|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Предъявление исков по спорам, возникающим из железнодорожной перевозки грузов ("Предприниматель без образования юридического лица. ПБОЮЛ", 2005, N 3)
"Предприниматель без образования юридического лица. ПБОЮЛ", 2005, N 3
ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ ИСКОВ ПО СПОРАМ, ВОЗНИКАЮЩИМ ИЗ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ
Согласно ст. 125 УЖТ РФ иски к перевозчикам, возникшие в связи с осуществлением перевозок грузов, могут быть предъявлены только в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо в случае неполучения ответа перевозчика на претензию. Причем иск можно подать не ранее истечения срока, установленного для предъявления и рассмотрения претензии (а именно - 30 дней), или, если получен ответ перевозчика на претензию, до истечения такого срока. Иначе, как разъяснил Пленум ВАС РФ в своем Постановлении от 25.01.2001 N 1 (п. 11), арбитражный суд вправе оставить иск без рассмотрения. Чтобы не предъявить иск преждевременно, необходимо правильно исчислять срок на рассмотрение претензии, который отсчитывается с момента ее получения перевозчиком. Поэтому, если претензия была отправлена почтой, нужно ко времени, установленному для ее рассмотрения, прибавить время на доставку почтового отправления. Лучше всего отправлять претензию заказным письмом с уведомлением, так как в данном случае почтовая организация сообщит Вам точную дату доставки письма перевозчику.
Подведомственность и подсудность споров о перевозке грузов
Указанные иски предъявляются в соответствии с установленной подведомственностью в арбитражный суд. Согласно ст. 27 АПК РФ <*> арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Таким образом, юридические лица, граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющие статус индивидуального предпринимателя, и граждане, не имеющие статус индивидуального предпринимателя, с исками должны обращаться в арбитражный суд. ————————————————————————————————<*> Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24.07.2002 N 95-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. N 30. Статья 3012.
Кроме того, важно соблюсти подсудность спора. По общему правилу в соответствии со ст. 35 АПК РФ иск предъявляется в арбитражный суд по месту нахождения ответчика. Нормы об исключительной подсудности, установленные в ст. 38 АПК РФ и применяемые к грузоперевозочным отношениям, дублируют общее правило: иск к перевозчику, вытекающий из договора перевозки грузов, предъявляется в арбитражный суд по месту нахождения перевозчика. В связи с происходящей на железнодорожном транспорте России структурной реформой ВАС РФ было принято Письмо от 02.04.2004 N С1-7/уп-389, в котором разъясняются вопросы, связанные с подсудностью споров, вытекающих из договоров перевозки грузов железнодорожным транспортом. Если до проведения приватизации на железнодорожном транспорте ответчиками были государственные унитарные предприятия - железные дороги в лице управлений железных дорог, то в настоящее время ответчиком является ОАО "РЖД" или иной железнодорожный перевозчик (в настоящее время наряду с ОАО "РЖД" на рынке российских транспортных услуг действует более 20 железнодорожных перевозчиков). Железные дороги в настоящее время имеют статус филиалов ОАО "РЖД" и действуют на основании генеральных доверенностей, выданных начальникам железных дорог. Такие доверенности дают право филиалу вести, кроме прочего, актово-претензионную работу. Частью 5 ст. 36 АПК РФ предусмотрено, что иск к юридическому лицу, вытекающий из деятельности его филиала, расположенного вне места нахождения юридического лица, может быть предъявлен в арбитражный суд по месту нахождения юридического лица или его филиала. Поэтому можно подать иск в арбитражный суд к ОАО "РЖД" по месту нахождения железной дороги - филиала общества. Такой иск, в соответствии с указанным Письмом ВАС РФ, подлежит рассмотрению по существу этим судом без передачи его на рассмотрение арбитражного суда по месту нахождения ОАО "РЖД". Если иск, возникший в связи с осуществлением перевозки груза и вытекающий из деятельности филиала ОАО, предъявлен в Арбитражный суд г. Москвы, а этот суд направил исковые материалы в арбитражный суд по месту нахождения филиала, последний, в соответствии с ч. 4 ст. 39 АПК РФ, должен рассмотреть иск по существу.
Лица, имеющие право на предъявление иска
Лица, имеющие право на предъявление иска к перевозчику, аналогичны управомоченным на предъявление претензии. Это грузополучатель, грузоотправитель, страховая организация в порядке суброгации (см. статью в N 1, 2005 "Порядок предъявления претензий к железнодорожному перевозчику"). Необходимо напомнить правило, согласно которому предъявление претензий и исков юридическими и физическими лицами, не являющимися грузоотправителями и грузополучателями, допускается только в случае, когда между этими лицами и грузоотправителями и грузополучателями надлежаще оформлен договор поручения либо выдана надлежаще оформленная доверенность (ст. 120 УЖТ РФ).
Наименование и реквизиты истца: Кому: в Арбитражный суд ООО "Оптпродукт", Саратовской обл. ИНН 77350228767, КПП 773501001 Адрес: г. Саратов, р/с 40702810238360105925 ул. Я. Галана, д. 15, корп. 1 в Сбербанке России, Истец: ООО "Оптпродукт" Центральное ОСБ N 8641 Адрес: 410006, г. Саратов, г. Саратова, ул. Советская, д. 121, оф. 16 к/с 30101810400000000225, Ответчик: ОАО "РЖД" БИК 044525225 Адрес: г. Москва, ул. Басманная, д. 1
"01" октября 2004 г. Исх. N 178/04
Исковое заявление о возмещении стоимости недостающего и поврежденного груза на сумму двадцать тысяч сто (20 100) руб.
При выдаче с проверкой груза, поступившего в наш адрес по железнодорожной накладной от 03.08.2004 N 53802562, установлена недостача двенадцати картонных ящиков, содержащих по десять упаковок сока в каждом. Четыре ящика оказались поврежденными. Оставшийся в поврежденных упаковках сок испорчен (имеет запах продуктов брожения). Указанная недостача подтверждается коммерческим актом от 11.08.2004 N 980730/04. Стоимость недостачи согласно прилагаемому расчету составляет 13 400 руб. Заявленную нами претензию от 30.09.2004 N 023/04 о взыскании стоимости недостающего и поврежденного груза ответчик оставил без ответа. Считаем отказ ответчика в удовлетворении претензии необоснованным. На основании вышеизложенного просим взыскать с виновной стороны в нашу пользу 20 100 руб., составляющих стоимость недостающего и испорченного груза, и плату за перевозку груза пропорционально стоимости недостающего груза, а также в возмещение расходов по госпошлине в сумме 2100 руб. Кроме того, просим взыскать при удовлетворении иска с перевозчика на основании ст. 395 ГК РФ 7% годовых начиная со дня предъявления претензии по день перечисления (уплаты) денег.
Приложения: 1. Копия претензии и доказательств ее отсылки. 2. Железнодорожная накладная от 03.08.2004 N 53802562. 3. Счет от 29.07.2004 N 0359. 4. Расчет суммы иска. 5. Коммерческий акт от 11.08.2004 N 980730/04. 6. Копия искового заявления ответчику. 7. Платежное поручение о перечислении госпошлины.
Генеральный директор ООО "Оптпродукт" ___________ А.Н. Малахов
Печать ООО "Оптпродукт"
Правоприменительная практика показывает, что иск о взыскании стоимости утраченного груза перевозчику может предъявить не только грузополучатель, но и грузоотправитель. Так, согласно материалам дела (Постановление ФАС Московского округа от 05.05.2003 N КГ-А40/2259-03) перевозчик обжаловал в кассационную инстанцию решение о взыскании с него стоимости недостающего груза, мотивируя жалобу тем, что истец по делу не являлся собственником груза, так как иск был подан грузоотправителем, который не потерпел от недостачи доставленного получателю груза. Такая жалоба не была удовлетворена, а суд правомерно исходил из того, что в спорном случае истец является отправителем груза и, следовательно, лицом, потерпевшим от несохранной перевозки.
Порядок составления искового заявления
Опираясь на примеры из статей о коммерческих актах (см. N 11, 2004) и предъявлении претензии (см. N 1, 2005), согласно которой на Приволжскую железную дорогу для ООО "Оптпродукт" был доставлен груз с повреждением и недостачей, можно составить следующего вида исковое заявление (см. пример). Как видно из приведенного примера, к исковому заявлению прилагаются следующие документы: копия претензии, доказательства ее отсылки (квитанция почтового отделения), железнодорожная накладная (в случае утраты груза - грузовая квитанция), документы об оплате товара поставщику (необходимы для расчета суммы претензии, а также для взыскания с перевозчика пропорционально приходящейся на недостающий груз провозной платы), расчет суммы иска, коммерческий акт, копия искового заявления, документ об оплате госпошлины. Возможны случаи, когда перевозчик не возвращает необходимые для предъявления иска документы с ответом об отклонении претензии либо вовсе не отвечает на претензию. На такие обстоятельства необходимо делать ссылку в исковом заявлении в качестве обоснования отсутствия необходимых документов. Согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от 25.01.2001 N 1 (п. 11) арбитражный суд при подготовке дела к производству должен обязать перевозчика представить соответствующие документы. При расчете суммы иска в случае доставки поврежденного груза необходимо помнить об особых способах доказательства снижения стоимости поврежденного груза. Так, согласно материалам дела (Постановление ФАС Московского округа от 11.03.2003 N КГ-А40/1165-03) суд апелляционной инстанции частично отменил решение суда первой инстанции о возмещении утраты товарной стоимости поврежденного груза - автомобилей. В данном споре истец в доказательство снижения стоимости груза предоставил заключение об определении величины дополнительной утраты товарной стоимости. Однако в данном случае, по мнению суда, доказательством снижения стоимости могут являться документы, свидетельствующие о продаже автомобилей с уценкой. Такими доказательствами при разрешении спора по существу суд не располагал, что и явилось основанием для отказа в иске в указанной части. Представлять необходимые документы в обоснование своих возражений обязан и перевозчик. Причем отсутствие указанных доказательств может служить основанием для отмены решений суда первой инстанции, вынесенных в пользу перевозчика. Так было отменено Решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.10.2000 по делу N А40-12719/00-47-121 по следующим причинам: ответчик-перевозчик не обосновал соответствующим расчетом размер списанной платы за пользование вагонами, в связи с чем не представлялось возможным проверить, какие ставки использовались перевозчиком, какая методика расчета платы за пользование вагонами была применена. Суд кассационной инстанции пришел к выводу, что исследование и проверка названных вопросов имеют существенное значение для разрешения спора по настоящему делу. При таких обстоятельствах Решение от 10.10.2000 не может быть признано достаточно обоснованным и согласно п. 3 ст. 175 АПК РФ подлежит отмене, а дело - передаче на новое рассмотрение.
Сроки исковой давности
Иск к железнодорожному перевозчику может быть заявлен в течение года со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления претензий. Таким образом, исчисление начального момента течения срока исковой давности совпадает с начальным моментом исчисления претензионного срока. Действовавший ранее в течение многих лет порядок исчисления срока давности со дня получения от железной дороги ответа на претензию или истечения срока для такого ответа в настоящее время не применяется, поскольку такой порядок был основан на пресекательном характере сроков предъявления претензий железной дороге, а в соответствии с Уставом железных дорог эти сроки пресекательного характера не имеют. Исковая давность - это срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. С истечением срока исковой давности погашается возможность осуществления нарушенного права в принудительном порядке. Однако необходимо помнить, что право на обращение в суд сохраняется. Статья 199 ГК РФ устанавливает, что требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности. Согласно Постановлению Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 15.11.2001 N 2/1 (см. Вестник ВАС РФ, 2002, N 1) исковая давность применятся судом только по заявлению стороны в споре, т.е. суд не вправе применять давность по своей инициативе и по заявлению третьих лиц. Стороной, заявляющей о пропуске срока исковой давности, как правило, является ответчик, в нашем случае - перевозчик. Такое заявление может быть сделано на любой стадии процесса до вынесения решения арбитражным судом. Это означает, что ссылка на пропуск срока, не сделанная в суде первой инстанции, не допускается на более поздних стадиях процесса (при апелляционном, кассационном или надзорном рассмотрении спора). Заявление стороны об истечении срока давности подлежит проверке судом с учетом всех соответствующих норм ГК РФ о начале, приостановлении и перерыве течения срока давности (ст. ст. 200, 202, 203 ГК РФ). Лишь убедившись, что срок исковой давности действительно пропущен, арбитражный суд выносит решение об отказе в иске.
Г.А.Моргунова К. ю. н., зав. кафедрой Трудового права и социальной политики Юридического института Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ) Подписано в печать 01.03.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |