Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: <Комментарий к Постановлению Правительства РФ от 16.02.2005 N 82 "Об утверждении Положения о порядке передачи информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу адвокатами, нотариусами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг"> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2005, N 5)



"Нормативные акты для бухгалтера", 2005, N 5

<КОММЕНТАРИЙ

К ПОСТАНОВЛЕНИЮ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 16.02.2005 N 82

"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ

В ФЕДЕРАЛЬНУЮ СЛУЖБУ ПО ФИНАНСОВОМУ МОНИТОРИНГУ АДВОКАТАМИ,

НОТАРИУСАМИ И ЛИЦАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ ОКАЗАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ

ИЛИ БУХГАЛТЕРСКИХ УСЛУГ">

Теперь адвокаты, нотариусы и аудиторы обязаны информировать государство обо всех подозрительных сделках своих клиентов. Об этом говорится в новом Постановлении Правительства РФ от 16.02.2005 N 82. В комментарии мы разберемся, какие именно сделки предпринимателей и организаций станут объектом пристального внимания и стоит ли добросовестным фирмам опасаться новых правил.

Новые обязанности...

Важную роль в борьбе с экономическими преступлениями играет Федеральная служба по финансовому мониторингу. Сегодня в России все сведения о сделках по покупке недвижимости стоимостью свыше 3 000 000 руб. и информация о финансовых операциях на сумму более 600 000 руб. автоматически должны поступать в эту структуру. Об этом говорится в ст. 6 Закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

Росфинмониторинг контролирует и иные соглашения фирм, если есть основания полагать, что они заключены с целью легализовать преступные доходы или финансировать терроризм. С этой службой тесно сотрудничают банкиры, страховщики, лизинговые компании, риэлторы и т.д. Новый документ регулирует правила работы "финансовой разведки" с предпринимателями и компаниями, которые оказывают юридические или бухгалтерские услуги. Имеются в виду:

- адвокаты,

- нотариусы,

- аудиторы,

- бухгалтерские и юридические фирмы,

- бухгалтеры и юристы - индивидуальные предприниматели.

Все они обязаны информировать Росфинмониторинг о сделках или финансовых операциях клиентов, которые, по их мнению, могут заниматься легализацией преступных доходов или финансированием терроризма. Причем сделать это нужно не позднее следующего дня после того, как нотариус, адвокат или аудитор обнаружит подозрительный характер сделки.

В зоне особого внимания окажутся соглашения, указанные в ст. 7.1 Закона N 115-ФЗ:

- сделки с недвижимостью;

- управление имуществом клиента;

- создание организаций, обеспечение их деятельности или управление ими;

- купля-продажа фирм.

Информируя Росфинмониторинг о криминальном характере этих сделок, юридическая или бухгалтерская служба обязана раскрыть сведения о клиенте, дату и вид спорной операции, основания, которые позволяют сказать, что сделка совершена для того, чтобы легализовать деньги или финансировать терроризм (п. 4 Постановления Правительства РФ N 82).

Служба по финансовому мониторингу проверит поступившие сведения и примет соответствующие меры. Во-первых, Росфинмониторинг может приостановить спорные операции (п. 5.9 Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.06.2004 N 307).

Во-вторых, сотрудники службы вправе передать поступившие к ним сведения в правоохранительные органы (п. 5.16 Положения). Ведь за участие в деятельности террористов и отмывание преступных доходов предусмотрена уголовная ответственность (ст. ст. 174, 205.1 УК РФ).

Наконец, если в запрещенной деятельности участвуют зарубежные партнеры российских организаций, Росфинмониторинг может принять решение о нежелательности пребывания иностранца в нашей стране (п. 5.11 Положения).

Подозрительные организации будут внесены в "черные списки" - специальные перечни (пп. 5.7, 5.8 Положения).

