стоимость бесплатно раздаваемых листовок (буклетов) должна облагаться НДС. Если вы не готовы отстаивать свою позицию, придется согласиться с таким подходом. При этом нужно исходить из того, что на практике налоговые органы в подобных случаях за налоговую базу принимают сумму фактических затрат на изготовление розданных листовок (буклетов, прайс-листов). Признавая бесплатную раздачу рекламной или сувенирной продукции объектом обложения НДС, вы имеете полное право ставить к вычету всю сумму "входного" НДС, относящуюся к розданной продукции (см. Письмо МНС России от 26.02.2004 N 03-1-08/528/18).
Пример. Фирма заключила договор с рекламным агентством на изготовление рекламных буклетов и календарей с символикой своего предприятия. Стоимость работ по изготовлению этой продукции - 35 400 руб. (включая НДС 18% - 5400 руб.). Заказанная продукция была получена фирмой в декабре 2004 г. В январе 2005 г. фирма принимала участие в выставке. Все изготовленные буклеты и календари были бесплатно розданы посетителям выставки. В данном случае фирма имеет право всю сумму "входного" НДС, уплаченного при изготовлении рекламной продукции, поставить к вычету в декабре. А в январе 2005 г. фирма должна включить в налоговую базу по НДС стоимость бесплатно розданной продукции. В бухгалтерском учете фирмы делаются следующие проводки. Декабрь: Дебет 60 - Кредит 51 - 35 400 руб. - перечислены деньги рекламному агентству; Дебет 10 - Кредит 60 - 30 000 руб. - отражено поступление рекламной продукции на склад фирмы; Дебет 19 - Кредит 60 - 5400 руб. - отражен "входной" НДС по рекламной продукции; Дебет 68 - Кредит 19 - 5400 руб. - "входной" НДС, уплаченный по принятой к учету рекламной продукции, предъявлен к вычету. Январь: Дебет 44 - Кредит 10 - 30 000 руб. - стоимость бесплатно розданной рекламной продукции отражена в составе расходов на рекламу; Дебет 91 - Кредит 68 - 5400 руб. - начислен НДС на стоимость бесплатно розданной продукции (налоговая база определена как сумма фактических затрат на ее изготовление). В Декларации по НДС за январь 2005 г. стоимость бесплатно розданной продукции (30 000 руб.) отражается в графе 4 строки 070, а сумма начисленного НДС (5400 руб.) - в графе 6 этой же строки.
Обратите внимание! Если вы считаете, что бесплатная передача рекламной продукции не является объектом обложения НДС и готовы отстаивать свою позицию, то вы не имеете права ставить к вычету всю сумму "входного" НДС по товарам (работам, услугам), использованным при производстве такой продукции. В этом случае размер вычета будет ограничен нормативом размера расходов на рекламу, признаваемых в целях исчисления налога на прибыль. Такой порядок применения налоговых вычетов по нормируемым расходам установлен п.7 ст.171 НК РФ.
Т.Крутякова АКДИ "Экономика и жизнь" Подписано в печать 24.03.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |