|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Обучение составителей и пользователей финансовой отчетности ("Аудиторские ведомости", 2005, N 4)
"Аудиторские ведомости", 2005, N 4
ОБУЧЕНИЕ СОСТАВИТЕЛЕЙ И ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ
Одной из основных проблем при массовом внедрении международных стандартов финансовой отчетности (МСФО), очевидно, станет кадровая - отсутствие достаточного количества квалифицированных учетных работников, обладающих необходимыми знаниями в этой области и способных осуществлять подготовку финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами. МСФО значительно сложнее российских правил бухгалтерского учета и требуют от финансистов большей профессиональной подготовки и знаний. Это предопределяет рост требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации финансовых и учетных работников, обеспечивающих ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности. В статье рассматриваются вопросы, связанные с обучением различных категорий пользователей и составителей отчетности, подготовленной по МСФО.
Сегодня становится все более очевидной потребность в квалифицированных специалистах, которые могут понимать и применять МСФО. Причем речь идет не только о подготовке отчетности, но и об использовании и понимании ее. Однако надо отдавать себе отчет в том, что за короткий срок невозможно подготовить достаточное количество специалистов, способных удовлетворить растущий спрос на услуги в этой сфере. Подготовка даже одного высококвалифицированного специалиста в области МСФО требует определенного времени. Кроме того, обучение может составить для организации существенную сумму затрат, как и подготовка отчетности по МСФО. Переход на МСФО требует серьезной, большой и кропотливой подготовки, причем подготовки не только компаний и профессионального сообщества, но и (хотя и в неменьшей степени) регулирующих органов и инвестиционного сообщества. Необходимо привлечь пользователей финансовой отчетности к проблеме внедрения МСФО. Для обеспечения надежности бухгалтерской отчетности по МСФО потребуются хорошо подготовленные профессионалы в компаниях, а также компетентные и независимые аудиторы. Аудиторы представляют собой важнейшее связующее звено, так как качество предоставляемой инвестору информации зависит напрямую от квалификации и качества работы аудитора.
Обучение директоров
Опыт показывает, что для внедрения МСФО нужна образовательная и разъяснительная работа на всех уровнях организации, а не только бухгалтеров. Соответствующая работа должна проводиться и с финансовыми службами, и с исполнительным руководством и даже на уровне совета директоров. Должно быть запланировано обучение специалистов бухгалтерских служб, а также проведена разъяснительная работа среди всех заинтересованных лиц и акционеров. Экономическое развитие любой организации возможно только на основе прозрачной, понятной, сопоставимой финансовой отчетности, и соответственно руководителям и собственникам компании нужна максимально полная и достоверная информация о ее финансовой и хозяйственной деятельности. Для безболезненного перехода на МСФО руководитель компании должен получить ответы на следующие вопросы: - достаточно ли у него ресурсов и знаний, чтобы внедрить МСФО; - каков план перехода на МСФО; - какие преимущества получит компания перед конкурентами, внедрив МСФО; - какие изменения необходимо внести в работу управляющей информационной системы компании после внедрения стандартов; - как внедрение МСФО повлияет на способы ведения бизнеса и функционирования бизнес-процессов; - какое влияние на финансовый результат окажет переход на МСФО.
Обучение государственных служащих
Чтобы хорошо ориентироваться и успешно работать в новых условиях, российским специалистам в разных сферах необходимы знания, позволяющие компетентно оперировать МСФО. Речь идет не только о бухгалтерах и аудиторах, внедрение МСФО в российских организациях и составление по-новому финансовой отчетности затронет и некоторые государственные службы, которые должны быть к этому подготовлены. Государственным статистическим органам следует принимать во внимание особенности составления финансовой отчетности по МСФО. Служащие, принимающие финансовую отчетность, должны уметь читать и понимать эту финансовую отчетность. Дополнительно организации, составляющие финансовую отчетность по МСФО, должны иметь возможность представлять обязательные статистические данные согласно МСФО (например, с использованием метода начисления при расчете доходов/расходов и принципа преобладания содержания над формой). Соответственно потребуется адаптация официальных методов обработки и использования поступающих от организации статистических сведений для анализа данных, составленных на основе МСФО. Налоговые службы, принимающие и проверяющие налоговую отчетность, составленную на основе финансовой отчетности по международным стандартам, должны быть знакомы с основными принципами МСФО. Необходимо решить вопрос обучения работников налоговых органов. Изменения в порядке ведения бухучета и составления финансовой отчетности, связанные с внедрением МСФО, не окажут серьезного влияния на налоговый учет. Изменения отразятся не на фактическом размере текущих налоговых обязательств, а на системе ведения учета и методе расчета налогов. Организации, представляющие финансовую информацию по МСФО, будут отражать свои отложенные налоговые обязательства с использованием системы МСФО в качестве отправной точки для налоговых расчетов. Например, компания переходит на международные стандарты финансовой отчетности начиная с 1 января 2006 г. В 2004 г. налоговые службы не принимают в качестве затрат расходы по переходу на МСФО (услуги по составлению учетной политики по МСФО, по трансформации финансовой отчетности). Но в соответствии с МСФО (IFRS) 1 компания обязана подготовить все входящие остатки по МСФО, т.е. фактически для представления первой финансовой отчетности по МСФО за 2006 г. компания обязана провести трансформацию остатков по данным за 2004 г., а это значит, что уже должна быть разработана и принята учетная политика по МСФО и проведена трансформация финансовой отчетности. При этом компания будет нести расходы, которые должны быть приняты в целях налогообложения.
Обучение бухгалтеров и аудиторов
Перед бухгалтерским и аудиторским сообществом стоит задача по изучению МСФО и развитию навыков работы с ними. В связи с этим особую актуальность приобретают вопросы, связанные с переподготовкой профессиональных бухгалтеров и аудиторов. В настоящее время организуется много курсов и семинаров по МСФО. Систематическое участие в семинарах по проблемам внедрения и практики применения МСФО позволит профессионально подготовить специалистов на всех этапах перехода на МСФО. Комиссия по разработке и обновлению программ квалификационных экзаменов и программ повышения квалификации аудиторов Совета по аудиторской деятельности Минфина России провела серьезную работу, направленную на введение курсов по изучению МСФО в планы постоянного повышения квалификации аудиторов. Институт профессиональных бухгалтеров России (ИПБ) разработал ряд мероприятий по совершенствованию подготовки и аттестации профессиональных бухгалтеров: введен специальный аттестат по ведению бухгалтерского учета по МСФО; сделан упор в системе спецкурсов по повышению квалификации на изучение МСФО, трансформацию российской отчетности в соответствии с МСФО, составление отечественной отчетности по МСФО. В дополнение к базовым курсам, в частности для аудиторов, предусмотрены углубленные знания отчетности коммерческих организаций, банков, страховых организаций, бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов по МСФО. Рассматриваются особенности не только отчетности по МСФО, но и ее аудита по международным стандартам аудита (МСА). В то же время следует отметить, что в связи с постоянными изменениями в международных стандартах наблюдается некоторое запаздывание в разработке программ обучения и переподготовки бухгалтерских кадров по МСФО.
Вузовское образование
Анализируя ситуацию переподготовки профессиональных бухгалтеров и аудиторов, нельзя забывать о подготовке бухгалтеров в высших учебных заведениях. Несмотря на то что сейчас многие учебные заведения предлагают программы обучения по МСФО, систематизированного подхода к образованию в области международных стандартов пока нет. Создать полноценную систему образования бухгалтеров по МСФО невозможно без поддержки на государственном уровне. Содержание международной программы показывает, что российские требования к подготовке профессиональных бухгалтеров с учетом вузовской подготовки экономистов полностью соответствуют международной программе. Однако названия отдельных учебных курсов отличаются от принятых в западных странах, в некоторых случаях программа дополнена отдельными курсами. В международной программе недостаточно отражено обучение методам анализа, умению их применять, не содержится даже самостоятельного курса финансового анализа, без знаний которого невозможна работа аудитора или финансового аналитика, хотя отмечается, что бухгалтер должен уметь анализировать и толковать финансовую отчетность, критически оценивать данные. В России из курса финансового учета по МСФО особо выделяют курс финансового анализа и анализа финансовой отчетности, а из курса управленческого учета - курс комплексного анализа хозяйственной деятельности, охватывающий анализ всей информации, необходимой для принятия управленческих решений. К проблемам высшего образования МСФО можно отнести нехватку квалифицированного преподавательского состава. Опыт высшего образования за рубежом, когда занятия в группах ведут практикующие аудиторы и бухгалтеры, может быть весьма полезным. Систему учебных курсов высших учебных заведений следует согласовать с программами подготовки профессиональных бухгалтеров и аудиторов, чтобы выпускник по направлению бухгалтерского учета, анализа и аудита имел возможность при наличии практического стажа сразу без дополнительной подготовки сдавать экзамены на профессионального бухгалтера и аудитора.
Международные стандарты обучения бухгалтеров
Для качественной подготовки профессиональных бухгалтеров и аудиторов требуется дальнейшее приближение бухгалтерского образования к международным стандартам и профессионального образования бухгалтеров ЮНКТАД ООН и Международной федерации бухгалтеров - МФБ (IFAC). В 2003 - 2004 гг. МФБ одобрены 7 международных стандартов образования (IES), которые вступили в силу с 1 января 2005 г. Предполагается, что все члены IFAC должны соответствовать этим стандартам. Стандарты включают комментарии по различным методам обучения и вопросам интеграции образования и практического опыта. Стандарты образования определяют профессиональные бухгалтерские знания, которые требуются для компетентного выполнения своих функций в качестве профессиональных бухгалтеров. Согласно IFAC знания могут быть получены в академической среде или программах профессионального обучения. Говоря об обучении бухгалтеров и аудиторов МСФО, необходимо уделять серьезное внимание изучению профессиональной этики и отношениям, которые профессиональные бухгалтеры должны приобрести в процессе образования. Программы профессионального бухгалтерского образования позволят бухгалтерам иметь профессиональное суждение и осуществлять действия, соответствующие этике, что служит интересам общества и профессии. ЮНКТАД ООН в 2003 г. утвердил пересмотренную типовую программу учебной подготовки профессиональных бухгалтеров, которая учитывает все требования стандартов бухгалтерского образования. Данная учебная программа - лишь одно из направлений установления квалификационных критериев для профессиональных бухгалтеров. Полная система этих критериев состоит из следующих компонентов: общие знания и навыки; профессиональное образование; квалификационные экзамены; необходимый практический опыт; непрерывность профессионального образования; программы сертификации. В целях международной унификации требований к профессиональной квалификации для международного сообщества были подготовлены соответствующие критерии. Такая унификация позволит восполнить пробелы в национальных системах подготовки кадров, снизить расходы на взаимное признание и расширить международную торговлю бухгалтерскими услугами.
Сертификация бухгалтеров
Вместе с обсуждением проблем обучения бухгалтеров международным стандартам нужно затронуть вопрос о возможной сертификации бухгалтеров по МСФО. В свое время Совет по МСФО уже предлагал создать программу сертификации бухгалтеров на знание и понимание МСФО. Предполагалось, что подготовка будет проводиться некоей независимой организацией за плату с перечислением Совету по МСФО суммы роялти. Но международным бухгалтерским сообществом было высказано несогласие с таким подходом, так как фактически предложение о введении дополнительной сертификации по МСФО привело бы к созданию новой квалификации по МСФО в дополнение к уже имеющимся национальным сертификациям профессиональных бухгалтеров и аудиторов. Проведение сертификации бухгалтеров, во-первых, не является уставными целями Совета по МСФО и, во-вторых, может привести к непониманию пользователей и составителей финансовой отчетности относительно целей такой сертификации. Комитет по образованию МФБ также высказался против такой сертификации, указав, что создание диплома и сертификата по МСФО - не в интересах общества и может привести к ущербу для профессии. В результате Совет по МСФО отказался участвовать в сертификации, а также в каком-либо виде подтвердить квалификацию прошедших обучение по специальным программам на знание МСФО бухгалтеров и аудиторов. Значимость же международно признанных сертификатов бухгалтеров и аудиторов основывается исключительно на авторитете выдавших их профессиональных бухгалтерских объединений и никак не подкреплена законодательно со стороны государства. Помимо известных ACCA и CPA на рынке России существует ряд квалификаций, являющихся законодательно признанными в странах, являющихся центрами международных финансовых рынков. Сертификацию СРА нельзя назвать сертификацией по МСФО, так как эта программа тестирует знание ГААП США. В целом как вариант международного признания можно считать квалификацию, являющуюся признанной в любой из стран, законодательно принявших МСФО для целей составления отчетности. Однако эти профессиональные сертификации, пусть даже и по МСФО, не на русском языке. В настоящее время появился ряд русскоязычных продуктов, претендующих на звание международно признанных. Профессиональная сертификация САР/CIPA учреждена в 2001 г. Международным советом сертифицированных бухгалтеров и аудиторов (МССБА) - организацией, объединяющей 13 профессиональных бухгалтерских и аудиторских ассоциаций из стран СНГ. МССБА был основан с целью содействия развитию и повышению статуса профессии бухгалтера и аудитора, внедрения и использования международных стандартов, принципов, практики и этики, разработанных МФБ. Данной программой сертификации предусматривается два уровня сертификации: сертифицированный практикующий бухгалтер (САР) и сертифицированный международный профессиональный бухгалтер (CIPA). Диплом по международной финансовой отчетности на русском языке представляет собой совместный диплом учебного центра ATC и ACCA. Сдача данного экзамена признается ACCA как эквивалент экзамена по уровню 2.5. Специалист, получивший сегодня фундаментальные знания по МСФО, должен постоянно следить за изменениями, происходящими в системе МСФО. И именно такой подход непрерывного обучения и повышения квалификации специалистов обеспечит успешную реализацию государственной программы по переходу на международные стандарты финансовой отчетности.
М.П.Солдатова Ведущий консультант по методологии учета по международным стандартам БДО Юникон Подписано в печать 18.03.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— ——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |