Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Транспортные коэффициенты ("Учет. Налоги. Право", 2005, N 8)



"Учет. Налоги. Право", 2005, N 8

ТРАНСПОРТНЫЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ

Если держатели автопарка старых машин надеялись не применять понижающий коэффициент при расчете амортизации, то Минфин напомнил, что это не так. По мнению финансового ведомства, понижающий коэффициент по легковым автомобилям, приобретенным до 1 января 2002 г., будет равен 0,5. Это касается и лизингополучателей, учитывающих полученные автомобили на своем балансе.

"Старый" автомобиль

Фирмы рассчитывают сумму амортизации по приобретенным легковым автомобилям и пассажирским микроавтобусам стоимостью свыше 300 тыс. и 400 тыс. руб. соответственно с применением специального коэффициента 0,5 (п.9 ст.259 НК РФ). Минфин считает, что эта норма распространяется и на транспортные средства, приобретенные до 1 января 2002 г. (Письмо от 14.01.2005 N 03-03-01-04/1/8). Величину амортизационных отчислений организация исчисляет исходя из их остаточной стоимости и нормы амортизации также с учетом коэффициента. А норму амортизации она определяет из оставшегося срока полезного использования.

По объектам, введенным в эксплуатацию до 2002 г., фирма самостоятельно устанавливает срок их полезного использования с учетом Классификации основных средств, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1. Этот документ относит "легковушки" к третьей амортизационной группе, для которой установлен срок полезного использования от трех до пяти лет включительно, а микроавтобусы - к четвертой с полезным сроком от пяти до семи лет.

По основным средствам, срок эксплуатации которых меньше, чем установленный Классификацией срок их полезного использования, фирма начисляет амортизацию исходя из оставшегося срока полезного использования (п.1 ст.322 НК РФ). То есть по аналогии с основными средствами, бывшими в употреблении.

Пример 1. Организация в 2001 г. приобрела легковой автомобиль стоимостью 380 тыс. руб. Норма амортизационных отчислений составляла 14,3 процента от стоимости автомобиля (Постановление Совмина СССР от 22.10.1990 N 1072). Срок его эксплуатации на 1 января 2002 г. - 8 месяцев.

Сумма амортизации, начисленной за период эксплуатации до 1 января 2002 г., составила 36 226,67 руб. (380 000 руб. х 14,3% : 100% х 8 мес. : 12 мес.).

Остаточная стоимость автомобиля на 1 января 2002 г. составила 343 773,33 руб. (380 000 - 36 226,67).

По Классификации основных средств для легковых автомобилей установлен срок полезного использования от трех до пяти лет. Фирма установила срок в четыре года (48 месяцев). Таким образом, оставшийся после 1 января 2002 г. срок будет 40 месяцев (48 - 8).

Ежемесячная сумма амортизационных отчислений с учетом коэффициента составит 4297,17 руб. (343 773,33 руб. : 40 мес. х 0,5).

Ее организация должна была учитывать в составе расходов с 1 января 2002 г.

Поэтому, если фирма не применяла специальный коэффициент, она обязана внести изменения в декларацию по прибыли и доплатить налог и пени.

Специальный и ускоряющий

Применять специальный коэффициент 0,5 обязан и лизингополучатель, который получил по договору лизинга легковые автомобили стоимостью свыше 300 тыс. руб. и пассажирские микроавтобусы стоимостью свыше 400 тыс. руб. (п.9 ст.259 НК РФ). Но только в том случае, если транспортные средства на основании договора лизинга он учитывает у себя на балансе. Тогда по объекту сделки лизингополучатель обязан начислять амортизацию (п.2 ст.31 Федерального закона от 29.01.1998 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)"). Стороны договора также могут использовать механизм ускоренной амортизации (п.1 ст.31 Федерального закона N 164-ФЗ). При этом ускоряющий коэффициент установлен п.7 ст.259 Налогового кодекса и его значение не может быть выше 3,0.

Таким образом, в течение срока действия лизингового договора лизингополучатель может начислять амортизацию по объекту основных средств с применением коэффициента 1,5 (3,0 х 0,5).

После окончания срока договора лизинга организация - покупатель основного средства не может применять ускоряющий коэффициент 3,0. Поскольку этот коэффициент действует исключительно в течение лизингового договора. А вот специальный коэффициент 0,5 фирма применять обязана и после того, как по окончании лизинга имущество перейдет к ней в собственность. Такой порядок расчета амортизации Минфин России приводит в Письме от 03.11.2004 N 03-03-01-04/1/96.

Пример 2. Организация получила по договору лизинга легковой автомобиль стоимостью 350 000 руб. и учитывает его на своем балансе. Срок действия договора - 1 год. Амортизация начисляется линейным методом с использованием коэффициента ускорения. Организация установила срок полезного использования 5 лет (60 месяцев).

В течение срока действия лизингового договора норма амортизации составит 2,5% ((3 х 0,5 / 60 мес.) х 100%).

Когда автомобиль перейдет в собственность лизингополучателя, он будет рассчитывать сумму амортизации по норме 1,04 процента ((0,5 : 48 мес.) х 100%).

Использование организацией понижающего коэффициента приведет к тому, что транспортное средство на момент истечения срока полезного использования будет самортизировано не полностью. Однако по такому автомобилю амортизацию надо начислять до тех пор, пока полностью не будет списана его первоначальная стоимость либо пока объект не будет ликвидирован или продан (п.2 ст.259 НК РФ). Поэтому, если организация продолжает эксплуатировать автомобиль, по нему следует продолжать начислять амортизацию и по истечении срока полезного использования.

А.А.Александров

Аудитор

Подписано в печать

25.02.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: В ответе за тех, кого присоединили? ("Учет. Налоги. Право", 2005, N 8) >
Статья: В загранкомандировку с рублями ("Учет. Налоги. Право", 2005, N 8)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.