Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Постановка на учет: что изменилось для налогоплательщиков ("Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", 2005, N 9)



"Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", N 9, 2005

ПОСТАНОВКА НА УЧЕТ: ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ ДЛЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ

Для того чтобы налоговые органы могли осуществлять контроль, налогоплательщики должны состоять у них на учете, порядок которого существенно поменялся в прошлом году. Кроме того, с этого года изменился порядок учета объектов обложения налогом на игорный бизнес. В данной статье рассмотрены изменения, которые произошли в порядке постановки на учет этих объектов, а также организаций по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств.

В отношении недвижимости и транспортных средств

Порядок постановки организаций на учет по месту нахождения недвижимого имущества и транспортных средств изменился с прошлого года. До 2004 г. для постановки на учет организация должна была подать в налоговый орган по месту их нахождения соответствующее заявление в течение 30 дней со дня регистрации такого имущества, подлежащего налогообложению (прежняя редакция п.5 ст.83 НК РФ).

С 1 января 2004 г. постановка на учет по месту нахождения недвижимого имущества и транспортных средств производится на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в ст.85 НК РФ, а именно органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, - территориальные органы Минюста России по госрегистрации прав на недвижимое имущество, регистрацию транспортных средств - территориальные органы ГИБДД (далее - регистрирующие органы).

Этот порядок распространяется и на организации, и на физических лиц (новая редакция п.5 ст.83 НК РФ). Отдельно указано, что организация подлежит постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения недвижимого имущества, принадлежащего ей на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления. При этом отсутствует оговорка, что на учет ставится только налогооблагаемое имущество. Данные изменения внесены в НК РФ Федеральным законом от 23.12.2003 N 185-ФЗ.

Таким образом, начиная с прошлого года у налогоплательщиков больше нет обязанности подавать заявление о постановке на учет в налоговом органе по местонахождению принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств. Соответственно, не существует и ответственности за его неподачу (ст.ст.106 и 109 НК РФ). Процедура постановки на учет осуществляется без участия налогоплательщика на основании указанных сведений.

Если недвижимое имущество расположено на территории нескольких субъектов РФ, постановка на учет организации по месту его нахождения может осуществляться в одном из налоговых органов каждого субъекта РФ. Это может быть налоговый орган по месту нахождения организации, органа юстиции или по месту фактического нахождения недвижимого имущества. Выбор налогового органа осуществляют соответствующие управления ФНС России субъектов РФ с учетом удобства взаимодействия налогоплательщика с данным налоговым органом, его наилучшей оснащенности для обмена информацией в электронном виде, территориальной удаленности от места фактического нахождения недвижимого имущества и др. Данная позиция изложена в Письме МНС России от 25.05.2004 N 09-0-10/2162@.

Предметы лизинга, подлежащие регистрации в государственных органах, регистрируются по соглашению сторон на имя лизингодателя или лизингополучателя (п.2 ст.20 Федерального закона от 29.10.1998 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)"). Следовательно, и выбор организации для постановки на учет в налоговом органе по месту нахождения лизингового имущества осуществляется на основании решения, принятого по взаимному согласию между лизингодателем и лизингополучателем. На учет ставится та организация, на имя которой выдано свидетельство о его регистрации.

Процедура постановки

Постановка налогоплательщика на учет по месту нахождения недвижимого имущества и транспортных средств производится в следующем порядке.

1. Регистрирующие органы обязаны сообщить в налоговый орган по месту своего нахождения сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе или транспортных средствах в течение 10 дней со дня их регистрации (п.4 ст.85 НК РФ).

2. В течение 5 дней со дня поступления этих сведений налоговый орган ставит организацию на учет (п.2 ст.84 НК РФ).

3. В этот же срок налоговый орган обязан выдать налогоплательщику или направить ему по почте уведомление о постановке на учет по форме N 09-1-3, установленной Приказом МНС России от 03.03.2004 N БГ-3-09/178. В этом уведомлении, в частности, будет указан КПП, который налоговый орган присвоит организации при постановке на учет по месту нахождения недвижимого имущества или транспортных средств организации (п.2.1.4 Приказа).

Имущество иностранных организаций

Обратите внимание! Постановка на учет иностранных организаций по месту нахождения недвижимого имущества и транспортных средств на территории России не изменилась и по-прежнему осуществляется на основании заявления.

С августа прошлого года особенности учета иностранных организаций устанавливаются Минфином России (п.1 ст.83 НК РФ). Ранее эти функции принадлежали МНС России. В соответствии с ними МНС России выпустило Приказ от 07.04.2000 N АП-3-06/124, которым утвердило Положение об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций (далее - Положение). В частности, оно устанавливает порядок постановки на учет иностранных организаций, имеющих в России недвижимое имущество и транспортные средства, принадлежащие им на праве собственности или владения (пользования, распоряжения).

Иностранные организации должны встать на учет в налоговом органе по месту нахождения недвижимого имущества и по месту регистрации транспортных средств, включая относящиеся к недвижимому имуществу (п.2.4.2 Положения).

Если иностранная организация не осуществляет деятельность на территории России, для того чтобы встать на учет, она должна в течение 30 дней представить в налоговый орган заявление о постановке на учет по форме 2004ИМ с приложением ряда документов. Этот срок отсчитывается с даты регистрации в России права собственности, владения, пользования, распоряжения недвижимым имуществом или транспортным средством (с даты их приобретения - при отсутствии требования о регистрации) либо ввоза имущества на территорию РФ (п.2.4.3 Положения). Налоговый орган в свою очередь выдает иностранной организации Свидетельство по форме 2401ИМД с указанием ИНН и КПП.

В таком же порядке осуществляется постановка на учет иностранной организации, которая осуществляет деятельность через отделение в России, но имеет недвижимое имущество или транспортные средства, не относящиеся к этому отделению (п.2.4.6 Положения).

Если иностранная организация осуществляет деятельность на территории России, то недвижимое имущество и транспортные средства могут находиться на территории, подконтрольной налоговому органу:

- в котором она состоит на учете в связи с наличием отделения и относится к этому отделению. В этом случае иностранная организация обязана информировать налоговый орган о таком имуществе путем направления Сообщения по форме 2302ИМ. В течение 5 дней с момента его получения налоговый орган выдаст ей Информационное письмо по форме 2202ИМ (п.2.4.4 Положения);

- иному, чем налоговый орган, в котором она состоит на учете в связи с наличием отделения и относится к этому отделению. В этом случае иностранная организация обязана информировать каждый из упомянутых налоговых органов о таком имуществе путем направления Сообщения по форме 2302ИМ (п.2.4.5 Положения). Информационное письмо по форме 2202ИМ должен выдать налоговый орган по месту нахождения имущества также в течение 5 дней с момента получения Сообщения.

С 1 января 2005 г. признаются недействительными ИНН и код иностранной организации (КИО), присвоенные до 1 октября 2003 г., а также документы, подтверждающие постановку на учет иностранных организаций в налоговых органах, выданные до этой даты (Приказ МНС России от 28.07.2003 N БГ-3-09/426). В этом же документе определен порядок замены ранее выданных документов, которую налоговые органы должны были произвести до 31 декабря 2004 г. Изменения обусловлены тем, что с октября 2003 г. налоговые органы начали формировать справочник КИО, с применением которого и должна с 1 октября 2003 г. осуществляться постановка на учет иностранных организаций. Этот код является единым для всех отделений иностранной организации и для всех объектов недвижимого имущества и транспортных средств.

Порядок замены ранее выданных документов предусматривает, что налоговый орган самостоятельно подготавливает соответствующий документ по форме, утвержденной Приказом МНС России от 07.04.2000 N АП-3-06/124, и направляет иностранной организации уведомление, которым приглашает ее явиться для получения этого документа. Заявление от иностранной организации нужно только в одном случае - для получения Свидетельства об учете иностранной организации в связи с открытием счета в банке (форма N 2402ИМ). Форма заявления (N 2005ИМ) утверждена этим же Приказом.

Обратите внимание! ФНС России в своем Письме от 23.12.2004 N 24-3-03/935 поручило рекомендовать банкам при представлении иностранными организациями расчетных документов сверять ИНН клиента с ИНН, указанным в документах, подтверждающих его постановку на учет в налоговых органах и выданных после 1 октября 2003 г. В случае несоответствия данных банкам рекомендовано не принимать расчетные документы к исполнению. Это сделано с целью не допустить осуществления платежей на основании расчетных документов с указанием недействительных и не подлежащих применению ИНН и КИО.

Информация о признанных недействительными ИНН и ранее выданных документах, подтверждающих постановку на учет иностранных организаций, размещается на сайтах управлений ФНС России по субъектам РФ в сети Интернет. Их адреса размещены на сайте ФНС России www.nalog.ru в разделе "Территориальные налоговые органы".

Имейте в виду! Снятие с учета по месту нахождения недвижимого имущества и транспортных средств производится также на основании сведений, полученных от регистрирующих органов, для российских организаций, и на основании заявления - для иностранных организаций.

Уплата налогов по месту нахождения имущества

Как известно, местом нахождения имущества признается (п.5 ст.83 НК РФ):

- для морских, речных и воздушных транспортных средств - место (порт) приписки или место госрегистрации, а при отсутствии таковых - место нахождения (жительства) собственника имущества;

- для остальных транспортных средств - место их госрегистрации, а при отсутствии такового - место нахождения (жительства) собственника имущества;

- для иного недвижимого имущества - место фактического нахождения имущества.

По месту нахождения недвижимого имущества и транспортных средств, где налогоплательщик будет состоять на учете в налоговых органах, он должен платить ряд налогов (см. в табл.).

Таблица

     
   ————————————————————T————————————————————————————————————————————————T———————————————¬
   |    Вид налога     |          Уплата производится:                  |   Основание   |
   +———————————————————+————————————————————————————————————————————————+———————————————+
   |Налог на имущество:|                                                |               |
   |— российские       |по месту нахождения объектов недвижимого        |ст.ст.383 и 385|
   |организации        |имущества, вне места нахождения организации или |НК РФ          |
   |                   |ее обособленного подразделения, имеющего        |               |
   |                   |отдельный баланс. По объектам недвижимости,     |               |
   |                   |входящим в состав Единой системы газоснабжения, |               |
   |                   |налог перечисляется в бюджеты субъектов РФ      |               |
   |                   |пропорционально стоимости этого имущества,      |               |
   |                   |фактически находящегося на территории           |               |
   |                   |соответствующего субъекта                       |               |
   +———————————————————+————————————————————————————————————————————————+———————————————+
   |— иностранные      |по месту нахождения объекта недвижимого         |ст.383 НК РФ   |
   |организации        |имущества, не относящегося к деятельности       |               |
   |                   |организации через постоянное представительство  |               |
   +———————————————————+————————————————————————————————————————————————+———————————————+
   |Транспортный налог |по месту нахождения транспортных средств        |ст.363 НК РФ   |
   +———————————————————+————————————————————————————————————————————————+———————————————+
   |Земельный налог    |по месту нахождения земельных участков          |ст.397 НК РФ   |
   +———————————————————+————————————————————————————————————————————————+———————————————+
   |Налог на добычу    |по месту нахождения каждого участка недр,       |ст.343 НК РФ   |
   |полезных ископаемых|предоставленного налогоплательщику в пользование|               |
   |                   |в соответствии с законодательством РФ. При этом |               |
   |                   |постановка на учет налогоплательщика в качестве |               |
   |                   |налогоплательщика НДПИ производится в одном     |               |
   |                   |налоговом органе субъекта РФ независимо от      |               |
   |                   |количества участков недр, предоставленных ему   |               |
   |                   |в пользование в данном субъекте РФ (Приказ МНС  |               |
   |                   |России от 31.12.2003 N БГ—3—09/731). Таким      |               |
   |                   |образом, НДПИ подлежит уплате отдельными        |               |
   |                   |платежными документами по каждому месту         |               |
   |                   |постановки налогоплательщика на учет (см. Письмо|               |
   |                   |МНС России от 01.07.2004 N 21—2—05/74@). Сумма  |               |
   |                   |налога, исчисленная по полезным ископаемым,     |               |
   |                   |добытым за пределами России, подлежит уплате    |               |
   |                   |по месту нахождения организации или месту       |               |
   |                   |жительства индивидуального предпринимателя      |               |
   +———————————————————+————————————————————————————————————————————————+———————————————+
   |Водный налог       |по месту нахождения объекта налогообложения     |ст.333.14 НК РФ|
   L———————————————————+————————————————————————————————————————————————+————————————————
   

Что касается объектов обложения налогом на игорный бизнес

С 2005 г. существенно изменился и порядок постановки на учет объектов обложения налогом на игорный бизнес. До этого года их постановка на учет осуществлялась в налоговом органе по месту регистрации организации, то есть она связывалась именно с ним, а не с местом использования этого объекта и ведения соответствующей деятельности.

С этого года порядок регистрации указанных объектов в налоговом органе изменился. Каждый такой объект должен быть зарегистрирован в налоговом органе по месту его установки. Представляется, что изменения вызваны тем, что налог на игорный бизнес является региональным, а ст.369 НК РФ, определяя минимальный и максимальный предел налоговых ставок за один игровой стол, автомат и кассу, право установления ставок в этом пределе отдала субъектам РФ. Естественно, организации было выгодно зарегистрироваться именно в том регионе, где эта ставка была минимальной, минимизируя тем самым налоговые платежи.

Напомним, что объектами налогообложения признаются: игровой стол; игровой автомат; касса тотализатора; касса букмекерской конторы.

Сроки регистрации остались прежние - не позднее чем за 2 рабочих дня до даты установки объекта. Регистрация производится на основании заявления налогоплательщика с обязательной выдачей свидетельства о регистрации (в течение 5 рабочих дней с даты получения заявления - п.6 ст.366 НК РФ). При этом налогоплательщики, не состоящие на учете в налоговых органах на территории того субъекта РФ, где устанавливаются данные объекты, обязаны встать на учет в налоговых органах по месту их установки также не позднее чем за 2 рабочих дня до даты установки (п.2 ст.366 НК РФ). Изменения в ст.366 НК РФ были внесены Федеральным законом РФ от 30.06.2004 N 60-ФЗ.

Данная статья устанавливает, что формы заявления и свидетельства, указанные выше, утверждаются Минфином России. До настоящего времени Минфин такие документы не утвердил, но при этом в своем Письме от 27.12.2004 N 03-06-05-02/23 сообщил, что до их утверждения для регистрации данных объектов следует использовать:

- форму заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес (N 29-1), утвержденную Приказом МНС России от 08.01.2004 N ВГ-3-22/7@;

- форму свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес (N 29-3), утвержденную Приказом МНС России от 09.01.2004 N ВГ-3-22/9@.

При этом в Письме отмечено, что п.1 Примечания к форме заявления, в котором указывалось на обязанность зарегистрировать объекты по месту регистрации налогоплательщика, с 1 января 2005 г. не применяется. Данное Письмо было направлено для использования в работе Письмом ФНС России от 21.01.2005 N ШС-6-09/39@.

Объект считается зарегистрированным с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о его регистрации (п.4 ст.366 НК РФ). При этом в заявлении не указывается дата установки объекта, а фиксируется только дата представления в налоговый орган заявления. Поэтому в налоговую базу этот объект будет включаться также с даты представления заявления о регистрации объекта, даже если оно представлено налогоплательщиком заблаговременно, то есть более чем за два дня до даты установки объекта. Об этом, в частности, сказано в Информационном письме УМНС России по г. Москве от 12.04.2004 N 23-01/24487 со ссылкой на Письмо МНС России от 15.03.2004 N 22-0-15/403.

Таким образом, с 1 января 2005 г. налогоплательщики должны регистрировать объекты обложения налогом на игорный бизнес в налоговом органе по месту установки этих объектов и по месту их регистрации уплачивать налог и представлять декларацию. Кроме того, на учет в этом налоговом органе должны встать сами налогоплательщики.

Здесь необходимо обратить внимание на одну особенность, отличающую постановку на учет объектов игорного бизнеса от постановки на учет по месту нахождения недвижимого имущества и транспортных средств. Все перечисленные в ст.83 НК РФ случаи предусматривают постановку на учет не объекта налогообложения, а самого налогоплательщика, которому присваивается соответствующий КПП. В случае же осуществления игорного бизнеса постановка на учет налогоплательщиков по месту нахождения объектов этого бизнеса нормами указанной статьи не регулируется, и до этого года в налоговых органах регистрировались только сами объекты.

С 2005 г. ситуация несколько иная, и до конца она не урегулирована. Дело в том, что, как было сказано выше, налогоплательщики, не состоящие на учете в налоговых органах по месту установки объекта игорного бизнеса, обязаны встать на учет в налоговых органах по месту их установки.

Вместе с тем согласно п.1 ст.84 НК РФ постановка на учет организаций и физических лиц по основаниям, не предусмотренным п.3 ст.83 НК РФ, в том числе по месту установки объекта обложения налогом на игорный бизнес, осуществляется в порядке, установленном Минфином России. До настоящего времени такого порядка еще нет.

По этому поводу ФНС России выпустила Письмо от 27.12.2004 N 09-0-10/5096@, в котором указала, что в настоящее время ФНС России подготовила проект приказа о постановке на учет в налоговых органах плательщиков налога на игорный бизнес, который будет направлен на утверждение в Минфин России. В нем предусмотрено, что если налогоплательщики не состоят на учете в налоговом органе по месту установки объекта обложения налогом на игорный бизнес, то основанием для постановки на учет будет являться заявление о регистрации объекта с приложением к нему копии следующих документов:

для организации:

- Свидетельство о государственной регистрации юридического лица (форма N Р51001) или Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 г. (форма N Р57001), утвержденные Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439 "Об утверждении форм и Требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей";

- Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством РФ, по месту нахождения на территории РФ по форме N 12-1-7, утвержденной Приказом МНС России от 27.11.1998 N ГБ-3-12/309 (зарегистрирован в Минюсте России 22.12.1998 N 1664) (далее - Приказ N 309), или Свидетельство о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения на территории РФ по форме N 09-1-2, утвержденной Приказом МНС России от 03.03.2004 N БГ-3-09/178 (зарегистрирован в Минюсте России 24.03.2004 N 5685) (далее - Приказ N 178);

для индивидуального предпринимателя:

- паспорт гражданина РФ или иной документ, удостоверяющий личность, и документ, подтверждающий в установленном законодательством РФ порядке адрес места жительства физического лица в РФ (в случае, если копия документа, удостоверяющего личность физического лица, не содержит сведений о таком адресе);

- Свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (форма N Р61001) или Свидетельство о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 1 января 2004 г. (форма N Р67001), утвержденные Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439 "Об утверждении форм и Требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей";

- Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории РФ по форме N 12-2-4, утвержденной Приказом N 309, или по форме N 09-2-2, утвержденной Приказом N 178.

Следовательно, до утверждения данного Приказа основанием для постановки на учет можно считать заявление налогоплательщика о регистрации объекта обложения налогом на игорный бизнес с приложением к нему копий указанных документов. Процедуру постановки на учет по такому основанию с выдачей соответствующего уведомления необходимо осуществить в течение 5 дней со дня представления заявления. Одновременно ФНС России сообщила, что в настоящее время ведется работа по внесению соответствующих дополнений в справочники кодов, используемых при учете юридических и физических лиц.

Налогоплательщик также обязан зарегистрировать в налоговых органах по месту регистрации объектов налогообложения любое изменение количества объектов налогообложения не позднее чем за 2 рабочих дня до даты установки или выбытия каждого объекта налогообложения (п.3 ст.366 НК РФ). Объект считается выбывшим с даты представления налогоплательщиком в налоговый орган заявления о регистрации изменений (уменьшений) количества объектов (п.4 ст.366 НК РФ). Форма такого заявления (N 29-2) утверждена Приказом МНС России от 08.01.2004 N ВГ-3-22/5@. Заблаговременное представление налогоплательщиком в налоговый орган указанного заявления (более чем за два дня до даты выбытия объекта) не допускается. Это повлечет наличие объектов налогообложения без их регистрации и взыскание штрафов, установленных п.7 ст.366 НК РФ (см. Письмо УМНС России по г. Москве от 12.04.2004 N 23-01/24487).

М.Ракитина

Ведущий эксперт "БП"

Подписано в печать

03.03.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Глава 25: очередной "ремонт" ("Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", 2005, N 9) >
Статья: Оплата векселем. Как рассчитать "входной" НДС? ("Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", 2005, N 9)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.