|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Проблемы налогообложения нефтедобычи ("Налоги и налогообложение", 2005, N 3)
"Налоги и налогообложение", 2005, N 3
ПРОБЛЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НЕФТЕДОБЫЧИ
Система налогообложения нефтяной отрасли за последние годы перепробовала много механизмов изъятия ренты. Основными налогами, с помощью которых государство пытается изымать ренту, являются: - налог на добычу полезных ископаемых; - экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты; - налог на прибыль. До 2002 г. существовало три основных налога, непосредственно связанных с нефтедобычей: налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы, налог за пользование недрами и акциз на нефть. Первоначально самым проблемным из трех налогов был акциз, который зависел от объема добытой нефти и взимался по ставкам. Акциз пытались дифференцировать по компаниям, по месторождениям в зависимости от их экономических и геологических характеристик. В итоге пришли к единым ставкам. Поскольку система налогообложения оказалась неэффективной, с 2002 г. было принято решение ввести налог на добычу полезных ископаемых. По вопросам взимания этого налога также не стихают ожесточенные дискуссии. Объектом налогообложения по данному налогу признаются:
- полезные ископаемые, добытые из недр на территории РФ на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством РФ; - полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства; - полезные ископаемые, добытые из недр за пределами территории РФ, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией РФ, а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора. Налоговая база, высчитываемая каждым налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого, определяется как стоимость добытых полезных ископаемых, исчисленная исходя из объема добытых полезных ископаемых и примененного способа оценки, или как количество добытого полезного ископаемого в натуральном выражении (для попутного газа, газа горючего природного). В НК РФ предусмотрено два способа определения количества добытого полезного ископаемого: 1) прямой (посредством применения измерительных средств и устройств); 2) косвенный (по показателям содержания добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр минеральном сырье). В случае если определение количества добытых полезных ископаемых прямым методом невозможно, применяется косвенный метод. При этом применяемый метод определения количества добытого полезного ископаемого подлежит утверждению в учетной политике налогоплательщика и применяется в течение всей деятельности по добыче полезного ископаемого. Оценка полезных ископаемых может производиться на основании следующих способов: - исходя из сложившейся у налогоплательщика за соответствующий период цен реализации без учета государственных субвенций; - исходя из сложившейся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого; - исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых. Налоговая ставка по налогу установлена по видам добытых полезных ископаемых, по отдельным добытым полезным ископаемым, а также по полезным ископаемым, обладающим определенным признаком. На период с 1 января 2002 г. по 31 декабря 2004 г. налоговая ставка составляла 340 руб. на одну тонну. С 1 января 2005 г. налоговая ставка, применяемая к нефти и газовому конденсату, составляет 16,5%. При этом налоговая ставка применяется с коэффициентом, характеризующим динамику мировых цен на нефть, - Кц. Данный коэффициент ежемесячно определяется налогоплательщиком самостоятельно, как отношение значения величины, исчисляемой как произведение значения среднего за налоговый период курса доллара США к рублю РФ и разницы между значением среднего за налоговый период уровня цен сорта нефти "Юралс" в долларах США за один баррель нефти и числа 8, к числу 252:
Кц = (Ц - 8) x Р/252
где Ц - средний уровень цен сорта нефти "Юралс", Р - среднее значение ЦБ РФ курса доллара США к рублю РФ за налоговый период. Сумма НДПИ исчисляется как произведение налоговой базы и соответствующей налоговой ставки. Налог уплачивается по месту нахождения каждого участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование. При этом сумма налога рассчитывается из доли полезного ископаемого, добытого на каждом участке недр, в общем количестве добытого полезного ископаемого соответствующего вида. Сумма налога, исчисленная по полезным ископаемым, добытым за пределами РФ, подлежит уплате по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя. Главным достоинством НДПИ являются простота его администрирования и увеличение платежей по сравнению с предыдущими налогами (отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, акциз, налог за пользование недрами (роялти). Основным недостатком НДПИ является его привязка к мировым ценам. Так как многие нефтяные компании не имеют возможности экспортировать всю добываемую нефть, а внутренняя цена намного ниже экспортной, то НДПИ оказывается еще хуже налога за пользование недрами. Очень много споров возникло и в связи с идеей дифференциации НДПИ. Введение дифференциации, на первый взгляд, должно оказать положительный эффект. Различные ставки призваны учесть различные факторы, влияющие на экономику проектов. Например, в случае нефтяных месторождений это такие качественные характеристики, как плотность, содержание примесей, глубина залегания пласта, обводненность, истощенность месторождения. Дифференциация позволяет разрабатывать нерентабельные месторождения с высокой себестоимостью, большой обводненностью. Она позволяет увеличивать конкурентоспособность компаний, разрабатывающих "плохие" месторождения, а также средних и маленьких нефтяных компаний. Во многих нефтедобывающих странах налоги за пользование недрами дифференцируются. Чаще всего встречается дифференциация между сушей и шельфом (на шельфе ставки обычно ниже). Ставки налога могут дифференцироваться в зависимости от уровня добычи: чем выше добыча, тем выше ставки. При малых уровнях добычи налог за пользование недрами может вообще не взиматься. Многие применяют налоговые каникулы, когда налог начинает взиматься, только когда добыча достигла определенного уровня. Необходимо заметить, что дифференциация не всегда может оказать положительный эффект. Многие считают, что чем больше месторождение, тем выше должна быть ставка налога. Однако многие крупные месторождения находятся на пике своей рентабельности, а мелкие могут приносить гораздо больше прибыли. Например, шельфовые месторождения - практически все крупные. В то же время добыча на таких месторождениях требует гораздо больших технических и финансовых средств. Многие считают, что введение дифференциации по экономико-географическим или горно-геологическим факторам будет гораздо выгоднее для государства. Кто-то считает, что это подстегнет многие нефтяные компании разрабатывать нерентабельные месторождения, другие, наоборот, полагают, что, введя дифференциацию, нефтяные компании не будут слишком заинтересованы в разработке "плохих" месторождений, так как в связи с ростом добычи нет особой необходимости в разработке замыкающих месторождений. С другой стороны, мнение о том, что целесообразно перенести большее бремя с НДПИ на экспортные пошлины, вызывает положительный отклик у многих в связи с тем, что Россия в ближайшие несколько лет будет оставаться одним из крупнейших экспортеров нефти. Поэтому при реформировании налогового законодательства в области недропользования необходимо учитывать специфику России, ее достаточно высокую обеспеченность запасами, высокую долю экспорта и низкий уровень налогового администрирования.
В.В.Ерин Юрисконсульт ЗАО "Зарубежнефтегаз" Подписано в печать 15.03.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |