Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний ("Советник бухгалтера социальной сферы", 2005, N 3)



"Советник бухгалтера социальной сферы", 2005, N 3

ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ ОТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ

НА ПРОИЗВОДСТВЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

Сущность системы социального страхования

Многочисленные риски, угрожающие существованию человека и общества в целом, были и остаются постоянной составляющей общественного развития общества. В современных условиях социальный риск, как правило, принимает форму потери трудового дохода. Чтобы обеспечить себя средствами к существованию, подавляющему большинству людей необходимо обладать способностью к труду и иметь работу. Следовательно, риск утраты работником заработка может произойти по причине потери трудоспособности или отсутствия спроса на труд. Формы проявления социального риска многообразны и включают в себя старость, болезнь, травму, беременность и роды, уход за ребенком, потерю кормильца, безработицу.

Несмотря на достаточно тесную взаимосвязь социальных рисков, каждый отдельный риск имеет свою природу и по-разному проявляется для отдельных категорий работников. Одной из форм социальных рисков являются профессиональные риски.

Под понятием профессионального риска понимается вероятность повреждения здоровья или смерти работника, связанная с исполнением им трудовых обязанностей и сопровождающаяся утратой трудоспособности.

Как показала практика, наиболее эффективным институтом социальной защиты экономически активного населения от социальных и профессиональных рисков является социальное страхование. В основе его лежат виды потребностей, которые могут возникнуть у работников в связи с трудовыми отношениями и определенными гарантиями для застрахованных. Одной из характеристик социально-правовых отношений в социальном страховании является замещение утраченного заработка соответствующим размером страховых выплат, который увязан с предыдущими заработками.

Защита от конкретных видов социальных и профессиональных рисков наиболее эффективно может быть организована в рамках отдельных направлений социального страхования. Любое социально ориентированное общество имеет систему обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Система существует и развивается как самостоятельный вид социального страхования против профессиональных рисков и регулируется специальным законодательством или отдельным законом. Возникновение национальных систем социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний обусловлено в определенной мере созданием германской модели страхования и опытом ее работы.

К сведению. Основы обязательного социального страхования были заложены в России в начале XX века с принятием ряда законодательных актов по созданию системы социального страхования от социальных рисков ("Временные правила о пенсиях рабочим казенных горных заводов и рудников, утратившим трудоспособность на заводских и рудничных работах", "Об обеспечении рабочих на случай болезни", "О страховании рабочих от несчастных случаев", "Об утверждении Совета по делам страхования рабочих", "Об утверждении присутствий по делам страхования рабочих").

После Октябрьской революции советская власть декларирует охват социальным страхованием не только наемных рабочих, но и городскую и сельскую бедноту, и распространение страхования на все виды потери трудоспособности. Принятые в дальнейшем законодательные и нормативно-правовые акты максимально упростили систему социального страхования, финансирование всех видов социального страхования объединилось в один бюджет, что означало отход от принципов социального страхования. Кроме того, в 1933 г. средства социального страхования были переданы в ведение ВЦСПС И ЦК профсоюзов. Таким образом, финансовыми средствами социального страхования, названными в этот период государственными, стали управлять профсоюзы. Именно профсоюзы ежегодно составляли и представляли на утверждение сметы государственного социального страхования. В 1938 г. бюджет социального страхования был включен в состав единого государственного бюджета СССР.

Правовым актом, регулирующим вопросы выплат, связанных с повреждением здоровья работников, стали введенные в 1962 г. Правила возмещения вреда, причиненного работникам трудовым увечьем или профессиональным заболеванием. Вопросы возмещения и размера ущерба стало решать само предприятие, а не народный суд, как было до введения Правил.

Существовавшая система возмещения вреда имела отрицательные стороны. Она ставила работника в зависимое положение от работодателя, решавшего вопрос о назначении выплат в связи с утраченным заработком вследствие трудового увечья и их размере. Система не содержала стимулов для заинтересованности работодателей в снижении уровня профессионального риска и создании безопасных условий труда.

Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) дополнил действующую систему социального страхования новым видом страхования - обязательным социальным страхованием от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определил порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей (вступил в силу 06.01.2000).

Осуществление указанного вида страхования возложено на Фонд социального страхования Российской Федерации.

Обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора, заключенного со страхователем, и физические лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду страхователем.

Физические лица, выполняющие работу на основании гражданско-правового договора, подлежат указанному виду страхованию, если в соответствии с указанным договором страхователь обязуется уплачивать страховые взносы.

В качестве страхователей могут выступать юридические лица любой организационно-правовой формы либо физические лица, нанимающие лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Факт регистрации страхователя страховщиком удостоверяется страховым свидетельством.

Новое в законодательстве. 29 декабря 2004 г. приняты Федеральные законы, регулирующие деятельность Фонда социального страхования Российской Федерации в 2005 г.:

от 29.12.2004 N 202-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год";

от 29.12.2004 N 207-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".

В связи с полной отменой с 2005 г. Постановления Правительства РФ от 17.02.2003 N 108, которым утвержден Общесоюзный классификатор отраслей народного хозяйства (ОКОНХ), и введением Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД), определяя тарифы на страхование от несчастных случаев на производстве, организации должны учитывать код вида деятельности по ОКВЭД.

В связи с этим Федеральным законом от 01.12.2004 N 152-ФЗ внесены изменения в Закон N 125-ФЗ, направленные на применение новой терминологии: в новой редакции изложены определение понятия класса профессионального риска, а также статья о страховых тарифах. Так, класс профессионального риска в новой редакции определен как уровень производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и расходов на обеспечение по страхованию, сложившийся по видам экономической деятельности страхователей, а не в отраслях (подотраслях) экономики, как было ранее в соответствии с ОКОНХ.

Страховые тарифы и взносы

Страховые тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, дифференцированные по классам профессионального риска, устанавливаются ежегодно федеральным законом. Начиная с 2001 г. количество классов профессионального риска было увеличено до 22, однако максимальная ставка страхового тарифа была снижена до 8,5 процента.

В соответствии Федеральным законом от 29.12.2004 N 207-ФЗ страховые тарифы на 2005 г. устанавливаются по тем же ставкам, но класс профессионального риска определяется в зависимости от вида экономической деятельности (ОКВЭД).

Напомним, что класс профессионального риска устанавливается с учетом страхового тарифа, от которого, в свою очередь, зависит размер страховых взносов, которые платит работодатель.

Страховой взнос рассчитывается на основании страхового тарифа страхователя и начисленной оплаты труда по всем основаниям (доходу), а в соответствующих случаях - сумме вознаграждения по гражданско-правовому договору. Страховой тариф составляет от 0,2 до 8,5%.

Федеральным законом N 125-ФЗ предусмотрено, что страховые взносы уплачиваются страхователями исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, установление которых зависит от состояния охраны труда и расходов на обеспечение по страхованию. Постановлением Правительства РФ от 06.09.2001 N 652 утверждены Правила установления страхователем скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В 2005 г. сохраняется льгота по уплате страховых взносов в размере 60% от страхового тарифа, которой могут воспользоваться, в частности:

- организации любых организационно-правовых форм в части начисленных по всем основаниям выплат работникам, являющимся инвалидами I, II, и III группы;

- общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%;

- учреждения, которые созданы для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственными собственниками имущества которых являются указанные общественные организации инвалидов.

Наступление страхового случая

Обеспечение по страхованию возникает после наступления страхового случая и осуществляется в виде:

- пособия по временной нетрудоспособности;

- единовременной и ежемесячных страховых выплат застрахованному либо лицам, имеющим право на получение таких выплат в случае смерти застрахованного;

- оплаты дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованного при наличии прямых последствий страхового случая.

В оплату дополнительных расходов входит:

- лечение застрахованного непосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве до восстановления трудоспособности или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности;

- приобретение лекарств, изделий медицинского назначения и средств индивидуального ухода;

- посторонний (специальный медицинский и бытовой) уход за застрахованным, в том числе осуществляемый членами его семьи;

- санаторно-курортное лечение, включая проживание и питание застрахованного, в том числе отпуск (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законом) на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно;

- изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий;

- обеспечение транспортными средствами, их текущий и капитальный ремонт, ГСМ;

- проезд застрахованного, а в необходимых случаях и проезд сопровождающего его лица для получения отдельных видов медицинской и социальной реабилитации (лечения непосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве; медицинской реабилитации в организациях, оказывающих санаторно-курортные услуги; получения специального транспортного средства; заказа, примерки, получения, ремонта, замены протезно-ортопедических изделий и т.д.);

- профессиональное обучение (переобучение).

В соответствии с нормами Федерального закона N 125-ФЗ страхователь в счет страховых взносов осуществляет оплату листка временной нетрудоспособности и оплату дополнительного отпуска для прохождения санаторно-курортного лечения, рекомендованного застрахованному учреждениями медико-социальной экспертизы. Все остальные виды обеспечения (единовременные и ежемесячные страховые выплаты, оплата дополнительных расходов в связи с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией) осуществляются Фондом.

Право на обеспечение по страхованию возникает со дня наступления страхового случая. Говорить о страховом случае только на основании составленного по форме N Н-1 акта преждевременно.

Страховым случаем является подтвержденный в установленном порядке факт повреждения здоровья застрахованного вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, который влечет возникновение обязательства страховщика осуществлять обеспечение по страхованию.

Перечень документов (их заверенных копий), необходимых для назначения обеспечения по страхованию, определяется страховщиком для каждого страхового случая. Одними из основных документов для назначения выплат являются:

- акт о несчастном случае на производстве или акт о профессиональном заболевании;

- копия трудовой книжки или гражданско-правового договора, предусматривающего уплату страховых взносов;

- заключение учреждения медико-социальной экспертизы о степени утраты профессиональной трудоспособности застрахованного или свидетельство о смерти застрахованного;

- заключение учреждения медико-социальной экспертизы о необходимых видах медицинской, социальной и профессиональной реабилитации застрахованного;

- справка о среднемесячном заработке застрахованного за период, выбранный им для расчета ежемесячных страховых выплат, и другие.

Право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного имеют лица, состоящие на его иждивении. Вместе с тем факт нахождения на иждивении должен быть подтвержден.

Решение о назначении или об отказе в назначении страховых выплат принимается страховщиком в лице исполнительных органов Фонда социального страхования не позднее 10 дней (в случае смерти застрахованного - не позднее двух дней) со дня поступления заявления на получение обеспечения по страхованию и всех необходимых документов (их заверенных копий).

В случае недостаточной ясности и полноты, а также недостоверности сведений, содержащихся в документах, страховщик вправе проверять информацию по страховым случаям в организациях любой организационно-правовой формы собственности, а также взаимодействовать с государственной инспекцией труда, органами исполнительной власти по труду, учреждениями медико-социальной экспертизы, учреждениями здравоохранения и другими органами и организациями для выяснения этих вопросов.

В 2005 г. увеличен размер максимальных страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Размер единовременной страховой выплаты определяется в соответствии с установленной пострадавшему степени утраты профессиональной трудоспособности исходя из суммы 43 200 руб. (в 2004 г. он составлял 30 000 руб.). Соответственно в случае смерти застрахованного единовременная страховая выплата иждивенцам будет равна 43 200 руб.

Размер максимальной ежемесячной страховой выплаты в 2005 г. составит 33 000 руб. (в 2004 г. он составлял 30 000 руб.).

В 2005 г., как и в прошлом году, Фонду разрешено принимать решение о направлении страхователем на финансирование предупредительных мер до 20% сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, перечисленных страхователем в 2004 г. в Фонд, за вычетом расходов Фонда на выплату обеспечения по страхованию по страховым случаям, произошедшим у страхователя в 2000 - 2004 гг. Расчет суммы финансирования будет осуществляться исполнительным органом Фонда после поступления заявления от страхователя.

Период за 2000 - 2004 гг. был выбран в связи с тем, что Закон N 125-ФЗ вступил в силу 6 января 2000 г. одновременно с Федеральным законом от 02.01.2000 N 10-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2000 год". В тот момент впервые появились субъекты страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - страховщик, страхователь, застрахованный.

Страхователь сможет направлять до 20% страховых взносов под определенный перечень предупредительных мер на 2005 г., нацеленных на сокращение производственного травматизма и профессиональных заболеваний и утвержденных в установленном порядке. Порядок и условия расходования этих средств должно установить Правительство РФ.

В бюджете Фонда предусмотрено финансирование мероприятий на обучение по охране труда отдельных категорий застрахованных и научно-исследовательских работ по охране труда. Для осуществления указанных мероприятий, средств бюджета Фонда в сумме 400 млн руб., будут переданы Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

К сведению. В настоящее время в Фонде социального страхования Российской Федерации регистрацию в качестве страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний прошли три миллиона работодателей. Застрахованными по указанному виду страхования являются более 60 млн человек.

Количество получателей ежемесячных страховых выплат составляет 550 тыс. человек, в том числе в связи со смертью застрахованного - 70 тыс. человек, или 13% от общего количества получателей. Из общего количества получателей 71% составляют мужчины и 29% - женщины.

В первом полугодии 2000 г. средняя ежемесячная выплата составляла 437 руб. В настоящее время по результатам проведенных в 2001 - 2004 гг. пяти индексаций страховых выплат средняя ежемесячная страховая выплата составляет свыше 3000 руб.

И.Ю.Маркушина

К. э. н.,

начальник отдела

организации профилактики

несчастных случаев на производстве

и профессиональных заболеваний

Фонда социального страхования РФ

Подписано в печать

10.03.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Особенности исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам в 2005 году ("Советник бухгалтера социальной сферы", 2005, N 3) >
Статья: Федеральный бюджет-2005: правоохранительная деятельность ("Советник бухгалтера социальной сферы", 2005, N 3)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.