|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Основы обязательного медицинского страхования в Российской Федерации ("Российский налоговый курьер", 2005, N 6)
"Российский налоговый курьер", 2005, N 6
ОСНОВЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Практически у каждого гражданина Российской Федерации есть страховой медицинский полис, на основании которого населению оказывается бесплатная медицинская помощь в рамках программы обязательного медицинского страхования. Что представляет собой система обязательного медицинского страхования? Какова ее финансовая основа? На эти и другие вопросы вы найдете ответы в данной статье.
Организации и предприниматели, производящие выплаты физическим лицам, являются плательщиками единого социального налога. Определенная доля ЕСН уплачивается в фонды обязательного медицинского страхования (ОМС). Законом РФ от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (далее - Закон о медицинском страховании) установлены два вида медицинского страхования: обязательное и добровольное. В ст.2 этого Закона сказано, что в качестве субъектов медицинского страхования выступают граждане, страхователи, страховые медицинские организации и медицинские учреждения. Граждане являются застрахованными лицами. Кто будет для них страхователем по обязательному медицинскому страхованию, зависит от того, работают они или нет. Что касается работающих граждан, то страхователями выступают работодатели, заключившие с ними трудовые или гражданско-правовые договоры. Для неработающего населения страхователями являются органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления. Страховая медицинская организация осуществляет обязательное медицинское страхование только при наличии лицензии на право заниматься этой деятельностью. В обязанности такой организации входит финансирование предоставления застрахованным лицам медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования. Медицинские учреждения осуществляют деятельность по оказанию медицинской помощи населению на основании лицензии.
С целью реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования граждан созданы Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (далее - ФФОМС и ТФОМС). Они аккумулируют поступающие от страхователей финансовые средства, разрабатывают правила обязательного медицинского страхования граждан, а также выполняют другие функции в рамках реализации возложенных на них задач. Схематично система обязательного медицинского страхования представлена на с. 49.
Схема
Система обязательного медицинского страхования
———————————————————¬ ——————————————————————————¬ | Работодатель | 2,0% от ФОТ ——————¬ | Местная администрация | |(страховые взносы)+—————————————>|ТФОМС|<————————+(платежи за неработающих)| L—————————T————————— L—T—TT— L——————————————————————————0,8% ¦ /¦\¦L---------------------------¬ от ФОТ ¦ ¦ ¦ ¦ \¦/ ¦ ¦Подушевой ¦ ———+——¬ Субвенции | |норматив | |ФФОМС+——————————————————————— | | L—————— ——————————————————————— | | \|/ ——————————————¬ | ——————————————————————————————————¬ ———————————+————————————¬ |Филиалы ТФОМС|<— | ЛПУ | | СМО | L——————T——————— |(производитель медицинских услуг)|<——+(страхование населения,| | L—————————T———————T———————T———————— |защита прав населения, | | | | | | финансирование ЛПУ) | |Оказание \|/ \|/ \|/ L———————————T————————————¦услуг ---------+-------+-------+------¬ ¦ ¦ ¦ Застрахованное население ¦ ¦ L---------->¦(потребитель медицинских услуг)¦<-------------- ———— L------------------------------ ———— Обозначения: ФОТ - фонд оплаты труда; ФФОМС - Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; ТФОМС - территориальные фонды обязательного медицинского страхования; СМО - страховая медицинская организация; ЛПУ - лечебно-профилактическое учреждение.
Регистрация страхователей
При обязательном медицинском страховании регистрацию страхователей осуществляют территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Это установлено ст.9.1 Закона о медицинском страховании. Порядок регистрации зависит от категории страхователя. Так, с 1 января 2004 г. организации и индивидуальные предприниматели освобождены от обязанности самостоятельно регистрироваться в государственных внебюджетных фондах, в том числе и в ТФОМС. Согласно Федеральному закону от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" налоговый орган самостоятельно в течение пяти рабочих дней направляет в государственные внебюджетные фонды сведения из единых государственных реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ЕГРЮЛ и ЕГРИП). После получения данной информации территориальный фонд обязательного медицинского страхования в пятидневный срок обязан зарегистрировать организацию или предпринимателя в качестве страхователей, а также известить их о присвоенном регистрационном номере. Такой порядок определен ст.9.1 Закона о медицинском страховании. Для некоторых категорий страхователей предусмотрена иная процедура регистрации в ТФОМС - они должны вставать на учет в фонде самостоятельно. Для регистрации в качестве страхователей данным лицам необходимо в 30-дневный срок подать заявление в соответствующий ТФОМС (см. табл. 1).
Таблица 1
Порядок регистрации страхователей в ТФОМС
——————————————————————————————————————T———————————————————————T———————————————¬ | Страхователь | Место регистрации | Исчисление | | | | 30—дневного | | | | срока | +—————————————————————————————————————+———————————————————————+———————————————+ |Организации, имеющие обособленные |По месту нахождения |Со дня создания| |подразделения |обособленного |обособленного | | |подразделения |подразделения | +—————————————————————————————————————+———————————————————————+———————————————+ |Частные нотариусы |По месту жительства |Со дня | | |(в случае осуществления|получения | | |деятельности в другом |лицензии | | |месте — по месту |на право | | |осуществления этой |нотариальной | | |деятельности) |деятельности | +—————————————————————————————————————+———————————————————————+———————————————+ |Адвокаты |По месту жительства |Со дня выдачи | | | |удостоверения | | | |адвоката | +—————————————————————————————————————+———————————————————————+———————————————+ |Физические лица, заключившие трудовые|По месту жительства |Со дня | |договоры с работниками, а также | |заключения | |выплачивающие вознаграждения по | |соответствующих| |договорам гражданско—правового | |договоров | |характера, облагаемые ЕСН в части, | | | |подлежащей зачислению в фонды ОМС | | | +—————————————————————————————————————+———————————————————————+———————————————+ |Органы государственной власти |По месту нахождения |Со дня их | |и местного самоуправления | |учреждения | L—————————————————————————————————————+———————————————————————+———————————————— За нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда ст.15.3 КоАП РФ устанавливает административную ответственность - наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 10 МРОТ. Если налогоплательщик, не подав заявление о постановке на учет, начал осуществлять деятельность, то размер административного штрафа составляет от 20 до 30 МРОТ.
Финансовые основы системы ОМС
Одним из основных источников финансирования как Федерального, так и территориальных фондов обязательного медицинского страхования являются поступления единого социального налога в доле, уплачиваемой в эти фонды. Кроме поступлений в виде ЕСН финансовые средства указанных фондов образуются за счет: - поступлений добровольных взносов юридических и физических лиц; - доходов от использования временно свободных финансовых средств и нормированного страхового запаса; - поступлений из иных источников, не запрещенных законодательством. Порядок исчисления и уплаты ЕСН налогоплательщиками изложен в гл.24 Налогового кодекса. Контроль за правильностью исчисления и своевременностью уплаты налога предоставлен налоговым органам. Кроме того, налоговые органы осуществляют все формы налогового контроля, в частности проводят выездные и камеральные проверки налогоплательщиков по вопросу правильности исчисления налога (в том числе в части ОМС), привлекают к ответственности за совершение налоговых правонарушений.
Исчисление ЕСН в части, уплачиваемой в фонды ОМС
Глава 24 Налогового кодекса устанавливает порядок исчисления и уплаты ЕСН, зачисляемого в федеральный бюджет и внебюджетные фонды. Налоговая база по ЕСН в части, зачисляемой в федеральный и территориальные фонды ОМС, всегда одинакова. Она исчисляется по общим правилам формирования налоговой базы по ЕСН. То есть в налоговую базу включаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц по трудовым, гражданско-правовым и авторским договорам, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг. Об этом сказано в ст.237 Кодекса. Не включаются в налоговую базу суммы, перечисленные в ст.238 НК РФ. В частности, пособия по временной нетрудоспособности, по уходу за больным ребенком, по безработице и др. Кроме того, из объекта налогообложения согласно п.3 ст.236 Кодекса исключаются выплаты и вознаграждения, не отнесенные к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль. Налоговая база по ЕСН, зачисляемому в фонды обязательного медицинского страхования, определяется отдельно по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлены выплаты. Эта норма содержится в п.2 ст.237 НК РФ и распространяется на исчисление ЕСН во все фонды и в федеральный бюджет. Для реализации этой нормы предусмотрены индивидуальные карточки учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм начисленного ЕСН и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Формы индивидуальных карточек и Порядок их заполнения утверждены Приказом МНС России от 27.07.2004 N САЭ-3-05/443@. Формы карточек носят рекомендательный характер, поэтому налогоплательщики имеют право изменять и дополнять их содержание. Сумма единого социального налога исчисляется налогоплательщиком отдельно в ФФОМС и ТФОМС и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы. Ставки налога установлены в ст.241 Налогового кодекса. Для ЕСН (в том числе и для части налога, зачисляемой в фонды ОМС) предусмотрена регрессивная шкала налогообложения. С 1 января 2005 г. Федеральным законом от 20.07.2004 N 70-ФЗ снижены ставки по ЕСН, в том числе в части, зачисляемой в фонды ОМС (табл. 2).
Таблица 2
Ставки ЕСН по обязательному медицинскому страхованию с 1 января 2005 года
———————————————————————T—————————————————————————T—————————————————————————¬ | Налоговая база на | ФФОМС | ТФОМС | |каждое физическое лицо| | | +——————————————————————+—————————————————————————+—————————————————————————+ |До 280 000 руб. |0,8% |2% | +——————————————————————+—————————————————————————+—————————————————————————+ |От 280 001 до 600 000 |2240 руб. + 0,5% с суммы,|5600 руб. + 0,5% с суммы,| |руб. |превышающей 280 000 руб. |превышающей 280 000 руб. | +——————————————————————+—————————————————————————+—————————————————————————+ |Свыше 600 000 руб. |3840 руб. |7200 руб. | L——————————————————————+—————————————————————————+—————————————————————————— Если в состав организации входят обособленные подразделения, то порядок исчисления и уплаты ЕСН в части, зачисляемой в фонды ОМС, имеет свои особенности. Так, в п.8 ст.243 НК РФ установлено, что обособленные подразделения исполняют обязанности организации по уплате налога и представлению налоговых деклараций (расчетов по налогу). Причем это относится только к тем обособленным подразделениям, которые имеют отдельный баланс, расчетный счет и начисляют выплаты в пользу физических лиц. Сумма ЕСН, подлежащая уплате по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из величины налоговой базы, относящейся к этому подразделению. Сведения об исчисленной сумме налога, в том числе подлежащего зачислению в фонды ОМС, отражаются в налоговой декларации (расчете по авансовым платежам). Обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты в пользу физических лиц, подают декларацию (расчет) по месту своего нахождения. Налогоплательщики отчитываются по отчислениям на обязательное медицинское страхование, представляя декларацию по ЕСН. Срок ее подачи в налоговые органы - не позднее 30 марта следующего года. Расчет по авансовым платежам по ЕСН подается не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. В фонды обязательного медицинского страхования отчетность представлять не нужно. Начисленные суммы ЕСН в части обязательного медицинского страхования налогоплательщики перечисляют отдельными платежными поручениями в ФФОМС и ТФОМС. С 1 января 2005 г. введены новые коды бюджетной классификации, которые утверждены Приказом Минфина России от 10.12.2004 N 114н. Единый социальный налог в ФФОМС уплачивается по КБК 182 1 02 01030 08 1000 110, а в ТФОМС - по КБК 182 1 02 01040 09 1000 110.
М.В.Романова К. э. н., советник налоговой службы РФ III ранга Управление налогообложения прибыли (дохода) ФНС России Подписано в печать 01.03.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |