Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Служебное произведение. Авторский договор ("Советник бухгалтера", 2005, N 3)



"Советник бухгалтера", 2005, N 3

СЛУЖЕБНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ. АВТОРСКИЙ ДОГОВОР

В ст. 4 Закона РФ от 09.07.1993 N 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах" (далее - Закон) сказано, что автор - это физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение. Однако многие компании, вводя в хозяйственный оборот свои товары или услуги, в рекламе или другим образом заявляют о том, что являются обладателями прав на объект интеллектуальной собственности, в частности, объекта авторского права на программный продукт. Возникает вопрос, каким образом юридическое лицо в силу Закона может являться правообладателем, к примеру, на программный продукт (программу для ЭВМ или базу данных).

В авторском праве существует понятие служебного произведения. Согласно п. 1 ст. 14 Закона авторское право на произведение, созданное в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя (служебное произведение), принадлежит автору служебного произведения. Исключительные права на использование служебного произведения принадлежат лицу, с которым автор состоит в трудовых отношениях (работодателю), если в договоре между ним и автором не предусмотрено иное. Размер авторского вознаграждения за каждый вид использования служебного произведения и порядок его выплаты устанавливаются договором между автором и работодателем. Автор вправе при любом использовании служебного произведения указывать свое наименование либо требовать такого указания.

Однако на создание в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя энциклопедий, энциклопедических словарей, периодических и продолжающихся сборников научных трудов, газет, журналов и других периодических изданий (п. 2 ст. 11 Закона) данное положение не распространяется.

Произведение может считаться созданным в порядке выполнения служебного задания только тогда, когда содержанием такого задания является именно создание произведения. Если содержание служебного задания заключалось, например, в создании технической разработки без оформления ее результата в виде произведения - объекта авторского права - оно не может считаться созданным в порядке служебного задания.

Зачастую признаком служебных произведений является отнесение их к плановым работам соответствующих компаний. Однако плановой следует считать работу, выполнение которой предусматривалось утвержденным для автора индивидуальным планом, а также опубликованную работу, зачтенную с согласия автора в выполнение плана его работы. Сам по себе факт использования автором для создания произведения материалов организации, с которой автор состоит в трудовых отношениях, не может служить основанием для вывода, что выполненная автором работа является плановой.

Также служебными обычно признаются произведения, создаваемые в порядке выполнения служебных обязанностей штатными сотрудниками организаций. В том случае, если произведение штатного сотрудника не связано непосредственно с его трудовыми обязанностями, оно служебным не является.

В российском авторском праве есть ряд ограничений, связанных с использованием служебного произведения.

Работодатель не может без согласия автора сделать произведение доступным для публики, не вправе без согласия автора вносить в него какие-либо изменения (если это не предусмотрено соглашением сторон). Однако правомочия автора не носят неограниченного характера. Учитывается, что работодатель поручал автору создать произведение для того, чтобы оно могло быть использовано для определенных целей. Поэтому, хотя за автором и сохраняется возможность решать вопрос о готовности произведения к обнародованию, считается, что он обязан дать такое разрешение, так как иначе его отказ будет расценен как нарушение трудовых обязанностей. Автор также не может воспрепятствовать тому, чтобы на титульном листе были указаны наименование или символ организации, в рамках которой создано произведение.

Что же касается использования произведения, созданного в рамках служебного задания, исключительные права на использование такого произведения принадлежат лицу, с которым автор состоит в трудовых отношениях, если в договоре между ним и автором не предусмотрено иное. Это означает, что автор не вправе без согласия работодателя передать созданное им произведение для использования другим лицам. Напротив, работодатель может использовать такое произведение, как в своих собственных интересах, так и выдавать разрешение на его использование третьим лицам.

Особым образом решается вопрос о вознаграждении за использование произведения. Размер авторского вознаграждения за каждый вид использования служебного произведения и порядок его выплаты устанавливаются договором между автором и работодателем. То есть использование служебных произведений не может быть оплачено заработной платой автора, оно должно оплачиваться в виде дополнительного вознаграждения. Причем автор вправе претендовать на получение особого вознаграждения за каждый вид использования произведения.

Отношения между авторами, создающими произведения в порядке выполнения служебных обязанностей, и организациями-работодателями регламентируются заключенным между ними трудовым договором, который может предусматривать сохранение прав на использование созданных произведений за автором, включать условия использования служебных произведений, устанавливать порядок определения размера причитающегося автору дополнительного вознаграждения и т.п.

Использование произведения автора другими лицами осуществляется на основании авторского договора.

Давая общую характеристику авторского договора, нельзя не коснуться вопроса о типовых авторских договорах, которые до недавнего времени были неотъемлемой чертой советского законодательства. Их основное значение состояло в том, чтобы, с одной стороны, обеспечить в интересах участников договора нормативную базу для регулирования наиболее типичных вопросов в их взаимоотношениях, а с другой стороны, гарантировать авторам определенный минимальный уровень прав, который обеспечивался им пользователями. Безусловно, стороны могли в конкретных договорах отступать от их условий, включать в договор другие условия, исключать отдельные условия типового договора. К началу реформы авторского законодательства в стране действовало около двух десятков типовых авторских договоров, утвержденных союзными министерствами и ведомствами. Они выступали для участников будущего авторского договора в качестве рекомендуемого образца договора.

Новое авторское законодательство не предусматривает существования каких-либо типовых авторских договоров, а исходит из преимущества свободы авторского договора.

Авторский договор следует отличать от иных форм договорного регулирования отношений по созданию и использованию произведений науки, литературы и искусства. Так, на практике нередко возникает вопрос о разграничении авторского и трудового договоров, что имеет большое значение для установления объема прав создателя творческого произведения и его пользователя. Если произведение создано в рамках выполнения служебного задания, права по его использованию принадлежат работодателю, который должен обеспечить лишь соблюдение личных и имущественных прав автора. Издательства, научные, учебные и иные организации могут воспроизводить и распространять такие произведения в любые сроки, в любом объеме, в том числе переиздавать произведения, не спрашивая на это согласия авторов. Поэтому они нередко заинтересованы в том, чтобы их отношения с авторами рассматривались как трудовые.

В тех случаях, когда заключенный сторонами договор, в рамках которого создано творческое произведение, не содержит четкого указания на его трудовой характер, он может быть признан авторским. Вывод об этом может быть сделан лишь при наличии ряда условий. Прежде всего, предметом трудового договора является трудовая деятельность работника, соответствующая его должности и квалификации. Она может носить творческий характер, как, например, работа штатного фотографа журнала, но при этом подразумевается, что речь идет об исполнении определенной трудовой функции, а не о достижении конкретного, определенного соглашением сторон, творческого результата.

Также, когда совершенно очевидно, что стороны были связаны трудовым договором, необходимо определить, входило ли создание данного творческого произведения в трудовые обязанности его автора. Если произведение создано, хотя и штатным работником, но не в связи с исполнением своих трудовых обязанностей, автор произведения пользуется всеми предусмотренными законом правами, включая право на использование произведения.

Нередко возникает вопрос о разграничении авторского договора и договора подряда. Известно, что объем прав автора и подрядчика не совпадает. В частности, подрядчик выполняет свою работу на свой риск, результат его работы передается в собственность заказчика, который не несет перед подрядчиком никаких дополнительных обязанностей в связи с дальнейшим использованием результата, и т.д. По сравнению с подрядчиком автор находится в гораздо лучшем положении, поскольку в случае творческой неудачи ему может гарантироваться определенная часть предусмотренного договором вознаграждения, за ним сохраняются все основные авторские права на произведение, переходящее в собственность другого лица. Авторские договоры отличаются и от некоторых других договоров, связанных с использованием произведений. Например, отношения с киностудиями и организациями, занимающимися кинопрокатом, строятся по типу договора купли-продажи.

Также авторские договоры могут подразделяться на отдельные группы в зависимости от вида произведений, по поводу которых они заключаются. В связи с этим могут быть выделены, в частности, авторские договоры на создание и использование литературных, музыкальных, аудиовизуальных, архитектурных и других произведений.

В зависимости от того, является ли предметом договора уже готовое произведение или произведение, которое еще только необходимо создать, различаются авторские договоры заказа и авторские договоры на готовое произведение. Авторский договор заказа подробно регламентирует требования, предъявляемые к будущему произведению, в частности, определяет его жанр, назначение, объем и другие параметры, устанавливает сроки и форму представления работы заказчику, порядок устранения замечаний. Автор имеет право на получение аванса и несет ответственность за нарушение принятых на себя обязанностей. В тех случаях, когда предметом авторского договора является уже готовое произведение, оно обычно рассматривается и одобряется пользователем до заключения договора. Поэтому все указанные выше вопросы для данного договора значения не имеют, и основное внимание уделяется проблеме использования произведения.

Авторские договоры могут быть связаны с использованием еще не обнародованного произведения или произведения, которое уже доведено до всеобщего сведения. Как правило, это оказывает существенное влияние на такие условия авторского договора, как размер гонорара и форма его выплаты. Авторы не обнародованных произведений обычно получают особое вознаграждение за предоставление пользователю права на первое знакомство публики с произведением.

В соответствии с Законом об авторском праве автору в отношении его произведения принадлежат следующие личные неимущественные права:

- право признаваться автором произведения (право авторства);

- право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, то есть анонимно (право на имя);

- право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв;

- право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора).

Личные неимущественные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним в случае уступки исключительных прав на использование произведения.

Также автору в отношении его произведения принадлежат исключительные права на использование произведения (имущественные права) в любой форме и любым способом.

Исключительные права автора на использование произведения означают право осуществлять или разрешать следующие действия:

- воспроизводить произведение (право на воспроизведение);

- распространять экземпляры произведения любым способом: продавать, сдавать в прокат и так далее (право на распространение);

- импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт);

- публично показывать произведение (право на публичный показ);

- публично исполнять произведение (право на публичное исполнение);

- сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения путем передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир (право на передачу в эфир);

- сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств (право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю);

- переводить произведение (право на перевод);

- переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведение (право на переработку);

- сообщать произведение таким образом, при котором любое лицо может иметь доступ к нему в интерактивном режиме из любого места и в любое время по своему выбору (право на доведение до всеобщего сведения).

Если экземпляры правомерно опубликованного произведения введены в гражданский оборот посредством их продажи, то допускается их дальнейшее распространение без согласия автора и без выплаты ему авторского вознаграждения.

Примечание. В следующем номере журнала читайте про виды объектов авторского права и о правовой охране произведений.

О.С.Зайцева

Юрист,

патентный поверенный РФ

(рег. N 949)

Подписано в печать

16.03.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: 1 февраля 2005 г. к нам на фирму устроилась сотрудница, которая до этого нигде не работала. За первый месяц ей начислили зарплату в размере 5000 руб. С 1 по 4 марта сотрудница болела. Должны ли мы выплачивать пособие по временной нетрудоспособности за счет собственных средств? И если да, то в каком размере? ("Главбух", 2005, N 6) >
Статья: Учет лизинга оборудования у лизингополучателя ("Советник бухгалтера", 2005, N 3)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.