|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Об обязанностях и ответственности налогоплательщиков ("Налоговый вестник", 2005, N 4)
"Налоговый вестник", 2005, N 4
ОБ ОБЯЗАННОСТЯХ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ
Индивидуальные предприниматели, в том числе применяющие упрощенную систему налогообложения или переведенные на уплату единого налога на вмененный доход, могут быть привлечены к административной ответственности согласно ст. 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) установлена административная ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности. В соответствии со ст. 15.1 КоАП РФ совершение вышеуказанного административного правонарушения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц, а также должностных лиц. Согласно ст. 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное. Исходя из вышеизложенного положения ст. 15.1 КоАП РФ распространяются также на индивидуальных предпринимателей. Таким образом, нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в неоприходовании (неполном оприходовании) индивидуальным предпринимателем в кассу денежной наличности, является административным правонарушением и влечет наложение административного штрафа в соответствии со ст. 15.1 КоАП РФ. Письмом Минфина России от 30.08.1993 N 104 утверждены Типовые правила эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением (далее - Типовые правила), определяющие порядок эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, в том числе и обязательность оприходования в кассу денежной наличности.
При этом Типовые правила не содержат положений, исключающих индивидуальных предпринимателей из числа лиц, на которых возложена обязанность оприходовать в кассу денежную наличность. Таким образом, соответствующие положения вышеназванных нормативных правовых актов, устанавливающих порядок работы с денежной наличностью, в том числе обязательность оприходования в кассу денежной наличности, распространяются на индивидуальных предпринимателей. Исходя из вышеприведенного индивидуальные предприниматели подлежат привлечению к административной ответственности за нарушение порядка работы с денежной наличностью, выразившееся в ее неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу.
Индивидуальные предприниматели могут производить уплату налога наличными денежными средствами.
В соответствии с п. 2 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика, а при уплате налогов наличными денежными средствами - с момента внесения денежной суммы в счет уплаты налога в банк или кассу органа местного самоуправления либо организацию связи федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области связи. Согласно п. 3 ст. 58 НК РФ уплата налогов производится в наличной или безналичной форме. При отсутствии банка налогоплательщик или налоговый агент, являющиеся физическими лицами, могут уплачивать налоги через кассу органа местного самоуправления либо через организацию связи федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области связи. Таким образом, установленное НК РФ право производить уплату налога наличными денежными средствами через банк, а также через кассу местного самоуправления либо через организацию связи федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области связи, предоставлено исключительно налогоплательщикам, являющимся физическими лицами. Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ индивидуальными предпринимателями являются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты. Учитывая вышеизложенное, индивидуальные предприниматели вправе производить уплату налога наличными денежными средствами, в то время как право производить уплату налога наличными денежными средствами организациям не предоставлено.
Начисление процентов на сумму излишне уплаченного налога, подлежащего зачету, законодательством о налогах и сборах не предусмотрено. На сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата.
В соответствии с п. 2 ст. 78 НК РФ зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится, если иное не установлено настоящим Кодексом, налоговым органом по месту учета налогоплательщика без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено ст. 78 НК РФ. Начисление процентов на сумму излишне уплаченного налога, подлежащего зачету, ст. 78 НК РФ не предусмотрено. В соответствии с п. 9 ст. 78 НК РФ возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не установлено настоящим Кодексом. При нарушении вышеуказанного срока на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. Таким образом, ст. 78 НК РФ предусмотрено начисление процентов только на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок. Согласно п. 11 ст. 78 НК РФ правила ст. 78 настоящего Кодекса применяются также в отношении зачета или возврата излишне уплаченных сумм сбора и пеней и распространяются на налоговых агентов и плательщиков сборов. Учитывая вышеизложенное, на сумму излишне уплаченного налога, сбора, а также пеней, не зачтенную в установленный срок, проценты не начисляются. Положения пп. 9 ст. 78 НК РФ на зачет сумм излишне уплаченного налога, сбора, а также пеней не распространяются.
Налогоплательщики представляют уточненную налоговую декларацию в целях осуществления зачета или возврата излишне уплаченных сумм налога, сбора и пеней.
В соответствии с п. 2 ст. 80 НК РФ налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации и обязан по просьбе налогоплательщика проставить отметку на копии налоговой декларации о принятии и дату ее представления. Представление налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой исчисленные и уплаченные ранее суммы налога заявлены к уменьшению, может служить основанием для осуществления налоговым органом зачета или возврата излишне уплаченной суммы налога в порядке, установленном ст. 78 НК РФ. В соответствии с п. п. 4, 7, 8 ст. 78 НК РФ зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика. При этом заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. Вместе с тем ст. 78 НК РФ срок, в течение которого налогоплательщиком может быть подано заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога, не установлен. В связи с этим Постановлением Президиума ВАС РФ от 29.06.2004 N 2046/04 предусмотрено, что налогоплательщиком должен соблюдаться трехлетний срок на подачу заявления в налоговый орган как о зачете, так и о возврате излишне уплаченного налога. При этом позиция ВАС РФ состоит в следующем. Статьей 78 НК РФ предусмотрено право налогоплательщика на зачет или возврат излишне уплаченных им сумм налога, сбора и пеней. Согласно п. 4 ст. 78 НК РФ зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. В определенных случаях налоговые органы вправе производить зачет излишне уплаченной суммы налога самостоятельно. Как следует из п. 8 ст. 78 НК РФ, сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налогоплательщику по его заявлению, которое может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. Таким образом, за исключением отдельных случаев, зачет и возврат переплаченных сумм налогов, сборов и пеней осуществляются налоговым органом по заявлению налогоплательщика. Зачет излишне уплаченной суммы налога, сбора и пеней представляет собой сокращение налогового обязательства плательщика на будущий период и влечет недополучение бюджетом соответствующих сумм уплаченных ранее налоговых платежей. Возврат излишне уплаченного налога заключается в изъятии из бюджета ранее уплаченных сумм налога, сбора и пеней. Следовательно, по своему экономическому содержанию между зачетом и возвратом налоговых платежей существенных различий не имеется, и фактически зачет излишне уплаченных сумм налога является разновидностью (формой) возврата этих сумм, восстановлением имущественного положения налогоплательщика. Исходя из вышеизложенного и учитывая, что право налоговых органов на проведение налоговой проверки ограничено НК РФ тремя годами (не считая года ее проведения), к требованию налогоплательщика о зачете излишне уплаченных сумм налоговых платежей и к требованию об их возврате должен применяться единый правовой режим. При этом в случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета вышеуказанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности). Кроме того, в рамках осуществления налогового контроля для проверки сведений, содержащихся в представленной налогоплательщиком в налоговый орган уточненной налоговой декларации, налоговый орган проводит налоговую проверку. При этом в соответствии со ст. 87 НК РФ налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки. Таким образом, налоговый орган имеет возможность проверить правильность и обоснованность исчисления налога в соответствии с уточненной налоговой декларацией, только если со дня уплаты суммы соответствующего налога прошло не более трех лет. Учитывая вышеизложенное, налогоплательщик вправе представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию за любой период, в том числе предшествующий предельному сроку проведения налоговой проверки, а налоговый орган обязан принять данную налоговую декларацию. При этом соответствующие изменения в карточке лицевого счета налогоплательщика могут быть осуществлены налоговым органом только за три календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествовавших году представления налоговой декларации, а зачет или возврат излишне уплаченных налогоплательщиком сумм налога может быть осуществлен налоговым органом, только если со дня уплаты вышеуказанных сумм не истек трехлетний срок.
При реорганизации юридического лица в форме разделения обязанность по уплате налогов и (или) сборов может быть возложена на всех правопреемников.
В соответствии с п. п. 1, 4 ст. 57 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) по решению учредителей (участников) юридического лица либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, юридическое лицо может быть реорганизовано в форме разделения и считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. Таким образом, при реорганизации юридического лица в форме разделения на базе прекратившего существование юридического лица возникают новые юридические лица. Согласно ст. 60 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о реорганизации юридического лица, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица. При этом кредитор реорганизуемого юридического лица вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это юридическое лицо, и возмещения убытков. В соответствии с п. п. 2, 3 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано в случае признания судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер. Требование о ликвидации юридического лица по вышеуказанному основанию может быть предъявлено в суд и государственным органом, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом. Так, согласно пп. 16 п. 1 ст. 31 НК РФ, п. 11 ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" налоговые органы вправе предъявлять в арбитражные суды иски о признании недействительной государственной регистрации юридического лица в случае нарушения установленного порядка его создания и взыскании доходов, полученных в этих случаях, а также иски о ликвидации предприятия любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации. Учитывая вышеизложенное, в случае выявления факта нарушения учредителями (участниками) юридического лица или органа, принявших решение о реорганизации юридического лица, обязанности письменно уведомить о реорганизации кредитора налоговый орган, в котором реорганизуемое и имеющее задолженность перед бюджетом юридическое лицо состоит на учете, или выявления иных нарушений налоговый орган вправе предъявить в арбитражный суд иск о признании недействительной государственной регистрации созданных в результате реорганизации юридических лиц и их ликвидации. В соответствии со ст. 50 НК РФ обязанность по уплате налогов реорганизованного юридического лица исполняется его правопреемником (правопреемниками) в порядке, установленном вышеуказанной статьей Кодекса.
Меры, которые могут быть приняты налоговыми органами к налоговым агентам в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения возложенных на них обязанностей по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налогов.
В соответствии со ст. 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) налогов. Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено НК РФ. Налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять соответствующие налоги в бюджеты (внебюджетные фонды) в порядке, предусмотренном НК РФ для уплаты налога налогоплательщиком. При этом на налоговых агентов возложены также другие обязанности, позволяющие обеспечивать контроль со стороны налоговых органов за их действиями по исчислению, удержанию и перечислению в бюджеты налогов (вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля, письменно сообщать в налоговый орган о невозможности удержать налог у налогоплательщика и т.д.). При этом обязанности налогового агента могут быть возложены только на те организации и физических лиц, которые являются источником выплаты доходов налогоплательщику, то есть на тех, от кого налогоплательщик получает доход. Согласно ст. ст. 45, 69 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по перечислению налога является основанием для направления налоговым органом налоговому агенту требования об уплате налога, которым признается письменное извещение о неперечисленной сумме налога, а также об обязанности перечислить в установленный срок неперечисленную сумму налога и соответствующие пени. В случае неперечисления или неполного перечисления налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогового агента в банке, в порядке, предусмотренном ст. 46 НК РФ, а также посредством взыскания налога за счет иного имущества налогового агента в порядке, предусмотренном ст. 47 настоящего Кодекса.
В.Н.Воробьева Советник налоговой службы II ранга Подписано в печать 10.03.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |