Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Отчетность за I квартал 2005 года: памятка для бухгалтера ("Нормативные акты для бухгалтера", 2005, N 6)



"Нормативные акты для бухгалтера", 2005, N 6

ОТЧЕТНОСТЬ ЗА I КВАРТАЛ 2005 ГОДА: ПАМЯТКА ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

Времени на отдых после сдачи годовой отчетности у бухгалтеров не будет: настает время для очередной декларационной кампании - уже за I квартал 2005 г.

Бухгалтерская отчетность

Период сдачи промежуточной отчетности в отличие от годовой ограничен только последним сроком. Поскольку 30 апреля приходится на выходной день, в этом году последний день сдачи бухгалтерских отчетов за I квартал 2005 г. - 3 мая. А начать сдавать эти формы можно даже 1 апреля - с первого дня после окончания отчетного периода.

Формы бухгалтерской отчетности в этом году не изменились. За I квартал 2005 г. в налоговую инспекцию нужно представить Бухгалтерский баланс и Отчет о прибылях и убытках, утвержденные Приказом Минфина России от 22.07.2003 N 67н. Именно они включены в комплект бланков, который приложен к этому номеру журнала. Впрочем, это лишь типовые формы. Вы можете использовать их, если показатели, приведенные в образцах, соответствуют всем требованиям, предъявляемым к бухгалтерской отчетности (п. 5 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденных Приказом N 67н). То есть информация в ней должна отвечать принципам полноты, достоверности, существенности и нейтральности. Именно поэтому важно определить те существенные показатели, которые должны быть отражены в балансе или отчете о прибылях и убытках отдельной строкой. Напомним, что показатель считается существенным, если его нераскрытие может повлиять на экономические решения пользователей отчетности. В качестве ориентира Минфин предложил числовое значение в размере 5 процентов от величины итогов по соответствующим данным форм N 1 и N 2 (п. 1 Указаний). Впрочем, в своей учетной политике вы можете установить другой показатель существенности.

Не исключено, что для каких-то существенных данных, имеющихся в бухгалтерском учете организации, в типовых бланках не найдется нужных строк. Тогда организации нужно будет разработать собственные формы или раскрыть существенные показатели в пояснительной записке. Напомним, что в составе промежуточной бухгалтерской отчетности помимо баланса и отчета о прибылях и убытках можно представить и другие формы, которые являются обязательными для годовой отчетности (если таково требование учредителей или участников организации (п. 48 ПБУ 4/99)).

При применении собственных форм важно сохранить основные принципы построения отчетов. Так, например, разрабатывая форму баланса:

- статьи расположите в том же порядке, что и в типовой форме баланса, - по степени возрастания ликвидности;

- коды итоговых строк, строк разделов и групп статей баланса оставьте те же, что и в типовой форме.

Если вы составляете отчетность по самостоятельно разработанным формам, укажите это в учетной политике организации. Проследите, чтобы в них не было пустых строк. В случае отсутствия у фирмы данных по каким-либо статьям активов, пассивов, доходов или расходов, показатели по которым предусмотрены в образцах форм, эти показатели (строки, графы) не должны включаться в "собственные" формы (п. 5 Указаний). Так, например, если организация не использует в своей деятельности нематериальные активы, то в балансе у нее будет отсутствовать код показателя 110 "Нематериальные активы".

Обратите внимание: требование об отсутствии пустых строк действует в полной мере лишь в случае, если организация разрабатывает собственные формы N 1 и N 2. Если же она отчитывается на типовых бланках, в незаполненных строках вполне допустимо проставлять прочерки (п. 11 ПБУ 4/99).

Другой вопрос - кто должен заверять бухгалтерскую отчетность. Вправе ли ее подписывать доверенные лица (в отсутствие должностных лиц организации)? В общем случае на балансе и Отчете о прибылях и убытках свою подпись должны поставить руководитель и главный бухгалтер фирмы (п. 17 ПБУ 4/99, п. 5 Закона "О бухгалтерском учете"). Из этого правила есть исключения. Так, вместо главбуха заверить бухгалтерские отчеты могут:

- бухгалтер (при отсутствии в штате должности главного бухгалтера);

- руководитель специализированной организации (если учет ведет такая компания);

- руководитель централизованной бухгалтерии (если она есть на фирме);

- бухгалтер-специалист (если учет фирмы на договорных началах ведет он).

А вот руководитель фирмы должен ставить подпись на бухгалтерских документах в любом случае. При условии, конечно, что полномочия исполнительного органа организации не переданы по договору управляющей компании (управляющему). Такую возможность, например, допускает Закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах". Тогда за руководителя общества подпись будет ставить руководитель управляющей компании. За исключением таких особых случаев передавать по доверенности право подписывать бухгалтерскую отчетность (например, в отсутствие руководителя его заму) законодательством не разрешено.

Налоговая отчетность

В отличие от бухгалтерских отчетов, право подписывать налоговые декларации руководитель вправе доверить другому лицу. Многие действующие инструкции по заполнению налоговых деклараций предусматривают возможность для организаций подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в них, подписями не только руководителя и главного бухгалтера организации, но и уполномоченного представителя. Такую же норму содержат Единые требования к формированию и формализации налоговых деклараций (утв. Приказом МНС России от 31.12.2002 N БГ-3-06/756).

Однако в инструкциях к недавно измененным декларациям, которые утвердил Минфин, правила изменились (это относится, например, к декларации по ЕНВД, налогу на игорный бизнес, ЕСН, пенсионным взносам). На титульном листе у них нет строки для подписи уполномоченного представителя, а в инструкциях по заполнению деклараций теперь продублированы нормы из бухгалтерского законодательства. То есть написано, что вместо главбуха декларации могут подписывать бухгалтер-специалист, руководитель специализированной или централизованной бухгалтерии, а также руководитель организации - если учет ведет он лично. О том, что достоверность сведений в отчетности может удостоверять уполномоченный представитель, в приказах Минфина не сказано ни слова. Означает ли это, что теперь право подписи налоговых деклараций ограничено? В Минфине и инспекциях считают, что да. Вместе с тем базовые нормы Налогового кодекса не изменились. Статьи 26 - 29 этого документа предусматривают возможность для налогоплательщика-организации участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя. Например, руководители филиалов и представительств признаются законными представителями организации. И в рамках своей компетенции, которая определяется на основании положения о филиале (представительстве) и (или) доверенности, они вправе подписывать и представлять налоговые декларации в инспекцию. По вопросу, как "совместить" правила Налогового кодекса и инструкций по заполнению новых налоговых деклараций, скоро будут выпущены специальные разъяснения Минфина.

Обратите внимание: предприниматель или простой гражданин в отличие от организации не может доверить другому лицу подпись своей декларации о доходах (за исключением случаев, когда, например, вследствие болезни он не может собственноручно подписаться - п. 3 ст. 160 ГК РФ). Об этом неоднократно предупреждали инспекторы (см., например, Письмо УМНС России по г. Москве от 22.12.2003 N 27-08/70659).

А вот передавать в инспекцию отчеты через представителя могут и организации, и предприниматели. Единственное условие: у курьера должна быть доверенность, которая подтвердит его статус (п. 3 ст. 29 НК РФ).

Что касается форм налоговой отчетности, то массовых изменений бланков в этом году пока не произошло. Часть поправок в законодательстве, которые вступили в силу с начала этого года, не влияет на порядок заполнения налоговых деклараций. Поэтому останутся неизменными формы отчетности по транспортному, имущественному и "упрощенному" налогам. Единственный показатель, который требует "модернизации", - код бюджетной классификации. Но только из-за него изменять отчеты минфиновцы не считают целесообразным. Поэтому рекомендуют при изготовлении бланков увеличивать разрядность КБК до 20 знаков (Письма от 18.01.2005 N 0306-01-02/02, от 27.01.2005 N 03-06-04-002/03 <1>). Эту рекомендацию мы выполнили при подготовке нашего комплекта.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Документ опубликован в "НА" N 3, 2005.

Ждут своей регистрации в Минюсте новые декларации по НДС и акцизам. За те месяцы 2005 г., срок отчетности по которым наступит до момента вступления приказов в силу, нужно отчитываться по старым формам. Как их заполнять с учетом новых правил по торговле с Белоруссией, ФНС рассказала в своем Письме от 10.02.2005 N 03-04-08/21 <2>.

     
   ————————————————————————————————
   
<2> Документ опубликован в "НА" N 4, 2005.

Что касается налога на прибыль, то в настоящее время проект новой декларации находится на рассмотрении в Минфине. В связи с этим госслужащие выпустили разъяснения, как "приспособить" действующую форму к обновленной гл. 25 Налогового кодекса. Они опубликованы на с. 14.

Перемены ждут плательщиков "вмененного" налога. Новый Приказ Минфина опубликован на с. 11. Правда, на этот раз изменения касаются лишь Инструкции по заполнению декларации. Сама же форма осталась прежней.

Отчетность по налогу на игорный бизнес поменялась в январе этого года. У декларации обновился титульный лист.

Принципиально новых деклараций нужно ждать по тем платежам, главы о которых пополнили Налоговый кодекс с начала этого года. Речь идет о водном и земельном налогах. Отчетность по первому уже находится на регистрации в Минюсте, а вот по второму - еще в процессе разработки. Впрочем, новая форма будет иметь отношение лишь к тем плательщикам, на территории которых вступила в силу гл. 31 Налогового кодекса "Земельный налог". Для остальных регионов, в которых весь 2005 г. будет продолжать действовать Закон "О плате за землю", декларацию менять не собираются (Письмо Минфина России от 14.03.2005 N 03-06-02-02/17).

Конечно же, всех интересует вопрос: а что с квартальными отчетами по ЕСН и пенсионным взносам? Не повторится ли та же ситуация, которая сложилась при сдаче годовой отчетности, когда утверждение новых форм затянулось, а в инспекциях не принимали действующие бланки? Будем надеяться, что нет. В настоящее время новые формы находятся на утверждении у министра финансов, потом им предстоит пройти регистрацию в Минюсте. Ожидается, что к началу апреля этот процесс завершится. Тогда старые формы не понадобятся. Именно поэтому мы не включили их в наш комплект бланков. Новые декларации вы сможете скопировать из очередного номера журнала.

Обратите внимание: специалисты ФСС позаботились об обновлении своей отчетности заранее. Новая форма N 4-ФСС была утверждена еще в январе 2005 г.

Когда и как сдавать формы деклараций, смотрите в таблице.

     
   —————————————————————————————————————T——————————T——————————————————————————¬
   |             Вид отчета             |Срок сдачи|       Как заполнить      |
   +————————————————————————————————————+——————————+——————————————————————————+
   |Расчетная ведомость по средствам ФСС|15 апреля |"НА" N 2, 2005            |
   |(форма N 4—ФСС)                     |          |                          |
   +————————————————————————————————————+——————————+——————————————————————————+
   |Расчет по авансовым платежам по ЕСН |20 апреля |Форма декларации находится|
   |                                    |          |на стадии разработки      |
   +————————————————————————————————————+——————————+——————————————————————————+
   |Расчет по авансовым платежам по     |20 апреля |Форма декларации находится|
   |страховым взносам на обязательное   |          |на стадии разработки      |
   |пенсионное страхование              |          |                          |
   +————————————————————————————————————+——————————+——————————————————————————+
   |Декларация по НДС                   |20 апреля |"НА" N 1, 5, 2004 <3>     |
   +————————————————————————————————————+——————————+——————————————————————————+
   |Декларация по водному налогу        |20 апреля |Форма декларации находится|
   |                                    |          |на регистрации в Минюсте  |
   +————————————————————————————————————+——————————+——————————————————————————+
   |Декларация по налогу на игорный     |20 апреля |"НА" N 24, 2004, N 4, 2005|
   |бизнес                              |          |                          |
   +————————————————————————————————————+——————————+——————————————————————————+
   |Декларация по ЕНВД                  |20 апреля |"НА" N 24, 2004           |
   +————————————————————————————————————+——————————+——————————————————————————+
   |Декларация по "упрощенке"           |25 апреля |"НА" N 2, 2004            |
   +————————————————————————————————————+——————————+——————————————————————————+
   |Декларация по налогу на прибыль     |28 апреля |"НА" N 14, 2004 <3>       |
   +————————————————————————————————————+——————————+——————————————————————————+
   |Расчет регулярных платежей          |3 мая     |"НА" N 6, 2004            |
   |за пользование недрами              |          |                          |
   +————————————————————————————————————+——————————+——————————————————————————+
   |Декларация по налогу на имущество   |3 мая     |"НА" N 7, 2004 <4>        |
   L————————————————————————————————————+——————————+———————————————————————————
   
     
   ————————————————————————————————
   
<3> Ожидается утверждение новых форм. До момента вступления их в силу нужно отчитываться по действующим.

<4> Общефедеральная форма декларации действует только в тех регионах, где не утверждена собственная. Местные бланки публикуются в региональных приложениях к нашему журналу. Как их приобрести, читайте на с. 4.

Куда жаловаться

К сожалению, очень часто бухгалтерам приходится сталкиваться с трудностями во время сдачи отчетности. Бывает, что инспекторы отказываются принимать отчетность, если бухгалтеры не прикладывают к бумажному варианту еще и дискету с заполненными формами. Или на балансе не стоит штамп "статистики". Хотя федеральное налоговое и финансовое ведомства не раз предупреждали, что такие требования незаконны (Письма МНС России от 22.06.2004 N 06-5-03/866, Минфина России от 18.02.2004 N 16-00-10/3). Вы вправе сами решить, в какой форме - бумажной или электронной - вам удобнее сдавать отчетность (п. 2 ст. 80 НК РФ). Обязательность отметки отделений статистики на бухгалтерской отчетности также не предусмотрена нормативными документами.

А в этом году многие столкнулись с новой проблемой. Инспекторы не принимали действующие бланки деклараций по ЕСН и пенсионным взносам, а призывали бухгалтеров отложить сдачу отчетности и дождаться утверждения новых. Многочисленные обращения налогоплательщиков вынудили ФНС выпустить Письмо от 11.02.2005 N ММ-6-01/119 <5>, в котором федеральные инспекторы запретили своим подчиненным отказывать в приеме деклараций, если они представлены по форме, действующей на эту дату. Причем впоследствии такую отчетность пересдавать не нужно.

     
   ————————————————————————————————
   
<5> Документ опубликован в "НА" N 4, 2005 на с. 6.

Обратите внимание: зачастую организациям удается доказать, что инспекторы не вправе отказывать в приеме декларации даже в том случае, если она представлена на действительно устаревшем бланке (Постановления ФАС Центрального округа от 06.06.2003 N А09-780/03-16, ФАС Северо-Западного округа от 30.11.2004 N А56-23496/04, ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.03.2004 N А19-9693/03-30-Ф02-778/04-С1, ФАС Волго-Вятского округа от 30.01.2003 N А39-3091/02-156/11). Пункт 2 ст. 80 Налогового кодекса устанавливает для инспекций безоговорочную обязанность принять налоговую декларацию. Независимо от ее формы, наличия ошибок в заполнении и иных изъянов. Главное, чтобы представленный отчет соответствовал понятию "налоговая декларация". То есть представлял собой "письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением суммы налога" (п. 1 ст. 80 НК РФ). Другое дело, что впоследствии инспекторы вправе требовать представить "правильный" отчет. Но при этом штрафовать за "опоздание" они не могут (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 02.11.2004 N А56-18734/04, от 30.11.2004 N А56-23496/04). Справедливости ради отметим, что не принимать декларации по устаревшим формам инспекторам разрешает Регламент работы с налогоплательщиками (утв. Приказом МНС России от 10.08.2004 N САЭ-3-27/468 <6>). Но нормы Налогового кодекса ему противоречат.

     
   ————————————————————————————————
   
<6> Документ опубликован в "НА" N 16, 2004.

Как бухгалтеру защитить свои права без обращения в суд? Если инспектор не принимает отчетность, можно обратиться с жалобой непосредственно к руководителю ФНС. Но многие согласятся, что такое поведение может навлечь еще больше неприятностей на предприятие. Другой выход - позвонить по телефону "горячей линии", которые организованы в каждом территориальном УФНС, и попросить разрешить сложившуюся конфликтную ситуацию. Ниже мы приводим некоторые номера телефонов таких "горячих линий". Если вы не найдете в нем "своего" УФНС, получить такую информацию можно, позвонив в Федеральную налоговую службу. Тел. (095) 913-00-09.

     
   ———————————————————————————————————————T—————————————————————————¬
   |           Наименование УФНС          |         Телефон         |
   +——————————————————————————————————————+—————————————————————————+
   |УФНС России по г. Москве              |(095) 957—62—07          |
   +——————————————————————————————————————+—————————————————————————+
   |УФНС России по Московской области     |(095) 313—37—54          |
   +——————————————————————————————————————+—————————————————————————+
   |УФНС России по Иркутской области      |(3952) 26—07—97          |
   +——————————————————————————————————————+—————————————————————————+
   |УФНС России по Республике Татарстан   |(8432) 19—21—12          |
   +——————————————————————————————————————+—————————————————————————+
   |УФНС России по Калининградской области|(0112) 99—04—34          |
   +——————————————————————————————————————+—————————————————————————+
   |УФНС России по Кемеровской области    |(3842) 36—14—36          |
   +——————————————————————————————————————+—————————————————————————+
   |УФНС России по Нижегородской области  |(8312) 32—77—20          |
   +——————————————————————————————————————+—————————————————————————+
   |УФНС России по Новосибирской области  |(3832) 40—84—19          |
   +——————————————————————————————————————+—————————————————————————+
   |УФНС России по Самарской области      |(8462) 79—42—79          |
   +——————————————————————————————————————+—————————————————————————+
   |УФНС России по Республике Башкортостан|(3472) 25—35—17, 28—34—17|
   +——————————————————————————————————————+—————————————————————————+
   |УФНС России по Челябинской области    |(3512) 65—60—13          |
   +——————————————————————————————————————+—————————————————————————+
   |УФНС России по Сахалинской области    |(4242) 42—96—33          |
   +——————————————————————————————————————+—————————————————————————+
   |УФНС России по Краснодарскому краю    |(8612) 67—10—74          |
   +——————————————————————————————————————+—————————————————————————+
   |УФНС России по Приморскому краю       |(4232) 41—20—44          |
   L——————————————————————————————————————+——————————————————————————
   

Е.И.Кропотина

Аудитор

Подписано в печать

18.03.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: <Комментарий к Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 24.02.2005 N 3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц"> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2005, N 6) >
Статья: <Комментарий к Приказу Минфина России от 17.02.2005 N 23н "О внесении изменения в Приложение N 2 к Инструкции о порядке заполнения налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 ноября 2004 года N 96н"> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2005, N 6)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.