|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Поставка без "первички" ("Учет. Налоги. Право", 2005, N 9)
"Учет. Налоги. Право", 2005, N 9
ПОСТАВКА БЕЗ "ПЕРВИЧКИ"
Получив от поставщика по договору товары без сопроводительных документов, организация не может принять к вычету НДС и учесть их стоимость в составе расходов при налогообложении прибыли. Такую позицию в разговоре с корреспондентом "УНП" озвучили специалисты управления косвенных налогов и управления налогообложения прибыли ФНС России. Но так ли это? Иногда у организации есть возможность уменьшить налогооблагаемую прибыль на стоимость "неотфактурованных" ценностей.
Проблема вычета и расхода
Что касается НДС, то логика налоговиков вполне понятна. Принять сумму НДС к вычету организация может при соблюдении трех условий: оплаты, оприходования поступивших ценностей и наличия счета-фактуры. Поэтому если подтверждающие документы отсутствуют, то вычет налога невозможен. При расчете налога на прибыль, как отмечают чиновники ФНС, фирма также должна учитывать требования Налогового кодекса о необходимости документального подтверждения расходов. Затраты будут признаны в налоговом учете только когда они оформлены соответствующими первичными документами (п.1 ст.252 НК РФ). В случае неотфактурованной поставки, когда расчетные документы поставщика еще не получены, стоимость материалов и товаров организация не может учесть при определении налогооблагаемой базы. И учесть материальные ценности в составе расходов фирма сможет только в том периоде, когда документы будут получены. Поэтому, если в бухгалтерском учете ценности отражены в составе товаров или материалов, а в налоговом их учесть без соответствующих документов нельзя, фирма при расчете налога на прибыль должна использовать положения ПБУ 18/02. Однако, на наш взгляд, компания не может включить полученные ценности в расходы только в том случае, если в договоре с поставщиком не указана их стоимость. Если же стоимость определена договором поставки, это и будет основанием составления акта о приемке ценностей и их учета при определении базы по налогу на прибыль.
Рассмотрим, как определить неотфактурованную поставку и оприходовать полученные ценности.
Терминология учета
Термин "неотфактурованная поставка" в бухгалтерских документах "высокого ранга" не упоминается. Вскользь о возможности возникновения подобных ситуаций сказано в Инструкции по применению Плана счетов (Приказ Минфина России от 31.10.2000 N 94н). В более позднем документе, Методических указаниях по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (Приказ Минфина России от 28.12.2001 N 119н), финансовое ведомство разъяснило термин "неотфактурованные поставки", отведя проблеме отдельную главу. И поскольку иных документов, регламентирующих данные вопросы, не утверждено, будем учитывать определения этих документов. Неотфактурованными считаются материальные запасы, поступившие в организацию без расчетных документов - счета, платежного требования, платежного требования-поручения или других документов, принятых для расчетов с поставщиком. Так их определяет п.36 Методических указаний. Поэтому если материальные ценности фактически поступили, договор с поставщиком заключен, право собственности на материально-производственные запасы перешло к фирме, но отсутствуют расчетные документы на поставленный груз, то данную поставку следует квалифицировать как неотфактурованную. Фирма в любом случае должна учесть поступившие материальные ценности. Ведь определяющим моментом для учета ценностей на соответствующих счетах является право собственности на имущество. Статья 8 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" определяет, что собственное имущество фирма учитывает обособленно от находящегося у нее имущества других юридических лиц. Поэтому имущество, признаваемое ее собственностью, она отражает на балансовых счетах, а не принадлежащее, но в силу различных причин находящееся в организации - за балансом. Согласно нормам ст.223 Гражданского кодекса, переход права собственности происходит в момент передачи вещи по договору. Передачей признают вручение вещи приобретателю, а также ее сдача транспортной организации для отправки покупателю или в организацию связи для пересылки (п.1 ст.224 ГК РФ). Однако стороны договора могут установить иной, отличный от общепринятого момент перехода права собственности. Поскольку речь идет о договорных отношениях, необходимо затронуть вопрос обязательного наличия самого договора при совершении сделок между организациями. Заметим, что юридические лица оформляют сделки между собой договором в простой письменной форме (ст.161 ГК РФ). Исключение составляют сделки, которые по закону должны быть заключены в нотариальной форме, а также те, которые могут быть совершены устно (ст.159 ГК РФ). Однако письменной формой договора будет и обмен документами посредством почтовой, телеграфной, электронной или иной связи. Поэтому лишь в случае, когда нет ясности с появлением ценностей, организация принимает их на ответственное хранение и учитывает на забалансовом счете 002 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение". И последний акцент: прежде чем оформить поступление груза первичными учетными документами и произвести его оценку, необходимо проверить, не числятся ли поступившие ценности в составе дебиторской задолженности, возможно, как оплаченные, но находящиеся в пути.
Оприходуем
Для учета полученных ценностей предусмотрены формы документов, которые содержит Альбом унифицированных форм первичной учетной документации. Поступление товаров и тары без сопроводительных документов организация отражает соответственно в Акте о приемке товара (форма N ТОРГ-4) и Акте об оприходовании тары (форма N ТОРГ-5) (утв. Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132). Приходуя материалы, фирма заполняет Акт о приемке материалов по форме N М-7, утвержденный Постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а. Поэтому в зависимости от назначения неотфактурованные ценности организация принимает к учету по соответствующим счетам (10 "Материалы", 41 "Товары"). Правомерность оценки поставки как неотфактурованной фирма может отразить в акте при принятии товаров и материалов к учету. Для приемки ценностей руководитель организации создает комиссию с привлечением материально-ответственного лица. Фирмы, которые для учета материально-производственных запасов используют счет 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей", отражают их поступление по учетным ценам. В случае если расчетные документы от поставщика не поступили в текущем месяце, организация может отразить в учете задолженность перед поставщиком, определенную исходя из цены и условий, предусмотренных договором. Если фирма формирует себестоимость материально-производственных запасов, исходя из их фактической себестоимости, то она принимает к учету ценности по рыночным ценам. Основанием для отражения в учете материальных ценностей, полученных по неотфактурованной поставке, является первый экземпляр акта. Признав, что поставка является неотфактурованной, фирма должна принять меры для получения у поставщика расчетных документов (п.38 Методических указаний). И первый шаг - направить в адрес поставщика второй экземпляр акта о приемке. Когда фирма получит все необходимые документы, она должна скорректировать учетную стоимость материальных запасов и расчетов с поставщиками.
Как корректировать стоимость
В случае поступления расчетных документов поставщика в текущем году корректируется учетная цена по неотфактурованным поставкам. При этом организация сторнирует все записи по такой поставке, а на стоимость ценностей, указанных в полученных документах, производит новые с одновременным пересчетом задолженности перед поставщиком (п.40 Методических указаний). В ситуации, когда расчетные документы по фактически полученным в отчетном году ценностям поступают в организацию уже в тот момент, когда годовая бухгалтерская отчетность сдана, необходимо произвести лишь уточнение расчетов с поставщиками без корректировки учетной стоимости. Здесь величину, образовавшуюся в результате пересчета кредиторской задолженности, организация отражает на счетах учета финансовых результатов как внереализационный доход или расход (п.41 Методических указаний).
Е.К.Петрова Консультант ЗАО "Консалтинговая группа "ЗЕРКАЛО" Подписано в печать 04.03.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— ——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |