|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Вопрос: ...Организация осуществляет розничную торговлю. Многие из наших подсобных работников получают маленькие зарплаты. Некоторое время назад была проведена проверка и нам было указано на следующее нарушение - в г. Москве минимальная зарплата работников должна быть не менее 3000 руб. Могут ли в такой ситуации привлечь нас к ответственности и должны ли мы доплатить работникам? Может ли налоговый орган доначислить нам налоги (например, ЕСН)? ("Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", 2005, N 12)
"Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", 2005, N 12
Вопрос: Организация осуществляет розничную торговлю в небольшом магазине. Многие из наших подсобных работников получают маленькие зарплаты (1500 - 2000 руб.). Некоторое время назад была проведена проверка и нам было указано на следующее нарушение - в г. Москве минимальная зарплата работников должна быть не менее 3000 руб., что определено московским законодательством. Могут ли в такой ситуации привлечь нас к ответственности и должны ли мы доплатить работникам? Может ли налоговый орган доначислить нам налоги (например, ЕСН), исходя из московского минимума оплаты труда?
Ответ: Прежде всего отметим, что органы власти субъектов РФ могут на законных основаниях повышать МРОТ, действующий на территории региона. Такая возможность предусмотрена Законом от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда". В ст.2 этого Закона определено, что законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ могут принимать законы, устанавливающие МРОТ в повышенном размере, действующий на территории региона (субъекта РФ). Но власти некоторых регионов (в том числе и г. Москвы) выбирают другой порядок - подписывают трехсторонние региональные соглашения между органами власти субъекта РФ, профсоюзами и объединениями работодателей, в которых уже и определяется конкретный размер МРОТ. Такая процедура позволяет избежать излишних трат для региональных бюджетов. В частности, в уже упоминавшейся ст.2 Закона N 82-ФЗ говорится о том, что повышенный региональный МРОТ может вводиться только одновременно для всех категорий работодателей, но при этом расходы на повышение зарплаты бюджетникам должны нести именно сами регионы. А подталкивание работодателей через систему социального партнерства позволяет подобных трат избежать (так как трехсторонние соглашения в части повышенного МРОТ, как правило, не распространяются на организации, финансируемые из бюджета). По условиям Московских трехсторонних соглашений от 2004 и 2005 гг. городской минимум оплаты труда до 1 мая 2005 г. составляет 2500 руб., а после указанной даты он должен вырасти до 3000 руб. Но, по мнению автора, положения могут распространяться не на все организации, а только на те, которые в добровольном порядке присоединились к их условиям. Здесь надо обратить внимание на следующее: в п.9 ст.9 Закона г. Москвы от 22 октября 1997 г. N 44 "О социальном партнерстве" определено, что действие Московского трехстороннего соглашения распространяется на все организации в Москве, не заявившие письменно в Московскую трехстороннюю комиссию о своем несогласии с его содержанием в тридцатидневный срок со дня его опубликования. Но подобный порядок присоединения к соглашению, по мнению автора, противоречит нормам действующего Трудового кодекса РФ. В частности, возможность введения аналогичной процедуры для присоединения к соглашениям в сфере социального партнерства в ТК РФ установлена лишь для случаев, когда на федеральном уровне заключается отраслевое соглашение (ст.48 ТК РФ). И по логике ТК РФ во всех иных случаях работодатель может изъявить желание присоединиться к соглашению в сфере социального партнерства в прямой форме (а не "по умолчанию", то есть в случае, когда не заявлен отказ от присоединения). Таким образом, если организация не входит в какое-либо объединение работодателей, присоединившихся к Московскому трехстороннему соглашению, то она может соблюдать его условия только в добровольном порядке, а наложение штрафных санкций за неприменение норм, устанавливающих региональный МРОТ, будет незаконным. И в изложенной ситуации организация может определить размер заработной платы, учитывая именно федеральные нормы (с 1 января 2005 г. это 720 руб. в месяц). Что касается вопроса о возможности доначисления сумм ЕСН по недовыплаченной работникам зарплате, то необходимо отметить, что такой возможности у налоговых органов нет. Во-первых, решение вопроса о правомерности начисления конкретной суммы заработной платы работнику не входит в их компетенцию. Во-вторых, даже при выявлении подобных нарушений сумма ЕСН, страховых взносов на ОПС и НДФЛ будет рассчитываться исходя из фактически начисленной суммы выплат работнику, а не из той, которая могла бы быть выплачена при отсутствии нарушений (в частности, в ст.ст.209 и 210 НК РФ (гл.23 НК РФ "НДФЛ") говорится о "полученных" налогоплательщиком доходах, а в ст.ст.236 и 237 НК РФ (гл.24 НК РФ "ЕСН") сказано о "начисленных" выплатах).
А.Першин Ведущий эксперт "БП" Подписано в печать 24.03.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |