Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: <Комментарий к Письму Минфина России от 17.02.2005 N 03-06-05-05/14 <Об уплате ЕНВД с деятельности по прокату и реализации видеокассет> и Письму Минфина России от 08.02.2005 N 03-06-05-04/29 <О порядке применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход при развозной торговле>> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2005, N 5)



"Нормативные акты для бухгалтера", 2005, N 5

<КОММЕНТАРИЙ

К ПИСЬМУ МИНФИНА РОССИИ ОТ 17.02.2005 N 03-06-05-05/14

<ОБ УПЛАТЕ ЕНВД С ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОКАТУ

И РЕАЛИЗАЦИИ ВИДЕОКАССЕТ>

И ПИСЬМУ МИНФИНА РОССИИ ОТ 08.02.2005 N 03-06-05-04/29

<О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ВИДЕ

ЕДИНОГО НАЛОГА НА ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД ПРИ РАЗВОЗНОЙ ТОРГОВЛЕ>>

Работники Минфина России выпустили сразу два Письма, посвященные деятельности "вмененщиков". Первый документ касается предпринимателей, которые занимаются прокатом и продажей видеокассет населению. А второй рассказывает об особенностях налогообложения развозной нестационарной торговли.

Видеопродукция: прокат или реализация

В настоящее время все большим спросом у населения пользуется прокатная деятельность. Поэтому сейчас практически в любом городе нашей страны можно найти свой видеопрокат и часто даже не один. Здесь граждане покупают видеокассеты с полюбившимися им кинолентами или берут их во временное пользование (прокат). Однако у владельцев таких видеосалонов часто возникает вопрос: под какой режим налогообложения подпадает данный бизнес?

Однозначный ответ на него дали главные финансовые работники страны. Они считают, что с прокатных услуг и розничной торговли видеопродукцией предприниматели должны платить ЕНВД.

Ход рассуждений финансистов следующий.

В первую очередь работники Минфина обращаются к главному налоговому документу страны, а именно к его ст. 346.26. Согласно ей под "вмененный" режим налогообложения подпадает, в частности, розничная торговля, осуществляемая в зале площадью не более 150 кв. м, и бытовые услуги.

При этом ст. 346.27 Налогового кодекса дает следующую трактовку данным терминам.

Розничная торговля - продажа товаров и оказание услуг за наличный расчет.

Бытовые услуги - платные услуги, оказываемые населению (за исключением услуг ломбардов) и относящиеся к группе 01 Классификатора ОК 002-93. В него входит и деятельность по организации проката - код 019400, в том числе видеокассет (код 019402).

Таким образом, если предприниматель (фирма) оказывает услуги по прокату видеопродукции, применять ЕНВД он обязан. Так же, как и при ее "наличной" продаже населению. Конечно, при условии, что соблюдены все ограничения, установленные Налоговым кодексом. При этом платить единый налог нужно с обоих видов деятельности. То есть и с бытовых услуг, и с розничной торговли. А для этого необходимо вести раздельный учет показателей, необходимых для его расчета, по каждому виду деятельности (п. 6 ст. 346.26 НК РФ). Причем в расчете ЕНВД с розничных продаж применяется физический показатель "площадь торгового зала" или "торговое место", а с бытовых услуг - "количество работников, включая самого предпринимателя" (ст. 346.29 НК РФ).

Обратите внимание: распределять количество сотрудников, участвующих и в том, и в другом бизнесе, некоторые инспекторы разрешают пропорционально точному числу работников, занятых в каждом из них (см., например, Письмо УМНС России по Московской области от 11.03.2004 N 04-27/1404/Б239). А вот с площадью торгового зала дело обстоит иначе. Ее разграничить между видами деятельности не так просто. Во всяком случае использовать какие-либо пропорции нельзя (см., например, Письмо МНС России от 04.09.2003 N 22-2-16/1962-АС207 <1>).

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Документ опубликован в "НА" N 19, 2003.

Получается, что, если предприниматель (фирма) не сможет доказать принадлежность определенного количества квадратных метров именно к прокатным услугам, платить ЕНВД со стационарной розницы придется со всей площади помещения.

Однако существуют два способа, чтобы этого избежать.

Первый подходит для предпринимателей (фирм), которые продают товары не на собственных торговых площадях. В этом случае нужно сделать оговорку о разграничении площадей в договоре аренды. Ведь для арендаторов основным документом, подтверждающим площадь торгового зала, является именно арендное соглашение (Письмо Минфина России от 22.01.2003 N 04-05-12/02). Поэтому достаточно условно разделить помещение на две части и каждую из них взять в аренду на основании отдельного договора.

Суть же второго способа заключается в том, чтобы физически разделить зал, например, перегородкой или стойкой. Такой вариант подходит для фирм-собственников.

Что касается показателя "торговое место", который используется при розничных продажах через нестационарные объекты, то тут ситуация гораздо сложнее. Если предприниматель (организация) принимает выручку от двух видов деятельности в одном месте (проводит через одну кассу), вряд ли данный показатель получится распределить.

Нельзя упустить из виду и следующий немаловажный вопрос. Нужно ли применять ККТ при получении денег, поступающих в качестве оплаты видеопродукции и услуг по ее прокату?

Ответ на первую часть вопроса никаких сомнений не вызывает - при розничной торговле видеокассетами предприниматель (фирма) должен применять контрольно-кассовую технику. На что обращают особое внимание и финансовые работники в опубликованном Письме. Связано это с тем, что индивидуальные предприниматели (организации) при осуществлении наличных денежных расчетов обязаны выдавать покупателям (клиентам) кассовый чек (ст. 5 Закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ <2> о ККТ). Данное общее правило не применяется только в случаях, прямо оговоренных в п. п. 2 и 3 ст. 2 Закона о кассовой технике. Налогоплательщики же, перешедшие на ЕНВД и торгующие видеокассетами, в этот перечень не попали.

     
   ————————————————————————————————
   
<2> Документ опубликован в "НА" N 12, 2003.

Что касается второй части вопроса, то работники Минфина ответа на нее не дали. Однако если следовать положениям Закона N 54-ФЗ, то через ККМ суммы, которые предприниматель (фирма) получил именно за услуги проката, проводить нужно. А вот деньги, полученные в качестве залога, не являются платой за услугу, поэтому выдавать на их сумму кассовый чек не надо (что подтверждают и главные налоговые работники страны в своем Письме от 05.05.2004 N 33-0-11/320 <3>).

     
   ————————————————————————————————
   
<3> Документ опубликован в "НА" N 12, 2004.

Обратите внимание: коммерсант может вести расчеты с населением за услуги по прокату видеокассет без применения ККТ. Но в таком случае он обязан выдавать бланки строгой отчетности. Так, для приема наличных можно использовать бланки по формам N N БО-3, БО-6 и БО-9, утвержденным Письмом Минфина России от 20.04.1995 N 16-00-30-33.

Логическим завершением первого Письма финансового ведомства стало обращение его сотрудников к п. 2 ст. 346.28 Налогового кодекса. Речь в нем идет о том, что "налогоплательщики, не состоящие на учете в налоговых органах того субъекта Российской Федерации, в котором они осуществляют виды предпринимательской деятельности, установленные пунктом 2 статьи 346.26 настоящего Кодекса" обязаны встать на учет в инспекциях по месту осуществления "вмененного" бизнеса. Правда, в данном случае финансисты не уточнили, что именно они понимают под этой фразой. Но с учетом последних разъяснений Минфина России на этот счет (Письмо от 27.12.2004 N 03-06-05-02/25) такая формулировка позволяет сделать следующий неутешительный для "спецрежимников" вывод: плательщики ЕНВД должны встать на учет в каждой налоговой инспекции, на территории которой ведут свою деятельность.

Обратите внимание: свой прежний документ (Письмо Минфина России от 07.09.2004 N 03-06-05-04/14 <4>) финансисты так и не отменили. А ведь именно в нем работники ведомства указывали, что "вмененщикам" достаточно встать на учет только в одной инспекции (в течение пяти дней после начала осуществления такой деятельности). Поэтому в ряде случаев сентябрьское Письмо Минфина может стать хорошим аргументом в суде в поддержку "спецрежимников". Тем более что судьи уже не один раз признавали необоснованным требование проверяющих о многократной постановке на учет. Более подробно об этом вы можете прочесть в 4-м номере "НА" за этот год.

     
   ————————————————————————————————
   
<4> Документ опубликован в "НА" N 20, 2004.

Развозная торговля

Другое Письмо Минфина России (от 08.02.2005 N 03-06-05-04/29) касается следующей ситуации. "Вмененщик" реализует товар фирме со специально оборудованных транспортных средств за наличный расчет и по договору поставки. Можно ли в этом случае применять спецрежим? И подпадает ли данный вид деятельности под понятие нестационарной торговой сети?

Причина частого возникновения подобных вопросов легко объяснима. Не раз налоговые инспекторы особо отмечали тот факт, что розницу отличает не только наличный расчет, но и договоры розничной купли-продажи (см., например, Письма МНС России от 03.02.2003 N 22-1-15/249-Д014, УМНС России по Московской области от 22.10.2004 N 04-27/23615). То есть все вопросы, которые связаны с такой реализацией, нужно решать с учетом норм гражданского законодательства. Из этого следует, что с доходов по иным договорам (в т.ч. и по договорам поставки) фирма должна будет заплатить либо общие налоги, либо единый налог по УСН.

Однако работники Минфина с такой позицией не согласны, на что они неоднократно указывали в своих разъяснениях (см., например, Письма Минфина России от 22.03.2004 N 04-05-12/14, от 08.09.2004 N 03-06-05-04/17). Дополнительным тому подтверждением стал и опубликованный выше документ. Основной упор в своих рассуждениях финансисты делают на следующем. Понятия и термины других отраслей права можно применять лишь в том случае, если в налоговом законодательстве нет своих определений (ст. 11 НК РФ). А значение розничной торговли для целей ЕНВД гл. 26.3 Кодекса содержит. Так что брать трактовку "розничная купля-продажа" из гражданского права нельзя.

Получается, что главное финансовое ведомство страны дает добро на то, чтобы коммерсанты применяли "вмененку" по развозным розничным сделкам за наличный расчет. И неважно, по каким договорам они осуществляются.

Остается определить, через какую торговую сеть фирма или предприниматель ведет продажу: стационарную или нестационарную.

При ответе на этот вопрос авторы Письма ссылаются на ст. 346.27 Налогового кодекса и Государственный стандарт Р51303-99 "Торговля. Термины и определения" (принят Постановлением Госстандарта России от 11.08.1999 N 242-ст). Обращаясь к этим документам, финансовые работники отмечают, что развозная торговля - это разновидность розницы, которая относится к нестационарной торговой сети. При этом продажа товаров ведется с использованием специально оборудованных транспортных средств и других мобильных объектов.

Причем принцип расчета единого налога при развозном бизнесе с января 2005 г. изменился. Если в прошлом году учитывать нужно было такой физический показатель, как "торговое место", то на сегодняшний момент организации и предприниматели должны определять ЕНВД из расчета количества работников, занятых в этом виде деятельности. То есть исходя из физического показателя "количество работников, включая индивидуального предпринимателя". Это правило действует с момента вступления в силу Федерального закона от 29.07.2004 N 95-ФЗ.

А.Ю.Зуева

Эксперт "НА"

Подписано в печать

04.03.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: <Комментарий к Приказу Минфина России от 24.01.2005 N 9н "Об утверждении формы декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам, и Инструкции о порядке ее заполнения"> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2005, N 5) >
Статья: <Комментарий к Письму Минфина России от 08.02.2005 N 03-04-08/16 <О порядке зачета НДС при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации> и Письму Минфина России от 08.02.2005 N 03-04-08/18 <О применении НДС при экспорте товаров по операциям, не облагаемым этим налогом>> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2005, N 5)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.