|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: <Комментарий к Приказу ГТК России от 28.11.2003 N 1356 "Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров" (в ред. Приказа ГТК России от 28.06.2004 N 746, Приказа ФТС России от 03.08.2004 N 10)> (Окончание) ("Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", 2005, N 4)
"Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", 2005, N 4
<КОММЕНТАРИЙ К ПРИКАЗУ ГТК РОССИИ ОТ 28.11.2003 N 1356 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ДЕЙСТВИЯХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ТАМОЖЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ И ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ПРИ ДЕКЛАРИРОВАНИИ И ВЫПУСКЕ ТОВАРОВ" <1> (В РЕД. ПРИКАЗА ГТК РОССИИ ОТ 28.06.2004 N 746, ПРИКАЗА ФТС РОССИИ ОТ 03.08.2004 N 10)>
(Окончание. Начало см. "Налоговый вестник: комментарии к нормативным
документам для бухгалтеров", 2004, N N 11, 12; 2005, N N 1, 2, 3)
————————————————————————————————<1> Для удобства пользования извлечения из Инструкции (выделены полужирным шрифтом) включены в текст комментария.
VII. Особенности осуществления уполномоченными должностными лицами фактического таможенного контроля
60. При принятии решения о необходимости проведения таможенного досмотра уполномоченное должностное лицо таможенного органа обязано руководствоваться только следующими основаниями: а) необходимость проведения таможенного досмотра прямо установлена нормативными правовыми актами ГТК России; б) при проверке таможенной декларации выявлен риск (риски), содержащийся в профиле риска, устанавливающем необходимость проведения таможенного досмотра; в) утратил силу. - Приказ ФТС РФ от 03.08.2004 N 10; г) при выявлении необходимости пересылки таможенной декларации и представленных документов в иной таможенный орган с учетом требований, содержащихся в пунктах 78 и 79 настоящей Инструкции; д) утратил силу. - Приказ ФТС РФ от 03.08.2004 N 10; е) при выявлении случаев, указанных в пункте 49 Инструкции. 61. Решение о проведении таможенного досмотра должно быть принято не позднее 10 минут с момента выявления необходимости его проведения. Уполномоченное должностное лицо при выявлении необходимости разделения предъявленных товаров на упаковочные места по отдельным видам и (или) наименованиям, по согласованию с лицом, подавшим таможенную декларацию, согласно порядку, установленному нормативными актами ГТК России, продлевает сроки проверки товаров и устанавливает новую дату проведения, о чем делает запись в акте таможенного досмотра. 62. Таможенный досмотр (осмотр) осуществляется согласно порядку, установленному статьями 371 и 372 Кодекса, а также иными нормативными актами ГТК России, в срок не позднее одного рабочего дня с момента принятия решения о его проведении. Если при проведении фактического контроля выявлено несоответствие условиям выпуска товаров (ст. 149 Кодекса), уполномоченное должностное лицо выполняет действия, предусмотренные разделом V Инструкции. 63. Ответственность за соблюдение порядка и сроков проведения таможенного досмотра (осмотра) несут, соответственно, уполномоченные должностные лица, принявшие решение о его проведении, уполномоченные должностные лица, его проводившие, а также их непосредственные руководители. 64. После проведения таможенного досмотра (осмотра) один экземпляр поручения на досмотр (осмотр) и акта таможенного досмотра (осмотра) передается уполномоченному должностному лицу, ответственному за выпуск товаров, для хранения вместе с первым экземпляром таможенной декларации в установленном порядке, а второй экземпляр акта передается лицу, подавшему таможенную декларацию.
Комментарий
Согласно ст. 366 Таможенного кодекса Российской Федерации от 28.05.2003 N 61-ФЗ (далее - ТК РФ-2004) таможенный досмотр товаров является одной из форм проведения таможенными органами таможенного контроля. Таможенный досмотр проводится уполномоченными должностными лицами таможенных органов посредством осмотра товаров и транспортных средств, связанного со снятием пломб, печатей и иных средств идентификации товаров, вскрытием упаковки товаров или грузового помещения транспортного средства либо емкостей, контейнеров и иных мест, где находятся или могут находиться товары. Принимая решение о необходимости проведения таможенного досмотра товаров, уполномоченное должностное лицо должно исходить из того, что такая форма таможенного контроля применяется, если: 1) необходимость проведения таможенного досмотра прямо установлена нормативными правовыми актами ГТК России. Так, обязательность проведения таможенного контроля в форме таможенного досмотра установлена положениями Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенный контроль делящихся и радиоактивных материалов, утвержденной Приказом ГТК России от 04.02.2004 N 154, в отношении делящихся и радиоактивных материалов. Согласно п. 4 Инструкции о совершении отдельных таможенных операций при использовании таможенного режима отказа в пользу государства, утвержденной Приказом ГТК России от 27.11.2003 N 1342, проведение таможенного досмотра товаров, помещаемых под таможенный режим отказа в пользу государства, является необходимой формой таможенного контроля; 2) при проверке таможенной декларации выявлен риск (риски), содержащийся в профиле риска, устанавливающем необходимость проведения таможенного досмотра; 3) при выявлении необходимости пересылки таможенной декларации и представленных документов в иной таможенный орган с учетом требований, содержащихся в п. 79 Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров, утвержденной Приказом ГТК России от 28.11.2003 N 1356 (в ред. Приказа ГТК России от 28.06.2004 N 746 и Приказа ФТС России от 03.08.2004 N 10 (далее - Инструкция)); 4) при выявлении случаев, указанных в п. 49 Инструкции. После выявления необходимости проведения таможенного досмотра товаров уполномоченное должностное лицо должно принять решение о его незамедлительном проведении. При этом п. 2 ст. 372 ТК РФ-2004 на данное должностное лицо возложена обязанность по уведомлению декларанта или иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств, если оно известно, о проведении данной формы таможенного контроля. При таможенном досмотре товаров могут присутствовать, а по требованию уполномоченного должностного лица - обязаны присутствовать вышеуказанные лица либо их представители. Таможенный досмотр (осмотр) проводится в порядке, установленном ст. ст. 371 и 372 ТК РФ-2004, Распоряжением ГТК России от 18.12.2003 N 689-р "Об утверждении типовой формы поручения на проведение таможенного досмотра товаров и транспортных средств и Инструкции о порядке заполнения, регистрации, хранения и учета поручений на досмотр", а также Приказом ГТК России от 20.10.2003 N 1166 "О формах актов таможенного досмотра (осмотра) товаров и транспортных средств". Таможенный досмотр проводится должностным лицом досмотрового подразделения таможенного поста либо отдела таможенного оформления и таможенного контроля по поручению, которое заполняется уполномоченным должностным лицом по форме и в порядке, установленных Приложениями 1, 2 к Распоряжению ГТК России от 18.12.2003 N 689-р. При установлении в ходе проведения таможенного досмотра факта неверного указания количества товаров при их декларировании уполномоченное должностное лицо, проводящее таможенный досмотр, самостоятельно определяет количество товаров для таможенных целей (п. 5 ст. 372 ТК РФ-2004). По результатам таможенного досмотра составляется акт в двух экземплярах, один из которых вручается декларанту, иному лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров, либо их представителям. Согласно п. 6 ст. 372 ТК РФ-2004 в акте досмотра указываются: - сведения о должностных лицах таможенного органа, проводивших таможенный досмотр, и лицах, присутствовавших при его проведении; - причины проведения таможенного досмотра в отсутствие декларанта или иного лица, обладающего полномочиями в отношении товаров и (или) транспортных средств; - результаты таможенного досмотра. Таможенный досмотр осуществляется в срок не позднее одного рабочего дня с момента принятия решения о его проведении. Ответственность за соблюдение порядка и сроков проведения таможенного досмотра (осмотра) возложена на уполномоченное должностное лицо, принявшее решение о проведении досмотра (осмотра), на уполномоченное должностное лицо, его проводившее, а также на их непосредственных руководителей. Если при проведении таможенного досмотра выявляется несоответствие условиям выпуска товаров, установленных ст. 149 ТК РФ-2004, уполномоченным должностным лицом совершаются действия, предусмотренные разд. V Инструкции. После проведения таможенного досмотра один экземпляр поручения на досмотр (осмотр) и акта таможенного досмотра (осмотра) передается уполномоченному должностному лицу, ответственному за выпуск товаров, для хранения вместе с первым экземпляром таможенной декларации. Принятие решения о выпуске товаров является завершающей стадией таможенного оформления товаров. Действия уполномоченных должностных лиц по принятию данного решения регламентированы разд. VIII Инструкции.
VIII. Действия уполномоченных должностных лиц при принятии решения о выпуске товаров
65. При принятии решения о выпуске товаров уполномоченное должностное лицо осуществляет проведение анализа всех представленных для таможенных целей документов путем сопоставления данных, заявленных в таможенной декларации, сведениям: - указанным в документах, оформленных при помещении товаров на временное хранение; - содержащимся в стандартных документах перевозчика, предусмотренных международными соглашениями в области транспорта, транспортными уставами, кодексами, другими законами и издаваемыми в соответствии с иными нормативными правовыми актами (далее - стандартные документы перевозчика); - содержащимся в таможенных документах, оформленных при перевозке товаров под таможенным контролем; - содержащимся в акте таможенного досмотра (осмотра) (в случае проведения); - полученным в результате применения в соответствии с иными нормативными актами ГТК России форм таможенного контроля, в том числе установленными в конкретном профиле риска; - содержащимся в электронных копиях таможенных документов. 66. После проведения действий, предусмотренных пунктом 65 Инструкции, а также после предъявления товаров таможенному органу (если требуется) уполномоченное должностное лицо осуществляет выпуск товаров при соблюдении следующих условий (ст. 149 Кодекса): а) если при таможенном оформлении и проверке товаров таможенными органами не было выявлено нарушений таможенного законодательства Российской Федерации, за исключением случаев, когда выявленные нарушения, не являющиеся поводами к возбуждению дела об административном правонарушении, устранены, а также за исключением случая, предусмотренного статьей 154 Кодекса; б) если представлены все необходимые лицензии, сертификаты, разрешения и (или) иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности или в соответствии с международными договорами Российской Федерации, за исключением случаев, когда указанные документы в соответствии с нормативными правовыми актами ГТК России могут быть представлены после выпуска товаров; в) если соблюдены все необходимые требования и условия для помещения товаров под избранный таможенный режим или применения соответствующей таможенной процедуры в соответствии с Кодексом; г) если в отношении товаров в полном объеме уплачены таможенные пошлины, налоги либо предоставлено обеспечение уплаты таможенных платежей. 67. В случаях, указанных в пунктах 48 и 49 Инструкции, решение о выпуске товаров принимается незамедлительно после получения документов, подтверждающих представление обеспечения уплаты таможенных платежей, и (или) представления документов, подтверждающих соблюдение соответствующих запретов или ограничений, а также проведения действий по окончанию документального контроля. 68. В случаях, указанных в пунктах 47 и 48 Инструкции, при выполнении лицом, подавшим таможенную декларацию, требований и доплаты соответствующих сумм таможенных пошлин и налогов (если такая доплата требуется), за исключением случаев, когда товары изъяты или на них наложен арест в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации или с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, выпуск товаров производится не позднее следующего дня после выполнения декларантом требований и доплаты. 69. В случае возбуждения дела об административном правонарушении выпуск товаров может быть осуществлен в соответствии с настоящей Инструкцией по решению начальника таможни, уполномоченным должностным лицом которой было возбуждено дело, до завершения производства по делу, если товары не изъяты в качестве вещественных доказательств или на них не наложен арест в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях. 70. Завершение проверки таможенной декларации, иных документов и товаров при таможенном оформлении товаров оформляется путем проставления штампа установленной формы, а также соответствующих записей (если требуется): - в графе "Д" таможенной декларации (на бланке формы ТД1); - в правом верхнем углу заявления, если декларирование осуществляется с применением заявления по установленной форме; - в правом верхнем углу каждого экземпляра дополнения, если используются дополнения; - не менее чем на двух экземплярах представленных в таможенный орган стандартных документов перевозчика (или их копиях) с указанием в его правом верхнем углу регистрационного номера таможенной декларации. Штамп с указанной датой и регистрационный номер таможенной декларации заверяет подписью и оттиском ЛНП уполномоченное должностное лицо, их проставившее. Сведения о штампе и номере ЛНП уполномоченное должностное лицо вносит также в соответствующие поля электронной копии таможенной декларации. 71. Если в процессе проведения документального и фактического контроля устанавливается невозможность выпуска товара в связи с запретом на его ввоз (вывоз), то уполномоченное должностное лицо проставляет оттиск штампа установленной формы о запрещении выпуска в графу "Д" таможенной декларации с соответствующими записями (если требуется), а также: - в правом верхнем углу заявления, если декларирование осуществляется с применением заявления по установленной форме; - в правом верхнем углу каждого экземпляра дополнения, если используются дополнения; - не менее чем на двух экземплярах представленных в таможенный орган стандартных документов перевозчика (или их копиях) с указанием в его правом верхнем углу регистрационного номера таможенной декларации. Штамп с указанной датой и регистрационный номер таможенной декларации заверяет подписью и оттиском ЛНП уполномоченное должностное лицо, их проставившее. Сведения о штампе и номере ЛНП уполномоченное должностное лицо вносит также в соответствующие поля электронной копии таможенной декларации. Если выпуск запрещается не по всем товарам, декларируемым в одной таможенной декларации, то указанный оттиск штампа уполномоченное должностное лицо проставляет не в графе "Д", а в графе 31 таможенной декларации, в которой содержатся сведения о данном товаре. При этом в графе "Д" таможенной декларации проставляется штамп установленной формы, свидетельствующий о выпуске товаров, а также вносится запись о порядковых номерах товаров, указанных в графе 32 основного и добавочных листов таможенной декларации, выпуск которых запрещен. Причина, по которой не может быть осуществлен выпуск товара, указывается на оборотной стороне основного и возвратного экземпляров таможенной декларации. Сведения о штампе и номере ЛНП уполномоченное должностное лицо вносит также в соответствующие поля электронной копии таможенной декларации. 72. Таможенную декларацию, выпуск товаров по которой, в том числе частично, запрещен, и прилагаемые к ней документы уполномоченные должностные лица передают согласно порядку, установленному иным нормативным актом ГТК России, в архив (за исключением экземпляра таможенной декларации, подлежащего возврату декларанту) для хранения согласно порядку, установленному нормативными правовыми актами ГТК России. 73. Если в соответствии со статьей 151 Кодекса уполномоченным должностным лицом принимается решение об условном выпуске товаров, такое решение оформляется путем проставления штампа установленной формы в графе "Д" таможенной декларации с указанием даты и записью о том, что товары выпущены условно. Штамп с указанными датой и записью заверяет подписью и оттиском ЛНП уполномоченное должностное лицо, их проставившее. Если решение об условном выпуске принято не по всем товарам, декларируемым в одной таможенной декларации, то указанные оттиск штампа и запись уполномоченное должностное лицо проставляет не в графе "Д", а в графе 31 таможенной декларации, в которой содержатся сведения о данном товаре. При этом в графе "Д" таможенной декларации проставляется штамп установленной формы, свидетельствующий о выпуске товаров, а также вносится запись о порядковых номерах товаров, указанных в графе 32 основного и добавочных листов таможенной декларации, по которым разрешен условный выпуск. При этом контроль выполнения обязательств, принятых на себя лицом, подавшим таможенную декларацию, а также совершения таможенных операций, необходимых в соответствии с Кодексом для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим действует в течение определенного срока, а также для исчисления и взимания таможенных платежей, осуществляет уполномоченное должностное лицо, принимающее решение об условном выпуске товаров, если иное не установлено правовыми актами ГТК России. 74. Если лицо, подавшее таможенную декларацию, не выполнило в пределах срока, установленного п. 7 статьи 153 Кодекса, условия выпуска, установленные статьями 149 и 153 Кодекса, то в зависимости от конкретных обстоятельств уполномоченное должностное лицо осуществляет следующие действия: а) при нахождении товаров на складе временного хранения составляет акт об истечении срока временного хранения и обеспечивает передачу товаров на реализацию в установленном порядке; б) принимает меры в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, а в электронную копию таможенной декларации вносит отметку о статье КоАП Российской Федерации, в соответствии с которой возбуждено дело об административном правонарушении. 75. При принятии уполномоченным должностным лицом решения о выпуске товаров для свободного обращения после их условного выпуска, осуществляемого после выполнения лицом, подавшим таможенную декларацию, всех условий, установленных статьей 149 Кодекса, такое решение оформляется путем проставления штампа установленной формы в графе "Д" таможенной декларации с указанием даты, а также путем вычеркивания оттиска штампа и записи об условном выпуске, ранее проставленных в указанной графе, а также в графе 31. При этом оттиск указанного штампа уполномоченное должностное лицо заверяет оттиском ЛНП, а также проставляет подпись и дату выпуска. 76. После принятия решения о выпуске товаров таможенная декларация и прилагаемые к ней документы передаются уполномоченному должностному лицу, отвечающему за прием и регистрацию таможенных деклараций, для формирования и проверки комплекта документов, прилагаемых к таможенной декларации согласно описи, и передачи его в архив таможни в установленные сроки. 77. Уполномоченное должностное лицо, отвечающее за прием и регистрацию таможенной декларации, проставляет запись о принятом решении в графе "Примечание" Журнала учета и регистрации таможенных деклараций с указанием информации о лице, принявшем решение, даты и времени возврата таможенной декларации. Также сведения о штампе и номере ЛНП уполномоченное должностное лицо вносит в соответствующие поля электронной копии таможенной декларации.
Комментарий
Уполномоченное должностное лицо, ответственное за выпуск товаров, в целях принятия решения о выпуске товаров проводит анализ всех представленных для таможенных целей документов посредством сопоставления заявленных в таможенной декларации данных следующим сведениям: - указанным в документах, оформленных при помещении товаров на временное хранение; - содержащимся в документах перевозчика, предусмотренных международными соглашениями в области транспорта, транспортными уставами, кодексами, другими законами и издаваемыми в соответствии с иными нормативными правовыми актами, то есть в стандартных документах перевозчика; - содержащимся в таможенных документах, оформленных при перевозке товаров под таможенным контролем (транзитная декларация при внутреннем таможенном транзите (международном таможенном транзите) либо книжка МДП); - содержащимся в акте таможенного досмотра (осмотра) (в случае его проведения); - полученным в результате применения в соответствии с иными нормативными актами ГТК России (ныне - ФТС России) форм таможенного контроля, в том числе установленными в конкретном профиле риска (например, при проведении контроля таможенной стоимости - пояснения по условиям продажи, которые могли повлиять на цену сделки <2>; формы корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей (КТС-1 и КТС-2) <3>); - содержащимся в электронных копиях таможенных документов. ————————————————————————————————<2> Форма пояснений утверждена Приложением 2 к Положению о контроле таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, утвержденному Приказом ГТК России от 05.12.2003 N 1399. <3> Формы КТС утверждены Приложением 1 к Приказу ГТК России от 26.12.2003 N 1546.
По результатам проведения вышеуказанного анализа после предъявления товаров таможенному органу (если требуется) уполномоченное должностное лицо, руководствуясь положениями ст. 149 ТК РФ-2004, принимает решение о выпуске товаров. Исходя из положений ст. 149 ТК РФ-2004 выпуск товаров осуществляется, если при проведении таможенного контроля декларируемых товаров не установлены факты нарушений таможенного законодательства Российской Федерации. Исключение составляют случаи выявления незначительных нарушений, которые не являются поводом к возбуждению дела об административном правонарушении в области таможенного дела в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) и могут быть устранены, а также случай, предусмотренный ст. 154 ТК РФ-2004. Статья 154 ТК РФ-2004 допускает выпуск товаров в случае возбуждения дела об административном правонарушении по решению начальника таможенного органа, должностным лицом которого возбуждено дело, при условии, что товары не изъяты в качестве вещественных доказательств или на них не наложен арест в соответствии с КоАП РФ. Наряду с отсутствием нарушений таможенного законодательства, обязательными условиями выпуска товаров являются: - соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности или в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Решение о выпуске может быть принято, если представлены соответствующие лицензии, сертификаты, разрешения и (или) иные документы, подтверждающие соблюдение таких ограничений (исключение составляют случаи, когда данные документы могут быть представлены после выпуска товаров (см. п. 5 ст. 131 ТК РФ-2004)); - выполнение необходимых требований и условий для помещения товаров под избранный таможенный режим или для применения соответствующей таможенной процедуры; - уплата таможенных пошлин, налогов либо внесение обеспечения уплаты таможенных платежей в соответствии с гл. 31 ТК РФ-2004. При этом выпуск для свободного обращения ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации товаров допускается при условии поступления сумм таможенных пошлин и налогов на счета таможенных органов, в противном случае товары считаются условно выпущенными. Таможенные органы не вправе требовать подтверждения поступления денежных средств на счета таможенных органов. По требованию лица, уплатившего таможенные пошлины, налоги, таможенный орган обязан сам представить сведения о поступлении денежных средств на счет этого таможенного органа. Выпуск российских товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, в соответствии с избранным таможенным режимом осуществляется аналогично вышеуказанному порядку. Если в ходе документального контроля было обнаружено, что декларантом заявлены недостоверные сведения, влияющие на применение мер нетарифного регулирования, либо выявлены признаки, указывающие на то, что заявленные сведения, влияющие на размер таможенных платежей либо применение мер нетарифного регулирования, могут являться недостоверными (п. п. 48 и 49 Инструкции), решение о выпуске товаров принимается незамедлительно после получения уполномоченным должностным лицом документов, подтверждающих представление обеспечения уплаты таможенных платежей, и (или) представления необходимых документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений, а также проведения действий по окончанию документального контроля. Если в ходе документального контроля было выявлено заявление недостоверных сведений, которые влияют на размер подлежащих уплате таможенных платежей либо на применение мер нетарифного регулирования (п. п. 47 и 48 Инструкции), при выполнении лицом, подавшим таможенную декларацию (декларантом или таможенным брокером), требований и осуществлении доплаты соответствующих сумм таможенных платежей (если такая доплата требуется), выпуск товаров производится не позднее следующего дня после выполнения декларантом требований и осуществления доплаты. Исключение составляют товары, изъятые или арестованные в соответствии с положениями КоАП РФ или Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Если лицо, подавшее таможенную декларацию, не выполнило в пределах срока, установленного п. 7 ст. 153 ТК РФ-2004, условия выпуска, установленные ст. ст. 149 и 153 ТК РФ-2004 (см. также п. п. 47 - 49 Инструкции), то уполномоченное должностное лицо в зависимости от конкретных обстоятельств осуществляет следующие действия: - при нахождении товаров на складе временного хранения - составляет акт об истечении срока временного хранения и обеспечивает передачу товаров на реализацию в установленном порядке (ст. ст. 429, 430 ТК РФ-2004); - принимает меры в соответствии с КоАП РФ, а в электронную копию таможенной декларации вносит отметку о статье КоАП РФ, в соответствии с которой возбуждено дело об административном правонарушении. Проверка таможенной декларации, иных документов и товаров при таможенном оформлении завершается посредством проставления уполномоченным должностным лицом штампа установленной формы, а также соответствующих записей (если требуется): - в графе "Д" <4> таможенной декларации (на бланке формы ТД1); - в правом верхнем углу заявления, если декларирование осуществляется с применением заявления установленной формы <5>; - не менее чем на двух экземплярах представленных стандартных документов перевозчика (или их копиях) с указанием в правом верхнем углу регистрационного номера таможенной декларации. ————————————————————————————————<4> В графе "Д" ("Таможенный контроль"), а также графе "С" (добавочного листа) делаются отметки, в том числе посредством проставления штампов, о принятом решении таможенного органа по этой ГТД (отметки о выпуске (условном выпуске); разрешении на вывоз, об отказе в выпуске, об отзыве ГТД и тому подобные отметки), а также вносятся другие сведения, свидетельствующие о результатах таможенного контроля и нанесенных средствах таможенной идентификации (см. Инструкцию о порядке заполнения грузовой таможенной декларации, утвержденную Приказом ГТК России от 21.08.2003 N 915). Особенности заполнения графы "Д" также предусмотрены нормативными правовыми актами ГТК России, определяющими порядок помещения товаров под различные таможенные режимы. См., например, п. 1 Приказа ГТК России от 04.12.2003 N 1388 "О совершении отдельных таможенных операций при использовании таможенного режима временного ввоза". <5> Согласно положениям Приказа ГТК России от 03.03.2003 N 203 "О декларировании товаров".
Штамп с указанной датой и регистрационный номер таможенный декларации заверяются подписью уполномоченного должностного лица и оттиском его личной номерной печати. При принятии решения о выпуске товаров проставляется штамп "Выпуск разрешен". Если в процессе проведения документального и фактического контроля уполномоченным должностным лицом устанавливается невозможность выпуска товара, уполномоченное должностное лицо проставляет оттиск штампа установленной формы о запрещении выпуска в графу "Д" таможенной декларации с соответствующими записями (если требуется), а также: - в правом верхнем углу заявления, если декларирование осуществляется с применением заявления по установленной форме; - в правом верхнем углу каждого экземпляра дополнения к таможенной декларации, если они используются; - не менее чем на двух экземплярах представленных стандартных документов перевозчика (или их копиях) с указанием в правом верхнем углу регистрационного номера таможенной декларации. Уполномоченное должностное лицо заверяет штамп "Выпуск запрещен" <6> с указанной датой и регистрационный номер таможенной декларации своей подписью и оттиском личной номерной печати. ————————————————————————————————<6> Согласно Письму ГТК России от 30.12.2003 N 01-06/50932 "О применении нормативных правовых актов в таможенном деле с 1 января 2004 г." в части, не противоречащей ТК РФ-2004, подлежит применению Приказ ГТК России от 10.08.2000 N 693 ДСП "Об утверждении Инструкции о применении штампа таможенного оформления "Выпуск запрещен".
Если выпуск запрещается не по всем товарам, декларируемым в одной таможенной декларации, то указанный оттиск штампа проставляется не в графе "Д", а в графе 31 "Грузовые места и описание товаров" таможенной декларации. При этом уполномоченное должностное лицо проставляет в графе "Д" таможенной декларации штамп установленной формы, свидетельствующий о выпуске товаров - "Выпуск разрешен", а также вносит в графу "Д" запись о порядковых номерах указанных в графе 32 "Товар N" основного и добавочного листов таможенной декларации товаров, выпуск которых запрещен. Причина, по которой не может быть осуществлен выпуск товара, подлежит указанию на оборотной стороне основного и возвратного экземпляров таможенной декларации. Уполномоченное должностное лицо также вносит вышеуказанные сведения о принятом решении по выпуску либо запрету выпуска в соответствующие поля электронной копии таможенной декларации. В случае принятия уполномоченным должностным лицом решения об условном выпуске товаров в соответствии с положениями ст. 151 ТК РФ-2004 такое решение оформляется посредством проставления штампа "Выпуск разрешен" в графе "Д" таможенной декларации с указанием даты и записью о том, что товары выпущены условно. Если решение об условном выпуске принято не по всем товарам, декларируемым в одной таможенной декларации, то вышеуказанный оттиск штампа и запись проставляются уполномоченным должностным лицом не в графе "Д", а в графе 31 "Грузовые места и описание товаров" таможенной декларации. При этом в графе "Д" таможенной декларации проставляется штамп установленной формы, свидетельствующий о выпуске товаров, а также в графу "Д" вносится запись о порядковых номерах товаров, указанных в графе 32 основного и добавочных листов таможенной декларации, по которым разрешен условный выпуск. Уполномоченное должностное лицо, принявшее решение об условном выпуске товаров, в дальнейшем, если иное не установлено правовыми актами ФТС России (ранее - ГТК России), контролирует выполнение обязательств, принятых на себя лицом, подавшим таможенную декларацию, а также совершение таможенных операций, необходимых для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой режим действует в течение определенного срока, а также для исчисления и взимания таможенных платежей. После выполнения лицом, подавшим таможенную декларацию, всех условий, установленных ст. 149 ТК РФ-2004, решение о выпуске товаров для свободного обращения оформляется посредством проставления штампа установленной формы в графе "Д" с указанием даты, а также посредством вычеркивания оттиска штампа и записи об условном выпуске, ранее проставленных в указанной графе, а также в графе 31 таможенной декларации. После принятия соответствующего решения о выпуске товаров (о выпуске, условном выпуске либо запрете выпуска товаров) таможенная декларация и прилагаемые к ней документы передаются уполномоченному должностному лицу, отвечающему за прием и регистрацию таможенных деклараций, для формирования и проверки комплекта документов, прилагаемых к таможенной декларации согласно описи, и его передачи в архив таможни в установленные сроки. Согласно п. 1 Приказа ГТК России от 24.05.2004 N 602 "О распределении листов ГТД и сроках хранения таможенных деклараций" в таможенном органе, принявшем решение о выпуске товаров, остается первый лист ГТД. Декларанту возвращается третий лист (в том числе при выпуске отдельных товаров, сведения о которых заявлены в ГТД), а также четвертый лист, если иное не установлено нормативными правовыми актами ГТК России (ныне - ФТС России). Формирование в дела и хранение до передачи в архив таможни первых листов ГТД (или одного из экземпляров письменного заявления либо иного документа, используемого в качестве таможенной декларации) и документов, прилагаемых к ним, осуществляется уполномоченным должностным лицом в порядке, установленном Приказом ГТК России от 05.08.1998 N 548 "Об утверждении порядка приема, хранения и формирования в дела первых экземпляров грузовых таможенных деклараций и документов к ним" (в ред. от 17.10.2002). Укомплектованные таможенные декларации хранятся в архиве таможни в течение трех календарных лет.
IX. Заключительные положения
78. Утратил силу. - Приказ ФТС РФ от 03.08.2004 N 10. 79. Если ввозимые в Российскую Федерацию товары не являются товарами "риска" или "прикрытия", перечень которых доводится до таможенных органов правовыми актами ГТК России, и их декларирование производится таможенному органу, отличному от места их доставки, то таможенный пост, расположенный в месте декларирования товаров, согласно порядку, установленному иными правовыми актами ГТК России, может потребовать проведения их таможенного досмотра (осмотра) таможенным органом, в регионе деятельности которого осуществляется их временное хранение. При этом таможенный пост, в который подана таможенная декларация, направляет согласно установленному порядку таможенному органу, в регионе деятельности которого временно хранятся такие товары, телефонограмму (либо письмо по оперативным каналам связи), на основании которой согласно порядку, установленному нормативным правовым актом ГТК России, проводится таможенный досмотр (осмотр). Один экземпляр акта таможенного досмотра (осмотра) не позднее 1 часа после окончания таможенного досмотра (осмотра) направляется с использованием факсимильной связи в таможенный орган, в который подана таможенная декларация, с последующей досылкой в установленном порядке оригинала такого акта для использования при проведении таможенного оформления и дальнейшего хранения вместе с первым экземпляром таможенной декларации. Заверенная копия указанного акта таможенного досмотра (осмотра) хранится в таможенном органе, его проводившем. 80. Если вывозимые из Российской Федерации товары в момент их декларирования находятся в регионе деятельности таможенного органа, отличного от места декларирования, то таможенный пост, расположенный в месте декларирования товаров согласно порядку, установленному иными правовыми актами ГТК России, может потребовать проведения их таможенного досмотра (осмотра) или проведения таможенного наблюдения за погрузкой на транспортное средство, убывающее с таможенной территории Российской Федерации, таможенным органом, в регионе деятельности которого они находятся. При этом таможенный орган, в который подана таможенная декларация, направляет согласно установленному порядку таможенному органу, в регионе деятельности которого находятся такие товары, телефонограмму (либо письмо по оперативным каналам связи), на основании которой согласно порядку, установленному правовым актом ГТК России, применяются указанные формы таможенного контроля. Один экземпляр акта таможенного досмотра (осмотра) или документа, фиксирующего результаты таможенного наблюдения, составленного в порядке, установленном иным правовым актом ГТК России, не позднее 1 часа после окончания применения указанных форм таможенного контроля направляется с использованием факсимильной связи таможенному посту, которому подана таможенная декларация, с последующей досылкой в установленном порядке оригинала такого акта (документа) для использования при проведении таможенного оформления и дальнейшего хранения вместе с первым экземпляром таможенной декларации. Заверенная копия указанных актов (документа) хранится в таможенном органе, его проводившем. 81. Если законодательством Российской Федерации не предусматривается проведение отдельных видов государственного контроля товаров, то уполномоченное должностное лицо не осуществляет соответствующие операции документального контроля и не проставляет отметки о результатах проверки. 82. Сведения, необходимые для деятельности функциональных подразделений таможенного поста или таможни, передаются после осуществления документального контроля через уполномоченное должностное лицо, ответственное за прием, регистрацию и учет таможенных деклараций. Передача документов и (или) сведений осуществляется в порядке, установленном иными нормативными правовыми актами ГТК России, предусматривающими оперативный обмен информацией между различными подразделениями и таможенными органами Российской Федерации различных уровней. 83. В случае выявления в ходе осуществления таможенного контроля административных правонарушений уполномоченное должностное лицо таможенного органа осуществляет меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации. 84. Проверку, а также корректировку электронной копии таможенной декларации и декларации таможенной стоимости (если имеется) уполномоченные должностные лица осуществляют согласно порядку, установленному нормативными актами ГТК России, путем применения штатных программных средств, включенных в Фонд программных средств ГНИВЦ ГТК России.
Комментарий
При выявлении уполномоченным должностным лицом в ходе осуществления таможенного контроля административных правонарушений применяются меры, предусмотренные КоАП РФ. При наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, может быть возбуждено дело об административном правонарушении в порядке выполнения требований гл. 28 КоАП РФ <7>. ————————————————————————————————<7> См. Обзор практики применения КоАП России таможенными и судебными органами (Приложение к Письму ГТК России от 14.04.2004 N 01-06/13691), а также Методические рекомендации по квалификации административных правонарушений в области таможенного дела (нарушений таможенных правил), доведенных до таможенных органов Письмом ФТС России от 12.10.2004 N 01-06/3086.
К компетенции должностных лиц таможенных органов отнесено составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 и 3 ст. 16.1, ст. ст. 16.2 - 16.23 КоАП РФ <8>, а также ч. 1 ст. 7.12, ст. 14.10, ч. 1 ст. 15.6, ч. 2 ст. 15.7, ст. ст. 15.8, 15.9, ч. 2 ст. 16.1, ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. ст. 19.6, 19.7, 19.26, ч. 2 ст. 20.23 КоАП РФ <9>. ————————————————————————————————<8> Согласно ч. 1 ст. 28.3 и ч. 1 ст. 23.8 КоАП РФ. <9> Согласно п. 12 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ.
ЖУРНАЛ УЧЕТА И РЕГИСТРАЦИИ ТАМОЖЕННЫХ ДЕКЛАРАЦИЙ ____________________________ НА 200_ Г. (код таможенного органа)
————T————————T——————T———————T——————T————————T——————T——————T————————T————————T————————————T—————————T————————————T————————————T——————¬ | N |Сведения| Номер| Номер |Декла—|Код за— |Отпра—|Полу— |Краткое |Общая |Отметки о |Фамилия, |Время приня—|Дата и время|Приме—| |п/п| о лице,|бланка| ВТТ |рант |явленно—|витель|чатель|наимено—|статис— |принятом ре—|инициалы |тия решения |вручения |чание | | |подавшем| ГТД |(книжки|(ОГРН,|го тамо—|(ОГРН,|(ОГРН,|вание |тическая|шении (при— |должност—|и передачи |декларанту | | | | ТД | | МДП) |ИНН, |женного |ИНН, |ИНН, |груза и |стои— |нятие (ре— |ного лица|таможенной |возвратного | | | | (ОГРН, | | |КПП) |режима |КПП) |КПП) |его ко— |мость |гистрацион— |таможен— |декларации |экземпляра | | | | ИНН, | | |(если | |(если |(если |личество|товаров |ный номер)/ |ного ор— |для проверки|таможенной | | | | КПП) | | |име— | |име— |име— |в основ—| |отказ в |гана, |(возврата |декларации | | | | (если | | |ются) | |ются) |ются) |ной и | |принятии/ |принявше—|таможенной |(при приня— | | | |имеются)| | | | | | |(или) | |пересылка в |го реше— |декларации |тии решения | | | | | | | | | | |дополни—| |____________|ние, и |декларан— |о выпуске | | | | | | | | | | |тельной | |(наименова— |номер его|ту/пересылки|(условном | | | | | | | | | | |единицах| |ние надлежа—|ЛНП |в __________|выпуске) то—| | | | | | | | | | |измере— | |щего тамо— | |таможенный |варов) | | | | | | | | | | |ния | |женного ор— | |орган) | | | | | | | | | | | | | |гана)) | | | | | +———+————————+——————+———————+——————+————————+——————+——————+————————+————————+————————————+—————————+————————————+————————————+——————+ | 1 | 2 | 3 | | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | L———+————————+——————+———————+——————+————————+——————+——————+————————+————————+————————————+—————————+————————————+————————————+——————— дата (день, месяц)
Государственный таможенный комитет Российской Федерации ________________________ таможенное управление ________________________ таможня ________________________ таможенный пост
НАПРАВЛЕНИЕ ДЛЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ (РЕШЕНИЙ)
По ГТД N _________________________________________________________ Требуется принятие решения (решений) по профилю (профилям) риска, составленным по следующим направлениям деятельности:
1. По классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД России <*>
———————————¬ ————————————¬ ————————————¬ ———————————¬ ———————————¬ | | | | | | | | | | L——————————— L———————————— L———————————— L——————————— L——————————— 2. По стране происхождения
———————————¬ ————————————¬ ————————————¬ ———————————¬ ———————————¬ | | | | | | | | | | L——————————— L———————————— L———————————— L——————————— L——————————— 3. По нетарифным мерам и защите интеллектуальной собственности
———————————¬ ————————————¬ ————————————¬ ———————————¬ ———————————¬ | | | | | | | | | | L——————————— L———————————— L———————————— L——————————— L——————————— 4. По валютному контролю
———————————¬ ————————————¬ ————————————¬ ———————————¬ ———————————¬ | | | | | | | | | | L——————————— L———————————— L———————————— L——————————— L——————————— 5. По таможенной стоимости
———————————¬ ————————————¬ ————————————¬ ———————————¬ ———————————¬ | | | | | | | | | | L——————————— L———————————— L———————————— L——————————— L——————————— 6. По таможенным пошлинам, налогам, а также обеспечению уплаты таможенных платежей
———————————¬ ————————————¬ ————————————¬ ———————————¬ ———————————¬ | | | | | | | | | | L——————————— L———————————— L———————————— L——————————— L——————————— 7. По организации таможенного контроля
———————————¬ ————————————¬ ————————————¬ ———————————¬ ———————————¬ | | | | | | | | | | L——————————— L———————————— L———————————— L——————————— L——————————— Должностное лицо таможенного поста (ОТО и ТК) _________________/__________________/ (подпись) (инициалы, фамилия)
Начальник таможенного поста (ОТО и ТК) __________________/___________________/ (подпись) (инициалы, фамилия)
"__" ____________ 200_ г. "__" ч "__" мин.
————————————————————————————————<*> В графических полях указывается номер профиля риска, доведенного до таможенного органа в электронном и (или) в бумажном виде.
Оборотная сторона
Отметки уполномоченных должностных лиц о принятии решения (решений)
1.
__________________________________________________________________ 2.
__________________________________________________________________ 3.
__________________________________________________________________ 4.
__________________________________________________________________ 5.
__________________________________________________________________ 6.
__________________________________________________________________ 7.
__________________________________________________________________ Иные служебные отметки
ЖУРНАЛ РЕГИСТРАЦИИ НАПРАВЛЕНИЙ ДЛЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ
————T————————————T———T————T————————————T——————————————T—————————¬ | N |Дата и время| N |N | Краткое |Код ИНН и КПП |Отметки о| |п/п| поступления|ГТД|про—|наименование|лица, ответст—| принятии| | | направления| |филя| груза |венного за фи—| решений | | | | |рис—| |нансовое регу—| | | | | |ка | |лирование | | +———+————————————+———+————+————————————+——————————————+—————————+ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | L———+————————————+———+————+————————————+——————————————+—————————— В.П.Шавшина К. ю. н., руководитель Адвокатского таможенного агентства Балтийской коллегии адвокатов, преподаватель СПбГУ
Т.Г.Столпинская Юрист Адвокатского таможенного агентства Балтийской коллегии адвокатов Подписано в печать 10.03.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |