Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем ("Налоговый вестник", 2005, N 4)



"Налоговый вестник", 2005, N 4

О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ

ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ

1. Способы легализации доходов, полученных преступным путем

Под легализацией (отмыванием) денежных средств или иного имущества понимаются вовлечение в сферу легальной деятельности денежных средств и имущества, приобретенных незаконным, преимущественно преступным, путем, и придание им статуса легитимности с целью получения возможности их использования, не вызывая подозрений у правоохранительных органов.

По экспертным данным МВД России, 70% доходов, полученных незаконным путем, вкладываются в настоящее время в предпринимательскую деятельность и 15% расходуются на приобретение недвижимости и иного имущества. Бесспорно, такая ситуация способствует криминализации экономических отношений, усилению влияния преступных группировок в сфере экономики, постепенному их превращению в легальных субъектов финансово-хозяйственной деятельности, а также росту числа коррумпированных чиновников.

Специалисты выделяют некоторые наиболее распространенные способы получения сокрытых от налогообложения денежных средств, а также основные этапы и механизмы, присущие отмыванию незаконно полученных доходов:

1) создание организаций, занимающихся обналичиванием денежных средств для продажи неучтенных наличных денег за безналичные деньги за определенный комиссионный процент. В настоящее время получила широкое распространение практика не только банкротства обналичивающей организации до первой проверки налоговыми органами, но и реорганизации фирмы путем смены учредителей или слияния с другой компанией путем использования документов граждан, проживающих в других субъектах Российской Федерации, а также поддельных или похищенных документов. Введение "грязных" наличных денег в легальный оборот существенно облегчается благодаря значительному нелегальному наличному обороту между хозяйствующими субъектами.

Нередко встречаются случаи, когда организации создаются на непродолжительное время по подложным документам или на подставных лиц. В эти организации переводятся добытые преступным путем денежные средства, которые затем конвертируются и переводятся на счета "своих" организаций, расположенных чаще всего в офшорных зонах; эти организации и легализуют через счета различных компаний "грязные деньги". При проведении импортных операций в офшорной зоне создается дочерняя либо самостоятельная компания, которая заключает с российскими организациями контракты на поставку различных товаров в Российскую Федерацию. Для обеспечения этих контрактов переводятся крупные суммы денежных средств. Но товары в Российскую Федерацию не поступают, а денежные средства переводятся на счета других фирм <*>;

2) отделение незаконных доходов от источника их получения с помощью финансовых операций. Нередко создаются офшорные предприятия, на счета которых направляются по фиктивным экспортно-импортным контрактам деньги, аккумулированные на счетах организаций, занимающихся обналичиванием денежных средств;

3) осуществление экспортно-импортных операций (как правило, составляются два контракта: один реальный и один фиктивный, с завышенной суммой сделки; после этого денежные средства по фиктивному договору переводятся фирме-посреднику, на счетах которой остается разница между реальной и фиктивной ценой) или организация лотерей и участие в деятельности казино. Полученные средства вкладываются в недвижимость, в том числе за рубежом, в наиболее доходные сферы финансово-хозяйственной деятельности;

4) участие в приватизации. Денежные средства от преступных промыслов успешно легализуются через приватизацию. Отдельные лидеры преступных группировок начинают приобретать политический вес в обществе, используя коррумпированных представителей органов государственной власти и управления.

     
   ————————————————————————————————
   
<*> Завидов Б.Д., Попов И.А., Сергеев В.И. Уклонение от уплаты налогов. - М., 2001. - С. 24.

За первый год действия уголовной ответственности за легализацию незаконных доходов (1997 г.) в Российской Федерации было зарегистрировано 241 такое преступление. В 1998 г. их количество резко увеличилось и достигло 1003. В 1999 г. число выявленных фактов легализации незаконно полученных денежных средств осталось практически на уровне предшествующего года - 965. Треть из них (312) совершены в крупном и особо крупном размере; их рост по сравнению с предыдущим годом составил 67%. Из общего числа законченных производством материалов (790) 679 дел направлено в суд. Привлечено к уголовной ответственности 65 человек. Причиненный материальный ущерб по возбужденным уголовным делам составил 207,5 млн руб. Наложен арест на имущество, изъято материальных ценностей, имеющих отношение к преступной деятельности, на сумму 72,1 млн руб.

2. Формирование законодательства по противодействию

легализации доходов, полученных преступным путем

В среде специалистов все еще выдвигаются предложения о необходимости применения уголовных санкций, назначаемых за нарушение налогового законодательства, в отношении лиц, занимающихся деятельностью, связанной с приобретением или сбытом имущества, заведомо добытого преступным путем (ст. 175 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ)).

Однако в российском законодательстве уже установлен ряд мер, направленных на исключение возможности распоряжаться такими доходами. Так, в соответствии со ст. ст. 166, 168, 169 Гражданского кодекса Российской Федерации сделки, не соответствующие требованиям закона или иных правовых актов либо совершенные с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности, ничтожны. При наличии умысла в доход Российской Федерации взыскиваются все доходы, полученные преступным путем. Требование о признании сделки ничтожной может быть предъявлено любым заинтересованным лицом. Суд вправе сделать это по собственной инициативе.

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ) объектами налогообложения могут быть имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иное экономическое основание, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога (ст. 38), а обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах (ст. 44).

Таким образом, в настоящее время привлекать лиц, виновных в совершении общеуголовных преступлений, связанных с извлечением преступного дохода, к уголовной ответственности за налоговые преступления (при отсутствии их состава) не представляется возможным и не имеет под собой законных оснований.

При обсуждении в Государственной Думе вопросов противодействия легализации денежных средств, полученных преступным путем, отмечалось, что поскольку налоги уплачиваются только с доходов, полученных легальным путем, то с не подвергшихся налогообложению доходов должны взиматься неуплаченные налоги, штрафы и пени, которые затем должны "работать" на экономику страны. В итоге депутаты Государственной Думы настояли на том, что под ответственность за легализацию не должны подпадать следующие правонарушения:

- невозвращение из-за границы валютных средств экспортерами;

- уклонение от уплаты таможенных платежей и уклонение от уплаты налогов.

Сторонники данной позиции отмечали, что за все это УК РФ уже установлена своя, гораздо более мягкая, чем за "отмывание" денег, ответственность.

Правительство РФ предлагало в качестве компенсации за вывод налоговых нарушений из-под прямого действия УК РФ закрепить в нем хотя бы положение, что банки и финансовые организации не вправе отказать уполномоченному органу в предоставлении информации на основании того, что соответствующая операция, сделка связана с легализацией доходов, полученных в результате совершения вышеперечисленных правонарушений. Однако Государственная Дума сочла такое требование излишним. По мнению депутатов, через отслеживание налоговых нарушений, валютных и таможенных нарушений бессмысленно искать "грязные" деньги. Если можно выявить неуплату налогов с каких-то доходов, то это означает, что эти доходы, даже если они и были "грязными", уже каким-то способом легализованы.

Таким образом, позиция отдельных депутатов привела к тому, что из-под действия законодательства о борьбе с легализацией доходов, полученных преступным путем, были выведены налоговые преступления. Однако, с нашей точки зрения, средства, полученные в результате уклонения от уплаты налогов, также незаконны, а уклонение от уплаты налогов является таким же общественно опасным деянием, как и все остальные.

3. Противодействие легализации доходов, полученных

преступным путем

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ) под доходами, полученными преступным путем, понимаются денежные средства или иное имущество, полученные в результате совершения преступления, а легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, - это придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления, за исключением преступлений, предусмотренных ст. ст. 193, 194, 198 и 199 УК РФ, ответственность по которым установлена вышеуказанными статьями Кодекса.

Указом Президента Российской Федерации от 01.11.2001 N 1263 образован Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу - КФМ России (с 09.03.2004 - Федеральная служба по финансовому мониторингу - Росфинмониторинг), одной из основных задач которого является направление соответствующей информации в правоохранительные органы в соответствии с их компетенцией при наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что операция, сделка связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем. С момента образования Комитета по июль 2003 г. КФМ России передал в правоохранительные органы 4800 материалов, касающихся подозрительных финансовых операций, по итогам рассмотрения которых было возбуждено 10 уголовных дел.

Международная группа по борьбе с финансовыми злоупотреблениями (FATF) выработала рекомендации, предусматривающие для стран мирового сообщества:

- определение перечня преступлений, с легализаций доходов от которых следует бороться;

- определение перечня организаций (в основном финансово-кредитных и почтовых), которые должны проявлять особую бдительность при осуществлении через них крупных или подозрительных операций;

- определение порядка экстрадиции лиц, обвиненных в легализации денег;

- установление в законодательстве той или иной страны понятия "легализация незаконно полученных доходов" таким образом, что исключало бы возможность двоякого толкования, споров или ухода от ответственности за совершение данного преступления и т.д.

Для выполнения рекомендаций FATF российскими законодателями разработан и принят Федеральный закон от 28.07.2004 N 88-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", в соответствии с которым появились следующие законодательные новеллы:

1) перечень организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, уточнен и дополнен страховыми организациями и лизинговыми компаниями, организациями, содержащими тотализаторы и букмекерские конторы, а также устраивающими и проводящими лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме, а также организациями, оказывающими посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;

2) перечень операций с денежными средствами в наличной форме, которые подлежат обязательному контролю, дополнен операциями покупки или продажи наличной иностранной валюты физическим лицом;

3) уточнен перечень иных сделок с движимым имуществом, подлежащих обязательному контролю, в том числе получение денежных средств в виде платы за участие в лотерее, тотализаторе (взаимном пари) и в иных основанных на риске играх;

4) перечень операций с денежными средствами, которые подлежат обязательному контролю, дополнен такой услугой, как предоставление юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получение такого займа;

5) перечень операций с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, дополнен сделками с недвижимым имуществом, если сумма сделки равна или превышает 3 000 000 руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3 000 000 руб., или превышает ее;

6) уточнены права и обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом;

7) дополнены требования к правилам внутреннего контроля организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом. Квалификационные требования к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требования к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей определяются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством РФ, для кредитных организаций - Банком России;

8) установлен срок, в течение которого работники организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, при возникновении подозрения, что какие-либо операции осуществляются в целях легализации доходов, полученных преступным путем, обязаны сообщать об этом в уполномоченный орган, - не позднее рабочего дня, следующего за днем выявления таких операций;

9) уточнено, что пятилетний срок хранения документов, подтверждающих сведения, связанные с мероприятиями по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, и необходимых для идентификации личности, исчисляется со дня прекращения отношений с клиентом;

10) уточнены запретительные меры для кредитных организаций, направленные на эффективное противодействие легализации доходов, полученных преступным путем. Кредитным организациям запрещается:

- открывать счета (вклады) на анонимных владельцев, то есть без представления открывающим счет (вклад) физическим или юридическим лицом документов, необходимых для его идентификации;

- открывать счета (вклады) физическим лицам без личного присутствия лица, открывающего счет (вклад), либо его представителя;

- устанавливать и поддерживать отношения с банками-нерезидентами, не имеющими на территориях государств, в которых они зарегистрированы, постоянно действующих органов управления;

11) установлены случаи, когда кредитные организации вправе отказаться от заключения договора банковского счета (вклада) с физическим или юридическим лицом:

- отсутствие по своему местонахождению юридического лица, его постоянно действующего органа управления, иного органа или лица, которые имеют право действовать от имени юридического лица без доверенности;

- непредставление физическим или юридическим лицом документов, подтверждающих указанные в ст. 7 Закона N 115-ФЗ сведения, либо представление недостоверных документов;

- наличие в отношении физического или юридического лица сведений об участии его в террористической деятельности, полученных в соответствии с Законом N 115-ФЗ;

12) Закон N 115-ФЗ дополнен ст. 7.1, в которой прописываются права и обязанности иных лиц.

Так, устанавливается, что требования в отношении идентификации клиентов, организации внутреннего контроля, фиксирования и хранения информации распространяются на адвокатов, нотариусов и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, если они готовят или осуществляют от имени либо по поручению своего клиента следующие операции с денежными средствами или иным имуществом:

- сделки с недвижимым имуществом;

- управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента;

- управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг;

- привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими;

- создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также купля-продажа организаций.

И.Н.Соловьев

К. ю. н.,

начальник

Уголовно-правового управления

Правового департамента

МВД России

Подписано в печать

10.03.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Об обязанностях и ответственности налогоплательщиков ("Налоговый вестник", 2005, N 4) >
Статья: Учет курсовых и суммовых разниц при посреднических операциях ("Налоговый вестник", 2005, N 4)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.