...и наказания за их несоблюдение

Адвокаты, нотариусы, юридические и бухгалтерские фирмы, не представившие сведения о подозрительных сделках, будут вынуждены заплатить внушительный штраф. Для фирм его размер составляет от 50 000 до 500 000 руб., для должностных лиц организаций - от 10 000 до 20 000 руб. (ст. 15.27 КоАП РФ).

В то же время нужно отметить, что наказание возможно, только если установлена вина нарушителя в совершении проступка (ст. 1.5 КоАП РФ). Это означает, что сотрудники службы по финансовому мониторингу должны доказать, что фирма или предприниматель, которые оказывают своим клиентам юридические или бухгалтерские услуги, осознавали преступный характер сделки и сознательно не уведомили Росфинмониторинг о подозрительной операции.

Есть несколько "но"

Дополнительный контроль всегда нежелателен для организаций и предпринимателей. Однако новые правила не менее невыгодны и их консультантам (юридическим и бухгалтерским фирмам, нотариусам и адвокатам). Ведь, сообщив Росфинмониторингу хотя бы об одной подозрительной фирме, они рискуют лишиться всех своих клиентов.

Поэтому, несмотря на внушительные штрафы, нельзя с уверенностью говорить, что теперь обращения юристов и бухгалтеров в службу финансового мониторинга станут массовыми. Прежде всего нужно учитывать, что многие юридические и бухгалтерские службы обязаны держать в тайне сведения о клиенте. Так, согласно ст. 8 Закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" тайными являются любые сведения, которые связаны с оказанием адвокатом юридической помощи клиенту. Нотариусы также обязаны сохранять секретность информации, связанной с их профессиональной деятельностью (ст. 16 Основ законодательства о нотариате, утв. Верховным Советом РФ 11.02.1993 N 4462-1). А согласно ст. 8 Закона от 07.08.2001 N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" в России действует аудиторская тайна.

Важно и то, что в новом документе четко не сказано, какие именно обстоятельства свидетельствуют о причастности фирмы к отмыванию денег или финансированию терроризма. В ст. 7 Закона N 115-ФЗ приведен только примерный перечень таких оснований:

- сделка запутанна или необычна;

- соглашение или финансовая операция не имеет экономического смысла;

- сделка не соответствует целям организации;

- организация неоднократно совершала подозрительные финансовые операции или сделки.

В Постановлении же говорится о любых основаниях подозревать организацию в преступной деятельности. Оценивать признаки "криминальности" сотрудники юридической или бухгалтерской службы будут исключительно по своему убеждению. Они сами вправе решить, есть ли основания подозревать фирму. А за умышленные несправедливые обвинения их можно привлечь к ответственности. Поэтому юристы и бухгалтеры будут сами заинтересованы в том, чтобы не создавать клиенту лишних проблем.

По большей части в новом документе речь идет о ситуациях, когда адвокаты, нотариусы или консультанты способствуют незаконной деятельности своих клиентов, участвуют в разработке преступных схем (п. 88 Письма Центробанка России от 17.08.2004 N 100-Т). Поэтому из опубликованного Постановления Правительства РФ вовсе не следует, что теперь при малейшем подозрении юридические и бухгалтерские службы станут уведомлять компетентные структуры о сделках своих клиентов.

Н.В.Ларина

Эксперт "НА"

Подписано в печать

04.03.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: <Комментарий к Приказу Минфина России от 20.01.2005 N 3н "О проставлении налоговыми органами отметок на счетах-фактурах и заявлениях о ввозе товаров и уплате косвенных налогов"> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2005, N 5) >
Вопрос: ...Как рассчитать ЕНВД, если два предпринимателя заключат договор о совместной деятельности. Следует ли определять ЕНВД исходя из общей площади? От чьего имени сдавать декларации, платить налоги, заключать трудовые договоры? Нужно ли уплачивать налог на имущество, используемое в простом товариществе? Если учет совместной деятельности ведет один из участников - как учитывать второго предпринимателя, чтобы пенсионный стаж шел обоим? ("Нормативные акты для бухгалтера", 2005, N 5)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.