Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Интервью: Ценные планы Минфина ("Главбух", 2005, N 6)



"Главбух", 2005, N 6

ЦЕННЫЕ ПЛАНЫ МИНФИНА

Шаталов Сергей Дмитриевич - заместитель министра финансов РФ.

Минфин представил на "круглом столе" в Совете Федерации концепцию законопроекта с изменениями в ст.ст.20 и 40 Налогового кодекса РФ - о трансфертном ценообразовании. В ближайшее время законопроект будет разработан и вынесен на обсуждение Госдумы. Но жаркие дебаты вокруг новых поправок, которые поставят налогоплательщиков в более жесткие рамки, уже начались...

- Сергей Дмитриевич, ведь законопроект о ценообразовании уже побывал в Госдуме. Почему в свое время правительство его отозвало?

- Почти пять лет правительственный законопроект, касающийся трансфертного ценообразования, стоял в очереди на рассмотрение в Госдуме, но так его и не дождался. Сейчас он действительно отозван, потому что за это время проблема изменилась, появились новые нюансы, новые злоупотребления. Соответственно правительство готовит новый проект закона, у которого, мы надеемся, будет более счастливая судьба.

- Что именно подразумевается под трансфертным ценообразованием?

- Определения этого термина нет ни в гражданском законодательстве, ни в Налоговом кодексе. Тем не менее он широко употребляется. Как правило, в международной практике под ним понимают ценообразование между взаимозависимыми или родственными компаниями. В России это также внешнеторговые и бартерные сделки. В законопроекте термин пропишут четко.

- Приведите, пожалуйста, примеры ситуаций с трансфертным ценообразованием.

- Прежде всего, это сделки с офшорными компаниями. Причем офшорные зоны могут быть как внутренние, так и внешние. Сейчас с помощью трансфертных сделок можно легко увести деньги из-под налогообложения. Кроме того, сегодня региональные власти имеют право снижать ставку налога на прибыль на 4 процента. И некоторые коммерческие структуры пользуются этим, чтобы уводить прибыль в те регионы, где ставка налога ниже. А иногда капитал переводят не в целях экономии, а по политическим соображениям.

- Наверное, в таких случаях большое значение имеют отношения бизнесменов с властями региона?

- Разумеется. Допустим, некая корпорация поддерживает губернатора одного региона и не принадлежит к числу сторонников губернатора другой области, где у нее есть особые подразделения или зависимые компании. В этой ситуации тоже вполне можно добиться того, чтобы все налоги, пусть те же суммы, уплачивались там, где это по политическим или каким-то иным причинам представляется наиболее выгодным. Такие сделки инспекции будут контролировать: налоги должны быть уплачены в бюджет того региона и в тех размерах, как предусмотрено законодательством.

- Есть еще способы снижать налоги с помощью трансфертных цен?

- Еще есть так называемая торговля убытками. Представьте две компании, работающие в одинаковых условиях. Но одна из них имеет большие прибыли, а вторая - убытки. Совершив сделку по специальным ценам, они могут поделиться своими излишками. И первая фирма уменьшит налогооблагаемую прибыль.

- Используется ли трансфертное ценообразование для незаконного возмещения НДС?

- Да, когда создается фирма-"однодневка", в которой концентрируются все налоги, в том числе и НДС. Потом она бесследно исчезает, а другие участники схемы заявляют вычет налога, который никогда не поступал в бюджет. Приведу еще один пример незаконного ценообразования, с которым мне недавно пришлось столкнуться. Сельхозпроизводитель подпадает под специальный режим налогообложения. Он добывает песок и продает его другой компании, принадлежащей тому же лицу. Причем цена занижена в сто раз. В результате, во-первых, экономия на налогах. А во-вторых, если продавать песок по рыночным ценам, то выручка будет настолько значительной, что предприятие лишат права работать на спецрежиме.

- Государство стремится контролировать сделки с трансфертным ценообразованием. Означает ли это, что предприятиям будут диктовать цены, по которым продавать товары?

- Ни в коем случае. Предприниматели могут покупать и продавать товары по любым ценам. А вот налоги должны платиться так, чтобы бюджет не страдал.

- Какие изменения, касающиеся трансфертного ценообразования, предлагается внести в Налоговый кодекс?

- Есть два блока поправок - в ст.ст.20 и 40 Кодекса. Так, ст.20 устанавливает критерии, по которым организации можно признать взаимозависимыми. Но сейчас этот перечень слишком узкий, не для современного бизнеса. Для компаний это вообще только один случай: когда одной организации принадлежит минимум 20 процентов уставного капитала или акций другой фирмы. Получается, что две сестринские компании, которые принадлежат одному и тому же собственнику, формально взаимозависимыми не являются. Так же как и те предприятия, у которых один совет директоров. Поэтому перечень критериев необходимо увеличить.

- Сейчас признать компанию виновной в "неправильном" ценообразовании и взыскать с нее налоги можно только через суд...

- Это правило останется. Взыскание недоплаченных налогов должно производиться только по постановлению суда. В бесспорном порядке инспекторы смогут доначислять налоги только в конкретных случаях, которые мы четко оговорим в Налоговом кодексе. А вообще неплохо было бы утвердить ориентиры, чтобы не признавать взаимозависимыми всех и вся. Бизнес должен иметь право, особенно если речь идет о контролируемых ценах, обосновывать свою позицию.

- А что изменится в ст.40?

- Она определяет, при каких обстоятельствах цену сделки можно скорректировать, чтобы доначислить налоги. Статья говорит о нескольких видах контролируемых сделок. Это взаимозависимые, внешнеторговые, бартерные и товарообменные операции.

- Каковы будут критерии сделки, по которой должны быть доначислены налоги?

- На сегодняшний день сделка считается сомнительной, только если цена товара отличается более чем на 20 процентов от рыночной. Причем пока Налоговый кодекс не дает четкого определения рыночной цены - его еще нужно будет прописать. Я думаю, стоит отказаться от ценового коридора "плюс-минус 20 процентов от рыночной цены". Можно ориентироваться на минимальные и максимальные цены рынка.

- Инспекции станут проверять всю документацию по всем сделкам?

- Нет-нет. Уже обсуждается, установить минимальный оборот сделки, которая подлежит проверке, или же определить нижний уровень годовой выручки контролируемых лиц. Помимо этого предлагается утвердить закрытый перечень документов и сведений, которые налогоплательщики должны будут представлять в налоговые органы.

- Когда, по вашим прогнозам, закон будет принят? И с какого года он вступит в силу?

- Я думаю, что законопроект будет рассмотрен Думой в осеннюю сессию и принят уже в этом году. Да и его применение, уверен, откладывать тоже не станут.

Беседовала

Л.Зимина

Подписано в печать

16.03.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: <Налоговое обозрение от 16.03.2005> ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2005, N 11) >
Статья: Новые нюансы в оформлении документов при торговле с Белоруссией ("Главбух", 2005, N 6)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.