Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Вопрос: ...Организация обратилась в администрацию района с заявлением о предоставлении в аренду участка из земель сельхозназначения. Администрация предложила заключить договор, по которому она обязуется согласовать выбор участка и предоставить его в аренду, а организация - создать определенное количество рабочих мест в данном районе. Правомерен ли такой договор, возможно ли требовать от администрации его выполнения в судебном порядке? ("ЭЖ-Юрист", 2005, N 8)



"ЭЖ-Юрист", 2005, N 8

Вопрос: Наша организация обратилась в администрацию района с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения. Администрация предложила заключить договор, по которому она обязуется согласовать выбор участка и предоставить его в аренду, а наша организация - создать определенное количество рабочих мест в данном районе. Правомерен ли такой договор и сможем ли мы потребовать от администрации его выполнения в судебном порядке?

Ответ: Как следует из поставленного вопроса, предметом данного договора является в том числе обязанность администрации по согласованию выбора земельных участков и по заключению договоров аренды этих земельных участков.

Порядок предоставления земельного участка в аренду установлен в ст. 10 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и в ст. 34 ЗК РФ. В п. 1 ст. 34 ЗК РФ установлен публично-правовой порядок распоряжения государственными и муниципальными органами земельными участками, в том числе обязанность соответствующего органа рассмотреть все поступившие в течение установленного срока заявки на предоставление земельного участка, а также недопустимость установления приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом.

Поскольку порядок предоставления земельного участка в аренду регулируется публично-правовыми нормами, обязанность администрации предоставить земельный участок в аренду не может быть предметом гражданско-правового договора.

Данный вывод подтверждается сложившейся судебной и арбитражно-судебной практикой. В частности, в Определении ВС РФ от 16 мая 2000 г. N КАС00-184 суд признал неправомерным возложение на организацию обязанности заключать договоры, предметом которых является исполнение государственным органом возложенной на этот орган публично-правовой обязанности.

В Постановлении ФАС ВВО от 14 апреля 2000 г. N А43-5740/99-9-276 суд указал, что отношения по исполнению публично-правовой обязанности не могут быть предметом гражданско-правовых договоров. Аналогичные выводы сделаны в Постановлениях ФАС ЗСО от 14 октября 2002 г. N Ф04/3995-708/А70-72002, ФАС ЦО от 2 октября 2003 г. N 4776/02, ФАС СЗО от 18 июня 2004 г. N А13-8572/03-04 и от 7 июня 2004 г. N А05-7358/03-17.

Несмотря на то что во всех приведенных выше примерах предметом спора являлись не отношения по предоставлению земельных участков, а иные публично-правовые отношения, существуют достаточные основания полагать, что при рассмотрении описанной в вопросе ситуации суд займет аналогичную позицию.

Отдельного рассмотрения заслуживает вопрос о возможности квалификации данного договора в качестве предварительного договора аренды (то есть договора, обязывающего стороны в будущем заключить договор аренды, - ст. 429 ГК РФ). Изложенной в вопросе информации недостаточно для того, чтобы сделать вывод о соответствии этого договора требованиям п. 3 ст. 429 ГК РФ (о том, что предварительный договор должен содержать существенные условия основного договора). В случае если данный договор не содержит таких существенных условий договора аренды земельного участка, как объект договора (точное описание земельного участка, позволяющее его индивидуализировать), а также размер арендной платы (п. 4 ст. 22 ЗК РФ), его следует признать незаключенным.

Кроме того, даже если рассматриваемый договор удовлетворяет всем требованиям, установленным законом для предварительного договора аренды земельного участка, представляется, что, в случае когда императивными нормами публично-правового законодательства (ЗК РФ) установлен порядок заключения договора аренды, администрация не вправе обязываться заключить такой договор. Как следствие, и в этой части описанный в вопросе договор также следует признать ничтожным.

Таким образом, рассматриваемый договор следует признать ничтожным как в части обязанностей администрации согласовать предоставление земельного участка, так и в части обязанностей администрации заключить договор аренды (если в этой части он не будет признан незаключенным). Такой договор не создает для администрации никаких обязанностей, в связи с чем понудить администрацию к его исполнению в судебном порядке не представляется возможным.

И.Алещев

Эксперт "ЭЖ-Юрист"

Подписано в печать

25.02.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: Может ли быть закреплен такой механизм изменения арендной платы в договоре аренды недвижимости, как одностороннее уведомление арендодателем арендатора? ("ЭЖ-Юрист", 2005, N 8) >
Вопрос: Организация реализует продукцию, приобретенную у другой фирмы, третьей стороне. Вправе ли организация при предъявлении грузополучателю к возмещению по договору поставки суммы расходов, связанных с транспортировкой, исключить из налоговой базы по НДС сумму страховой премии? ("Московский налоговый курьер", 2005, N 11)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.