|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Международные стандарты финансовой отчетности ("Финансовая газета", 2005, N 10)
"Финансовая газета", N 10, 2005
МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ
В декабре 2004 г. Комитет по разъяснениям (International Financial Reporting Interpretations Committee - IFRIC) одобрил опубликование серии из трех новых проектов Интерпретаций (D12 - D14). Объектом Интерпретаций являются договоры концессии в сфере социальных услуг (public services). Под договором концессии в данном случае понимается любое соглашение на оказание услуг социального характера. Договор концессии заключается между "правообладателем" (grantor) и "оператором" (operator). Правообладатель (обычно предприятие государственного сектора) передает оператору на период концессии права и обязанности по предоставлению определенных соглашением услуг. В обязанности оператора могут входить строительство, финансирование и/или управление соответствующей инфраструктурой (а именно дорожные сети, связь, здравоохранение, энергосистемы и аналогичные комплексы). Установлено, что Интерпретации будут применимы к договорам концессии, имеющим следующие характеристики: 1) правообладатель контролирует параметры услуг, предоставляемых оператором; 2) правообладатель контролирует остаточную стоимость предоставленной в концессию инфраструктуры и эта стоимость значительна. Рассматриваемые проекты Интерпретаций определяют порядок учета элементов инфраструктуры, как построенных или иным образом приобретенных оператором в рамках договора концессии, так и принадлежащих правообладателю, но к которым на период концессии получает доступ оператор (порядок раскрытия информации был определен в 2001 г. ПКИ (SIC)-29 "Раскрытие информации о договорах концессии" (Disclosure - Service Concession Arrangements). Первый из трех названных проектов IFRIC D12 "Договоры концессии в сфере услуг - Определение учетной модели" (Service Concession Arrangements - Determining the Accounting Model) определяет, что оператор не должен признавать указанные объекты инфраструктуры в качестве основного средства. Напротив, он должен признавать права, получаемые в обмен на проведение строительства и оказание услуг иного рода, как: 1) финансовый актив, в случае если правообладатель несет основную ответственность по оплате услуг оператора;
2) нематериальный актив, во всех иных случаях, когда услуги оператора оплачиваются потребителями услуг. Второй и третий по счету проекты Интерпретаций: IFRIC D13 "Договоры концессии в сфере услуг - Модель финансового актива" (Service Concession Arrangements - The Financial Asset Model) и IFRIC D14 "Договоры концессии в сфере услуг - Модель нематериального актива" (Service Concession Arrangements - The Intangible Asset Model) - устанавливают соответственно правила учета актива в зависимости от того, является ли он финансовым или же нематериальным. Данные Интерпретации не устанавливают специфических требований к учету правообладателя. В процессе обсуждения данных проектов Интерпретаций был выделен круг вопросов для рассмотрения в будущем, в частности: момент признания обязательств по ремонту и восстановлению активов, являющихся основными средствами другого предприятия (скорее всего, станет темой отдельной Интерпретации); применение МСФО (IAS) 11 "Договоры на строительство" (Construction Contracts), если единый договор включает несколько видов деятельности с разным уровнем рентабельности (будет включен в текущий проект). В феврале 2005 г. Комитет по разъяснениям доработал упомянутые проекты. Были рассмотрены примеры, демонстрирующие влияние на финансовую отчетность двух предлагаемых моделей учета передаваемых по договору концессии прав: в качестве финансового актива и в качестве нематериального актива. Было принято решение, что по возможности наиболее полный пример будет размещен на веб-сайте Правления Комитета по Международным стандартам финансовой отчетности (IASB) на время получения предложений и замечаний на проекты Интерпретаций. Комитет по разъяснениям принял решение о том, что срок подачи предложений и замечаний на опубликованные проекты несколько превысит положенные 60 дней, однако анализ комментариев должен быть готов к заседанию, планируемому на 2 - 3 июня 2005 г. Правлением КМСФО было получено Письмо от Европейской Комиссии (European Commission), выражающее обеспокоенность в связи с тем, что окончательные проекты Интерпретаций договоров концессии, скорее всего, не появятся до конца 2005 г. и, следовательно, их применение возможно для отчетных периодов, начинающихся 1 января 2006 г. и позднее. Соответственно европейские компании - операторы концессии, применяющие МСФО с 2005 г., будут вынуждены менять учетную политику два раза в течение двух лет (при переходе на МСФО и с даты вступления в силу Интерпретаций). В Письме было отмечено, что выходом из сложившейся ситуации было бы отступление от общих требований МСФО (IAS) 8 "Учетная политика, изменения в расчетных оценках и ошибки" (Accounting Policies, Changes in Accounting Estimates and Errors), как это уже сделано для МСФО (IFRS) 4 "Договоры страхования" (Insurance Contracts) и МСФО (IFRS) 6 "Геологоразведка и оценка минерально-сырьевых запасов" (Exploration for and Evaluation of Mineral Resources). Однако разработчики проектов Интерпретаций уверены, что учет договоров концессии не противоречит существующим стандартам, не изменяет их и соответственно не может быть сопоставлен с МСФО (IFRS) 4 и МСФО (IFRS) 6. Комитет по разъяснениям принял решение включить тему вступления в силу Интерпретаций в список вопросов для подачи предложений и замечаний. Подробнее ознакомиться с результатами работы Правления КМСФО, Предварительными проектами и работой Комитета по разъяснениям можно на веб-сайте в Интернете по адресу: www.iasb.org.
Материал подготовлен фирмой "PricewaterhouseCoopers" Подписано в печать 09.03.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |