Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Разработка методики дифференциации налоговых ставок при стимулировании развития малого предпринимательства ("Налоги и налогообложение", 2005, N 3)



"Налоги и налогообложение", 2005, N 3

РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ НАЛОГОВЫХ СТАВОК

ПРИ СТИМУЛИРОВАНИИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

В настоящее время в России актуальными являются как проблема развития малого предпринимательства, так и задача повышения налоговых поступлений в бюджет от малых предприятий.

Развитие малого предпринимательства имеет особое значение для экономики страны, регионов и муниципальных образований. Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает экономике необходимую гибкость: полнее удовлетворяется рыночный спрос, следовательно, увеличиваются доходы субъектов малого предпринимательства, что приводит к росту налоговых поступлений в бюджет. И, как следствие, улучшение социального климата: рост уровня жизни и занятости населения. Таким образом, развитие малого предпринимательства оказывает комплексное влияние на экономическую и социальную жизнь общества.

Развития малого предпринимательства можно достичь за счет реализации различных направлений государственной политики поддержки малого предпринимательства. Но для субъектов малого предпринимательства первостепенное значение имеют два пути: изменение системы их налогообложения и оказание финансовой помощи со стороны государства.

Предлагается стимулировать развитие малого бизнеса путем использования методики дифференциации налоговых ставок, в основе которой лежит идея предоставления в части налоговой ставки, идущей в региональный бюджет, льгот для малых предприятий.

Методика дифференциации налоговых ставок представляет собой последовательность этапов, результатом осуществления которых являются налоговые ставки, дифференцированные по определенному признаку. Каждый этап рассматриваемой методики имеет цель, которая является частью общей цели методики - установления дифференцированных ставок налогов.

Целью первого этапа является определение диапазона налоговой ставки, в пределах которого она изменяется. Реализация этой цели возможна двумя путями: либо границы диапазона установлены законодательно (налог на прибыль), либо устанавливаются экспертным путем (НДС), но в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Например, законодательно установлены пределы дифференциации региональной части ставки налога на прибыль с 13 до 17%.

Целью второго этапа является определение рейтинга предприятий (отраслей, видов деятельности) для осуществления дифференциации ставок налога. Для определения рейтинга необходимо выбрать критерий, с помощью которого будет определяться рейтинг либо который сам будет рейтингом. Так, в случае налога на прибыль при определении рейтинга используется коэффициент эффективности инвестирования Кэи, равный отношению прироста прибыли предприятия за определенный период к сумме, направленной предприятием на саморазвитие за тот же период. Он и является в данном случае рейтингом предприятия. В случае НДС рейтинг рассчитывается с помощью такого критерия, как угол наклона векторов развития и поощрения.

Третий этап предназначен для определения уравнения экспоненциальной функции, отражающей степень прогрессивности изменения ставки налога от значений рейтинга, рассчитанных на втором этапе. Эта задача разрешается при участии экспертов и с использованием программы STATISTICA. С помощью экспертов рассчитывается радиус дуги, определяющей степень прогрессивности функции, уравнение которой необходимо получить. С помощью использования программы STATISTICA на основании координат трех точек, лежащих на дуге, радиус которой определяется экспертами, рассчитывается уравнение экспоненты.

Задача четвертого этапа состоит в получении конкретных дифференцированных ставок налога. Эта задача разрешается путем расчета по известному уравнению экспоненты для рейтингов предприятий точек на оси ординат, которые после приведения их в соответствующий масштаб означают дифференцированную налоговую ставку.

Пятый этап предназначен для корректировки полученных ставок налогов в соответствии со стратегическими и тактическими целями дифференциации.

Таким образом, реализация указанных этапов методики дифференциации налоговых ставок обуславливает получение дифференцированных ставок налогов для разных предприятий (отраслей, видов деятельности) в зависимости от эффективности их функционирования и уровня развития.

Эффективность предлагаемой методики для государства доказывается расчетным путем. Как показали расчеты, например, для Республики Башкортостан применение методики дифференциации налоговых ставок приведет к повышению поступления НДС на 4% и снижению поступления налога на прибыль на 2,5%. В итоге, с учетом удельного веса каждого налога в общих налоговых поступлениях в бюджет Башкортостана, поступление налогов в первый год увеличится на 1,56%, а во второй - почти на 3,1%.

Таким образом, для государства целесообразно применять методику дифференциации налоговых ставок при стимулировании развития малого предпринимательства.

Ж.Б.Ческидова

Уфимский государственный

авиационный технический университет

Подписано в печать

15.03.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Анализ налоговых полномочий органов власти Российской Федерации в части установления налоговых ставок и налоговых льгот ("Налоги и налогообложение", 2005, N 3) >
Статья: Новые контуры земельного налога: система законодательства о земельном налоге ("Налоги и налогообложение", 2005, N 3)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.