Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Интервью: Налоговая реформа закончена. Да здравствует налоговая реформа! ("Главбух", 2005, N 5)



"Главбух", 2005, N 5

НАЛОГОВАЯ РЕФОРМА ЗАКОНЧЕНА. ДА ЗДРАВСТВУЕТ НАЛОГОВАЯ РЕФОРМА!

Попова Татьяна Юрьевна - член Совета Федерации Федерального Собрания РФ.

Пока Президент РФ в ежегодном послании к Федеральному Собранию не высказал свою точку зрения на положение с российскими налогами, чиновники придерживаются разных позиций. Так, правительство решило форсировать сбор платежей. При этом министр финансов Алексей Кудрин высказал опасение, что это может привести к налоговым репрессиям. Расходятся даже мнения о том, закончена или нет налоговая реформа. В общем, на душе у российского налогоплательщика неспокойно...

- Почему разговор об увеличении налогового пресса зашел сейчас, когда внешнеэкономическая ситуация исключительно благоприятна и никаких проблем с наполнением бюджета не ожидается?

- Хочу подчеркнуть, что речь идет не об увеличении нагрузки, а о совершенствовании администрирования налогов. Всем нам известно о многочисленных случаях занижения таможенной стоимости, контрабанды при ввозе товаров на территорию нашей страны... Устранение прямых нарушений действующего законодательства РФ - это способ пополнить государственные доходы, не прибегая к увеличению налогового бремени. В целом можно говорить о новом этапе в деятельности законодателей - совершенствовании налогового администрирования.

- То есть власти готовы вплотную заняться сбором денег. Значит, на ваш взгляд, налоговая реформа завершена?

- Действительно, реформа подходит к концу, во всяком случае, почти все главы Налогового кодекса в сборе. В 2004 г. мы приняли три новые главы: "Водный налог", "Земельный налог", "Государственная пошлина". Теперь остались только главы о налоге на наследование и дарение, а также о налоге на имущество физических лиц. На первый взгляд, после того, как эти главы вступят в силу, можно считать налоговую реформу в России окончательно завершенной. Однако это не совсем так. Нам еще предстоит довольно большая работа по последующей корректировке принятых глав. Ведь налоги - это инструмент государственной политики. А любой инструмент требует точной настройки.

- И что же планируется "настраивать" в ближайшем будущем?

- Вот гл.21 Кодекса "Налог на добавленную стоимость". Действует она уже давно, неоднократно в нее вносились изменения. Однако проблемы остаются до сих пор. С точки зрения налогоплательщика, нужно отменить уплату НДС с авансов, урегулировать возмещение НДС при капитальном строительстве. Перед государством же остро стоит иная проблема: суммы вычетов НДС значительно выше величины начисленного налога. Помимо этого с каждым годом стремительно растет сумма предоставляемых льгот. Судите сами. Согласно оценке Минфина, в 2003 г. стоимость льгот по НДС составила 105 800 000 руб. А в 2005 г. из-за льготированных сделок государство недополучит уже 559 000 000 руб. Так что не случайно тема налога на добавленную стоимость столь бурно обсуждается на заседаниях Госдумы, его сбор срочно нужно урегулировать!

- Администрирование сбора налогов подчас приводит к курьезным перекосам. Например, ИФНС сплошь и рядом предъявляют совсем незначительные претензии, рекорд - иск о взыскании 7 руб. 62 коп. Между тем за рассмотрение дела следует уплатить 500 руб. госпошлины плюс каждое заседание обходится где-то в 2400 руб. Но инспекции обязаны судиться согласно налоговому законодательству...

- Эти перекосы и подготовили почву для предложений по бесспорному порядку взыскания пеней и штрафов. Такой законопроект разработан как раз в рамках совершенствования налогового администрирования. Скоро он будет внесен на обсуждение в Государственную Думу. Вместе с тем есть опасения, что подобный закон приведет к отмене одного из достижений налоговой реформы - принципа презумпции невиновности налогоплательщика.

- Кстати, в этом году в ФНС поступило почти 300 сообщений от "доброжелателей" о том, что кто-то уклоняется от уплаты налогов. Конечно, это небольшая помощь инспекторам, но все равно мы приближаемся к западным нормам борьбы с неплательщиками. Какие еще способы контроля планируется применять?

- Необходимо создавать системы баз данных, а также переходить к персонифицированному учету, скажем, уплаты налога на доходы физических лиц.

Сейчас НДФЛ является основным источником доходов для бюджетов муниципальных образований. Иногда он составляет до 76 процентов налоговых поступлений. Вместе с тем система учета плательщиков отсутствует. Невозможно оценить, в каком объеме и со скольких жителей в городе удерживается этот налог. Основная причина заключается в том, что налог перечисляется не по месту жительства гражданина, а по месту регистрации налогового агента, его работодателя. Поэтому объем поступлений НДФЛ в бюджет муниципалитета определяется количеством зарегистрированных предприятий, численностью сотрудников и уровнем их заработной платы. В результате инспекциям трудно установить взаимосвязь между тем, как человек платит налог и сколько благ получает от города. Но уже есть законодательные предложения изменить систему уплаты НДФЛ, увязав ее с местом жительства гражданина.

- Разумеется, все зависит от послания президента к Федеральному собранию. Но ведь Владимир Путин уже заявлял о том, что налоги, и в частности НДС, должны снижаться. По-вашему, какая ставка налога на добавленную стоимость более реалистична - 13 или 16 процентов?

- Я бы исходила из 14 - 15 процентов с одновременной отменой льгот и пониженных ставок. Думаю, что это будет предметом горячих дискуссий в парламенте. Вообще же хотелось бы пояснить, что сегодня гораздо важнее не снижать ставки, а работать над текстом налоговых норм. Выступая на заседании правительства, министр финансов Алексей Кудрин говорил как раз об этом: самое главное, чтобы положения законодательства трактовались однозначно, это придаст стабильности и прозрачности нашей налоговой системе. Согласитесь, лучше сегодня быть уверенным в том, что завтра вас не заставят доплатить налоги, чем рисковать и ратовать за снижение ставок.

Беседовал

А.Кожахметов

Подписано в печать

02.03.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: В зоне экономической свободы (Окончание) ("Бизнес-адвокат", 2005, N 5) >
Статья: <Что изменилось в учете и налогообложении на 02.03.2005> ("Главбух", 2005, N 5)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.