![]() |
| ![]() |
|
Статья: По итогам аудиторских проверок ("Аудит и налогообложение", 2005, N 3)
"Аудит и налогообложение", 2005, N 3
ПО ИТОГАМ АУДИТОРСКИХ ПРОВЕРОК
Обзор типичных нарушений, выявленных в коде аудиторских проверок в IV квартале 2004 г. специалистами ЗАО "Horwath МКПЦН".
Налоги
1. При приобретении материальных ценностей за наличный расчет имели место случаи включения сумм НДС в их стоимость при условии, что сумма НДС была выделена отдельной строкой в первичных документах. Счета-фактуры по накладным отсутствовали. Приобретенные материальные ценности были использованы для осуществления операций, облагаемых НДС. В соответствии с пп.1 п.1 ст.264 Налогового кодекса РФ в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, включаются суммы налогов и сборов, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах порядке, за исключением перечисленных в ст.270 НК РФ. Согласно п.2 ст.170 НК РФ суммы НДС, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг), учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг) только в случаях: - приобретения товаров (работ, услуг), используемых для операций по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения);
- приобретения товаров (работ, услуг), используемых для операций по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации; - приобретения товаров (работ, услуг) лицами, не являющимися налогоплательщиками в соответствии с гл.21 НК РФ либо освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика по исчислению и уплате налога; - приобретения товаров (работ, услуг) для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не признаются реализацией товаров (работ, услуг) на основании п.2 ст.146 НК РФ. Таким образом, только в вышеуказанных случаях НДС может быть учтен в налоговом учете. Согласно п.2 ст.254 НК РФ стоимость товарно-материальных ценностей, включаемых в материальные расходы, определяется исходя из цен их приобретения без учета сумм налогов, подлежащих вычету либо включаемых в расходы в соответствии с НК РФ. Суммы НДС, уплаченные поставщикам товарно-материальных ценностей, а также уплаченные при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, не формируют стоимость приобретенных товарно-материальных ценностей в целях налогообложения прибыли, если налогоплательщик осуществляет виды деятельности, которые облагаются НДС в общеустановленном порядке. Наличие счета-фактуры при этом является обязательным условием для принятия предъявленных сумм НДС к вычету (ст.169 НК РФ). В тех случаях, когда в отгрузочных документах, в кассовом или в товарном чеке выделен НДС, но счет-фактуру поставщик или предприятие розничной торговли не оформили, НДС не подлежит вычету и не включается в расходы, учитываемые при налогообложении прибыли. 2. Организация не использует прибыль от реализации ценных бумаг (обращающихся и не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг) для покрытия убытков от реализации новационных ценных бумаг, тем самым завышая налоговую базу по налогу на прибыль. При реализации организацией ОГВЗ 1999 г., полученных при новации ОВГВЗ III серии, возник убыток, отраженный по строке 110 листа 07 декларации по налогу на прибыль организации. Данный убыток может покрываться за счет прибыли от реализации (выбытия) всех ценных бумаг. В соответствии с п.4 ст.2 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" первичные владельцы государственных ценных бумаг РФ, полученных при новации, вправе направлять на погашение убытков от их реализации (выбытия) доходы от реализации (выбытия) всех ценных бумаг, как обращающихся, так и не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг. Федеральным законом от 06.08.2001 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую НК РФ и некоторые другие акты законодательства РФ о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" установлено, что предусмотренный п.4 ст.2 Закона РФ N 2116-1 порядок определения налоговой базы по облигациям, полученным при новации государственных ценных бумаг (ГКО, ОФЗ, ОВГВЗ), применяется первичными владельцами указанных облигаций до полного выбытия этих облигаций с баланса организации. Конкретный порядок применения данной льготы для первичных владельцев государственных ценных бумаг Российской Федерации, полученных при новации, установлен разд.14 "Порядок заполнения листа 07 "Расчет налоговой базы по налогу на прибыль по операциям с ценными бумагами, обращающимися и не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, полученными первичными владельцами государственных ценных бумаг в результате новации" Инструкции по заполнению декларации по налогу на прибыль организаций. Если по строке 110 расчета отражается убыток, то налогоплательщик вправе направить на его покрытие: - прибыль от реализации (выбытия, в том числе погашения) ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг (строка 150). Данную сумму налогоплательщики определяют самостоятельно и переносят в расчет как из строки 060 листа 05, так и из строки 060 листа 06; - прибыль от реализации (выбытия, в том числе погашения) ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг (строка 160). Данную сумму налогоплательщики определяют самостоятельно и переносят в расчет как из строки 060 листа 05, так и из строки 060 листа 06. 3. Убыток от реализации новационных ценных бумаг, а именно ОГВЗ 1999 г., направляется на уменьшение прибыли от общей деятельности. В соответствии со ст.280 НК РФ налоговая база по операциям с ценными бумагами определяется налогоплательщиком отдельно, за исключением налоговой базы по операциям с ценными бумагами, определяемой профессиональными участниками рынка ценных бумаг. При этом налогоплательщики (за исключением профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих дилерскую деятельность) определяют налоговую базу по операциям с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, отдельно от налоговой базы по операциям с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг. Налогоплательщики, получившие убыток (убытки) от операций с ценными бумагами в предыдущем налоговом периоде или в предыдущие налоговые периоды, вправе уменьшить налоговую базу, полученную по операциям с ценными бумагами в отчетном (налоговом) периоде (перенести указанные убытки на будущее), в порядке и на условиях, которые установлены ст.283 НК РФ. При этом убытки от операций с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, полученные в предыдущем налоговом периоде (предыдущих налоговых периодах), могут быть отнесены на уменьшение налоговой базы от операций с такими ценными бумагами, определенной в отчетном (налоговом) периоде. Убытки от операций с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, полученные в предыдущем налоговом периоде (предыдущих налоговых периодах), могут быть отнесены на уменьшение налоговой базы от операций по реализации данной категории ценных бумаг. В течение налогового периода перенос на будущее убытков, понесенных в соответствующем отчетном периоде от операций с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, и ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, осуществляется раздельно по указанным категориям ценных бумаг соответственно в пределах прибыли, полученной от операций с такими ценными бумагами. Доходы, полученные от операций с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, не могут быть уменьшены на расходы либо убытки от операций с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг. Доходы, полученные от операций с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, не могут быть уменьшены на расходы либо убытки от операций с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг. В соответствии с п.4 ст.2 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" первичные владельцы государственных ценных бумаг РФ, полученных при новации, вправе направлять на погашение убытков от их реализации (выбытия) доходы от реализации (выбытия) всех ценных бумаг, как обращающихся, гак и не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг. Федеральным законом от 06.08.2001 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую НК РФ и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" установлено, что предусмотренный п.4 ст.2 Закона РФ N 2116-1 порядок определения налоговой базы по облигациям, полученным при новации государственных ценных бумаг (ГКО, ОФЗ, ОВГВЗ), применяется первичными владельцами указанных облигаций до полного выбытия этих облигаций с баланса организации. Из изложенного следует, что налогоплательщики - первичные владельцы государственных ценных бумаг РФ, полученных при новации, получившие убыток при их выбытии, вправе направить на покрытие данного убытка только доходы от реализации (выбытия) всех ценных бумаг, как обращающихся, так и не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг. Непокрытая часть убытка в налоговом периоде выбытия новационных ценных бумаг может быть покрыта в следующем налоговом периоде за счет доходов от реализации (выбытия) всех ценных бумаг. Данный убыток не может быть направлен в уменьшение налоговой базы по основной деятельности. 4. В учетной политике организаций для целей налогового учета не определяется состав прямых и косвенных расходов, в том числе: - зарплата какого персонала относится к прямым расходам, а какого - к косвенным; - по каким основным средствам амортизация является прямым расходом, а по каким - косвенным. Учетная политика организации - это принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета: первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности (п.2 разд.I ПБУ 1/98). В учетной политике, как правило, рассмотрения требуют вопросы, решение которых в соответствии с действующим законодательством неоднозначно. Это особенно важно с учетом того, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (п.7 ст.3 НК РФ). При этом организация должна не только указать способ ведения учета по каждому элементу, но и соответствующую норму, которая разрешает применять тот или иной способ ведения учета или позволяет утвердить его организации самостоятельно, то есть обосновать свой выбор ссылками на нормы действующего законодательства. Необходимость такого обоснования вытекает из п.1 ПБУ 1/98. Налоговая учетная политика также должна быть утверждена соответствующим приказом (распоряжением) руководителя организации (п.12 ст.167 и ст.313 НК РФ). Согласно ст.ст.313, 314 НК РФ налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета. Налоговый учет - система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой приказом (распоряжением) руководителя. Формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и устанавливаются приложениями к учетной политике организации для целей налогообложения. Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах налогового учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их. При неотражении в учетной политике для целей налогового учета порядка определения состава прямых и косвенных расходов существует риск непризнания налоговыми органами принятых методов учета в целях налогообложения. 5. Затраты, связанные с парковкой автомобилей на платных автостоянках, учитываются в составе затрат для целей налогообложения прибыли. В качестве первичного документа предоставляется квитанция на парковку автомобиля, не соответствующая требованиям, предъявляемым законодательством. Статьей 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" определено, что первичные учетные документы, имеющие унифицированную (утвержденную) форму, принимаются к учету только при наличии всех необходимых реквизитов. Согласно ст.252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Письмом Госналогслужбы России от 30.08.1994 N НИ-6-14/320 "О формах документов строгой отчетности" утверждена форма N 16-38 "Квитанция за парковку автомобилей", используемая при расчетах с населением для учета наличных денежных средств без применения ККМ. В соответствии с Письмом Минфина России от 26.12.2002 N 16-00-24/61 бланки строгой отчетности, утвержденные Минфином и предназначенные для денежных расчетов с населением за оказываемые услуги, являются первичными учетными документами, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами. Согласно Постановлению Правительства РФ от 30.07.1993 N 745 "Об утверждении Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением и Перечня отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин" они приравниваются к чеку контрольно-кассовой машины. Пунктом 4 указанного Постановления установлено, что на выдаваемом покупателям (клиентам) чеке или вкладном (подкладном) документе должны отражаться следующие реквизиты: - наименование организации; - идентификационный номер организации-налогоплательщика; - заводской номер контрольно-кассовой машины; - порядковый номер чека; - дата и время покупки (оказания услуги); - стоимость покупки (услуги); - признак фискального режима. На выдаваемом покупателям (клиентам) чеке или вкладном (подкладном) документе, контрольных лентах могут содержаться и другие данные, предусмотренные техническими требованиями к контрольно-кассовым машинам, с учетом особенностей сфер их применения. Бланки строгой отчетности должны изготавливаться в типографии, в связи с чем они являются полиграфической продукцией. Указание на полиграфической продукции выходных сведений типографии, изготавливающей бланки, является обязательным реквизитом, идентифицирующим предприятие - изготовителя бланков (Письмо Минфина России от 26.12.2002 N 16-00-24/61). Таким образом, организация, осуществляющая эксплуатацию автостоянки, обязана выдавать клиенту квитанцию за парковку автомобилей с заполнением всех необходимых реквизитов, предусмотренных в вышеуказанном бланке. Исходя из изложенного, суммы, уплаченные по квитанциям на парковку автомобиля, не содержащим всех необходимых реквизитов, не могут учитываться в составе расходов при исчислении налога на прибыль.
Бухгалтерский учет
1. Организации не проводят инвентаризацию имущества и обязательств перед составлением годовой отчетности. В соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, проведение инвентаризаций обязательно: - при передаче имущества организации в аренду, выкупе, продаже, а также в случаях, предусмотренных законодательством при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия; - перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года. Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов - один раз в пять лет. В районах, расположенных на Крайнем Севере, и приравненных к ним местностях инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков; - при смене материально-ответственных лиц (на день приемки-передачи дел); - при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей; - в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями; - при ликвидации (реорганизации) организации перед составлением ликвидационного (разделительного) баланса и в других случаях, предусматриваемых законодательством Российской Федерации или нормативными актами Минфина России. Порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации и оформления ее результатов установлен Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49. Под имуществом организации понимаются основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, готовая продукция, товары, другие запасы, денежные средства и прочие финансовые активы, а под финансовыми обязательствами - кредиторская задолженность, кредиты банков, займы и резервы. Инвентаризации подлежит все имущество организации независимо от его места нахождения и все виды финансовых обязательств. Согласно названным Методическим указаниям основными целями инвентаризации являются: выявление фактического наличия имущества; сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета; проверка полноты отражения в учете обязательств организации. Для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия. При большом объеме работ для одновременного проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств создаются рабочие инвентаризационные комиссии. Инвентаризация расчетов с банками и другими кредитными учреждениями по ссудам, с бюджетом, покупателями, поставщиками, подотчетными лицами, работниками, депонентами, другими дебиторами и кредиторами заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета. При непроведении инвентаризации не представляется возможным подтвердить остатки на счетах бухгалтерского учета и на забалансовых счетах. 2. Предприятиями при осуществлении ремонта основных средств не оформляются дефектные ведомости, акты приемки-сдачи отремонтированных объектов (форма N ОС-3) и акты о приемке выполненных работ. В п.69 Методических указаний по учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н, предусмотрено, что при отражении в учете любых работ по восстановлению объектов основных средств как в форме реконструкции (модернизации), так и в форме всех видов ремонта (текущего, среднего, капитального) необходимо оформление дефектных ведомостей или аналогичных документов, подтверждающих необходимость проведения ремонта. В соответствии с п.71 Методических указаний приемка законченных работ по достройке, дооборудованию, реконструкции, модернизации объекта основных средств оформляется соответствующим актом. Статьей 753 ГК РФ определено, что сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами. Пунктом 2 ст.9 Закона РФ от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" установлено, что первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 N 7 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств" утверждена унифицированная форма первичной учетной документации по учету основных средств N ОС-3 "Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств". Согласно Постановлению Госкомстата России от 11.11.1999 N 100 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ" для приемки выполненных подрядных строительно-монтажных работ производственного, жилищного, гражданского и других назначений предусматривается акт по форме N КС-2. Акт составляется на основании данных журнала учета выполненных работ (форма N КС-6а) в необходимом количестве экземпляров и подписывается уполномоченными представителями сторон, имеющими право подписи (производителя работ и заказчика (генподрядчика). В целях исчисления налога на прибыль на основании п.1 ст.252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты. При отсутствии дефектной ведомости и вышеуказанных актов возможны спорные ситуации с контролирующими органами в части правомерности признания расходов по ремонту основных средств в целях налогообложения. 3. Предприятиями не производится переоценка долговых обязательств в иностранной валюте на отчетную дату. В соответствии с п.п.3, 4 ПБУ 15/01 "Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию", утвержденного Приказом Минфина России от 02.08.2001 N 60н, основная сумма долга по полученному банковскому кредиту отражается в составе кредиторской задолженности в размере фактически поступивших денежных средств в момент их фактической передачи. Согласно п.5 ПБУ 15/01 задолженность банку-кредитору по полученному кредиту считается долгосрочной, если срок ее погашения по условиям договора превышает 12 месяцев. На основании Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденного Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, сумма полученного организацией кредита отражается по дебету счета 52 "Валютные счета" и кредиту счета 67 "Расчеты по долгосрочным кредитам и займам". Как указано в п.24 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации N 34н и п.6 ПБУ 3/2000 "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте", утвержденного Приказом Минфина России от 10.01.2000 N 2н, записи в бухгалтерском учете по валютным счетам организации, а также по операциям в иностранной валюте производятся в рублях в суммах, определяемых путем пересчета иностранной валюты по курсу ЦБ РФ, действующему на дату совершения операции. Одновременно указанные записи производятся в валюте расчетов и платежей. В соответствии с п.7 ПБУ 3/2000 средства в расчетах (включая заемные обязательства) подлежат пересчету в рубли на дату совершения операции в иностранной валюте, а также на отчетную дату составления бухгалтерской отчетности. Согласно п.48 ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации", утвержденного Приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н, отчетным периодом для составления промежуточной бухгалтерской отчетности является календарный месяц. При этом для составления бухгалтерской отчетности отчетной датой считается последний календарный день отчетного периода (п.12 ПБУ 4/99). Даты совершения отдельных операций в иностранной валюте для целей бухгалтерского учета приведены в приложении к ПБУ 3/2000 (п.6 ПБУ 3/2000). На основании п.13 ПБУ 3/2000 курсовая разница подлежит зачислению на финансовые результаты организации как внереализационные доходы или внереализационные расходы. Курсовая разница зачисляется на финансовые результаты организации по мере ее принятия к бухгалтерскому учету. Для целей налогообложения прибыли курсовые разницы, возникающие от переоценки обязательств по кредитному договору, проводимой в связи с изменением официального курса доллара США к рублю, установленного ЦБ РФ, являются соответственно внереализационными доходами или расходами (п.11 ст.250, пп.5 п.1 ст.265 НК РФ). Признание таких доходов или расходов производится на последний день текущего месяца (пп.7 п.4 ст.271 и пп.6 п.7 ст.272 НК РФ). 4. Строительные организации производят списание строительных материалов по не утвержденным руководством отчетам. В форме отчета о расходе основных материалов в строительстве, применяемой организациями, не предусматриваются графы "Экономия" и "Перерасход". В соответствии с п.п.90 и 98 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н, отпуск материалов на склады (в кладовые) подразделений организации и на площадки строительства рассматривается как внутреннее перемещение. На фактически израсходованные материалы подразделение - получатель материалов составляет акт расхода, в котором указываются наименование, количество, учетная цена и сумма по каждому наименованию, номер (шифр) и (или) наименование заказа (изделия, продукции), для изготовления которого они были использованы, либо номер (шифр) и (или) наименование затрат, количество и сумма по нормам расхода, количество и сумма расхода сверх норм и их причины. В необходимых случаях указываются количество изготовленной продукции либо объемы выполненных работ. Списание материалов с подотчета соответствующего подразделения организации и отнесение их стоимости на затраты производства (в зависимости от того, на какие цели израсходованы материалы) производится на основании указанного выше акта. Конкретный порядок составления акта расхода материалов, а также перечень подразделений, для которых он предусмотрен, устанавливаются организацией. Одновременно п.96 действующих Основных положений по учету материалов на предприятиях и стройках, изложенных в Письме Минфина СССР от 30.04.1974 N 103 "Об Основных положениях по учету материалов на предприятиях и стройках", предусмотрено, что фактический расход материалов, конструкций и изделий на строительные и монтажные работы за отчетный месяц сопоставляется в отчетах о расходе основных материалов в строительстве с нормативным расходом, исчисленным по производственным нормам на выполненный объем работ. Объем строительно-монтажных работ, по которым определяется плановый (нормативный) расход материалов, принимается по данным журнала учета выполненных строительно-монтажных работ. Правильность составления отчета проверяется производственно-техническим отделом стройки. На все отклонения от норм (как перерасход, так и экономию) должны быть даны объяснения с приведением причин и технических расчетов. Отчет производителя работ о расходе материалов утверждается руководителем стройки (главным инженером). Следует также иметь в виду, что в соответствии с п.1 ст.252 НК РФ в целях расчета налога на прибыль налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов. При этом расходами признаются экономически обоснованные и документально подтвержденные затраты. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ. 5. Учетной политикой для целей бухгалтерского учета установлено, что при реализации (или ином выбытии) ценных бумаг, в том числе эмиссионных, на реализацию списывается цена приобретения реализованных ценных бумаг по методу ФИФО в разрезе видов ценных бумаг, серии, номинала, депозитария. Однако в соответствии с нормами ПБУ 19/02 метод ФИФО может быть применен для оценки не всех выбывающих эмиссионных ценных бумаг, а только тех, по которым не определяется текущая рыночная стоимость. Из п.30 ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений", утвержденного Приказом Минфина России от 10.12.2002 N 126н, следует, что при выбытии эмиссионных ценных бумаг, принятых к бухгалтерскому учету в качестве финансовых вложений, по которым определяется текущая рыночная стоимость, их стоимость определяется организацией одним-единственным методом - исходя из последней оценки. Для целей ПБУ 19/02 под текущей рыночной стоимостью ценных бумаг понимается их рыночная цена, рассчитанная в установленном порядке организатором торговли на рынке ценных бумаг (п.13 ПБУ 19/02). Порядок расчета рыночной цены определен Постановлением ФКЦБ России от 24.12.2003 N 03-52/пс "Об утверждении Порядка расчета рыночной цены эмиссионных ценных бумаг и инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов, допущенных к обращению через организаторов торговли, и установлении предельной границы колебаний рыночной цены". Следует обратить внимание на различие в бухгалтерском и налоговом учете даты отнесения (признания) ценных бумаг к ценным бумагам, по которым можно определить текущую рыночную стоимость. Пунктом 19 ПБУ 19/02 предусмотрено, что для целей последующей оценки финансовые вложения подразделяются на две группы: 1) финансовые вложения, по которым можно определить текущую рыночную стоимость в установленном указанным ПБУ порядке; 2) финансовые вложения, по которым их текущая рыночная стоимость не определяется. При этом в п.п.26 и 30 ПБУ 19/02 при определении соответствующих методов оценки выбывающих финансовых вложений говорится о выбытии актива, принятого к бухгалтерскому учету в качестве финансовых вложений, по которому не определяется (определяется) текущая рыночная стоимость. Следовательно, для целей бухгалтерского учета отнесение ценной бумаги к соответствующей группе (категории), по которой можно определить текущую рыночную стоимость и по которой текущая рыночная стоимость не определяется, важно именно на дату принятия к учету ценной бумаги. Поскольку п.п.5 и 6 ст.280 НК РФ предусмотрена необходимость корректировки налоговой базы в случае реализации (выбытия) ценной бумаги, а также в связи с тем, что датой признания доходов согласно ст.271 НК РФ является дата реализации (выбытия), для целей налогообложения признание ценной бумаги, обращающейся на организованном рынке ценных бумаг, важно на дату реализации (выбытия) ценной бумаги.
Подписано в печать 25.02.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— ——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |