|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: <Комментарий к Письму Минфина России от 15.02.2005 N 03-06-02-02/10 <О применении коэффициента индексации к ставкам земельного налога, действовавшим в 2004 году>> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2005, N 5)
"Нормативные акты для бухгалтера", 2005, N 5
<КОММЕНТАРИЙ К ПИСЬМУ МИНФИНА РОССИИ ОТ 15.02.2005 N 03-06-02-02/10 <О ПРИМЕНЕНИИ КОЭФФИЦИЕНТА ИНДЕКСАЦИИ К СТАВКАМ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА, ДЕЙСТВОВАВШИМ В 2004 ГОДУ>>
В опубликованном Письме финансовое ведомство разъясняет, как платить земельный налог с участков сельскохозяйственного назначения. В конечном итоге ответ на этот вопрос зависит от того, насколько оперативно местные власти отреагировали на вступление в силу новой главы Налогового кодекса "Земельный налог". А точнее, приняли ли они собственные нормативные документы о земельных платежах или нет.
Смена законов
В ноябре 2004 г. законодатели дополнили Налоговый кодекс новой гл. 31 о земельном налоге (Закон от 29.11.2004 N 141-ФЗ <*>). Она вступила в действие с 1 января 2005 г. Однако прежний Закон от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" окончательно не утратил силу. Его отмена произойдет только в следующем, 2006 г. (ст. 2 Закона N 141-ФЗ). ————————————————————————————————<*> Документ опубликован в "НА" N 24, 2004.
Объясняется это так. Согласно ст. 387 новой главы Налогового кодекса местные власти самостоятельно устанавливают на своих территориях земельный налог, определяют конкретные ставки, порядок и сроки его уплаты. Если муниципалитеты успели ввести этот налог с 1 января 2005 г., гл. 31 Налогового кодекса на их территориях уже действует. Однако для этого местные власти должны были принять и опубликовать свои законы до 30 ноября 2004 г. Успели к указанному сроку, например, московские законодатели (Закон от 24.11.2004 N 74). Однако в большинстве регионов это сделано не было. Поэтому во многих субъектах РФ организации и предприниматели в этом году по-прежнему будут руководствоваться Законом "О плате за землю". Таким образом, если в регионе, в котором находится фирма, свой закон о земельном налоге есть, нужно использовать ставки, которые в нем установлены. Если же такой документ отсутствует, организации применяют старые правила. Тогда согласно ст. 4 Закона N 141-ФЗ действующие в 2004 г. ставки земельного налога с 1 января 2005 г. нужно перемножить на коэффициент 1,1. Исключение составляют только земли сельскохозяйственного назначения. По ним нужно применять прежние ставки.
Земли сельхозназначения
Для того чтобы рассчитать налог, бухгалтер должен четко знать категорию земель. В частности, важно определить, какие участки имеют сельскохозяйственное назначение. Для фирм, которые рассчитывают налог по старым правилам, от решения этого вопроса зависит, будут ли они применять прошлогодние ставки или же должны использовать коэффициент индексации 1,1. В тех регионах, где действует гл. 31 Налогового кодекса, у организаций также могут возникнуть проблемы. Ведь местные законодатели вправе установить отдельные ставки земельного налога по участкам сельхозназначения. И потому важно знать, какие земли относятся к этой категории. Перечень участков сельскохозяйственного назначения содержится сразу в двух нормативных актах: Земельном кодексе и Законе "О плате за землю". Причем эти документы между собой не согласованы. Ситуация осложняется и тем, что земли сельхозназначения являются составной частью всех категорий земель (земель промышленного назначения, поселений и т.д.) Разрешить возникшее противоречие Минфин предписывает так. Если фирма должна платить налог по правилам Закона "О плате за землю", именно им она и обязана руководствоваться для того, чтобы определить, какие земли имеют сельскохозяйственное назначение. Если же организация находится в регионе, где действует гл. 31, она должна применять Земельный кодекс.
Таблица "Земли сельскохозяйственного назначения"
——————————————————————T——————————————————————————T——————————————————————————¬ | Вопросы | В регионах, где в 2005 г.| В регионах, где в 2005 г.| | | применяется Закон | применяется гл. 31 | | | "О плате за землю" | Налогового кодекса | +—————————————————————+——————————————————————————+——————————————————————————+ |Каким документом |Раздел II Закона "О плате |Глава XVI Земельного | |руководствоваться? |за землю" |кодекса РФ | +—————————————————————+——————————————————————————+——————————————————————————+ |Что считать землями |— сельхозугодья (ст. 5 |— сельхозугодья — пашни, | |сельскохозяйственного|Закона), |сенокосы, пастбища, | |назначения? |— участки в границах |залежи, земли, занятые | | |сельских населенных |многолетними насаждениями | | |пунктов и вне их черты, |(ст. 79 ЗК РФ), | | |которые предоставлены |— земли, занятые дорогами,| | |гражданам для ведения |коммуникациями, деревьями,| | |личного подсобного |кустарниками, водоемами | | |хозяйства, садоводства, |(ст. 77 ЗК РФ), | | |огородничества, |— земли, занятые зданиями,| | |животноводства, |строениями, сооружениями, | | |сенокошения и выпаса скота|которые используются для | | |(ст. 6 Закона) |производства, хранения | | | |и переработки | | | |сельхозпродукции (ст. 77 | | | |ЗК РФ) | +—————————————————————+——————————————————————————+——————————————————————————+ |Как определить ставку|Нужно перемножить |Нужно применить ставку, | |налога на землю |ставку, установленную |которая содержится в | |сельхозназначения? |в Законе, на следующие |местном законе о земельном| | |коэффициенты индексации: |налоге. Согласно ст. 394 | | |— 1,5 (Постановление |НК РФ она не может | | |Правительства РФ |превышать 0,3 процента | | |от 07.06.1995 N 562), | | | |— 1,5 (Постановление | | | |Правительства РФ | | | |от 03.04.1996 N 378), | | | |— 2 (Закон от 26.02.1997 | | | |N 29—ФЗ), | | | |— 1,2 (Закон от 31.12.1999| | | |N 227—ФЗ), | | | |— 2 (Закон от 14.12.2001 | | | |N 163—ФЗ), | | | |— 1,8 (Закон от 24.07.2002| | | |N 110—ФЗ) — | | | |и разделить полученный | | | |результат на 1000 (Указ | | | |Президента РФ | | | |от 04.08.1997 N 822) | | L—————————————————————+——————————————————————————+——————————————————————————— Таким образом, Минфин России окончательно разрешил вопрос, как в 2005 г. уплачивать налог по участкам, которые хотя и относятся к землям несельскохозяйственного назначения, но земельными платежами облагаются в зависимости от ставок для сельхозучастков. Типичный пример - земли сельскохозяйственного назначения в пределах городской или поселковой черты. Согласно ч. 8 ст. 8 Закона N 1738-1 налог по таким участкам равен двукратной ставке для земель сельхозназначения. Однако, как указано в опубликованном документе, при расчете налога с подобных площадей фирма только тогда не должна применять коэффициент индексации, когда они соответствуют признакам, указанным в ст. ст. 5 и 6 Закона "О плате за землю".
В.В.Бумагина Аудитор Подписано в печать 04.03.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |