Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Филиалы и представительства: гражданско-правовой и налоговый аспекты (Начало) ("Финансовая газета", 2005, N 10)



"Финансовая газета", N 10, 2005

ФИЛИАЛЫ И ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА:

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ И НАЛОГОВЫЙ АСПЕКТЫ

Правовой статус филиалов и представительств юридического лица в законодательных актах изложен недостаточно определенно, что становится причиной конфликтов между налоговыми органами и налогоплательщиками.

В настоящее время встречаются две точки зрения. Согласно первой из них любое территориально обособленное подразделение юридического лица является или филиалом, или представительством. Отсутствие в учредительных документах сведений об обособленном подразделении правового значения не имеет, так как это - результат неисполнения организацией своей гражданско-правовой обязанности, установленной ст.55 ГК РФ, по внесению соответствующих изменений в устав. Согласно второй точке зрения существуют и другие типы территориально обособленных подразделений, правовой статус которых не идентичен статусу филиала и представительства. Этот, на первый взгляд, чисто теоретический диспут в действительности имеет и практическое значение, например для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения (УСН).

Согласно ст.346.12 НК РФ не вправе применять УСН организации, имеющие филиалы и представительства. Субъекты малого предпринимательства, применяющие УСН, часто имеют территориально рассредоточенную структуру. Причем это далеко не всегда вызвано интересами бизнеса: нередко здесь сказывается дефицит производственных (торговых, офисных) помещений. Территориально обособленные подразделения организации могут располагаться даже в разных субъектах Российской Федерации (например, в Москве и ближнем Подмосковье). Признание этих объектов филиалами будет означать начисление недоимки по правилам общей системы налогообложения за весь период неправомерного применения УСН. В подтверждение укажем на Постановление ФАС Дальневосточного округа от 28.01.2004 N Ф03-А73/03-2/3474. ФАС Дальневосточного округа подтвердил законность судебных актов, вынесенных до этого Арбитражным судом Хабаровского края об отказе в удовлетворении требования налогоплательщика признать незаконным решение налогового органа. Суд согласился с налоговым органом о правомерности применения нормы ст.89 НК РФ, касающейся исключительно филиала и представительства, к территориально обособленному подразделению, фактически филиалом не являющемуся. При этом довод налогоплательщика о том, что согласно налоговому законодательству идентичность "филиала" и "обособленного подразделения" далеко не очевидна, арбитражными судами был отвергнут.

В данном случае альтернативное толкование участниками налоговых отношений взаимных прав и обязанностей объясняется неопределенностью правового статуса этих подразделений юридического лица.

В п.2 ст.11 НК РФ в достаточной степени точно определено, что для целей регулирования налоговых отношений понимается под термином "обособленное подразделение". Однако в НК РФ часто применяются еще и термины "филиал" и "представительство", значение которых в налоговом праве не раскрыто. В этой ситуации в сфере налоговых отношений содержание данных терминов в соответствии с п.1 ст.11 НК РФ подлежит установлению исходя из их значения, указанного в гражданском законодательстве. Однако имеющиеся здесь описания филиала и представительства недостаточно определенны.

Детальное исследование гражданско-правового статуса филиала и представительства представлено ниже.

Характеристика филиала и представительства

в правовых нормах

Придание правового статуса филиалу и представительству на уровне основного нормативного акта, регулирующего гражданские правоотношения, произошло совсем недавно - фактически это новелла российского законодательства.

В Гражданском кодексе РСФСР 1964 г. (ст.31) только констатировалась обязанность юридического лица при открытии филиалов и представительств руководствоваться порядком, установленным законодательством СССР и РСФСР, а также регламентировалось, что руководители этих структур действуют на основании доверенности, полученной от соответствующего юридического лица.

Внедрение в экономику СССР в процессе "перестройки" 1986 - 1991 гг. рыночных механизмов регулирования потребовало кардинальной реформы советского гражданского права. Именно в это время учеными-правоведами был разработан гражданско-правовой статус филиала и представительства, который получил закрепление в ст.24 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г. (далее - Основы).

Статья 55 ГК РФ, в которой содержатся определения филиала и представительства, фактически дословно воспроизводит текст ст.24 Основ. Несколько более детализированная характеристика этих структур дана в Федеральных законах от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".

Согласно указанным законодательным актам филиал и представительство как правовые категории характеризуются следующим:

они являются обособленными подразделениями юридического лица;

они расположены вне места нахождения юридического лица;

юридическое лицо, создавшее филиал или представительство, обязано "наделить" их имуществом. При этом имущество филиала (представительства), созданного акционерным обществом, должно учитываться на "отдельном балансе" этого подразделения (п.4 ст.5 Закона N 208-ФЗ);

правовой статус этих структур устанавливается внутренним документом (локальным нормативным актом) юридического лица - положением о филиале (представительстве);

руководитель филиала (представительства) действует от имени юридического лица на основании доверенности;

учредительные документы юридического лица должны содержать сведения о созданных филиалах и представительствах.

Необходимо отметить, что любые подразделения юридического лица, каков бы ни был у них организационный и имущественный статус "внутри" юридического лица, где бы они территориально ни находились, субъектами или объектами гражданско-правовых отношений не являются. Поэтому указанные правовые нормы какого-либо существенного значения не имеют (тем более что они не содержат четких предписаний и запретов). Правовое регулирование определенных видов деятельности (например, банковской деятельности и сферы образования), требующих особого контроля ввиду их значимости для прав и интересов (свобод) граждан, общества и государства, предусматривает специальные требования к осуществлению этих видов деятельности с использованием филиалов и представительств. Как правило, эти виды деятельности регулируются не только гражданским и смежными с ним отраслями права, но и административным правом. Именно в рамках специального законодательства устанавливаются конкретные требования к функционированию филиалов и представительств, в том числе соответствующие запреты.

В связи с этим появление в гражданском праве России (сначала в Основах, а затем в ГК РФ) самостоятельных правовых категорий "филиал" и "представительство" практически прошло незамеченным, так как данная новелла никак не повлияла на реальные права и обязанности субъектов гражданско-правовых отношений. Ситуация изменилась в корне, когда эти понятия стали использоваться налоговым законодательством.

В сфере налогового права территориальный и организационный факторы экономической деятельности налогоплательщиков весьма важны: от них зависят распределение налоговых доходов между административно-территориальными (муниципальными) образованиями, а также условия налогового контроля (его трудоемкость). И при применении гражданско-правовых категорий "филиал" и "представительство" в сфере налоговых правоотношений отсутствие ясности в ряде вопросов вызвало серьезные проблемы.

Так, с одной стороны, исходя из смысла исследуемых правовых норм можно предположить, что подразделение, расположенное вне места нахождения самого юридического лица, должно быть только или филиалом, или представительством. С другой стороны, не установлен запрет хозяйствующим субъектам располагать структурные подразделения (и другие объекты) вне места своего нахождения, игнорируя процедуру создания филиала (представительства). Поэтому, учитывая основополагающий принцип гражданского права - "что не запрещено, то разрешено", выглядит не менее убедительной и другая точка зрения: организации вправе образовывать на другой территории свои структурные подразделения, не являющиеся ни филиалами, ни представительствами.

Правовые нормы не дают однозначного ответа и на вопрос, каково должно быть удаление подразделения от органа юридического лица, при котором это подразделение становится филиалом или представительством. Например, с одинаковым успехом можно обосновывать, что филиалом (представительством) является подразделение, расположенное как по другому почтовому адресу в том же микрорайоне города, даже если это всего лишь "через дорогу", так и находящееся в другом населенном пункте.

В то же время территориальная удаленность друг от друга рабочих мест руководителя и исполнителя далеко не всегда является фактором, обусловливающим необходимость создания отдельного структурного подразделения. При современном развитии средств связи и информационных технологий эффективное управление, в том числе в режиме реального времени, не всегда зависит от протяженности коммуникаций.

Что касается действительного смысла интересующих нас гражданско-правовых норм, то в качестве ключевого элемента правовой конструкции филиала (и представительства) использована категория "обособленное подразделение" <*>. Гражданское законодательство не раскрывает содержание этого термина, так как он позаимствован из другой сферы.

     
   ————————————————————————————————
   
<*> Содержание "обособленного подразделения" как категории налогового права (п.2 ст.11 НК РФ) для целей регулирования гражданских правоотношений неприменимо в силу прямого указания закона (ст.3 ГК РФ, п.2 ст.11 НК РФ).

Подразделения юридического лица - это один из элементов организационной структуры управления <**>. Управление экономической деятельностью (производственным процессом) - это сфера не юриспруденции, а экономики. Поэтому смысл категории "обособленное подразделение" необходимо искать в этой области человеческих знаний.

     
   ————————————————————————————————
   
<**> Основными элементами организационной структуры управления являются: 1) уровни управления; 2) подразделения и звенья управления; 3) управленческие связи.

(Окончание см. "Финансовая газета", 2005, N 11)

А.Кузнецов

Юрист

Подписано в печать

09.03.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Налоговый учет расходов на проезд агентов страховой компании ("Финансовая газета", 2005, N 10) >
Статья: Международные стандарты финансовой отчетности ("Финансовая газета", 2005, N 10)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.