|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Интервью: Виталий Палий: Закон о бухучете "отправят в отставку" ("Консультант", 2005, N 7)
"Консультант", 2005, N 7
ВИТАЛИЙ ПАЛИЙ: ЗАКОН О БУХУЧЕТЕ "ОТПРАВЯТ В ОТСТАВКУ"
Законодательные основы бухучета нуждаются в корректировке. Это признает даже Минфин. Именно с его подачи профессиональные организации сейчас активно занимаются подготовкой соответствующих законопроектов. Своими предложениями по данному направлению с "Консультантом" поделился заместитель председателя Методологического совета по бухгалтерскому учету Министерства финансов РФ, профессор МГУ, заслуженный экономист Российской Федерации Виталий Федорович Палий.
- Виталий Федорович, сейчас говорят о том, что действующий Закон "О бухгалтерском учете" требует изменений. Он действительно устарел? - Этот Закон был принят десять лет назад в совершенно других экономических и правовых условиях. Он освещает преимущественно технические вопросы бухгалтерской документации и уже не отвечает современному уровню экономического развития страны, ее правовой системе. Отдельные положения Закона о бухучете (например, о статусе главного бухгалтера или о сроках предоставления отчетности) противоречат законодательным актам, принятым позднее. Необходим совершенно новый закон, определяющий современный подход к информационному комплексу бухгалтерского учета и финансовой отчетности. - Поделитесь, пожалуйста, Вашим мнением по поводу того, что собой должен представлять новый закон о бухучете? - Необходимо, чтобы проект федерального закона "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности" устанавливал нормы составления финансовой отчетности для публичных пользователей. При этом информационной базой для ее формирования должны являться данные бухгалтерского учета. Самое главное, в законе следует закрепить новое соотношение государственного и общественного участия в регулировании бухгалтерского учета. Никогда ранее это не учитывалось в нашем законодательстве. Законопроект должен разграничить вопросы бухгалтерского учета, относящиеся к ведению государства и к ведению негосударственных профессиональных организаций. К тому же имеет смысл предусмотреть нормы, сдерживающие произвольные действия госорганов в регулировании бухгалтерского учета без согласования с профессиональными организациями.
- А в чем конкретно должны заключаться подобные нормы? Можно привести пример? - Например, эффективной будет такая норма: Минфин получает право либо полностью одобрить проект, разработанный профорганизацией, либо возвратить его на доработку. Никакие собственные изменения госорганы вносить не должны. Это станет гарантией того, что интересы участников рыночных отношений не будут ущемлены. Еще хочу добавить, что нужно больше внимания уделить бюджетному учету. К нему необходим новый подход, требуется его перевод на Международные стандарты финансовой отчетности общественного сектора (МСФООС). В проекте также стоит отразить порядок организации бухучета и составления финансовой отчетности непосредственно в самих компаниях. Законопроект должен эти моменты учитывать. - Вы упомянули о негосударственных профессиональных организациях. Каким, согласно законопроекту, должно быть их участие в регулировании бухгалтерского учета и финансовой отчетности? - В первую очередь оно не должно нарушать конституционных положений. Не надо забывать, что регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации относится к ведению государства. Однако сам процесс регулирования должен быть открыт и прозрачен, в том числе и за счет привлечения к нему общественных организаций. На профорганизацию нужно возложить разработку проектов ПБУ и их представление государственным органам, а также написание методических рекомендаций по применению ПБУ и МСФО. В свою очередь госорганы смогут отклонять предлагаемые проекты. Но те, которые будут приняты, всесторонне учтут интересы профессии и пользователей бухгалтерской информации. - Какую проблему, не решенную в действующем Законе о бухучете, Вы назвали ли бы наиболее острой? - Зависимость главного бухгалтера от руководителя. Действующий Закон предусматривает ответственность генерального директора за организацию бухгалтерского учета и соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций. Одновременно те же обязанности и та же ответственность в соответствии со ст.7 Закона о бухучете возлагаются на главного бухгалтера. Но обратите внимание, что его принимает на работу генеральный директор. А перечить своему работодателю, даже если он не прав, весьма затруднительно. Кроме того, если уходит руководитель, то приходится уходить и бухгалтеру. Ведь новый директор, конечно, будет формировать собственную команду. В законопроекте это противоречие можно устранить, определив однозначно понимаемую ответственность за бухгалтерский учет и финансовую отчетность. Она целиком должна возлагаться на руководителя. А закон в связи с этим даст ему право самостоятельно определять содержание и порядок подготовки внутренних документов, а также степень ответственности исполнителей за их соблюдение. - Виталий Федорович, какие еще пробелы действующего сейчас Закона Вы можете назвать? - Хочу обратить внимание на такой момент: нормы бухгалтерской отчетности, предусмотренные в действующем Законе "О бухгалтерском учете", касаются только индивидуальной финансовой отчетности отдельных организаций. Из нормативного регулирования выпали сводная, консолидированная и ликвидационная отчетности. Собственно говоря, даже само понятие "бухгалтерская отчетность" содержит возможность двусмысленного толкования. Ее нельзя однозначно понимать как финансовую отчетность. Законопроект все эти пробелы обязан устранить. Кроме того, в нем имеет смысл сократить перечень обязательных адресатов предоставления финансовой отчетности. - Кому же следует представлять финансовую отчетность? - Тем, для кого она, главным образом, и составляется - собственникам организации. Ну и также территориальным органам государственной статистики. Кстати, сроки предоставления финансовой отчетности организации вполне могут устанавливать самостоятельно. Руководствоваться при этом они должны своими учредительными документами и требованиями некоторых законодательных актов, например, Закона "Об акционерных обществах". - Виталий Федорович, в последнее время особую актуальность приобрели вопросы, связанные с МСФО. Как, на Ваш взгляд, они должны решаться в рамках законопроекта? - Многие крупные организации уже сейчас применяют МСФО при составлении финансовой отчетности и представляют ее зарубежным фондовым биржам и иным пользователям. Поэтому проект федерального закона "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности" обязательно должен предусматривать право компаний применять МСФО для составления своей финансовой отчетности вместо российских правил. Но данные нормы нужно вводить постепенно, в течение трех-пяти лет после вступления закона в действие. - Сейчас говорят о том, что документирование и регистрация информации являются нормами "техническими", и из Закона их нужно исключить. Вы разделяете это мнение? - Нет. Конечно, не стоит перегружать закон методологическими подробностями, но нельзя и полностью исключить их из нормативного акта, регулирующего правоотношения в области бухгалтерского учета. Документация формирует первичную информационную базу, а регистрация позволяет получить обобщающие показатели для отчетности и детализированные показатели для принятия экономических решений. Данные нормы устанавливают правовой статус основных документов бухгалтерского учета, который никакими другими правовыми нормами не предусматривается. В законопроекте их нужно сохранить и дополнить новыми положениями. В частности, о возможности передавать первичные учетные документы по е-mail с электронными подписями и по факсимильной связи, о ведении учетных регистров в электронной форме с удостоверением их электронными подписями исполнителей. - Изменение Закона о бухучете сейчас довольно активно обсуждается. Наверно, много выдвигается предложений? - Предложений и мнений по поводу содержания закона о бухгалтерском учете много, причем они чрезвычайно разнообразны. В частности, предлагается подробно изложить в законопроекте требования к негосударственным профорганизациям и условия их государственной аккредитации. То есть закрепить те же нормы, что и в проекте закона об аудиторской деятельности. Но при этом забывают, что государственное регулирование бухгалтерского учета является конституционной нормой, чего нельзя сказать об аудите. Поэтому подробно определять в законе требования к негосударственным организациям, привлекаемым к регулированию бухгалтерского учета, кажется недостаточно корректным. Лучше будет, если это сделает Правительство, на которое закон возлагает общее руководство бухгалтерским учетом и финансовой отчетностью. - Виталий Федорович, когда же можно ожидать появления нового закона "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности"? - Точные сроки не установлены. Но могу сказать, что до конца этого полугодия законопроект должен быть подготовлен и направлен в Правительство для согласования.
Беседовала Ю.Перебейнос Эксперт "Консультанта" Подписано в печать 23.03.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |