Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Предупреждение банкротства организации (Продолжение) ("Налоговое планирование", 2005, N 1)



"Налоговое планирование", N 1, 2005

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ БАНКРОТСТВА ОРГАНИЗАЦИИ

(Продолжение. Начало см. "Налоговое планирование", N 4, 2004)

Финансовое оздоровление

В ходе наблюдения должник на основании решения своих учредителей (участников) вправе обратиться к первому собранию кредиторов с ходатайством о введении финансового оздоровления .

Финансовое оздоровление - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.

В определении суда о введении финансового оздоровления должен указываться его срок, а также утвержденный судом график погашения задолженности.

Одновременно с вынесением определения о введении финансового оздоровления суд утверждает административного управляющего.

Административный управляющий - арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения финансового оздоровления в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве).

Временный управляющий обязан предоставить кредиторам возможность ознакомления с указанными документами.

Введение финансового оздоровления

Вопрос о введении финансового оздоровления решается на собрании кредиторов.

С ходатайством о введении финансового оздоровления на собрании имеют право выступить сам должник, его учредители либо иные лица.

Решение об обращении к первому собранию кредиторов о введении финансового оздоровления должно содержать сведения о предлагаемых учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника - унитарного предприятия обеспечении исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности (далее - обеспечение) и сроках финансового оздоровления и удовлетворения требований кредиторов.

К решению прилагаются:

- план финансового оздоровления;

- график погашения задолженности;

- протокол общего собрания учредителей (участников) должника или решение органа, уполномоченного собственником имущества должника - унитарного предприятия;

- перечень учредителей (участников) должника, голосовавших за обращение к собранию кредиторов с ходатайством о введении финансового оздоровления;

- сведения о предлагаемом учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника - унитарного предприятия обеспечении (при наличии);

- иные предусмотренные законом документы. Введение финансового оздоровления дает организации еще один шанс избежать банкротства, т.е. дело о банкротстве не будет доведено до конкурсного производства и продажи имущества должника.

Для того чтобы перейти к стадии финансового оздоровления, должнику необходимо разработать план мероприятий по данному направлению и график погашения задолженности, подписанный уполномоченным лицом, с обязательным указанием сроков и источника погашения требований кредиторов.

Обеспечение исполнения должником обязательств

в соответствии с графиком погашения задолженности

В качестве обеспечения могут выступать:

- залог (ипотека);

- банковская гарантия;

- государственная или муниципальная гарантия;

- поручительство;

- иные способы.

Лица, которые представляют обеспечение, несут ответственность за неисполнение должником обязательств.

Исполнение должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности не может быть обеспечено удержанием, задатком или неустойкой.

В качестве предмета обеспечения не могут выступать имущество и имущественные права, принадлежащие должнику на праве собственности или праве хозяйственного ведения.

Следует помнить, что обеспечение продолжает действовать и после завершения процедуры финансового оздоровления.

Права и обязанности лиц, предоставивших обеспечение, вытекают из указанного обеспечения и возникают с даты вынесения арбитражным судом определения о введении финансового оздоровления.

Соглашение об обеспечении обязательств должника заключается в письменной форме в течение 15 дней после введения финансового оздоровления и подписывается лицами, которые предоставили обеспечение, а также временным управляющим. В таком случае соглашение должно быть представлено в суд не позднее 20 дней после даты его заключения.

Лица, предоставившие обеспечение, несут ответственность за неисполнение должником обязательств в пределах стоимости имущества и имущественных прав, представленных в качестве обеспечения.

При обеспечении в виде банковской гарантии бенефициаром признается временный управляющий или административный управляющий, подписавший соглашение в интересах кредиторов, требования которых подлежат удовлетворению в соответствии с утвержденным графиком погашения задолженности.

Государственная регистрация ипотеки в качестве обеспечения проводится не позднее 45 дней после введения финансового оздоровления на основании определения арбитражного суда и соглашения об обеспечении.

Порядок и последствия введения финансового оздоровления

Определение арбитражного суда о введении финансового оздоровления действует не более двух лет и подлежит немедленному исполнению.

После вынесения арбитражным судом определения о введении финансового оздоровления наступают следующие последствия:

- требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения которых наступил на дату введения финансового оздоровления, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением порядка предъявления требований к должнику;

- отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов;

- аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве;

- приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, за исключением документов, выданных на основании вступивших в законную силу до даты введения финансового оздоровления решений о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и возмещении морального вреда;

- запрещается удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников), выкуп должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли (пая);

- запрещается выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам;

- не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, если при этом нарушается очередность удовлетворения установленных п.4 ст.134 Закона о банкротстве требований кредиторов;

- не начисляются неустойки (штрафы, пени), подлежащие уплате проценты и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до даты введения финансового оздоровления.

На сумму требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, которые подлежат удовлетворению в соответствии с графиком погашения задолженности, начисляются проценты. Начислять проценты необходимо с момента вынесения определения о введении финансового оздоровления и до погашения требований кредиторов, а в случае если такое погашение не произошло до даты принятия решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, - до даты принятия такого решения.

Неустойки (штрафы, пени), суммы причиненных убытков в форме упущенной выгоды, которые должник обязан уплатить кредиторам, подлежат погашению в ходе финансового оздоровления в соответствии с графиком погашения задолженности после удовлетворения всех остальных требований кредиторов.

Расчеты по обязательствам должника, срок исполнения которых наступил до даты введения финансового оздоровления, осуществляются исключительно в соответствии с Законом о банкротстве.

Требования кредиторов, предъявленные в ходе финансового оздоровления и включенные в реестр требований кредиторов, удовлетворяются не позднее месяца после окончания исполнения обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности.

Управление должником

в ходе финансового оздоровления

В ходе финансового оздоровления органы управления должника осуществляют свои полномочия с ограничениями.

На основании ходатайства собрания кредиторов или административного управляющего о ненадлежащем исполнении руководителем должника плана финансового оздоровления либо о совершении им действий, нарушающих права и законные интересы кредиторов и (или) предоставивших обеспечение лиц, арбитражный суд может отстранить его от должности. При этом арбитражный суд выносит соответствующее определение, которое может быть обжаловано.

Должник не вправе без согласия собрания кредиторов (комитета кредиторов) совершать сделку (несколько взаимосвязанных сделок), в совершении которых у него имеется заинтересованность или которые:

- связаны с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более 5% балансовой стоимости активов должника на последнюю отчетную дату, предшествующую дате заключения сделки;

- влекут за собой выдачу займов (кредитов), выдачу поручительств и гарантий, а также учреждение доверительного управления имуществом должника.

Он также не вправе без согласия собрания кредиторов (комитета кредиторов) и лица или лиц, предоставивших обеспечение, принимать решение о своей реорганизации.

В случае если размер денежных обязательств должника, возникших после введения финансового оздоровления, составляет более 20% суммы требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, сделки, влекущие за собой возникновение новых обязательств должника, могут совершаться исключительно с согласия собрания кредиторов (комитета кредиторов).

Должник не имеет права без согласия административного управляющего совершать сделки или несколько взаимосвязанных сделок, которые:

- влекут за собой увеличение кредиторской задолженности должника более чем на 5% суммы требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов на дату введения финансового оздоровления;

- связаны с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, за исключением реализации имущества должника, являющегося готовой продукцией (работами, услугами), изготовляемой или реализуемой должником в процессе обычной хозяйственной деятельности;

- влекут за собой уступку прав требований, перевод долга или получение займов (кредитов).

Должник вправе отчуждать имущество, являющееся предметом залога, передавать его в аренду или безвозмездное пользование другому лицу либо иным образом распоряжаться им либо обременять предмет залога правами и притязаниями третьих лиц только с согласия кредитора, требования которого обеспечены залогом такого имущества.

Имущество, являющееся предметом залога, продается только на торгах и продажа допускается только с согласия кредитора, требования которого обеспечены залогом такого имущества. В указанном случае обеспеченные залогом требования кредитора погашаются за счет стоимости проданного имущества преимущественно перед иными кредиторами после продажи предмета залога, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очереди, права требования по которым возникли до заключения соответствующего договора залога.

Административный управляющий

Административный управляющий утверждается арбитражным судом и действует до прекращения финансового оздоровления либо до его отстранения или освобождения арбитражным судом.

В ходе финансового оздоровления административный управляющий обязан:

- вести реестр требований кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных Законом о банкротстве;

- созывать собрания кредиторов в случаях, установленных Законом о банкротстве;

- рассматривать отчеты о ходе выполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности, предоставляемые должником, и предоставлять заключения по ним;

- предоставлять данную информацию на рассмотрение собранию кредиторов (комитету кредиторов);

- осуществлять контроль за своевременным исполнением должником текущих требований кредиторов;

- в случае неисполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности требовать от лиц, предоставивших обеспечение, исполнения обязанностей, вытекающих из предоставленного обеспечения;

- исполнять иные предусмотренные Законом о банкротстве обязанности.

Административный управляющий вправе:

- требовать от руководителя должника информацию о текущей деятельности должника;

- принимать участие в проводимой должником инвентаризации;

- согласовывать сделки и решения должника в случаях, предусмотренных Законом о банкротстве, и предоставлять информацию кредиторам об указанных сделках и о решениях;

- обращаться в арбитражный суд с ходатайством о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника, об отмене таких мер, а также об отстранении руководителя должника в случаях, установленных Законом о банкротстве;

- предъявлять в арбитражный суд от своего имени требования о признании недействительными сделок и решений, а также о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником с нарушением требований Закона о банкротстве;

- осуществлять иные предусмотренные Законом о банкротстве полномочия.

Административный управляющий может быть освобожден арбитражным судом от исполнения своих обязанностей по его заявлению либо в иных предусмотренных Законом о банкротстве случаях.

Административный управляющий может быть отстранен арбитражным судом:

- на основании решения собрания кредиторов в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения возложенных на него обязанностей;

- в связи с удовлетворением жалобы лица, участвующего в деле о банкротстве, на неисполнение или ненадлежащее исполнение административным управляющим возложенных на него обязанностей при условии, что такое неисполнение или ненадлежащее исполнение нарушило права или законные интересы заявителя жалобы, а также повлекло (могло повлечь) за собой убытки должника либо его кредиторов;

- в случае выявления обстоятельств, препятствовавших утверждению лица административным управляющим, в том числе в случае, если такие обстоятельства возникли после утверждения лица административным управляющим;

- в иных предусмотренных Законом о банкротстве случаях.

В случае освобождения или отстранения административного управляющего арбитражный суд утверждает нового административного управляют его.

Административный управляющий, освобожденный или отстраненный от исполнения обязанностей, обязан обеспечить в течение трех дней передачу бухгалтерской и иной документации юридического лица, печатей и штампов, материальных и иных ценностей вновь утвержденному административному управляющему.

Прекращение производства по делу о банкротстве в связи с погашением требований кредиторов в ходе финансового оздоровления влечет за собой прекращение полномочий административного управляющего.

Если же в организации должника вводится внешнее управление либо принято решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства и внешним управляющим или конкурсным управляющим утверждено другое лицо, административный управляющий продолжает исполнять свои обязанности до утверждения внешнего или конкурсного управляющего.

План финансового оздоровления

План финансового оздоровления готовится учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника - унитарного предприятия и утверждается собранием кредиторов. В нем обязательно предусматриваются способы получения должником средств, необходимых для удовлетворения требований кредиторов в соответствии с графиком погашения задолженности в ходе финансового оздоровления.

График погашения задолженности вступает в силу после его утверждения арбитражным судом. При наличии обеспечения график подписывается лицом, которое предоставило обеспечение.

График предусматривает погашение всех требований кредиторов, которые включены в реестр требований кредиторов, не позднее чем за месяц до окончания срока финансового оздоровления, а также погашение требований кредиторов первой и второй очереди не позднее чем через шесть месяцев после введения финансового оздоровления.

График погашения задолженности по обязательным платежам, установленным законодательством о налогах и сборах, составляется в соответствии с требованиями законодательства о налогах и сборах.

Погашение задолженности по требованиям кредиторов осуществляется в следующей очередности:

- в первую очередь производятся расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также компенсация морального вреда;

- во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;

- в третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, удовлетворяются за счет стоимости предмета залога преимущественно перед иными кредиторами, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очереди, права требования по которым возникли до заключения соответствующего договора залога.

Должник имеет право досрочно исполнить график погашения задолженности.

В случае неисполнения должником графика погашения задолженности (непогашение задолженности в установленные сроки и (или) в установленных размерах) учредители (участники) должника, собственник имущества должника - унитарного предприятия, третьи лица, предоставившие обеспечение, не позднее чем через 14 дней с даты, предусмотренной графиком, вправе обратиться к собранию кредиторов с ходатайством об утверждении внесенных в график изменений. Копия ходатайства направляется административному управляющему, который обязан созвать собрание кредиторов не позднее чем через 14 дней после получения ходатайства.

Когда размер требований, заявленных кредиторами в ходе финансового оздоровления, превышает размер уже имеющихся требований более чем на 20%, административный управляющий должен созвать собрание кредиторов для принятия решения о внесении в график изменений.

Если собрание кредиторов согласно изменить график, оно обращается с ходатайством в арбитражный суд и тот утверждает внесенные изменения, в противном случае собрание кредиторов вправе ходатайствовать о досрочном прекращении финансового оздоровления.

При внесении изменений в график погашения задолженности собрание кредиторов может обратиться к лицу или лицам, предоставившим обеспечение, с предложением об увеличении размера обеспечения.

Если должник не исполняет утвержденный график погашения задолженности в течение пяти дней, эта обязанность переходит к лицу, представившему обеспечение, которое перечисляет денежные средства для расчетов с кредиторами на счет должника. Задолженность перед этим лицом будет погашена после прекращения производства по делу о банкротстве или в ходе конкурсного производства в составе требований кредиторов третьей очереди.

Досрочное окончание финансового оздоровления

Должник обязан представить административному управляющему отчет о результатах проведения финансового оздоровления не позднее чем за месяц до истечения установленного срока финансового оздоровления.

В случае погашения должником всех требований кредиторов, предусмотренных графиком погашения задолженности, до истечения установленного арбитражным судом срока финансового оздоровления должник представляет отчет о досрочном окончании финансового оздоровления.

Порядок представления отчета, рассмотрения арбитражным судом результатов финансового оздоровления и состав прилагаемых к отчету материалов установлены п.п.1 - 4 ст.88 Закона о банкротстве.

К отчету должника прилагаются баланс на последнюю отчетную дату, отчет о прибылях и убытках и документы, подтверждающие погашение требований кредиторов.

Административный управляющий рассматривает отчет должника и составляет заключение о выполнении плана финансового оздоровления, графика погашения задолженности и об удовлетворении требований кредиторов. Не позднее чем через 10 дней с даты получения отчета заключение должно быть направлено кредиторам, включенным в реестр требований кредиторов, и в арбитражный суд. К заключению прилагаются копии отчета и перечень погашенных или непогашенных требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов.

В случае если требования кредиторов, включенные в реестр требований кредиторов, не удовлетворены на дату рассмотрения отчета должника или указанный отчет не представлен административным управляющим в установленный срок, административный управляющий созывает собрание кредиторов, которое вправе обратиться с ходатайством в арбитражный суд о введении внешнего управления либо о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

По итогам рассмотрения результатов финансового оздоровления и жалоб кредиторов арбитражный суд должен вынести одно из определений:

- о прекращении производства по делу о банкротстве, если непогашенная задолженность отсутствует и жалобы кредиторов признаны необоснованными;

- об отказе в прекращении производства по делу о банкротстве, если выявлено наличие непогашенной задолженности и жалобы кредиторов признаны обоснованными.

Указанные определения вступают в силу немедленно и могут быть обжалованы.

Досрочное прекращение финансового оздоровления

Основаниями для досрочного прекращения финансового оздоровления являются:

- непредставление в арбитражный суд соглашения об обеспечении в течение 20 дней с даты его заключения;

- неоднократное или существенное (на срок более чем 15 дней) нарушение в ходе финансового оздоровления сроков удовлетворения требований кредиторов, установленных графиком погашения задолженности.

Административному управляющему необходимо в течение 15 дней после возникновения оснований для досрочного прекращения финансового оздоровления созвать собрание кредиторов.

Должник обязан представить собранию кредиторов отчет об итогах выполнения графика погашения задолженности и план финансового оздоровления.

К отчету должны прилагаться:

- баланс должника на последнюю отчетную дату;

- отчет о прибылях и убытках должника;

- сведения о размере погашенных требований кредиторов;

- документы, подтверждающие погашение требований кредиторов.

Одновременно с отчетом должника административный управляющий представляет собранию кредиторов свое заключение о ходе выполнения плана финансового оздоровления и графика удовлетворения требований кредиторов.

На собрании кредиторы принимают решение обратиться в суд с ходатайством:

- о введении внешнего управления;

- признании должника банкротом и открытии конкурсного производства.

К ходатайству прилагаются копия протокола заседания собрания кредиторов и список кредиторов, голосовавших против принятого собранием кредиторов решения или не принимавших участия в голосовании по данному вопросу.

Арбитражный суд на основании ходатайства собрания кредиторов выносит:

- определение об отказе в удовлетворении ходатайства - если выявлено исполнение должником требований кредиторов в соответствии с графиком погашения задолженности и жалобы кредиторов признаны необоснованными;

- определение о введении внешнего управления - при наличии возможности восстановить платежеспособность должника;

- решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства - в случае отсутствия оснований для введения внешнего управления и при наличии признаков банкротства.

(Окончание см. "Налоговое планирование", 2005, N 2)

И.И.Кожедубова

Консультант по налогам

ЗАО "BRK-Интерком-Аудит"

Подписано в печать

28.02.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Планирование продуктовых программ как функция управленческого учета ("Налоговое планирование", 2005, N 1) >
Статья: Практика разрешения споров по договору комиссии ("Налоговое планирование", 2005, N 1)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.