|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: В зоне экономической свободы (Окончание) ("Бизнес-адвокат", 2005, N 5)
"Бизнес-адвокат", 2005, N 5
В ЗОНЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СВОБОДЫ
(Окончание. Начало см. "Бизнес-адвокат", 2005, N 4)
В первой части материала шла речь о проблемах создания и функционирования свободных экономических зон в международной практике и в России. Продолжение статьи посвящено специфике режима особой экономической зоны в Калининградской области.
В ОЭЗ Калининградской области действует таможенный режим свободной таможенной зоны со следующими особенностями: - товары, произведенные в ОЭЗ (что подтверждается сертификатом о происхождении товара) и вывозимые в другие страны, освобождаются от таможенных пошлин и других платежей, взимаемых при таможенном оформлении товаров (кроме таможенных сборов). К указанным товарам не применяются меры экономической политики (меры по нетарифному государственному регулированию внешнеторговой деятельности); - товары, ввозимые из других стран в ОЭЗ, освобождаются от ввозных таможенных пошлин и других платежей, взимаемых при таможенном оформлении товаров (кроме таможенных сборов). К отдельным видам товаров и услуг могут применяться меры экономической политики (меры по количественному государственному регулированию внешнеторговой деятельности); - товары, произведенные в ОЭЗ (что подтверждается сертификатом о происхождении товара) и ввозимые на остальную часть таможенной территории РФ (а также на территорию Таможенного союза), освобождаются от ввозных таможенных пошлин и других платежей, взимаемых при таможенном оформлении товаров (кроме таможенных сборов). К указанным товарам не применяются меры экономической политики (меры по нетарифному государственному регулированию внешнеторговой деятельности);
- товары, ввозимые из других стран в ОЭЗ и затем ввозимые на остальную часть таможенной территории РФ, а также на территорию Таможенного союза (исключая товары, переработанные в ОЭЗ и считающиеся произведенными в ОЭЗ), облагаются ввозными таможенными пошлинами и другими платежами при таможенном оформлении товаров. К указанным товарам могут применяться меры экономической политики (меры по нетарифному государственному регулированию внешнеторговой деятельности); - с товаров, ввозимых из других стран в ОЭЗ и затем вывозимых в зарубежные страны (как с переработкой, так и без переработки товаров), таможенные пошлины и другие платежи при таможенном оформлении не взимаются, количественные ограничения на ввоз и вывоз указанных товаров не применяются. Действие положений Федерального закона от 22 января 1996 г. N 13-ФЗ "Об особой экономической зоне в Калининградской области" (в ред. от 22 августа 2004 г.) в части льгот по уплате акцизов и налога на добавленную стоимость на подакцизные товары, ввозимые из других стран на территорию ОЭЗ, в Калининградской области приостановлено с 1 января 2001 г. по 31 декабря 2004 г. федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. Порядок определения происхождения товара из ОЭЗ установлен Распоряжениями ГТК России и администрацией Калининградской области от 31 декабря 1998 г. N 01-14/1365, N 296-р. Товар считается произведенным в ОЭЗ, если величина добавленной стоимости его обработки (переработки) составляет не менее 30%, а для товаров, относящихся к электронике и сложной бытовой технике, - не менее 15%, и его обработка (переработка) влечет за собой изменение кода товара по таможенной классификации. Кроме того, транзит товаров через территорию ОЭЗ регулируется законодательством РФ и международными договорами РФ. НДС с выручки от оказания транспортных услуг, услуг по погрузке, разгрузке, перегрузке и хранению при перевозке и перевалке товаров из ОЭЗ на остальную часть таможенной территории РФ и с остальной части таможенной территории РФ в ОЭЗ не взимается. Однако поскольку данное положение Федерального закона не внесено в законодательство о налогах и сборах, указанные льготы налогоплательщикам не предоставляются. В соответствии со ст.10 Федерального закона "Об особой экономической зоне в Калининградской области" российским и иностранным инвесторам и предпринимателям предоставляются налоговые льготы в соответствии с налоговым законодательством РФ и законодательством Калининградской области. В целях проведения единой налоговой политики на территории Калининградской области и упорядочения предоставления налоговых льгот в Калининградской области Законом "О порядке предоставления налоговых льгот и преимуществ по платежам в областной бюджет" от 9 октября 1996 г. N 71 установлен общий порядок предоставления налоговых льгот и преимуществ и преимуществ по платежам в бюджет Калининградской области. Согласно ст.8 Закона Калининградской области от 15 июля 2002 г. N 171 "О государственной поддержке организаций, осуществляющих инвестиции в форме капитальных вложений на территории Калининградской области" инвесторы, удовлетворяющие требованиям данного Закона, освобождаются от уплаты налога на имущество организаций, земельного налога, платы за пользование водными объектами в части сумм указанных налогов, зачисляемых в областной бюджет. Срок действия указанных льгот определяется исходя из объема инвестиционных вложений в строительство и приобретение объектов основных средств: - при объеме инвестиционных вложений в сумме от 10 млн руб. включительно и до 20 млн руб. (или эквивалентной суммы в иностранной валюте) льготы предоставляются на срок 3 года; - при объеме инвестиционных вложений в сумме от 20 млн руб. включительно и до 50 млн руб. (или эквивалентной суммы в иностранной валюте) льготы предоставляются на срок 4 года; - при объеме инвестиционных вложений в сумме большей либо равной 50 млн руб. (или эквивалентной суммы в иностранной валюте) льготы предоставляются на срок 5 лет. Ставка налога на прибыль организаций в части сумм, зачисляемых в областной бюджет, для инвесторов составляет 12% (размер ставки налога может быть уменьшен в части сумм, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ, но не ниже 13,5% - ст.284 НК РФ). Налоговые льготы предоставляются при условии заключения в порядке, установленном данным Законом, инвестиционного соглашения между органом исполнительной власти Калининградской области и инвестором. При этом инвестор должен удовлетворять в совокупности следующим обязательным условиям: осуществлять инвестиции в виде капитальных вложений на территории Калининградской области; достичь высокой бюджетной эффективности инвестиции; превысить минимальным предел инвестиций, установленный Законом; не иметь задолженности по платежам в бюджеты всех уровней, внебюджетные фонды, а также просроченной задолженности по возврату бюджетных средств, предоставленных на возвратной и платной основе; использовать средства, направляемые на капитальные вложения по целевому назначению; заключить инвестиционное соглашение и соблюдать его условия в ходе реализации инвестиционного проекта и т.д. Инвесторам, удовлетворяющим требованиям данного Закона и заключившим в установленном порядке инвестиционное соглашение, может быть предоставлен инвестиционный налоговый кредит по налогу на имущество организаций в части сумм, зачисляемых в местный бюджет. Инвестор, получивший инвестиционный налоговый кредит, вправе уменьшать свои платежи по налогу на имущество организации в течение срока действия договора об инвестиционном налоговом кредите. Уменьшение производится по каждому платежу налога на имущество организации на величину сумм, подлежащих зачислению в местный бюджет за каждый отчетный период до тех пор, пока сумма, не уплаченная инвестором в результате всех таких уменьшений (накопленная сумма кредита), не станет равной сумме кредита, предусмотренной соответствующим договором. Инвестиционный налоговый кредит предоставляется на срок до 5 лет в размере не более 30% стоимости капитальных вложений, реализуемых в ходе инвестиционного проекта. Основания для получения инвестиционного налогового кредита должны быть документально подтверждены заинтересованным инвестором. В соответствии со ст.11 Закона Калининградской области от 2 сентября 1996 г. N 66 "О поддержке малого предпринимательства в Калининградской области" к субъектам малого предпринимательства в Калининградской области применяются следующие льготы и преимущества по налоговым платежам и сборам: - освобождение от уплаты налогов и сборов в части платежей, поступающих в областной бюджет, в течение первого года с момента государственной регистрации в качестве хозяйствующих субъектов; - сокращение налоговых платежей и сборов в части, поступающей в областной бюджет, на 50% от причитающихся по установленным ставкам сумм в течение второго года с момента государственной регистрации в качестве хозяйствующих субъектов; - сокращение налоговых платежей и сборов в части, поступающей в областной бюджет и областные внебюджетные фонды, на 25% от причитающихся по установленным ставкам сумм в течение третьего года с момента государственной регистрации в качестве хозяйствующих субъектов. Представляется, что функционирование ОЭЗ может иметь как положительные, так и отрицательные аспекты. Создание благоприятных условий для развития экономического и научного потенциала страны и, прежде всего, стимулирование производства высокотехнологичной продукции, устранение административных барьеров, безусловно, оказывает положительное влияние на экономику страны. Вместе с тем следует учитывать, что недостаточное правовое регулирование, отсутствие разумной ответственности за нарушение законодательства может привести к тому, что ОЭЗ будут использоваться преимущественно в целях создания схем минимизации и уклонения от налогообложения.
М.Маркова Советник налоговой службы II ранга Подписано в печать 02.03.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |