Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Ярославская область: улучшение инвестиционного климата с помощью предоставления налоговых льгот ("Налоговое планирование", 2005, N 1)



"Налоговое планирование", N 1, 2005

ЯРОСЛАВСКАЯ ОБЛАСТЬ:

УЛУЧШЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА

С ПОМОЩЬЮ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ

История развития льготного налогообложения в Ярославской области берет свое начало с создания свободной экономической зоны на территории Углического муниципального округа в 1996 г. Организации, зарегистрированные в данном округе, являлись плательщиками налога на прибыль (13%), налога на пользователей автомобильных дорог (1,25%). Льготы по НДС формально не предоставлялись, однако 5% НДС в местный бюджет и 50% акцизов организации могли оплачивать векселями, приобретенными с дисконтом (размер дисконта составлял до 70% в зависимости от суммы покупки векселя). Для субъектов малого предпринимательства, перешедших на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности (с доходом до 1,5 млн долл. в год и численностью сотрудников до 15 человек), была предусмотрена ежемесячная уплата 3,33% дохода и ежеквартальный сбор в размере 500 долл. Такие организации не уплачивали НДС, налог с продаж и налог на прибыль.

В 1994 г. в структуре администрации Ярославской области появился департамент инвестиций и инвестиционной политики, а в 2000 г. - департамент экономического развития, инвестиций и международного сотрудничества. Перед инвестиционным подразделением были поставлены следующие задачи:

- создание условий для привлечения внебюджетных инвестиций;

- комплектование пакета региональных проектов и программ;

- участие в формировании и исполнении бюджета развития Ярославской области.

Кроме того, данное подразделение исполняет роль единого органа, оказывающего инвесторам помощь в получении необходимой информации и консультаций по экономическому и инвестиционному потенциалу региона и регистрационным процедурам.

В октябре 2000 г. губернатор области утвердил Концепцию государственной инвестиционной политики Ярославской области на 2000 - 2003 гг. В Губернаторской программе социально-экономического развития Ярославской области на 2000 - 2003 гг. "От выживания к благополучию" в числе приоритетных направлений выделено создание благоприятных условий для развития производства, а также стимулирование и содействие расширению рынков сбыта продукции и услуг ярославских предприятий и организаций. С 2004 г. началась реализация второго этапа данной социально-экономической стратегии. На 2004 и последующие годы реализации программы в состав приоритетных направлений развития области включены:

- совершенствование законодательного обеспечения деятельности и оптимизация структуры управления органов государственной власти Ярославской области;

- дальнейшее развитие информационно-коммуникационной и транспортной инфраструктуры области;

- вовлечение жителей Ярославской области в массовый спорт;

- развитие "новой экономики", которая представляет собой совокупность отраслей, характеризующихся большим вкладом "человеческого капитала" (консультирование, информационное посредничество, аналитика, маркетинговые услуги, телекоммуникационная инфраструктура);

- разработка и реализация закона о развитии сельского хозяйства Ярославской области на 2004 - 2007 гг., а также новых инвестиционных проектов по:

- формированию инфраструктуры сбыта сельскохозяйственной продукции;

- размещению на территории области оптового распределительного центра;

- развитию инфраструктуры туризма путем строительства гостиниц и развития сферы услуг и торговли;

- усиление финансовой поддержки развития малого и среднего бизнеса;

- развитие рыночной инфраструктуры новых экономических механизмов, таких, как государственная поддержка жилищного кредитования, корпоративных займов и др.;

- формирование региональной градостроительной политики;

- создание системы содействия организациям в профессиональном развитии персонала, совершенствование системы профессионального образования и профессиональной ориентации населения, объединение интересов и усилий всех организаций, имеющих отношение к данной проблеме.

Ключевую роль в реализации программы играет предоставление налоговых льгот организациям, осуществляющим инвестиционные проекты на территории Ярославской области. Так, Закон Ярославской области от 20.02.1996 "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Ярославской области" (далее - Закон) устанавливает формы государственной поддержки инвестиционной деятельности, порядок ее оказания органами государственной власти Ярославской области и направлен на поддержание и развитие инвестиционной деятельности, обеспечение защиты прав, интересов и имущества участников инвестиционной деятельности вне зависимости от форм собственности.

К формам государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории Ярославской области Законом отнесены:

- инвестиции из государственных источников финансирования в установленном законодательством порядке;

- субвенции и субсидии из областного бюджета, в том числе на компенсации выплаты процентов по банковским кредитам и иные цели, установленные действующим законодательством;

- предоставление налоговых льгот участникам инвестиционной деятельности;

- предоставление инвестиционных налоговых кредитов участникам инвестиционной деятельности (инвестиционный налоговый кредит - изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии оснований, предусмотренных налоговым законодательством, предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов);

- установление льготных ставок арендной платы за пользование имуществом, находящимся в государственной собственности Ярославской области и используемым при реализации инвестиционных проектов и программ, включенных в перечень приоритетных инвестиционных проектов Ярославской области. Перечень приоритетных инвестиционных проектов Ярославской области - совокупность инвестиционных проектов, направленных на реализацию основных направлений социально-экономического развития Ярославской области, для которых предоставляется государственная поддержка (далее - Перечень);

- участие органов государственной власти области в разработке, экспертизе и реализации инвестиционных проектов и программ Ярославской области, в том числе путем обращения администрации области в федеральные органы государственной власти и органы местного самоуправления с ходатайством о предоставлении ими поддержки инвестиционных проектов и программ, включенных в Перечень;

- предоставление государственно-правовых гарантий участникам инвестиционной деятельности.

Предоставление налоговых льгот участникам инвестиционной деятельности регулируется гл.4 Закона, в соответствии с которой льготному налогообложению подлежат юридические лица, имеющие право на данную форму государственной поддержки и реализующие инвестиционные проекты (программы), включенные в Перечень. Льготное налогообложение не может распространяться на организации, находящиеся в процессе ликвидации или реорганизации. Одним из условий применения льготного налогообложения согласно положениям Закона является обязательное ведение раздельного бухгалтерского учета операций, осуществляемых по реализации инвестиционных проектов (программ), включенных в Перечень. Затраты по организации раздельного бухгалтерского учета возмещаются получателю за счет средств областного бюджета.

Законом предусмотрены следующие формы льготного налогообложения.

Льготное налогообложение имущества. Имущество, создаваемое или приобретаемое для реализации инвестиционных проектов (программ), включенных в Перечень, в том числе имущество, приобретаемое в качестве вклада в уставный капитал, и прирост стоимости модернизированных в соответствии с указанными инвестиционными проектами (программами) основных фондов, не облагается налогом на имущество предприятий в части, поступающей в областной бюджет.

Льготное налогообложение прибыли. Участникам инвестиционной деятельности по налогу на прибыль организаций в части, поступающей в областной бюджет, предоставляются налоговые льготы, предусмотренные налоговым законодательством, в отношении:

- средств, безвозмездно полученных для реализации инвестиционных проектов (программ), включенных в Перечень;

- прибыли, полученной от реализации продукции (работ, услуг), произведенной на созданных (приобретенных) в рамках инвестиционных проектов (программ), включенных в Перечень, мощностях или посредством внедренных технологий. Так, Законом Ярославской области от 23.10.2003 "О налоговых льготах на 2004 год" ставка налога на прибыль организаций в части, зачисляемой в областной бюджет, участникам инвестиционной деятельности, реализующим инвестиционные проекты (программы), которым на территории Ярославской области определена государственная поддержка в форме предоставления налоговых льгот, снижена до 13%.

Льгота по земельному налогу. Предусматривается полное освобождение от уплаты земельного налога в части, поступающей в областной бюджет, с участка земли, вновь приобретенного в собственность, владение или пользование для реализации инвестиционного проекта или программы, включенных в Перечень.

Льгота по транспортному налогу. От уплаты транспортного налога освобождаются участники инвестиционной деятельности в отношении транспортных средств, используемых при реализации инвестиционных проектов.

Льготное налогообложение действует в течение периода окупаемости проекта (программы), включенного в Перечень, с начала реализации продукции, произведенной на созданных или приобретенных в рамках таких проектов мощностях либо посредством внедренных технологий, но не более 5 лет. Датой окончания периода окупаемости проекта (программы) является последний день месяца, в котором разность между накопленной суммой чистой прибыли с учетом амортизационных отчислений и объемом инвестиционных затрат в форме капитальных вложений, не превышающим указанной в инвестиционном проекте (программе) суммы, приобретает положительное значение. В случае если инвестиционные затраты произведены в иностранной валюте, они исчисляются в рублях путем пересчета иностранной валюты в рубли по курсу Банка России на дату совершения операции в соответствии с установленным порядком бухгалтерского учета.

Статья 6 Закона регулирует вопросы, связанные с исключением целевых программ и отдельных инвестиционных проектов из адресной инвестиционной программы Ярославской области и Перечня, а также с приостановлением государственной поддержки инвестиционной деятельности. При прекращении государственной поддержки до истечения периода окупаемости проекта в случаях, предусмотренных ст.6 Закона, сумма льгот, исчисленная в полном объеме за весь период льготного налогообложения и увеличенная на сумму дополнительных платежей, определенных исходя из ставки рефинансирования Банка России за пользование банковским кредитом, действовавшей в соответствующих отчетных периодах, подлежит внесению в областной бюджет.

Адресная инвестиционная программа Ярославской области на очередной финансовый год утверждается Государственной Думой Ярославской области в качестве приложения к закону Ярославской области об областном бюджете на очередной финансовый год. Перечень утверждается постановлением администрации Ярославской области на 5 лет. Включение отдельных инвестиционных проектов и программ Ярославской области в Перечень и их исключение из него производятся постановлениями администрации Ярославской области. Обязательным требованием для включения в адресную инвестиционную программу Ярославской области и в Перечень является прохождение инвестиционным проектом или программой экспертизы. Исключение инвестиционных проектов и программ Ярославской области из Перечня производится в случаях их завершения либо выявления обстоятельств, делающих нецелесообразным их дальнейшую реализацию.

Оказание государственной поддержки (за исключением предоставления государственных гарантий) отдельных инвестиционных проектов и программ может быть приостановлено по причине:

- непредставления отчетности в установленные сроки либо представления недостоверной отчетности;

- нецелевого использования средств;

- несоответствия результатов первичной и повторной экспертиз инвестиционного проекта или программы;

- прекращения или приостановления инвестиционной деятельности исполнителей отдельных инвестиционных проектов и программ Ярославской области уполномоченными государственными органами в установленном законодательством порядке.

Немаловажно, что в соответствии с Законом предъявление дополнительных (кроме определенных Законом) условий предоставления льготного налогообложения не допускается.

Итак, предоставление льгот в налогообложении является важнейшим фактором, стимулирующим экономическое развитие Ярославской области и инвестиционного потенциала данного региона. За время, прошедшее с момента начала действия программы инвестиционной поддержки, в области реализовано множество инвестиционных проектов. Наиболее значимыми из них являются следующие:

- строительство культурно-спортивного комплекса "Арена-2000". Проект реализован в 2001 г. компанией ОАО "Арена-2000" при партнерстве финской компании "Skanska". Стоимость проекта составила 83,7 млн долл.;

- увеличение выпуска сигарет с фильтром. Проект реализован в 1996 - 1998 гг. компанией АО "Балканская звезда". Партнерами в данном проекте выступили немецкие компании "Sasib" и "Hauni". Стоимость проекта составила 82 млн долл.;

- строительство установки каталитического крекинга на ОАО "Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез" (2000 г.). Стоимость данного проекта составила 56 млн долл., а партнерами выступили такие организации, как "Universal Oil Products" (США), "Thussen Reinstahl Technik GmbH" (Германия), "Stone & Webster/Shevron" (США), "Snamprodjetti" (Италия);

- развитие производства и реконструкция варочного цеха на АО "Ярпиво" (1997 - 1998 гг.). Партнером выступила шведская компания "Baltic Bevendges Holding". Стоимость проекта - 55 млн долл.

В настоящее время находятся в стадии реализации еще несколько крупных инвестиционных проектов:

- строительство нового моста через реку Волга. Проект реализуется с 2001 г. компанией "Росавтодор". Стоимость проекта оценена в 280 млн долл. Партнером "Росавтодора" выступает департамент дорожного хозяйства Ярославской области;

- строительство установок гидрокрекинга, каталитического риформинга и вис-брекинга на ОАО "Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез" при партнерстве таких японских компаний, как "Mitsui & Co, Ltd" и "Toyo Engineering". Проект запущен в 2001 г., стоимость проекта составляет 200 млн долл.;

- программа жилищного строительства в Ярославле и Рыбинске совместно с Правительством Москвы. Проект реализует "Горстройзаказчик" (Ярославль) при поддержке компании "Мостстройресурс" (Москва).

А.А.Пацык

Университет "Дубна"

Подписано в печать

28.02.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Учет списания просроченной дебиторской и кредиторской задолженности ("Налоговое планирование", 2005, N 1) >
Статья: Планирование продуктовых программ как функция управленческого учета ("Налоговое планирование", 2005, N 1)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.