|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Оплата труда в учреждениях здравоохранения в 2005 году ("Советник бухгалтера в здравоохранении", 2005, N 3)
"Советник бухгалтера в здравоохранении", 2005, N 3
ОПЛАТА ТРУДА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В 2005 ГОДУ
"Условия оплаты труда - совокупность норм оплаты труда (тарифных ставок (окладов), должностных окладов, доплат, надбавок, премий и других компенсационных и стимулирующих выплат), установленных за выполнение трудовых обязанностей и норм труда, порядок их применения, отражающий особенности деятельности работников бюджетных учреждений". Единые рекомендации по системам оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджетов на федеральном, региональном и местном уровнях.
В связи с принятием Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 1 января 2005 г. Минздравсоцразвития России уже не определяет единые принципы оплаты труда работников учреждений здравоохранения, находящихся на бюджетном финансировании, на основе Единой тарифной сетки и порядок формирования тарифных окладов (ставок), а также выплат компенсационного и стимулирующего характера, предусмотренных действующим законодательством РФ. То есть действие Приказа Минздрава России от 15.10.1999 N 377 "Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения" (ред. от 05.08.2003) распространяется только на учреждения, финансируемые из федерального бюджета. В субъектах РФ должны были быть приняты свои приказы, постановления, а возможно, и законы, определяющие порядок оплаты труда работников учреждений, финансирующихся из соответствующего бюджета. А органы местного самоуправления, в свою очередь, самостоятельно определяют заработную плату подведомственных им учреждений. В соответствии со ст. 143 ТК РФ тарифная система оплаты труда работников федеральных государственных учреждений устанавливается Правительством РФ в порядке, установленном федеральным законом. Тарифная система оплаты труда работников государственных учреждений субъектов Федерации и порядок ее применения устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ, тарифная система оплаты труда работников муниципальных учреждений и порядок ее применения - органами местного самоуправления. Тарифная система оплаты труда работников других (кроме бюджетных) организаций может определяться коллективными договорами, соглашениями с учетом единых тарифно-квалификационных справочников и государственных гарантий по оплате труда. С целью формирования единых подходов к оплате труда работников бюджетной сферы на основании ст. 135 ТК РФ Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений ежегодно разрабатывает единые рекомендации по системе оплаты труда, включая ставки (оклады), доплаты и надбавки, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работников организаций, финансируемых из бюджетов на федеральном, региональном и местном уровнях, которые учитываются Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления при определении размеров финансирования учреждений здравоохранения и других учреждений бюджетной сферы. На 2005 г. Единые рекомендации по системам оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджетов на федеральном, региональном и местном уровнях, были утверждены 29.12.2004 (Протокол N 4). Российская трехсторонняя комиссия по регулированию трудовых отношений была создана в соответствии с Федеральным законом от 01.05.1999 N 92-ФЗ "О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений". Комиссия состоит из представителей общероссийских объединений профессиональных союзов, общероссийских объединений работодателей, Правительства РФ.
Комиссии в соответствии со ст. 35 ТК РФ являются органами социального партнерства. Аналогичные комиссии созданы (или могут быть созданы в ближайшее время) в субъектах РФ и муниципальных образованиях. Рекомендации по условиям оплаты труда работников бюджетных учреждений являются основой для разработки соответствующих рекомендаций трехсторонними комиссиями по регулированию трудовых отношений субъектов РФ и муниципальных образований для осуществления мер по организации оплаты труда работников бюджетной сферы. На отраслевом уровне могут образовываться комиссии для ведения коллективных переговоров, подготовки проектов отраслевых (межотраслевых) соглашений и их заключения. Отраслевые комиссии могут образовываться как на федеральном уровне, так и на уровне субъекта РФ. Рекомендации Российской комиссии разработаны с целью формирования подходов к регулированию заработной платы работников государственных и муниципальных бюджетных учреждений с учетом размеров и условий оплаты труда, действующих по состоянию на 31 декабря 2004 г. Рекомендации принимаются за основу Правительством РФ, органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления при подготовке и утверждении законодательных и нормативных правовых актов по оплате труда работников бюджетных учреждений. То есть фактически, с учетом того, что формирование новых федеральных, региональных и территориальных систем оплаты труда работников бюджетной сферы потребует определенного времени и финансовых затрат, на период до их введения в полном объеме рекомендуется ориентироваться на действующую систему оплаты труда. В 2005 г. рекомендуется применять тарифную систему оплаты труда работников бюджетной сферы на основе ЕТС с сохранением 18 разрядов и действующих межразрядных тарифных коэффициентов, устанавливающих соотношение ставок первого и восемнадцатого разрядов 1 : 4,5. Ставка первого разряда ЕТС по оплате труда работников федеральных государственных учреждений устанавливается Правительством РФ. Ставка первого разряда ЕТС по оплате труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливается соответственно органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. При наличии в соответствующих бюджетах необходимых финансовых средств органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления могут устанавливать тарифные ставки (оклады) более высоких размеров, чем это предусмотрено на федеральном уровне. Если субъект получает дотации из федерального фонда поддержки субъектов РФ, то уровень заработной платы в нем должен быть равен заработной плате в федеральных учреждениях. Аналогично, размеры оплаты труда работников муниципальных учреждений в муниципальных образованиях, получающих дотации в целях выравнивания бюджетной обеспеченности, определяются в соответствии с предельными нормативами, установленными законодательными и нормативными правовыми актами соответствующего субъекта РФ. При этом рекомендуется повысить заработную плату работников бюджетных учреждений в течение 2005 г. минимум на 30 и максимум на 50%. Отметим, что согласно ст. 5.31 КоАП РФ невыполнение или нарушение обязательств по соглашению влечет за собой штраф в размере от 30 до 50 МРОТ. Определены выплаты компенсационного и стимулирующего характера. К выплатам компенсационного характера относятся: - повышения ставок заработной платы (окладов) за работу с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда; - доплаты за работу в ночное время; - доплаты за работу в выходные и нерабочие праздничные дни; - доплаты за совмещение профессий (должностей); - доплаты за выполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы; - другие аналогичные выплаты. Размеры и порядок этих выплат устанавливаются законодательными и нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления. К выплатам стимулирующего характера относятся: - надбавки за стаж непрерывной работы; - надбавки к окладам по должности "доцент", "профессор"; - надбавки за сложность или напряженность выполняемой работы; - доплаты за наличие ученой степени кандидата наук, доктора наук; - премии и вознаграждения; - другие аналогичные выплаты, такие как выплаты (повышение разряда) за звание "Заслуженный врач", "Народный врач", за наличие квалификационной категории и т.п. Размеры и порядок выплат, носящих постоянный характер, устанавливаются законодательными и нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления. Размеры, порядок и условия применения других стимулирующих выплат устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами. Также в соответствии со ст. 148 ТК РФ повышенная оплата труда работников учреждений, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и других местностях с особыми климатическими условиями, производится в виде выплат районного коэффициента и процентных надбавок к заработной плате в порядке и размерах, устанавливаемых Правительством РФ. До принятия соответствующих нормативных правовых актов РФ к заработной плате работников учреждений, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, применяются районные коэффициенты, установленные Правительством РФ или органами государственной власти бывшего СССР. Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно из средств бюджетов субъектов РФ и муниципальных бюджетов. Нормативным правовым актом субъекта РФ может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта РФ муниципальными образованиями. Таким образом, в 2005 г. условия оплаты труда работников учреждений здравоохранения практически не изменятся по сравнению с 2004 г. Кроме того, Рекомендации Российской трехсторонней комиссии по регулированию трудовых отношений являются основой при определении размеров финансирования учреждений здравоохранения и других учреждений бюджетной сферы на разных уровнях управления со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Е.В.Кулакова Кафедра управления, экономики и планирования здравоохранения Российской медицинской академии последипломного образования Подписано в печать 10.03.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |