Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Препятствие на пути прямых инвестиций: антимонопольное законодательство или несовершенство налоговой системы ("Налоговое планирование", 2005, N 1)



"Налоговое планирование", N 1, 2005

ПРЕПЯТСТВИЕ НА ПУТИ ПРЯМЫХ ИНВЕСТИЦИЙ:

АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

ИЛИ НЕСОВЕРШЕНСТВО НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ

Иностранные инвестиции стали поступать в российскую экономику со второй половины 1980-х гг. Их поток то ослабевал, то вновь усиливался. Хотя международные инвесторы сохраняют устойчивый интерес к России, объемы реальных вложений зарубежного капитала остаются незначительными и не соответствуют экономическому потенциалу страны.

Несмотря на необъятность рынка, развитую, хотя и требующую обновления индустриальную базу, высокий научно-технический потенциал, наличие квалифицированной рабочей силы, огромные запасы разнообразного сырья, отсутствие ощутимой конкуренции со стороны национальных предпринимателей, существуют негативные аспекты, отпугивающие потенциальных инвесторов, такие, как неустойчивость национального инвестиционного климата, отсутствие четкой государственной стратегии стимулирования иностранных инвестиций и, как следствие, существование более высоких по сравнению с другими странами инвестиционных рисков.

В 1992 - 1997 гг. уровень иностранных инвестиций в экономику России в целом не превышал 10% объема внутренних инвестиций, что, однако, не умаляет важности их привлечения.

С середины 1990-х гг. наименьший объем прямых иностранных инвестиций был привлечен в 2003 г. В ежегодном докладе Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) было отмечено, что в 2003 г. Российская Федерация получила только около 1 млрд долл. прямых инвестиций. Эксперты отмечают, что инвестиции в Россию всегда ограничивались лишь добывающей промышленностью и розничной торговлей в крупнейших городах.

Законодательством Российской Федерации предусмотрены следующие виды инвестиций:

- иностранные инвестиции - вложения иностранного капитала и капитала зарубежных филиалов российских юридических лиц в предприятия и организации на территории России с целью получения последующего дохода;

- финансовые инвестиции - долгосрочные и краткосрочные капиталовложения организаций в ценные бумаги других организаций, в процентные облигации государственных и местных займов, в уставные фонды других организаций на территории страны, капитал за рубежом, а также предоставляемые другим организациям займы;

- прямые инвестиции - капиталовложения, сделанные юридическими или физическими лицами и позволяющие контролировать не менее 10% акций российских организаций;

- портфельные инвестиции - приобретение акций, векселей и иных ценных бумаг, составляющих менее 10% общего акционерного капитала российских организаций;

- прочие инвестиции - финансовые операции, не подпадающие под определение прямых и портфельных инвестиций (например, торговые кредиты).

Прямые инвестиции являются основной формой экспорта частного предпринимательского капитала, обеспечивающей установление эффективного контроля над организацией. По определению МВФ иностранные инвестиции признаются прямыми в том случае, когда иностранный собственник владеет не менее 25% уставного капитала акционерного общества, по американскому законодательству - не менее 10%. В странах Евросоюза минимальный размер доли прямого инвестора в уставном капитале определен в 20 - 25%, в Канаде, Австралии и Новой Зеландии - в 50%.

Прямые зарубежные инвестиции осуществляются путем создания новых и скупки или поглощения уже существующих организаций. Чаще всего инвестор вкладывает имеющиеся в наличии свободные средства в компанию либо ряд компаний в форме слияния или поглощения посредством приобретения контрольного пакета акций. Целью слияния является увеличение позиций объединенной компании на рынке, снижение издержек и, как следствие, - рост прибыли и капитализации. Также единовременно могут быть достигнуты экономия от роста масштабов, сокращение налоговых обязательств, снижение риска объединенной структуры за счет диверсификации производства. Таким образом, цель слияния - увеличение конкурентоспособности продукции и расширение влияния компании в отрасли.

Сделки по слиянию и поглощению в конечном итоге могут привести к монополии отдельно взятой компании на рынке, что противоречит принципам конкуренции и свободного рынка. В таких случаях правительство полномочно запретить слияние компаний, если это предусмотрено антимонопольным законодательством. Антимонопольная политика является одним из направлений государственного регулирования экономики и составляет систему мер (законодательство, налогообложение, разгосударствление, приватизация и др.), предусматривающих ограничение монополизации производства и рынков с целью активизации конкуренции.

Антимонопольная политика, имеющая целью нейтрализацию негативных последствий монополизма и стимулирование конкуренции в ее цивилизованных формах, проводится по нескольким направлениям:

- ограничение монополизации рынка;

- запрещение слияний конкурирующих компаний;

- запрещение установления монопольных цен;

- сохранение и поддержание конкуренции в ее цивилизованных формах.

Таким образом, можно отметить, что жесткая антимонопольная политика государства может оказаться значительным препятствием на пути иностранных инвесторов. До заключения сделки по слиянию необходима тщательная работа по изучению антимонопольного законодательства страны, отрасли деятельности компании, рынка сбыта продукции, уровня конкуренции в данном секторе и т.д.

Однако гораздо более серьезным препятствием для широкого привлечения капитала в российскую экономику является несовершенство налогового законодательства Российской Федерации. Иностранных вкладчиков капитала не должны вводить в заблуждение порой низкие номинальные налоговые ставки - фактический налоговый пресс в России очень велик по сравнению с международной практикой.

Отчетность российских компаний, составленная для целей налогообложения, призвана не раскрывать, а, наоборот, затушевывать информацию об истинном положении компании. Для этого применяются как легальные, так и нелегальные методы, которые, с точки зрения управляющих, снижают размер налогов, перечисляемых государству. При этом, вводя в заблуждение других, предприниматели сами попадают в ловушку, так как искаженная финансовая отчетность не может служить инструментом финансового управления и принятия управленческих решений.

Во взаимоотношениях же с посторонними инвесторами они вообще оказываются в двусмысленном положении. Предприниматель, естественно, заинтересован в том, чтобы заключить сделку на наиболее выгодных условиях. Деформация финансовой отчетности не позволяет ему обоснованно аргументировать свои претензии. Собственник не может подтвердить инвестору информацию о реальном положении дел на предприятии, поскольку не имеет достоверной отчетности и первичных документов и вынужден в связи с этим идти на уступки и соглашаться на менее выгодные условия.

Однако проблема анализа и интерпретации финансовой отчетности российских компаний, претендующих на получение инвестиций, носит не только локальный, но и глобальный характер, влияющий на размер привлекаемых инвестиций в страну в целом.

Дело в том, что несовершенство налоговой системы влечет за собой сокрытие значительной части оборота российских предприятий, что влияет на размер такого показателя, как емкость рынка, или, иными словами, суммарный оборот рынка, который рассчитывается в соответствии с Методикой, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 07.03.2000 N 194.

При этом чем больше учтенная емкость рынка, тем больший размер инвестиций в натуральном выражении может быть привлечен без каких-либо оговорок со стороны антимонопольных органов.

Таким образом, несовершенство российского налогового законодательства является двойным препятствием на пути привлечения прямых инвестиций: с одной стороны, российские предприятия не могут привлекать капитал на объективных условиях без потери налоговых выгод, которые возникают при сокрытии реального состояния дел компании, с другой - сокрытие значительной части доходов компании сокращает размеры рынка, доступного для инвестирования без возникновения противоречий с антимонопольным законодательством.

Устранение названных препятствий возможно только на государственном уровне путем совершенствования налогового, инвестиционного и антимонопольного законодательства. Разумная налоговая система будет способствовать повышению достоверности финансовой отчетности организаций, что в, свою очередь, приведет к увеличению налоговых поступлений в бюджет и росту инвестиций.

А.Г.Липириди

Сотрудник отдела оценки

ЗАО "BKR-Интерком-Аудит"

Подписано в печать

28.02.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: ...В ходе налоговой проверки кафе установлено, что организация не довела в наглядной и доступной форме до сведения покупателей Правила продажи алкогольной продукции, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 19.08.1996 N 987 "О мерах по ужесточению порядка торговли алкогольной продукцией". Налоговая инспекция привлекла организацию к ответственности в соответствии с ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ. Правомерны ли ее действия? ("Московский налоговый курьер", 2005, N 19) >
Статья: Учет списания просроченной дебиторской и кредиторской задолженности ("Налоговое планирование", 2005, N 1)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.