|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Истребование первичных документов при проведении налоговых проверок ("Советник бухгалтера социальной сферы", 2005, N 3)
"Советник бухгалтера социальной сферы", 2005, N 3
ИСТРЕБОВАНИЕ ПЕРВИЧНЫХ ДОКУМЕНТОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК
Вопрос. При сдаче налоговых деклараций работники ИМНС требуют предоставлять за каждый отчетный период копии всех бухгалтерских документов (расчетно-платежные ведомости, приказы, трудовые договоры, больничные листы, мемориальные ордера, платежные поручения, приходные ордера, квитанции об оплате, договора на обучение на хозрасчетном отделении, перечень имущества по состоянию на первое число каждого месяца, паспорта технических средств и свидетельств о государственной регистрации ТС и т.д.), подтверждающих льготы и правильность исчисления различных налогов и сборов, основываясь на ст. 88 НК РФ. Правильно ли они трактуют данную статью? Мы считаем, что такого рода дополнительная информация должна предоставляться при возникновении спорных вопросов либо выборочно. Данная работа приводит к большим материальным и трудовым затратам, не финансируется из бюджета. Помимо этого, приходится выделять дополнительные средства на приобретение бланков деклараций, т.к. инспекция просит налогоплательщиков относиться к этому с пониманием, т.к. на данную статью их не финансируют. В любом случае, выездные налоговые проверки не отменены и нет резона создавать такой большой документооборот?
Ответ. В вашем вопросе затронута очень актуальная для любого бухгалтера тема - права налогового органа при проведении налоговых проверок. Итак, с чем мы столкнулись в данном случае? В соответствии со ст. 87 НК РФ налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки. С выездной проверкой все ясно - она проводится на территории налогоплательщика и процедура ее проведения довольно хорошо прописана в НК РФ. В вашем случае мы столкнулись с камеральной налоговой проверкой. Что же такое камеральная проверка? Камеральная проверка проводится на основе налоговых деклараций и документов, которые представляются налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Но налоговый орган может использовать и другие документы о деятельности налогоплательщика (например, информацию от контрагентов налогоплательщика, полученную в ходе встречных проверок, информацию правоохранительных органов).
Основная цель камеральной проверки - контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, выявление и предотвращение налоговых правонарушений, привлечение виновных лиц к налоговой и административной ответственности за совершение правонарушений. Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями. При этом не требуется (как в случае с выездной налоговой проверкой) какого-либо специального решения руководителя налогового органа. Срок проведения проверки 3 месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога (если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки). Камеральная проверка начинается непосредственно после получения налоговым органом соответствующей формы налоговой отчетности. Что касается истребования у вас большого объема первичных документов, то ст. 88 НК РФ гласит: "При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов". Таким образом, налоговому органу не устанавливаются ограничения на истребование количества запрашиваемых документов, а также не утвержден перечень документов, запрашиваемых в рамках камеральных проверок. В каких случаях у налогоплательщика запрашивается дополнительная информация? После получения налоговой декларации налоговый орган проводит ряд мероприятий налогового контроля, например: - анализ сопоставимости показателей налоговой отчетности отчетного периода с аналогичными показателями предшествующего периода; - сопоставление отчетных данных проверяемой декларации с другими формами отчетности; - оценку достоверности отраженной в отчетности информации на основе имеющихся у налогового органа сведений о деятельности налогоплательщика. Если в ходе такого рода мероприятий выявляются ошибки или противоречия в заполненной декларации, налоговый орган должен проинформировать об этом налогоплательщика и предложить ему внести соответствующие изменения и (или) дополнения в налоговую отчетность. Если налогоплательщику такая возможность предоставлена не была, то это может повлечь в дальнейшем недействительность всех результатов проверки. Например, ФАС Поволжского округа сделал следующий вывод: "Непредставление налогоплательщику в ходе камеральной налоговой проверки возможности внести исправления в представленные им документы влечет недействительность решения о привлечении к налоговой ответственности" (Постановление ФАС Поволжского округа от 30.09.2003 N А57-1246/03-7). Если налогоплательщик не внес исправления, то налоговый орган собирает доказательства совершения налогового правонарушения. Как правило, это выражается в истребовании у налогоплательщика и (или) его контрагентов сведений, объяснений и документов, подтверждающих правильность исчисления им налогов, а также в получении информации из банка об операциях по счетам налогоплательщика. Отказ налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента от представления запрашиваемых документов или непредставление их в пятидневный срок влечет ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ. Арбитражная практика несколько "ограничивает" права налогового органа при истребовании в рамках камеральных проверок документов. Показательным является, например, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 23.04.2003 N А33-14577/02-С3н-Ф02-1087/03-С1. Проанализируем это решение.
СУТЬ ДЕЛА
В ходе камеральной налоговой проверки правильности исчисления НДС и налога на имущество налоговая инспекция истребовала у налогоплательщика ряд документов. Налогоплательщик заявил об отказе в исполнении требования о представлении документов. Решением налогового органа налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности за непредставление истребованных документов в виде штрафа, предусмотренного п. 1 ст. 126 НК РФ.
ПОЗИЦИЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА
Истребование налоговым органом в порядке камеральной проверки любых документов, относящихся к хозяйственной деятельности проверяемого, неправомерно.
ПОЗИЦИЯ НАЛОГОВОГО ОРГАНА
Неисполнение проверяемым налогоплательщиком требований налогового органа о предоставлении документов, необходимых для проведения камеральной проверки, влечет ответственность в соответствии с п. 1 ст. 126 НК РФ.
ПОЗИЦИЯ СУДА
Решением суда первой инстанции признано недействительным решение налогового органа о привлечении истца к ответственности, установленной п. 1 ст. 126 НК РФ. Постановлением апелляционной инстанции решение суда оставлено без изменения. Суд кассационной инстанции одобрил решение нижестоящих судов и сделал следующие выводы: Истребование налоговым органом документов, перечисленных в письме к налогоплательщику, противоречит сущности камеральных проверок, позволяя налоговому органу фактически провести выездную налоговую проверку, для проведения которой установлен особый порядок. Согласно п. 1 ст. 82 НК РФ налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ. В соответствии с п. 1 ст. 87 НК РФ налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. Налоговой проверкой могут быть охвачены только 3 календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки. Согласно ч. 1, 2 ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки. В соответствии с ч. 3 и 4 указанной статьи, если проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок. При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Анализируя указанные положения, суд пришел к обоснованному выводу, что при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать все документы, относящиеся к хозяйственной деятельности проверяемого налогоплательщика, им могут истребоваться только документы, имеющие непосредственное отношение к обнаруженным налоговым органом ошибкам в представленных налогоплательщиком декларациях или иных документах. Таким образом, суд пришел к выводу, что при проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать лишь документы, имеющие непосредственное отношение к обнаруженным налоговым органом ошибкам в представленных налогоплательщиком документах.
Выводы
Действующая редакция ст. 88 НК РФ фактически предоставляет налоговым органам право истребовать в ходе камеральной проверки неограниченное количество документов без проведения выездной налоговой проверки. При этом следует отметить, что такая практика приобретает все большее распространение в налоговых инспекциях. Некоторая положительная для налогоплательщиков динамика вытекает из решений арбитражных судов. В настоящее время готовятся предложения по упорядочению процедуры камеральных налоговых проверок, ограничивающие право налоговых органов требовать у предприятия и его контрагентов практически любую документацию. В частности, предлагается закрепить исчерпывающий перечень документов, которые налоговые органы могут требовать при проверках, по каждому виду проверяемого налога. Однако, учитывая сроки прохождения законопроекта, такие изменения могут вступить в силу не ранее 1 января 2006 г.
Ю.М.Лермонтов Советник налоговой службы II ранга Подписано в печать 10.03.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |