Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Вопрос: ...Организация осуществляет розничную торговлю. Многие из наших подсобных работников получают маленькие зарплаты. Некоторое время назад была проведена проверка и нам было указано на следующее нарушение - в г. Москве минимальная зарплата работников должна быть не менее 3000 руб. Могут ли в такой ситуации привлечь нас к ответственности и должны ли мы доплатить работникам? Может ли налоговый орган доначислить нам налоги (например, ЕСН)? ("Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", 2005, N 12)



"Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", 2005, N 12

Вопрос: Организация осуществляет розничную торговлю в небольшом магазине. Многие из наших подсобных работников получают маленькие зарплаты (1500 - 2000 руб.). Некоторое время назад была проведена проверка и нам было указано на следующее нарушение - в г. Москве минимальная зарплата работников должна быть не менее 3000 руб., что определено московским законодательством. Могут ли в такой ситуации привлечь нас к ответственности и должны ли мы доплатить работникам? Может ли налоговый орган доначислить нам налоги (например, ЕСН), исходя из московского минимума оплаты труда?

Ответ: Прежде всего отметим, что органы власти субъектов РФ могут на законных основаниях повышать МРОТ, действующий на территории региона. Такая возможность предусмотрена Законом от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда". В ст.2 этого Закона определено, что законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ могут принимать законы, устанавливающие МРОТ в повышенном размере, действующий на территории региона (субъекта РФ).

Но власти некоторых регионов (в том числе и г. Москвы) выбирают другой порядок - подписывают трехсторонние региональные соглашения между органами власти субъекта РФ, профсоюзами и объединениями работодателей, в которых уже и определяется конкретный размер МРОТ. Такая процедура позволяет избежать излишних трат для региональных бюджетов. В частности, в уже упоминавшейся ст.2 Закона N 82-ФЗ говорится о том, что повышенный региональный МРОТ может вводиться только одновременно для всех категорий работодателей, но при этом расходы на повышение зарплаты бюджетникам должны нести именно сами регионы. А подталкивание работодателей через систему социального партнерства позволяет подобных трат избежать (так как трехсторонние соглашения в части повышенного МРОТ, как правило, не распространяются на организации, финансируемые из бюджета).

По условиям Московских трехсторонних соглашений от 2004 и 2005 гг. городской минимум оплаты труда до 1 мая 2005 г. составляет 2500 руб., а после указанной даты он должен вырасти до 3000 руб. Но, по мнению автора, положения могут распространяться не на все организации, а только на те, которые в добровольном порядке присоединились к их условиям.

Здесь надо обратить внимание на следующее: в п.9 ст.9 Закона г. Москвы от 22 октября 1997 г. N 44 "О социальном партнерстве" определено, что действие Московского трехстороннего соглашения распространяется на все организации в Москве, не заявившие письменно в Московскую трехстороннюю комиссию о своем несогласии с его содержанием в тридцатидневный срок со дня его опубликования. Но подобный порядок присоединения к соглашению, по мнению автора, противоречит нормам действующего Трудового кодекса РФ. В частности, возможность введения аналогичной процедуры для присоединения к соглашениям в сфере социального партнерства в ТК РФ установлена лишь для случаев, когда на федеральном уровне заключается отраслевое соглашение (ст.48 ТК РФ). И по логике ТК РФ во всех иных случаях работодатель может изъявить желание присоединиться к соглашению в сфере социального партнерства в прямой форме (а не "по умолчанию", то есть в случае, когда не заявлен отказ от присоединения).

Таким образом, если организация не входит в какое-либо объединение работодателей, присоединившихся к Московскому трехстороннему соглашению, то она может соблюдать его условия только в добровольном порядке, а наложение штрафных санкций за неприменение норм, устанавливающих региональный МРОТ, будет незаконным. И в изложенной ситуации организация может определить размер заработной платы, учитывая именно федеральные нормы (с 1 января 2005 г. это 720 руб. в месяц).

Что касается вопроса о возможности доначисления сумм ЕСН по недовыплаченной работникам зарплате, то необходимо отметить, что такой возможности у налоговых органов нет.

Во-первых, решение вопроса о правомерности начисления конкретной суммы заработной платы работнику не входит в их компетенцию.

Во-вторых, даже при выявлении подобных нарушений сумма ЕСН, страховых взносов на ОПС и НДФЛ будет рассчитываться исходя из фактически начисленной суммы выплат работнику, а не из той, которая могла бы быть выплачена при отсутствии нарушений (в частности, в ст.ст.209 и 210 НК РФ (гл.23 НК РФ "НДФЛ") говорится о "полученных" налогоплательщиком доходах, а в ст.ст.236 и 237 НК РФ (гл.24 НК РФ "ЕСН") сказано о "начисленных" выплатах).

А.Першин

Ведущий эксперт "БП"

Подписано в печать

24.03.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: ...Наша организация применяет УСНО. При проведении налоговой проверки в январе 2005 г. инспекция выявила у нас ошибки, в связи с чем по итогам 9 месяцев 2004 г. нам было предложено доплатить сумму единого налога и штрафные санкции за неуплату налога. Но, по нашим расчетам, по итогам 2004 г. у организации будет убыток. В связи с этим уплачивать недоимку мы отказались, а инспекция заявила, что будет взыскивать ее в суде. Правомерно ли это? ("Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", 2005, N 12) >
Статья: Исковая давность - что в "остатке"? ("Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", 2005, N 12)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.