Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: <Комментарий к Приказу Минфина России от 01.07.2004 N 180 <Об одобрении концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу>> ("Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", 2005, N 4)



"Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", 2005, N 4

<КОММЕНТАРИЙ

К ПРИКАЗУ МИНФИНА РОССИИ ОТ 01.07.2004 N 180

<ОБ ОДОБРЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

И ОТЧЕТНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СРЕДНЕСРОЧНУЮ

ПЕРСПЕКТИВУ>>

Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, принятая Приказом Минфина России от 01.07.2004 N 180 (далее - Концепция 2004 г.), представляет собой новый этап реформирования отечественного бухгалтерского учета с целью его адаптации к условиям рыночной экономики и Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО).

Прежняя Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике Российской Федерации (далее - Концепция 1997 г.) была принята Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров 26 декабря 1997 г. В тексте этой Концепции не было указания на то, что она разработана по решению Правительства РФ; по существу, это был рабочий документ, который достаточно четко определял основные термины бухгалтерского учета, цели бухгалтерского учета, содержание информации, формируемой в бухгалтерском учете, требования, предъявляемые к этой информации, и другие элементы, необходимые как для организации учета на уровне хозяйствующего субъекта, так и для формирования законодательной и нормативной базы в данном сегменте рынка. Большая часть норм, сформулированных в Концепции 1997 г., была использована при разработке положений по бухгалтерскому учету, методических рекомендаций и методических указаний, изданных Минфином России.

В Концепции 2004 г. отсутствует указание на то, что Концепция 1997 г. отменяется. С учетом того что названия Концепций различаются (из наименования Концепции 2004 г. следует, что ее действие ограничено во времени - среднесрочной перспективой), можно сделать вывод о том, что в ближайшем будущем будут одновременно действовать две Концепции. Это обстоятельство должно учитываться как разработчиками новых документов системы нормативного регулирования бухгалтерского учета, так и теми специалистами, кто организует и ведет бухгалтерский учет на уровне хозяйствующих субъектов.

Приказ Минфина России не может отменять действие других законодательных и подзаконных актов, принятых на более высоком уровне (в частности, постановлений и распоряжений Правительства РФ). Поэтому впредь до принятия на соответствующем уровне новых документов будут действовать ранее принятые нормативные акты.

Для оценки и анализа отдельных положений Концепции 2004 г. представляется целесообразным охарактеризовать развитие нормативной базы бухгалтерского учета (в течение периода, прошедшего с 1997 г.), а также современное состояние отечественного бухгалтерского учета и его соответствие МСФО.

В развитие Концепции 1997 г. Постановлением Правительства РФ от 06.03.1998 N 283 утверждена Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (далее - Программа 1998 г.).

В Программе 1998 г.:

- была сформулирована цель реформирования системы бухгалтерского учета - приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и МСФО;

- были определены задачи реформы:

сформировать систему стандартов бухгалтерского учета и отчетности, обеспечивающих полезной информацией пользователей, в первую очередь инвесторов;

обеспечить увязку реформы бухгалтерского учета в Российской Федерации с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне;

оказать методическую помощь организациям в понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерского учета;

- были определены основные направления реформы:

совершенствование нормативного правового регулирования;

формирование нормативной базы (стандарты);

методическое обеспечение (инструкции, методические указания, комментарии);

кадровое обеспечение (формирование бухгалтерской профессии, подготовка и повышение квалификации специалистов бухгалтерского учета);

международное сотрудничество (вступление и активная работа в международных организациях; взаимодействие с национальными организациями, ответственными за разработку стандартов бухгалтерского учета и регулирование соответствующей деятельности).

В целях обеспечения поставленных задач предлагалось:

- подготовить необходимые изменения и дополнения в Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон о бухгалтерском учете), в том числе по вопросу проведения аттестации бухгалтеров, и в иные нормативные правовые акты. Соответствующий проект изменений в Закон о бухгалтерском учете был разработан, однако процедуру принятия в законодательном органе он не прошел. Причины отклонения изменений в Закон о бухгалтерском учете широко не освещались, наиболее вероятной из них явилась та, что подобные услуги (как на момент представления проекта в Государственную Думу, так и в настоящее время) фактически может оказывать только одна организация - Институт профессиональных бухгалтеров (ИПБ), а это в определенной мере противоречит антимонопольному законодательству;

- в течение двух лет (1998 - 1999 гг.) разработать и утвердить положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, включающие основные требования МСФО. Большая часть стандартов, предложенных к разработке, была утверждена, правда, с существенным нарушением сроков;

- пересмотреть первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и иные документы, относящиеся к унифицированным системам бухгалтерской учетной и отчетной документации. Работу предполагалось завершить в течение 1998 г. При этом планировалось, что участие в разработке этих документов примут Госкомстат России, Минфин России, Минэкономики России, ФКЦБ России. Фактически была выполнена только часть работы: Госкомстатом России были переработаны (причем безотносительно к МСФО) унифицированные формы бухгалтерского учета. Разработка форм регистров бухгалтерского учета (в том числе уточнение форм журналов-ордеров и ведомостей, используемых при применении журнально-ордерной формы счетоводства) практически не велась;

- пересмотреть планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению, учитывая появление и особенности деятельности финансовых институтов, особенности обращения ценных бумаг и т.д. Планы счетов для организаций сферы материального производства и торговли, а также для кредитных организаций были пересмотрены и утверждены;

- ввести упрощенную систему бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства. Данный пункт Программы 1998 г. выполнен. Тем не менее следует заметить, что принятие глав Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), регулирующих специальные налоговые режимы (в частности, применение упрощенной системы налогообложения), вызвало необходимость одновременного ведения вышеупомянутыми субъектами бухгалтерского и налогового учета (или корректировки данных бухгалтерского учета для целей налогообложения).

Одним из основных элементов реформирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности в соответствии с МСФО должна стать разработка новых и уточнение ранее утвержденных положений (стандартов) по бухгалтерскому учету.

Во исполнение Постановления Правительства РФ от 06.03.1998 N 283 "Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности" Распоряжением Правительства РФ от 22.05.1998 N 587-Р был утвержден План внедрения положений (стандартов) бухгалтерского учета в практику (далее - План).

Приведем результаты выполнения этого Плана (см. табл. 1).

Таблица 1

     
   ————————————————————————————————————T———————————————————T———————————————————————¬
   |       Наименование положений      |  Срок выполнения  |  Фактически выполнено |
   |            (стандартов)           |                   |                       |
   +———————————————————————————————————+———————————————————+———————————————————————+
   |                      Общие вопросы раскрытия информации                       |
   +———————————————————————————————————T———————————————————T———————————————————————+
   |Бухгалтерская отчетность           |III квартал 1998 г.|ПБУ 4/99; 06.07.1999   |
   +———————————————————————————————————+———————————————————+———————————————————————+
   |Сводная бухгалтерская отчетность   |I квартал 1999 г.  |Приказ Минфина России  |
   |                                   |                   |от 30.12.1996 N 112    |
   +———————————————————————————————————+———————————————————+———————————————————————+
   |Прибыль на акцию                   |I квартал 1999 г.  |Приказ Минфина России  |
   |                                   |                   |от 21.03.2000 N 29н    |
   +———————————————————————————————————+———————————————————+———————————————————————+
   |Информация по сегментам            |IV квартал 1998 г. |ПБУ 12/2000; 27.01.2000|
   +———————————————————————————————————+———————————————————+———————————————————————+
   |Информация о связанных сторонах    |IV квартал 1998 г. |                       |
   +———————————————————————————————————+———————————————————+———————————————————————+
   |Прекращенные операции              |IV квартал 1999 г. |ПБУ 16/02; 02.07.2002  |
   +———————————————————————————————————+———————————————————+———————————————————————+
   |Учетная политика организации       |IV квартал 1998 г. |ПБУ 1/98; 09.12.1998   |
   +———————————————————————————————————+———————————————————+———————————————————————+
   |Условные факты хозяйственной       |III квартал 1998 г.|ПБУ 8/01; 28.11.2001   |
   |деятельности                       |                   |                       |
   +———————————————————————————————————+———————————————————+———————————————————————+
   |События после отчетной даты        |III квартал 1998 г.|ПБУ 7/98; 25.11.1998   |
   +———————————————————————————————————+———————————————————+———————————————————————+
   |                       Активы и обязательства организации                      |
   +———————————————————————————————————T———————————————————T———————————————————————+
   |Основные средства                  |IV квартал 1999 г. |ПБУ 6/01; 30.03.2001   |
   +———————————————————————————————————+———————————————————+———————————————————————+
   |Материально—производственные запасы|II квартал 1998 г. |ПБУ 5/01; 09.06.2001   |
   +———————————————————————————————————+———————————————————+———————————————————————+
   |Нематериальные активы              |IV квартал 1999 г. |ПБУ 14/2000; 16.10.2000|
   +———————————————————————————————————+———————————————————+———————————————————————+
   |Финансовые вложения                |IV квартал 1998 г. |ПБУ 19/02; 10.12.2002  |
   +———————————————————————————————————+———————————————————+———————————————————————+
   |Активы и обязательства, стоимость  |II квартал 1999 г. |ПБУ 3/2000; 10.01.2000 |
   |которых выражена в иностранной     |                   |                       |
   |валюте                             |                   |                       |
   +———————————————————————————————————+———————————————————+———————————————————————+
   |Реорганизация организаций          |III квартал 1999 г.|Приказ Минфина России  |
   |                                   |                   |от 20.05.2003 N 44н    |
   +———————————————————————————————————+———————————————————+———————————————————————+
   |Аренда основных средств            |III квартал 1999 г.|                       |
   +———————————————————————————————————+———————————————————+———————————————————————+
   |Доверительное управление имуществом|IV квартал 1999 г. |Приказ Минфина России  |
   |                                   |                   |от 28.11.2001 N 97н    |
   +———————————————————————————————————+———————————————————+———————————————————————+
   |                 Финансовые результаты деятельности организации                |
   +———————————————————————————————————T———————————————————T———————————————————————+
   |Доходы организации                 |III квартал 1998 г.|ПБУ 9/99; 06.05.1999   |
   +———————————————————————————————————+———————————————————+———————————————————————+
   |Затраты организации                |III квартал 1998 г.|ПБУ 10/99; 06.05.1999  |
   +———————————————————————————————————+———————————————————+———————————————————————+
   |Договоры на капитальное            |I квартал 1999 г.  |ПБУ 2/94; 20.12.1994   |
   |строительство                      |                   |                       |
   +———————————————————————————————————+———————————————————+———————————————————————+
   |Расчеты по налогам                 |I квартал 1999 г   |ПБУ 18/02; 19.11.2002  |
   +———————————————————————————————————+———————————————————+———————————————————————+
   |Государственная помощь             |II квартал 1999 г. |ПБУ 13/2000; 16.10.2000|
   L———————————————————————————————————+———————————————————+————————————————————————
   

Некоторые положения по бухгалтерскому учету за истекший период переиздавались дважды (ПБУ 5, ПБУ 6, ПБУ 8). Переработано ПБУ 3 (прежняя редакция была утверждена в 1995 г.).

Помимо вышеперечисленных стандартов, были также разработаны и утверждены:

Положение по бухгалтерскому учету "Информация об аффилированных лицах" ПБУ 11/2000, утвержденное Приказом Минфина России от 13.01.2000 N 5н. В данном ПБУ регулируются некоторые вопросы, которые могут быть отнесены к взаимоотношениям со связанными сторонами. Однако то, что ПБУ 11/2000 регулирует не весь круг соответствующих взаимоотношений, а также то, что название стандарта отличается от того, которое было заложено в План, позволяет сделать вывод о том, что предстоит разработка и утверждение еще одного положения по бухгалтерскому учету;

Положение по бухгалтерскому учету "Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию" (ПБУ 15/01), утвержденное Приказом Минфина России от 02.08.2001 N 60н;

Положение по бухгалтерскому учету "Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы" ПБУ 17/02, утвержденное Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 115н;

Положение по бухгалтерскому учету "Информация об участии в совместной деятельности" ПБУ 20/03, утвержденное Приказом Минфина России от 24.11.2003 N 105н.

Таким образом, можно сделать вывод, что практически все стандарты, включенные в План, хотя и с запозданием, но были разработаны и утверждены. Исключение составили вышеупомянутое Положение по бухгалтерскому учету "Информация о связанных сторонах" и Положение по бухгалтерскому учету "Аренда основных средств". Также требует переработки Положение по бухгалтерскому учету "Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство" (ПБУ 2/94), утвержденное Приказом Минфина России от 20.12.1994 N 167. Нормы, установленные действующей редакцией этого Положения, не соответствуют ни современному состоянию законодательной базы (части первая и вторая НК РФ были приняты после утверждения ПБУ 2/94), ни современному состоянию нормативной базы бухгалтерского учета.

Концепция 2004 г. принципиально отличается от Концепции 1997 г.:

во-первых, в новой Концепции почти нет точных формулировок, которые при организации и ведении бухгалтерского учета могли бы непосредственно применяться;

во-вторых, собственно о бухгалтерском учете (как о процессе формирования информации, необходимой для составления отчетности) в Концепции 2004 г. практически ничего не говорится - все внимание разработчиков сосредоточено только на самой отчетности;

в-третьих, предусматривается фактическое исключение органов государственного управления (Минфина России) из числа субъектов, формирующих правила составления отчетности, с одновременным существенным повышением роли так называемого профессионального сообщества. Минфину России предполагается предоставить право обеспечения законодательного утверждения всех инициатив и разработок, выходящих из недр этого сообщества.

Концепция 2004 г., так же как и другие нормативные акты, регулирующие реформу бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, определяет в качестве магистрального направления реформирования переход на МСФО.

В настоящее время в мире существуют две наиболее распространенные системы международных стандартов - IAS (на основе которой и производится реформирование бухгалтерского учета) и GAAP, которая используется в основном государствами Северной Америки (в первую очередь США). IAS и GAAP являются совместимыми стандартами, то есть основываются на единых требованиях и подходах к организации бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. Их различие состоит в том, что стандарты GAAP более детализированы и фактически могут применяться всеми участниками предпринимательской деятельности без дополнительных указаний и разъяснений, а стандарты IAS определяют только общие принципы формирования бухгалтерской информации и поэтому нуждаются в разработке нормативных актов более низкого уровня, которые регулировали бы организацию бухгалтерского учета на конкретных участках (основные средства, материально-производственные запасы, расчеты и т.д.). Последнее обусловлено тем, что система IAS используется значительно большим количеством государств и корпораций по сравнению с системой GAAP. Особенности национальных экономик и традиционных подходов к организации бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в разных странах обусловливают существование различий в конкретных приемах и методах учетной работы.

Следовательно, разработка положений по бухгалтерскому учету должна сопровождаться подготовкой соответствующих методических рекомендаций или указаний, основной целью которых является унификация учетных процессов в масштабах государства.

Разработка МСФО началась в 1973 г., после того как в результате соглашения, достигнутого между профессиональными бухгалтерскими организациями Германии, Франции, Голландии, Мексики, Японии, а также Великобритании, Ирландии, Австралии, Канады и США, был образован Комитет по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО). С 1983 г. членами КМСФО стали все профессиональные бухгалтерские организации - члены Международной федерации бухгалтеров (МФБ).

КМСФО объявило в качестве основных целей в том числе разработку и публикацию МСФО, а также работу по совершенствованию и гармонизации правил, стандартов учета и процедур, связанных с представлением финансовой отчетности.

КМСФО стремится максимально упростить разрабатываемые стандарты и обеспечить возможность их эффективного использования в различных странах. МСФО постоянно пересматриваются с учетом изменений, происходящих в мировой экономике, и достижений в теории бухгалтерского учета.

КМСФО не принуждает страны, принимающие участие в его работе, к полному переходу на свои стандарты - в любом случае приоритет отдается национальным стандартам. В то же время при представлении бухгалтерской отчетности, составленной по стандартам, отличающимся от МСФО, все случаи несоблюдения МСФО должны раскрываться отдельно.

В настоящее время разработано и утверждено около 40 МСФО (более точную цифру назвать невозможно, так как работа по стандартизации продолжается). Кроме того, КМСФО разработаны Принципы подготовки и составления финансовой отчетности.

Под МСФО в отечественных документах системы нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности, как правило, понимаются стандарты IAS.

В настоящее время состояние нормативной базы бухгалтерского учета в сопоставлении с соответствующими международными стандартами характеризуется следующими данными (см. табл. 2).

Таблица 2

     
   ——————————T————————————————————————————————————T——————————T——————————————————————¬
   |  Номер  |              Название              |   Дата   |    Соответствующий   |
   |стандарта|                                    | введения | нормативный документ |
   |         |                                    |          | бухгалтерского учета |
   |         |                                    |          | Российской Федерации |
   +—————————+————————————————————————————————————+——————————+——————————————————————+
   |МСФО 1   |Представление финансовой отчетности |01.07.1998|ПБУ 4/99              |
   +—————————+————————————————————————————————————+——————————+——————————————————————+
   |МСФО 2   |Запасы                              |01.01.1995|ПБУ 5/01              |
   +—————————+————————————————————————————————————+——————————+——————————————————————+
   |МСФО 7   |Отчеты о движении денежных средств  |01.01.1994|ПБУ 4/99              |
   +—————————+————————————————————————————————————+——————————+——————————————————————+
   |МСФО 8   |Чистая прибыль или убыток за период,|01.01.1995|ПБУ 9/99, ПБУ 1/98    |
   |         |фундаментальные ошибки и изменения в|          |                      |
   |         |учетной политике                    |          |                      |
   +—————————+————————————————————————————————————+——————————+——————————————————————+
   |МСФО 9   |Затраты на исследования и разработки|01.01.1995|ПБУ 17/02             |
   +—————————+————————————————————————————————————+——————————+——————————————————————+
   |МСФО 10  |Условные события и события,         |01.01.1980|ПБУ 7/98, ПБУ 8/98    |
   |         |происшедшие после отчетной даты     |          |                      |
   +—————————+————————————————————————————————————+——————————+——————————————————————+
   |МСФО 11  |Договоры подряда                    |01.01.1995|ПБУ 2/94 (в части     |
   |         |                                    |          |договора строительного|
   |         |                                    |          |подряда)              |
   +—————————+————————————————————————————————————+——————————+——————————————————————+
   |МСФО 12  |Налоги на прибыль                   |01.01.1998|ПБУ 18/02             |
   +—————————+————————————————————————————————————+——————————+——————————————————————+
   |МСФО 14  |Сегментная отчетность               |01.07.1998|ПБУ 12/2000           |
   +—————————+————————————————————————————————————+——————————+——————————————————————+
   |МСФО 15  |Информация, отражающая влияние      |01.01.1983|                      |
   |         |изменения цен                       |          |                      |
   +—————————+————————————————————————————————————+——————————+——————————————————————+
   |МСФО 16  |Основные средства                   |01.07.1999|ПБУ 6/01              |
   +—————————+————————————————————————————————————+——————————+——————————————————————+
   |МСФО 17  |Аренда                              |01.01.1999|                      |
   +—————————+————————————————————————————————————+——————————+——————————————————————+
   |МСФО 18  |Выручка                             |01.01.1995|ПБУ 9/99              |
   +—————————+————————————————————————————————————+——————————+——————————————————————+
   |МСФО 19  |Вознаграждение работникам           |01.01.1999|                      |
   +—————————+————————————————————————————————————+——————————+——————————————————————+
   |МСФО 20  |Учет правительственных субсидий и   |01.01.1984|ПБУ 13/2000           |
   |         |раскрытие информации о              |          |                      |
   |         |правительственной помощи            |          |                      |
   +—————————+————————————————————————————————————+——————————+——————————————————————+
   |МСФО 21  |Влияние изменений учетных курсов    |01.01.1995|ПБУ 3/2000            |
   +—————————+————————————————————————————————————+——————————+——————————————————————+
   |МСФО 22  |Объединение компаний                |01.07.1999|                      |
   +—————————+————————————————————————————————————+——————————+——————————————————————+
   |МСФО 23  |Затраты по займам                   |01.01.1995|ПБУ 15/01             |
   +—————————+————————————————————————————————————+——————————+——————————————————————+
   |МСФО 24  |Раскрытие информации о связанных    |01.01.1986|                      |
   |         |сторонах                            |          |                      |
   +—————————+————————————————————————————————————+——————————+——————————————————————+
   |МСФО 26  |Учет и отчетность по программам     |01.01.1988|                      |
   |         |пенсионного обеспечения (пенсионным |          |                      |
   |         |планам)                             |          |                      |
   +—————————+————————————————————————————————————+——————————+——————————————————————+
   |МСФО 27  |Сводная финансовая отчетность и учет|01.01.1999|Приказ Минфина России |
   |         |инвестиций в дочерние компании      |          |от 30.12.1996 N 112   |
   +—————————+————————————————————————————————————+——————————+——————————————————————+
   |МСФО 28  |Учет инвестиций в ассоциированные   |01.01.1990|                      |
   |         |компании                            |          |                      |
   +—————————+————————————————————————————————————+——————————+——————————————————————+
   |МСФО 29  |Финансовая отчетность в условиях    |01.01.1990|                      |
   |         |гиперинфляции                       |          |                      |
   +—————————+————————————————————————————————————+——————————+——————————————————————+
   |МСФО 30  |Раскрытие информации в финансовой   |01.01.1991|                      |
   |         |отчетности банков и аналогичных     |          |                      |
   |         |финансовых институтов               |          |                      |
   +—————————+————————————————————————————————————+——————————+——————————————————————+
   |МСФО 31  |Финансовая отчетность об участии в  |01.01.1992|ПБУ 20/03             |
   |         |совместной деятельности             |          |                      |
   +—————————+————————————————————————————————————+——————————+——————————————————————+
   |МСФО 32  |Финансовые инструменты: раскрытие и |01.01.1996|                      |
   |         |представление отчетности            |          |                      |
   +—————————+————————————————————————————————————+——————————+——————————————————————+
   |МСФО 33  |Прибыль на акцию                    |01.01.1998|Приказ Минфина России |
   |         |                                    |          |от 21.03.2000 N 29н   |
   +—————————+————————————————————————————————————+——————————+——————————————————————+
   |МСФО 34  |Промежуточная финансовая отчетность |01.01.1999|ПБУ 4/99              |
   +—————————+————————————————————————————————————+——————————+——————————————————————+
   |МСФО 35  |Прекращаемая деятельность           |01.01.1999|ПБУ 16/02             |
   +—————————+————————————————————————————————————+——————————+——————————————————————+
   |МСФО 36  |Обесценение активов                 |01.07.1999|                      |
   +—————————+————————————————————————————————————+——————————+——————————————————————+
   |МСФО 37  |Резервы, условные обязательства и   |01.07.1999|ПБУ 8/98              |
   |         |условные активы                     |          |                      |
   +—————————+————————————————————————————————————+——————————+——————————————————————+
   |МСФО 38  |Нематериальные активы               |01.01.1999|ПБУ 14/2000           |
   +—————————+————————————————————————————————————+——————————+——————————————————————+
   |МСФО 39  |Финансовые инструменты: признание и |          |                      |
   |         |оценка                              |          |                      |
   +—————————+————————————————————————————————————+——————————+——————————————————————+
   |МСФО 40  |Инвестиционная собственность        |          |                      |
   +—————————+————————————————————————————————————+——————————+——————————————————————+
   |МСФО 41  |Сельское хозяйство                  |          |                      |
   L—————————+————————————————————————————————————+——————————+———————————————————————
   

При анализе приведенных в табл. 2 данных обращает на себя внимание тот факт, что ряд стандартов, имеющих меньшее числовое значение, имеют более позднюю дату введения в действие, чем стандарты с последующими порядковыми номерами. Это объясняется тем, что МСФО находятся в состоянии постоянного совершенствования и переработки, а это, в свою очередь, обусловливает разработку и внедрение новых редакций ранее действовавших стандартов.

В табл. 2 отсутствует ссылка на ПБУ 10/99, которое регулирует учет расходов организации. Это обусловлено тем, что соответствующего международного стандарта не существует. Основные требования по учету расходов организаций сформулированы в Принципах подготовки и составления финансовой отчетности. Этот вопрос имеет практический аспект, который существенен для организации и ведения учета согласно МСФО. Дело в том, что основные принципы МСФО предполагают возможность выбора одной из двух концепций поддержания капитала - финансовой или производственной. Для отечественной практики бухгалтерского учета традиционной считается производственная концепция поддержания капитала. Разработка и принятие ПБУ 10/99 соответствует этой традиции. Тем не менее ни Минфин России, ни ИПБ пока официально не определились с тем, какая из концепций должна быть положена в основу отечественных стандартов.

Программой 1998 г. предусматривалось до августа 1998 г. закончить разработку методических рекомендаций по учету затрат на производство и реализацию продукции, работ, услуг. Централизованно (на уровне Минфина России) подобный документ так и не был разработан. Определенные попытки предпринимались отраслевыми органами управления. В частности, Минтрансом России были разработаны рекомендации по учету затрат. Однако они представляют собой, скорее всего, компиляцию из положений гл. 25 НК РФ и некоторых норм, заимствованных из положений по бухгалтерскому учету, и непосредственно применяться для организации и ведения бухгалтерского учета в организациях вряд ли могут.

Продолжение работы в данном направлении Концепцией 2004 г. не предполагается.

В разд. 1 Концепции 2004 г. определены проблемы, с которыми в настоящее время приходится сталкиваться работникам бухгалтерских служб, а также членам профессионального бухгалтерского сообщества, занимающимся методологической и экспертной деятельностью. Несмотря на то что выводы сделаны на основе всесторонней оценки множества факторов, некоторые из вышеуказанных проблем представляются спорными.

Например, в качестве первой (и, видимо, основной) проблемы разработчики Концепции 2004 г. ссылаются на отсутствие официального статуса бухгалтерской отчетности, составляемой согласно МСФО. При этом почему-то упущено то обстоятельство, что документы системы нормативного регулирования бухгалтерского учета допускают возможность составления отчетности по международным стандартам. Присвоение же подобной отчетности официального статуса в настоящее время вряд ли возможно: политика Правительства РФ в этой части (как было отмечено ранее) заключается в приближении норм отечественных стандартов к нормам МСФО, но не заменой разработанных положений по бухгалтерскому учету международными стандартами. Если одновременно будут существовать две группы официально признанных стандартов, то могут возникнуть серьезные проблемы с обработкой бухгалтерской информации органами статистики, а также другими внешними заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности.

Другой, не менее важной проблемой обозначены неоправданно высокие затраты хозяйствующих субъектов на подготовку консолидированной финансовой отчетности согласно МСФО посредством трансформации бухгалтерской отчетности, подготовленной по российским правилам. В направлениях реформирования бухгалтерского учета однозначного решения этой проблемы не предложено. Как вариант предлагается составление консолидированной отчетности исключительно в соответствии с требованиями МСФО. Однако в данном случае весьма вероятны существенные расхождения между бухгалтерской отчетностью отдельных хозяйствующих субъектов, данные которой используются при составлении консолидированной отчетности. В Концепции 2004 г. оговаривается, что консолидированная финансовая отчетность выполняет исключительно информационную функцию и представляется заинтересованным внешним пользователям. При этом данная отчетность должна стать одним из основных источников финансовой информации для принятия экономических решений этими пользователями. Иными словами, сфера использования консолидированной отчетности сужается до круга внешних пользователей (органы государственного управления, включая налоговый контроль, инвесторов, поставщиков и подрядчиков, заимодавцев и т.д.). Но экономическое состояние хозяйствующего субъекта обусловливается прежде всего эффективностью управленческих решений, принимаемых менеджментом организации, относящимся к внутренним пользователям бухгалтерской отчетности.

Вызывает сомнения в правомерности выделение в отдельные проблемы невысокого качества аудита бухгалтерской отчетности, а также низкого уровня профессиональной подготовки большей части бухгалтеров и аудиторов. Оговорка о том, что имеется в виду только недостаточная подготовка в части изучения МСФО, отсутствует. Таким образом, разработчики Концепции 2004 г. дают негативную оценку системе профессиональной подготовки как бухгалтеров, так и аудиторов.

В качестве основных направлений решения вышеуказанных проблем предлагаются переориентация учебных программ средних и высших учебных заведений, а также программ подготовки профессиональных бухгалтеров и аудиторов на углубленное изучение МСФО и формирование навыков их применения на практике; мониторинг качества учебных программ средних и высших учебных заведений, а также программ подготовки профессиональных бухгалтеров и аудиторов; обеспечение соответствия учебных программ подготовки профессиональных бухгалтеров и аудиторов соответствующим международным программам (с учетом законодательства и традиций бухгалтерского образования в Российской Федерации) и т.д.

При этом определяющая роль в реализации вышеперечисленных направлений отводится профессиональному бухгалтерскому сообществу через специально создаваемые органы (в качестве которых могут, например, выступать ИПБ). Однако в данном случае имеет место некоторое превышение полномочий отраслевого органа государственного управления (Минфина России), так как разработка и уточнение учебных программ является исключительной прерогативой Минобрнауки России. Таким образом, по нашему мнению, в этой части Концепция 2004 г. подлежит уточнению, из которого бы следовало, что данные направления реформы бухгалтерского учета решаются другим органом отраслевого управления, а роль профессионального бухгалтерского сообщества ограничивается выработкой предложений по совершенствованию образовательного процесса.

Еще одной проблемой, которая не выделена в отдельный подпункт, однако неоднократно упоминается в тексте Концепции 2004 г., является наличие существенных различий в системе бухгалтерского и налогового учета. Эти различия получили законодательное оформление с принятием гл. 25 НК РФ. Следует заметить, что проект гл. 25 НК РФ готовился в Минфине России. Иными словами, возникновение различий обусловлено определенной несогласованностью действий отдельных департаментов Минфина России. Направления решения данной проблемы не конкретизированы - указывается только на необходимость сближения двух видов учета. Тем самым неявно признается, что применение норм ПБУ 18/02 не способно в полной мере решить поставленную задачу. По нашему мнению, применение норм ПБУ 18/02 может быть весьма успешно использовано для приведения данных налогового учета в полное соответствие с данными бухгалтерского учета. Однако для этого необходима разработка подробных методических рекомендаций, в которых были бы максимально возможно раскрыты все возможные случаи возникновения налоговых разниц, отложенных налоговых обязательств и отложенных налоговых активов. Правда, для этого, как минимум, необходима детализация нормативного регулирования учета затрат (расходов).

Из пяти основных направлений дальнейшего развития системы бухгалтерского учета и отчетности наиболее масштабными и приспособленными к нормативному регламентированию являются два:

- создание инфраструктуры применения МСФО;

- изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности.

Для реализации вышеуказанных направлений предполагается организация взаимодействия профессионального сообщества (скорее всего, в виде ИПБ и его территориальных филиалов) и органа государственного управления (Минфина России).

Собственно система взаимодействия вышеуказанных органов, схема разработки стандартов и придания им законодательной силы в Концепции 2004 г. отдельно не выделены. На основе отдельных положений Концепции 2004 г. можно сделать вывод о том, что предлагается следующая схема (для упрощения используются сокращенные обозначения наиболее вероятных участников процесса выработки и утверждения стандартов - Минфина России и ИПБ):

- орган государственной власти (Минфин России) разрабатывает программу подготовки и утверждения нормативных актов в области бухгалтерского учета и аудита, формирует техническое задание на разработку стандартов и размещает заказ на разработку - непосредственно или через специально созданную службу в составе Министерства;

- профессиональное сообщество (в лице ИПБ или иного аналогичного института) по заказу Минфина России или инициативно подготавливает перевод МСФО на русский язык, разрабатывает методические рекомендации и (или) методические указания по их применению;

- разработанные проекты подвергаются профессиональной экспертизе с привлечением независимых экспертов из числа наиболее высококвалифицированных и опытных представителей профессионального бухгалтерского сообщества;

- после экспертизы проекты направляются в Минфин России, где подвергаются дополнительной технической обработке и документальному оформлению, после чего проводится комплекс мероприятий по приданию вновь разработанным документам нормативной силы (включая регистрацию в Минюсте России);

- орган профессионального сообщества (ИПБ) организует системы подготовки и переподготовки бухгалтерских кадров по всей системе утвержденных стандартов, включая вновь разрабатываемые. При этом предполагается, что подобная подготовка со временем может стать обязательной и может распространиться не только на бухгалтеров, но и аудиторов. Одновременно с внесением новых стандартов в учебные планы ИПБ (или иной аналогичной организации, занятой исключительно коммерческой подготовкой кадров) соответствующим образом корректируются учебные планы учреждений и организаций системы высшего и среднего профессионального образования (подчиненных Минобрнауки России);

- параллельно с внедрением новых стандартов и обучением кадров по всем стандартам, действующим в системе МСФО, Минфином России и ИПБ ведется работа по мониторингу изменений, вносимых КМСФО в действующие стандарты.

Основным условием существования приведенной системы, по мнению разработчиков Концепции 2004 г., является законодательное признание МСФО в Российской Федерации (в частности, придание консолидированной финансовой отчетности, подготовленной согласно МСФО, статуса одного из видов официальной отчетности).

В подразделе 2.2 Концепции 2004 г. отдельно обращено внимание на то, что применению в Российской Федерации подлежит официальный текст МСФО на русском языке. Тем самым косвенно подтверждается то, что тот текст МСФО, который в настоящее время распространяется одной из коммерческих организаций, не является официальным. Кстати, еще одним подтверждением этого тезиса является то, что в вышеупомянутом издании текст МСФО предваряется в общем-то обычной в таких случаях записью об охране авторского права и запрете использовать какую-либо часть издания в какой-либо форме, хотя в соответствии со ст. 8 Закона РФ от 09.07.1993 N 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах" не могут являться объектами авторского права официальные документы (законы, судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебного характера), а также их официальные переводы.

Вышеприведенная схема представляется вполне жизнеспособной, но для того чтобы она заработала, необходимо выполнение, как минимум, одного условия - нормативное (или даже законодательное) закрепление соответствующих функций за органом государственной власти и органом, представляющим профессиональное бухгалтерское сообщество. На уровне приказа Минфина России провести подобное распределение (или перераспределение) функций вряд ли возможно - необходимо, как минимум, отдельное постановление или распоряжение Правительства РФ. Это обусловлено тем, что разработка и внедрение МСФО (с приданием им нормативной силы) потребует существенных финансовых издержек, как бюджетных, так и на уровне расходов хозяйствующих субъектов. Из этого, в частности, следует необходимость внесения некоторых изменений в налоговое законодательство: если обязательное осуществление расходов по обучению бухгалтерских кадров МСФО будет закреплено законодательно, то эти затраты должны включаться в расходы для целей обложения налогом на прибыль. Обоснованность расходов в данном случае подтверждается фактом законодательного признания их необходимости.

Другим направлением развития системы бухгалтерского учета и отчетности является повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности. В подразделе 2.1 Концепции 2004 г., конкретизирующем отдельные элементы этого направления, приводятся определения индивидуальной и консолидированной бухгалтерской отчетности, управленческой отчетности и налоговой отчетности.

Весьма спорным представляется определение главной задачи в области бухгалтерского учета - обеспечение относительной независимости организации учетного процесса от какого-либо определенного вида отчетности. Во-первых, основные задачи бухгалтерского учета исчерпывающе определены в ст. 1 Закона о бухгалтерском учете, и они принципиально отличаются от той, которая сформулирована в Концепции 2004 г. Во-вторых, реализация подобной задачи на практике может привести к необходимости дополнительной перегруппировки данных бухгалтерского учета в процессе составления отчетности. До одобрения Концепции 2004 г. наиболее эффективной считалась организация учета с применением методов детализации и группировки информации, обеспечивающих с минимальными затратами обобщение результатов деятельности хозяйствующего субъекта за любой период и их представление в форме отчета.

Отдельно главные задачи сформулированы для каждого из вышеперечисленных видов учета. При этом постановка задачи для налогового учета в Концепции 2004 г. представляется не вполне правомерной - более правильным было бы внесение соответствующих изменений (уточнений) в налоговое законодательство.

Основные принципы построения различных видов отчетности, по мнению разработчиков Концепции 2004 г., выглядят следующим образом:

- индивидуальная бухгалтерская отчетность должна составляться по российским стандартам, разрабатываемым на основе МСФО. Тем самым косвенно подтверждается то, что одновременно могут действовать два вида стандартов - отечественные (разработанные на основе МСФО, но с учетом национальных особенностей экономической деятельности и традиций организации и ведения бухгалтерского учета) и собственно МСФО (которые фактически представляют собой свод правил бухгалтерской отчетности, предполагающий многовариантность организации и осуществления учетных процессов). Не исключается возможность составления определенным кругом хозяйствующих субъектов индивидуальной бухгалтерской отчетности непосредственно согласно МСФО (вместо российских стандартов). В этом случае потребуется дополнительное нормативное регулирование составления пояснений к отчетности, исчерпывающе разъясняющих заинтересованным пользователям, какие варианты применения МСФО выбраны хозяйствующим субъектом;

- консолидированная отчетность будет представляться исключительно согласно МСФО. С учетом того что индивидуальная отчетность, скорее всего, будет составляться по другим (отечественным) стандартам, потребуются дополнительные затраты по перегруппировке и корректировке данных индивидуальной отчетности. Из этого следует, что одна из проблем, определенных в разд. 1 Концепции 2004 г. (неоправданно высокие затраты хозяйствующих субъектов на подготовку консолидированной финансовой отчетности согласно МСФО), не только не будет разрешена, но и может существенно усугубиться;

- управленческая отчетность должна представляться в объемах и в сроки, установленные самим хозяйствующим субъектом. Вместе с тем Концепцией 2004 г. подчеркивается целесообразность такого построения управленческой отчетности, при котором содержание и порядок ее составления основываются на тех же принципах, на каких составляется индивидуальная бухгалтерская и консолидированная финансовая отчетность. Данный тезис изложен в виде рекомендации, но его практическая реализация также может повлечь существенные дополнительные материальные затраты;

- налоговую отчетность предлагается составлять на основе информации, формируемой в бухгалтерском учете, посредством ее корректировки по правилам налогового законодательства. В определенной мере это можно считать шагом назад: подобная схема практиковалась до вступления в силу гл. 25 НК РФ и законодательного закрепления необходимости организации и ведения налогового учета (отдельно от бухгалтерского). Впрочем, весьма вероятно, что в рамках сближения бухгалтерского и налогового учета необходимые изменения будут внесены и в налоговое законодательство.

Реализация еще одного направления - усиления контроля качества бухгалтерской отчетности - предполагает, в частности, разработку стандартов аудиторской деятельности, соответствующих Международным стандартам аудита, и контроль качества работы аудиторов и аудиторских организаций. Что касается первой задачи, то необходимо отметить, что в настоящее время в стране создана и успешно применяется система стандартов аудиторской деятельности. Поэтому в Концепции 2004 г. целесообразно было бы уточнить, что речь идет о вновь разрабатываемых стандартах. Установление же системы контроля за деятельностью аудиторов, по нашему мнению, входит в определенный конфликт с самим понятием аудита как независимой деятельности. Ошибки аудиторов, некачественное проведение проверок, а также несоблюдение отдельными аудиторами требований стандартов должны выявляться заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности, а при наличии соответствующих оснований - и правоохранительными органами.

Еще об одном направлении - подготовке и повышении квалификации кадров - говорилось выше. Отметим только, что Концепцией 2004 г. предполагается участие профессионального бухгалтерского сообщества во всех сферах, где оказываются услуги по подготовке бухгалтерских кадров. При этом круг вопросов, которые предполагается регулировать, не ограничивается исключительно бухгалтерским учетом, отчетностью и изучением МСФО. В отдельный подпункт Концепции 2004 г. выделена, например, выработка навыков применения таких способов обработки информации, как дисконтирование, вероятностные расчеты, математическая статистика и т.д., а это, по существу, уже смежные области знания.

Еще раз подчеркнем, что участие профессионального бухгалтерского сообщества в образовательном процессе, скорее всего, будет невозможным без организации взаимодействия с органом государственной власти, ответственным за состояние профессионального образования в системе высшей и средней профессиональной школы.

В отношении реформирования бухгалтерского учета в бюджетной сфере и банковской системе Концепция 2004 г. содержит отсылочные нормы. Из этого факта становится очевидным, что вопросы развития учета в вышеуказанных сферах будут регулироваться отдельными документами, аналогичными принятой Концепции. При этом уточняется, что основным инструментом реформирования бухгалтерского учета и отчетности в бюджетной сфере должны стать Международные стандарты финансовой отчетности для общественного сектора (МСФООС). Таким образом, не исключается вероятность представления данных бухгалтерской отчетности бюджетных учреждений заинтересованным пользователям, которые оценивают состояние хозяйствующих субъектов согласно требованиям МСФО, - то есть на современном этапе чаще всего нерезидентами.

Последним, разд. 3 Концепции 2004 г. установлены два основных этапа развития бухгалтерского учета и отчетности в среднесрочной перспективе. Цели, которые должны быть достигнуты по итогам каждого периода, определены довольно схематично.

В разд. 3 Концепции более конкретно определенными можно считать следующие цели:

- утверждение до 2007 г. основного комплекта российских стандартов индивидуальной бухгалтерской отчетности на основе МСФО. Достижение данной цели не означает, что работа по дальнейшему переводу отдельных МСФО и разработке отечественных стандартов на этом будет закончена: процесс формирования международных стандартов продолжается, и, следовательно, в вышеуказанные сроки должны быть разработаны российские стандарты только в той части, в которой пока нет нормативных документов, соответствующих (аналогичных) отдельным МСФО. Не уточняется, но предполагается, что действующие отечественные стандарты в эти же сроки должны быть скорректированы с учетом динамики изменений международных стандартов;

- сближение правил налогового учета с правилами бухгалтерского учета. Данная цель также должна быть достигнута на первом этапе - до 2007 г. включительно. Как именно пойдет процесс сближения, в Концепции 2004 г. не уточняется. Однако то обстоятельство, что функции по разработке налоговых деклараций (основных форм налоговой отчетности) в настоящее время переданы Минфину России, позволяет предположить, что направления работы по сближению двух основных видов учета будут определяться в ходе работы по организации взаимодействия между отдельными подразделениями данного органа государственной власти.

В развитие Концепции 2004 г. разработан и утвержден Приказом Минфина России от 16.09.2004 N 263 План мероприятий Министерства финансов Российской Федерации на 2004 - 2007 гг. по реализации Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу (далее - План мероприятий), где большая часть направлений конкретизирована и детализирована. Кроме того, сравнительно точно установлены сроки реализации основных направлений и сроки достижения определенных результатов.

В соответствии с Планом мероприятий должны быть приняты следующие законодательные и нормативные акты:

- Федеральный закон "О консолидированной бухгалтерской отчетности". По нашему мнению, нормы Закона при составлении отчетности за 2004 г. применяться не будут. Скорее всего, вступление в действие отдельных норм Закона будет непосредственно обусловлено внесением изменений в Закон о бухгалтерском учете, а принятие соответствующего Федерального закона Планом мероприятий запланировано на 2005 г. Кроме того, читателям журнала следует иметь в виду, что нормы Закона будут иметь относительно узкую сферу действия: они будут применяться только теми организациями, которые обязаны составлять и представлять консолидированную бухгалтерскую отчетность (холдинги, финансово-промышленные группы, организации, имеющие дочерние общества, филиалы и представительства);

- нормативный акт, определяющий особенности индивидуальной отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг. Положения данного нормативного акта имеют узкоспециальное значение.

Кроме того, запланировано создание специального органа профессиональной общественной экспертизы стандартов и иных нормативных правовых актов в области бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. Вряд ли данный орган (даже если его создание до конца года будет официально оформлено) успеет подготовить к принятию проекты нормативных актов, которые смогут вступить в силу с 1 января 2005 г.

Более чем осторожно сформулирована одна из основных задач - организация работы по подготовке перевода официального текста МСФО на русский язык и сопровождение его. Завершение работы по переводу действующих МСФО в качестве отдельного мероприятия не обозначено. Поэтому возникает закономерный вопрос: как могут осуществляться другие мероприятия (в том числе и внесение изменений в Закон о бухгалтерском учете) при отсутствии официального перевода МСФО, имеющего силу нормативного правового акта?

Прочие изменения законодательной и нормативной базы запланированы на 2005 - 2007 гг.

Планом мероприятий предусмотрена реализация, в частности, следующих мероприятий:

в 2005 г.:

подготовка (и, по-видимому, принятие) новой редакции Закона о бухгалтерском учете. Предполагается, что в этой новой редакции будет законодательно закреплен переход на МСФО, а также повышена роль профессионального сообщества (которое, скорее всего, будет представлено ИПБ). Принятие Закона о бухгалтерском учете в новой редакции позволит, по существу, начать выполнение остальных мероприятий, определенных в Концепции 2004 г.;

разработка предложений по организации мониторинга потребностей разных групп пользователей информации бухгалтерского учета и отчетности. В каком виде будут оформлены эти предложения и какова будет их нормативная значимость, Планом мероприятий не уточняется;

разработка общих требований к регистрам бухгалтерского учета. По-видимому, данные требования нормативной силы иметь не будут (по меньшей мере, до окончания первого этапа объявленной реформы), так как окончательное формирование требований к учетным регистрам возможно только после того, как будут известны все правила группировки и детализации данных;

определение особенностей индивидуальной бухгалтерской отчетности страховых организаций и негосударственных пенсионных фондов и некоммерческих организаций. Из того факта, что данное мероприятие запланировано на 2005 г., можно заключить, что вышеперечисленные группы хозяйствующих субъектов предполагается перевести на МСФО раньше остальных;

разработка предложений по развитию системы профессиональной аттестации бухгалтеров на основе стандартов Международной федерации бухгалтеров. Скорее всего, данное мероприятие может быть выполнено именно на уровне предложений, то есть документа, носящего рекомендательный (но не нормативный) характер, так как переход к вышеуказанной аттестации реально возможен только после формирования национальной системы стандартов. В противном случае бухгалтеры будут вынуждены аттестоваться по вопросам, которые неприменимы в отечественной практике бухгалтерского учета;

в 2006 г.:

определение особенностей индивидуальной бухгалтерской отчетности некоммерческих организаций. Иными словами, некоммерческие организации должны быть переведены на МСФО позже профессиональных участников рынка ценных бумаг, страховых организаций и негосударственных пенсионных фондов, но раньше организаций остальных отраслей (промышленность, сельское хозяйство, строительство, торговля и т.д.);

разработка предложений по внесению изменений в законодательные акты, регулирующие все виды ответственности организаций и должностных лиц за качество бухгалтерской отчетности. В чем будут заключаться изменения, ни в Концепции 2004 г., ни в Плане мероприятий не уточняется. Однако с большой долей вероятности можно предположить, что возможно, например, установление ответственности за несвоевременный переход на МСФО;

в 2007 г.:

оценка возможности составления определенным кругом хозяйствующих субъектов индивидуальной бухгалтерской отчетности согласно МСФО. Срок реализации мероприятия выглядит несколько неожиданно, если учесть, что в течение 2005 - 2007 гг. (в соответствии с Планом мероприятий) будет вестись активная работа по переработке принятых отечественных стандартов бухгалтерского учета (ПБУ) и разработке новых с целью их гармонизации (а на практике, скорее всего, максимальной адаптации) к требованиям МСФО.

Прочие мероприятия будут проводиться в течение всего периода - 2005 - 2007 гг. или в течение двух лет - 2005 - 2006 гг. При этом реализация некоторых мероприятий обусловливается необходимостью принятия федеральных законов (о бухгалтерском учете и о консолидированной бухгалтерской отчетности), а для некоторых мероприятий будет разработан и утвержден отдельный план. К последним относится утверждение новых и уточнение действующих нормативных правовых актов, регулирующих порядок составления и представления индивидуальной бухгалтерской отчетности.

В заключение необходимо отметить, что Концепция 2004 г., несмотря на то что одобрена Приказом Минфина России, нормативным документом не является и определяет только основные направления деятельности официальных органов власти и негосударственных (коммерческих) институтов, работающих в сфере реформирования бухгалтерского учета и отчетности. Таким образом, для реализации Концепции 2004 г. необходима разработка конкретных планов и программ по каждому вышеобозначенному направлению деятельности. Следует также подчеркнуть, что для формализации отношений между государственными и негосударственными органами при реализации Концепции 2004 г. необходимо правовое урегулирование, как минимум, двух вопросов:

- создание в составе Минфина России соответствующей службы, которая располагала бы необходимыми денежными средствами и полномочиями по размещению заказов на подготовку проектов нормативных актов;

- придание законного статуса органу, представляющему профессиональное бухгалтерское сообщество, что возможно только после принятия федерального закона о саморегулируемых организациях. Проект данного закона представлен в Государственную Думу, но перспективы его принятия пока неясны.

В.Р.Захарьин

К. э. н.

Подписано в печать

10.03.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: <Комментарий к Федеральному закону от 04.10.2004 N 124-ФЗ "О внесении изменения в статью 277 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"> ("Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", 2005, N 4) >
Статья: <Комментарий к Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации"> (Окончание) ("Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", 2005, N 4)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.