Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Порядок уплаты государственной пошлины ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2005, N 12)



"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 12, 2005

ПОРЯДОК УПЛАТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОШЛИНЫ

Федеральным законом от 02.11.2004 N 127-ФЗ (далее - Федеральный закон N 127-ФЗ) с 1 января 2005 г. введена в действие гл.25.3 "Государственная пошлина" части второй Налогового кодекса Российской Федерации.

С учетом определения пошлины, данного в утратившем силу со дня вступления в силу Закона N 127-ФЗ Законе РСФСР от 09.12.1991 N 2005-1 "О государственной пошлине" (установленный данный Законом обязательный и действующий на всей территории Российской Федерации платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий либо выдачу документов уполномоченными на то органами или должностными лицами), а также определения налоговых платежей, приведенного в ст.8 НК РФ, в гл.25.3 НК РФ государственная пошлина определяется как сбор, взимаемый с организаций и физических лиц при их обращении в уполномоченные на то государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных названной главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации (при этом к юридически значимым действиям относится и выдача документов, их копий, дубликатов). Таким образом, определен статус пошлины как налогового платежа, т.е. это обязательный взнос, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) (ст.8 НК РФ).

В ст.17 "Общие условия установления налогов и сборов" НК РФ определено, что при установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения (т.е. объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления и сроки уплаты сбора) применительно к конкретным сборам.

Статьей 333.17 НК РФ предусмотрено, что плательщиками пошлины признаются организации и физические лица (граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства), которые обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмотренных НК РФ, или выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты пошлины.

Следует иметь в виду, что в Письме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2004 N С5-7/УЗ-1476 с учетом того, что ст.ст.102, 104 и 105 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изложены в новой редакции, в частности, отмечается следующее. Названные в пп.2 п.2 ст.333.17 НК РФ плательщики уплачивают государственную пошлину в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда.

В соответствии с пп.12 п.1 ст.333.21 НК РФ при подаче апелляционной и (или) кассационной жалобы на решения и (или) постановления арбитражного суда, а также на определения суда о прекращении производства по делу, об оставлении искового заявления без рассмотрения, о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда, об отказе в выдаче исполнительных листов государственная пошлина уплачивается в размере 50% размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.

Статья 333.37 НК РФ не содержит положений об освобождении от уплаты государственной пошлины заявителей при подаче заявлений об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, а также заявлений об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности. Однако следует иметь в виду, что ч.2 ст.329 и ч.4 ст.208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, содержащие соответствующие положения, Федеральным законом N 127-ФЗ не отменены.

При заключении мирового соглашения до принятия решения арбитражным судом возврату истцу подлежит 50% суммы уплаченной им государственной пошлины. Однако данное положение не применяется в том случае, если мировое соглашение заключено в процессе исполнения судебного акта арбитражного суда.

Размеры пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, в арбитражных судах, а также в Конституционном Суде Российской Федерации и конституционных (уставных) судах субъектов Российской Федерации, определены в ст.ст.333.19 - 333.23 НК РФ. При этом следует обратить внимание на то, что размеры пошлины не исчисляются в минимальных размерах оплаты труда; изменена шкала оценки иска; пошлина исчисляется в фиксированной сумме и (или) в процентном отношении к определенной НК РФ сумме.

Пошлина, как и ранее, взимается (уплачивается) при обращении за совершением нотариальных действий, за государственную регистрацию актов гражданского состояния и другие юридически значимые действия, совершаемые органами записи актов гражданского состояния и иными уполномоченными органами, за совершением действий, связанных с приобретением гражданства Российской Федерации или выхода из гражданства Российской Федерации, а также с въездом в Российскую Федерацию или выездом из Российской Федерации.

Однако значительно расширен перечень действий, за совершение которых взимается пошлина. При этом часть таких действий является новыми (например, пошлина за совершение уполномоченным федеральным органом исполнительной власти действий по официальной регистрации программы для электронных вычислительных машин, базы данных и топологии интегральной микросхемы), а за исполнение некоторых действий ранее взимались плата или другие сборы (например, за совершение действий уполномоченными государственными учреждениями при осуществлении федерального пробирного надзора или за право использования наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях юридических лиц).

В ст.56 НК РФ установлено, что льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Этой же статьей НК РФ предусмотрено, что нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.

В соответствии с указанной статьей ст.ст.333.35 - 333.39 установлены льготы по уплате пошлины для отдельных категорий плательщиков. В отдельных случаях предусмотрена возможность установления индивидуальных льгот для плательщиков пошлины. Так, в ст.333.20 НК РФ определено, что суды общей юрисдикции или мировые судьи исходя из имущественного положения плательщика вправе уменьшить размер государственной пошлины. Аналогичные нормы содержатся и в статьях, касающихся уплаты пошлины при обращении в арбитражные суды, в Конституционный Суд Российской Федерации и конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации (ст.ст.333.22, 333.23).

Как известно, гл.9 НК РФ определен порядок изменения срока уплаты налога и сбора (т.е. предоставления отсрочки, рассрочки, налогового кредита). В ст.63 НК РФ установлено, что органами, в компетенцию которых входит принятие решения об изменении срока уплаты пошлины, являются органы государственной власти и (или) лица, уполномоченные в соответствии с гл.25.3 НК РФ принимать решения об изменении сроков уплаты государственной пошлины. Однако в ст.333.41 "Особенности предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины" НК РФ указано, что отсрочка или рассрочка уплаты пошлины предоставляется по ходатайству заинтересованного лица на срок до шести месяцев, и на сумму пошлины, в отношении которой предоставляется отсрочка или рассрочка, проценты не начисляются в течение всего срока, на который изменен срок уплаты пошлины. При этом орган или лица, которым предоставлено право принимать решение об изменении срока уплаты пошлины, в этой статье не определены. Вместе с тем в статьях, касающихся размеров пошлины при обращении в суды, предусмотрено, что суды общей юрисдикции или мировые судьи, арбитражные суды, Конституционный Суд Российской Федерации и конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации исходя из имущественного положения плательщика пошлины могут отсрочить (рассрочить) ее уплату (т.е. в других случаях, например при обращении в органы ЗАГС или в нотариальные органы, изменение срока уплаты пошлины не предусмотрено).

В ст.78 НК РФ определяется порядок зачета или возврата излишне уплаченной суммы налога, сбора, а также пени. Таким образом, данная статья применяется и к пошлине. Вместе с тем следует иметь в виду, что в соответствии с изменениями, внесенными в эту статью Федеральным законом N 127-ФЗ, положения ст.78 НК РФ в отношении возврата или зачета излишне уплаченных сумм государственной пошлины применяются с учетом особенностей, установленных гл.25.3 НК РФ. Основания и порядок возврата или зачета пошлины (в том числе излишне уплаченной или взысканной) установлены в ст.333.40 НК РФ. Так, в данной статье определено, что плательщик государственной пошлины имеет право на зачет излишне уплаченной (взысканной) суммы пошлины в счет суммы государственной пошлины, подлежащей уплате за совершение аналогичного действия (в то время как ст.78 НК РФ предусмотрено, что сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном этой статьей). Не совсем понятен также механизм зачета, поскольку в ст.333.40 НК РФ предусмотрено, что заявление плательщика о зачете подается в уполномоченный орган (должностному лицу), в который (к которому) он обращался за совершением юридически значимого действия (при этом трехлетний срок для такого обращения установлен только в случае обращения в суд, срок подачи заявления в случаях обращения в другие органы или к другим уполномоченным лицам, например за совершением нотариальных действий, не определен), но ст.78 НК РФ предусмотрено, что зачет производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика.

В ст.333.42 НК РФ установлено, что проверку правильности исчисления и уплаты государственной пошлины в государственных нотариальных конторах, органах записи актов гражданского состояния и других органах, организациях, производящих в отношении плательщиков действия, за которые взимается государственная пошлина, осуществляют налоговые органы.

Г.Титова

Минфин России

Подписано в печать

23.03.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: <Документы для бухгалтера от 23.03.2005> ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2005, N 12) >
Вопрос: ...Предприятие издает приложение к журналу, которое распространяется бесплатно. Однако мы получаем выручку от заказчиков за оказание услуг по размещению в приложении информации (бухгалтерская, финансовая отчетность и т.д.). Возможно ли возмещение НДС по полиграфическим и иным услугам, связанным с выпуском приложения к журналу и фактически оплаченным нами поставщикам? ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2005, N 12)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.