|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Санкции к некоммерческим организациям ("Бизнес-адвокат", 2005, N 6)
"Бизнес-адвокат", 2005, N 6
САНКЦИИ К НЕКОММЕРЧЕСКИМ ОРГАНИЗАЦИЯМ
Нам всем хорошо известен постулат "Закон суров, но это закон!" Однако применение общих санкций ответственности в одинаковой степени ко всем нарушителям, без учета их индивидуальности (уровня доходов и т.д.), не всегда видится разумным.
Статья 119 НК РФ устанавливает ответственность налогоплательщика за непредставление налоговой декларации и за представление налоговой декларации с нарушением срока, установленного для ее представления. Налогоплательщиками являются как физические лица, так и организации, в том числе некоммерческие. Как известно, в случае непредставления декларации в установленный законом срок налоговая инспекция применяет штрафные санкции в порядке, установленном ст.119 НК РФ. Но во всех ли случаях такая мера является оправданной и разумной? Например, некоммерческая организация А является детской правозащитной организацией, не осуществляет никаких операций по счетам в течение I квартала текущего года, представляет нулевую декларацию о своей деятельности за I квартал в налоговую инспекцию, но срок представления нарушает. Налоговая инспекция налагает штраф по ст.119 НК РФ. Ситуация начинает развиваться по следующему сценарию. Признавая свою вину, некоммерческая организация желает погасить сумму штрафа, но денег на это у нее нет. Налоговый орган решает, что поскольку добровольно А не погашает сумму штрафа, то необходимо взыскать ее в судебном порядке и плюс еще судебные издержки. Что же дальше? Судебное решение нужно исполнять. А реально возможно ли исполнение? Налоговая инспекция выставляет на расчетный счет А инкассовое поручение, чтобы списать присужденные ей деньги в безакцептном порядке. Но деньги на счет некоммерческой организации А не поступают, и решение вследствие этого не исполняется. Кто-то может спросить, зачем нужно было взыскивать сумму штрафа в судебном порядке, если решение неисполнимо. А кто-то спросит, неужели нельзя было применить какую-нибудь другую санкцию, кроме штрафа. Ведь отчетность была за квартал, а не за год. К сожалению, в НК РФ за налоговые правонарушения установлен один вид ответственности - штраф. Никаких предварительных действий, таких как предупреждение, в Кодексе не предусмотрено. Вот и получается, что некоммерческая организация хотела бы заплатить, а нечем; налоговая хотела бы взыскать, а нечего. Абсурдно?!
Очевидно, что в аналогичных ситуациях нужны иные рычаги реагирования на нарушения. Включить в полномочия налоговой инспекции более широкий перечень средств реагирования на совершенные налоговые правонарушения, например представление об устранении нарушений или предостережение о недопустимости нарушения. А не бить рублем по тем налогоплательщикам, которые не имеют даже собственных средств и существуют только за счет благотворительных взносов. Штрафная санкция в этом случае неэффективна. При ее применении цель - восстановление нарушенного права - не достигается. Необходимо менять создавшуюся ситуацию, а именно: внести поправки в НК РФ. Санкции статей за совершенные налоговые правонарушения сделать альтернативными, что позволит более эффективно воздействовать на правонарушителей.
Комментарий. Согласно пп.4 п.1 ст.23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете". В соответствии с п.1 ст.80 НК РФ налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Кроме того, Президиум ВАС РФ в Информационном письме от 17 марта 2003 г. N 71 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации" указал на то, что отсутствие у налогоплательщика по итогам конкретного налогового периода суммы налога к уплате само по себе не освобождает его от обязанности представления налоговой декларации по данному налоговому периоду. В силу положений НК РФ обязанность налогоплательщика представлять налоговую декларацию по тому или иному виду налога обусловлена не наличием суммы такого налога к уплате, а положениями закона об этом виде налога, которыми соответствующее лицо отнесено к числу налогоплательщиков данного налога. Таким образом, лицо, являясь налогоплательщиком, обязано представлять налоговые декларации в установленные законом сроки независимо от результатов расчетов сумм налогов к уплате по итогам тех или иных налоговых периодов.
О.Карпова Помощник юриста ОО "Сутяжник"
М.Маркова Зам. нач. отдела Управления налогового контроля ФНС России, советник налоговой службы II ранга Подписано в печать 16.03.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |