|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: <Бизнес-прогноз от 24.03.2005> ("Новая бухгалтерия", 2005, N 4)
"Новая бухгалтерия", 2005, N 4
Налог на прибыль. Курс на понижение
Минфин заявил о готовности пойти на снижение ставки налога на прибыль с 24 до 20%. Это наиприятнейшее событие случится, как ожидается, через два - три года. И это еще не все послабления по налогу на прибыль, которые обещают бизнесу, причем уже, возможно, в следующем году. Для стимулирования инвестиций планируется ввести "инвестиционную премию" в виде возможности единовременного отнесения на расходы части стоимости основных фондов уже в том налоговом периоде, когда основные средства введены в эксплуатацию. Сейчас обсуждается вариант отнесения на расходы 10% их стоимости. Еще одно предложение - разрешить компаниям включать в состав расходов до 50% убытков, полученных ими в предшествующие годы, а также в полной сумме затраты на осуществление НИОКР, не давших положительного результата. Кроме этого, с трех до двух лет может быть снижен срок, в течение которого относятся на расходы затраты на НИОКР. Эта мера, как считают в министерстве, должна стать толчком для стимулирования инновационной деятельности. Наконец, говорится о возможном снижении ставки налога, которая поступает в федеральный бюджет, и соответственно об увеличении ставки, зачисляемой в бюджеты регионов.
На горизонте - новая угроза
Минфиновцы надумали ввести административную ответственность за несовпадение адресов - фактического и юридического. Над такими неприятными поправками в КоАП работают специалисты финансового ведомства. Действующее законодательство и сейчас требует от организаций работать по месту "прописки", однако наказать за несовпадение адресов нельзя, так как ответственность не предусмотрена ни в одном законе. Если задумка Минфина будет воплощена в жизнь, то фирме, у которой не совпадают адреса, нужно будет заняться изменением учредительных документов. В противном случае ей придется раскошелиться на штраф в размере 15 тыс. руб.
Чиновники Минфина объясняют свою инициативу тем, что несоответствие адресов доставляет на практике много проблем налоговым инспекторам. Они, дескать, не могут зачастую найти по указанному юридическому адресу налогоплательщика, чтобы, например, вручить ему решение о проведении выездной проверки. И вообще, уверяют в Минфине, многие фирмы таким способом пытаются скрываться от налоговиков. Предприниматели не отрицают, что сейчас с юридическими и фактическими адресами творится полное безобразие, однако считают, что эту проблему можно решить очень просто. Для этого достаточно разрешить при регистрации организации указывать в учредительных документах помимо юридического фактический адрес. Если же поправки Минфина все же пройдут, то бизнесу эти изменения доставят массу хлопот. Ведь это дело нешуточное - перерегистрировать фирму. Крайним окажется, как всегда, малый бизнес, ведь именно небольшие фирмы меняют офисы чаще других.
Работодателей подстерегает очередная напасть
Список российских бед уже давно пополнился еще одной (кроме всем известных дураков и дорог) - это долги по зарплате. В правительстве придумали, как бороться с этой проблемой. Минздравсоцразвития предложил ввести новый вид обязательного страхования - страхование работодателями риска по невыплате зарплат сотрудникам. Иными словами, каждая компания должна будет отчислять взносы в специально созданный для этих целей страховой фонд, который будет использоваться в качестве "подушки безопасности" в случае невыдачи или задержки зарплат. Законопослушные работодатели забили тревогу, такая перспектива их отнюдь не радует. Бизнес считает, что такие взносы являются по сути дополнительным налогом. Кроме того, их возмущает, что они должны будут из своего кармана покрывать долги проблемных компаний. В правительстве, правда, обещают, что прежде чем вводить новую "обязаловку", чиновники обсудят этот вопрос с представителями Торгово-промышленной палаты и Конфедерации профсоюзов. Заметим, что предложение по поводу оплаты первых двух дней больничных за счет работодателей тоже довольно активно обсуждалось и не раз. Ну и как, помогло?
Вариации на тему НДС
Поутихшие было налоговые страсти снова накалились до предела и виной всему спор о дальнейшей судьбе НДС. Много мнений высказывалось в правительстве по этому поводу. Предложения были самые разные: снизить ставку налога сразу до 13% с одновременной отменой льготной ставки, сохранить пока НДС на уровне 18%, опустить ставку на два пункта до 16% с 2006 г. с увеличением льготной до 12,5%, а с 2007 г. перейти на единую ставку в 15%. Кто-то считает, что реформу НДС нужно начинать с улучшения его собираемости, затем унифицировать ставку, а потом уже говорить об уменьшении налога. Предлагалась и альтернатива снижению НДС - устранить барьеры для налогоплательщиков, которые приводят к временному необоснованному изъятию средств из оборота организаций. Сократить срок принятия к вычету НДС при осуществлении капитальных вложений, решить проблему освобождения от этого налога авансовых платежей по экспортным операциям, упростить порядок возмещения налога по экспортным операциям, а также перейти на метод начисления при уплате НДС. В результате решения этих проблем, считают авторы альтернативного варианта, бизнес выиграет больше, чем от введения пониженной единой ставки НДС. Но с самым, пожалуй, неожиданным предложением выступил начальник Экспертного управления Администрации Президента А. Дворкович. Он считает возможным с 2007 г. вообще отменить НДС и одновременно вернуть на замену его упраздненный налог с продаж. Вот удивил, так удивил. Если не сказать, шокировал. Ставку этого налога, который, напомним, канул в Лету с 2004 г., Дворкович предложил установить на уровне 10 - 15%. В таком случае, уверен он, никакого повышения цен не будет. Идея поменять НДС на налог с продаж вызвала шквал критики со стороны Минэкономразвития. Его представители отнеслись к ней, мягко говоря, отрицательно и посчитали, что потери казны от полной отмены НДС будут несопоставимы с доходами от налога с продаж. Что же все-таки будет со ставкой НДС? Точка в споре на сегодняшний день пока не поставлена - дискуссия в самом разгаре. Между тем, учитывая, что правительству уже пора приниматься за верстку бюджета-2006, окончательное решение по НДС будет известно в самое ближайшее время. Причем, скорее всего, мечте бизнеса о снижении налога не суждено сбыться. Победу одержат, очевидно, "альтернативщики".
Налоговикам придется поумерить свои аппетиты
Власти готовят пакет поправок в Налоговый кодекс, которые существенно формализуют правила налоговых проверок. Если предложения будут реализованы, то возможностей заниматься "налоговым рэкетом" у фискалов станет намного меньше. Прежде всего чиновники планируют строго ограничить сроки проведения проверок, а время визита инспектора исчислять не в рабочих, а в календарных днях. Предлагается разрешить продлевать проверку лишь в двух случаях: если налогоплательщик является очень крупной компанией (опять же на определенное время) или если проверка была приостановлена. При этом приостановить ее можно на срок, не превышающий в сумме 20 дней, и только по установленным в законодательстве причинам. Таким образом, вводится запрет на налоговые проверки, что называется, без конца и без края. Повторно нагрянуть с проверкой налоговики смогут при наличии двух оснований - по инициативе самого налогоплательщика или по решению суда. В Налоговый кодекс по каждому виду налога будет внесен исчерпывающий перечень документов, которые налоговый инспектор может затребовать у организации при проведении проверки. Самое приятное, что срок на их представление предлагается продлить с пяти календарных до десяти, заметьте, рабочих дней. Также планируется увеличить до 20 рабочих дней время, в течение которого налогоплательщик может заявить возражения на результаты проверки. Возможно даже будет предусмотрена зависимость между сроком проверки и временем, когда ее результаты можно оспорить. Кроме того, предлагается развивать досудебное урегулирование налоговых споров путем создания апелляционных комиссий в рамках налоговых инспекций, которые рассматривали бы в досудебном порядке налоговые конфликты. Здесь же налогоплательщики смогли бы пожаловаться, например, на результаты проверки. Важным моментом при этом является, конечно, беспристрастность сотрудников этой самой комиссии по жалобам. Ожидается, что поправки будут окончательно приняты до конца года. Бизнес ждет с нетерпением.
О.Бодрягина Подписано в печать 24.03.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |