Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Принципы внутреннего контроля в строительстве ("Строительство: налогообложение, бухучет", 2005, N 1)



"Строительство: налогообложение, бухучет", 2005, N 1

ПРИНЦИПЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

Принципы внутреннего контроля - это совокупность теоретических правил, способствующих эффективному осуществлению внутреннего контроля за финансово-хозяйственной деятельностью хозяйствующего субъекта.

В общем смысле система внутреннего контроля - это определенное количество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство.

По нашему мнению, система внутреннего контроля должна основываться на следующих базовых принципах:

- научность;

- эффективность результатов;

- иерархия целей;

- объективность и справедливость формируемой информации;

- всесторонность и систематичность контрольных функций.

Под принципом научности следует понимать использование в практике службы внутреннего контроля научно обоснованных средств, процедур и методов контроля.

Принцип эффективности результатов системы внутреннего контроля подразумевает применение тех средств, процедур и методов контроля, которые позволяют при минимальных затратах обеспечить полноценную реализацию функций внутреннего контроля.

Под принципом иерархии целей системы внутреннего контроля понимается градация целей внутреннего контроля по степени их существенности для целей управления хозяйствующим субъектом. Следовательно, от иерархии целей непосредственно зависит разработка и ориентация средств, процедур и методов системы внутреннего контроля.

Принцип объективности и справедливости системы внутреннего контроля подразумевает выбор тех средств, процедур и методов контроля, которые позволяют сформировать объективные и справедливые результаты. Таким образом, объективность и справедливость - это есть истинное свойство или истинная оценка объекта контроля.

В соответствии с принципом всесторонности и систематичности системы внутреннего контроля необходим тщательный отбор объектов контроля, который должен репрезентативно отражать цель и состояние объекта контроля. Кроме того, контрольные процедуры не должны дублировать друг друга, но при этом они должны охватывать весь круг вопросов, подлежащих контролю.

Создание эффективной системы внутреннего контроля требует новых подходов к реорганизации первичного учета, значительной аналитической работы, а также существенных усилий, направленных на автоматизацию информационной системы строительной организации.

Роль системы внутреннего контроля сводится не только к подсчету показателей, необходимых для контроля, но и к формированию показателей, необходимых для осуществления функций контроля, путем осуществления специальных процедур.

Система внутреннего контроля должна состоять из контрольной среды, надлежащей системы бухгалтерского учета, отдельных средств контроля.

Под контрольной средой понимается область деятельности хозяйствующего субъекта, куда направлены практические действия, связанные с созданием и функционированием системы внутреннего контроля.

Контрольную среду строительной организации должны формировать такие элементы, как:

- организационная структура и иерархия подчиненности персонала на разных уровнях принятия решений;

- функции, полномочия и совокупность задач и целей отдельных структурных подразделений, входящих в состав строительной организации;

- должностные инструкции сотрудников, осуществляющих внутренний контроль, а также процедуры осуществления контроля;

- порядок стандартизации профессионального уровня и способы контроля профессионального уровня знаний сотрудников службы внутреннего контроля;

- сроки, формы и периодичность составления отчетности для внутренних целей.

Система бухгалтерского учета состоит из форм, процедур и методов, которые позволяют вести учет имущества, источников образования имущества, а также всех фактов хозяйственной деятельности строительной организации в денежном выражении путем сплошного, непрерывного, документального и взаимосвязанного их отражения в соответствующих учетных регистрах.

Элементами системы бухгалтерского учета являются: учетная политика организации; рабочий план счетов бухгалтерского учета; формы первичных учетных документов; формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности; порядок и сроки проведения инвентаризации; методы оценки имущества и обязательств; документооборот; технология обработки учетной информации; порядок контроля хозяйственных операций.

Поскольку все факты хозяйственной деятельности строительной организации регистрируются в системном бухгалтерском учете, то для эффективности работы системы внутреннего контроля существенное значение имеет соблюдение установленных действующим законодательством требований.

Информационная база внутреннего контроля в строительстве значительно отстает от потребностей управленческого персонала и не соответствует характеру и специфике деятельности строительных организаций на современном этапе. Нередко утрачивается непосредственная связь между затратами и определяющими их процессами.

Одним из важнейших принципов создания системы внутреннего контроля должно стать формирование информации, достаточной для сопоставления доходов и расходов по различным центрам ответственности (сегментам деятельности) хозяйствующего субъекта.

Следует отметить, что учет и контроль по центрам ответственности для строительства имеет особую значимость, обусловленную следующими факторами:

- отраслевые особенности (географическая отдаленность различных объектов строительства от местонахождения аппарата управления; наличие в составе многих крупных строительных организаций большого спектра вспомогательных и обслуживающих производств и хозяйств);

- особенности организационной структуры (разветвленность производственной деятельности строительной организации; наличие филиалов (участков) и управлений).

Между тем во многих строительных организациях не ведется учет по центрам ответственности, а если ведется, то бессистемно и разрозненно, что не позволяет рассматривать его как часть единой системы внутреннего контроля хозяйствующего субъекта.

Без учета затрат по различным центрам ответственности трудно повлиять на увеличение производительности труда и сокращение производственных затрат.

Для формирования информации, необходимой для экономического анализа и принятия обоснованных решений, а также повышения экономической роли отдельных центров ответственности и повышения результативности деятельности службы внутреннего контроля следует применять специальные формы учетной документации, разработанные с учетом требований конкретной строительной организации.

Разумеется, система внутреннего контроля никак не заменяет финансовый учет, она должна действовать автономно. Как известно, основной целью финансового учета является формирование показателей финансовой отчетности, предназначенной, в первую очередь, для внешних пользователей. Между тем система внутреннего контроля должна служить в целях более эффективного управления хозяйствующим субъектом.

Кроме того, система внутреннего контроля функционирует в каждой организации по-своему, т.е. с учетом тех целей, которые стоят перед конкретным хозяйствующим субъектом.

Важно отметить, что система управленческого учета служит не только для того, чтобы контролировать качество и степень выполнения принятых решений на разных уровнях управления хозяйствующего субъекта, но и для создания необходимой информационной базы для разработки, обоснования, планирования, прогнозирования различных решений и действий в целях повышения эффективности деятельности организации.

Несмотря на то что финансовый учет и система внутреннего контроля должны функционировать автономно, подавляющую часть первичной информации система внутреннего контроля формирует на основе данных финансового учета.

Принципиальным моментом при создании системы внутреннего контроля является установка сроков формирования и предоставления необходимой информации соответствующим менеджерам.

Как уже отмечалось, информация, формируемая в системе внутреннего контроля, должна быть достаточной, но не избыточной. Избыточная информация не только требует средств на ее формирование, но и замедляет формирование информации, необходимой для подготовки, обоснования и принятия решений.

Важнейшим принципом функционирования системы внутреннего контроля должна стать система мер, направленная на сохранение конфиденциальности формируемой информации.

Информация в системе внутреннего контроля должна формироваться как по различным видам деятельности, так и по ответственным менеджерам и по различным подразделениям, в том числе по каждому филиалу.

В силу особенностей строительного комплекса контроль претензионной работы должен занимать важнейшее место среди задач системы внутреннего контроля заказчиков (застройщиков).

Эффективность работы системы внутреннего контроля во многом зависит от достоверности, аналитичности и обоснованности данных финансового учета строительной организации. Следовательно, особое внимание надо уделить разработке номенклатуры калькуляционных статей затрат. Структура калькуляционных статей должна позволять формировать данные, необходимые для осуществления внутреннего контроля.

Высокая материалоемкость строительной отрасли требует повышения достоверности учета материальных ресурсов, особенно тех, которые получены от заказчика (застройщика) на давальческой основе. Кроме того, система внутреннего контроля должна осуществлять внезапные контрольные замеры навалочных материалов (песок, гравий, щебень и др.).

Среди вспомогательных производств особое место занимают подразделения по механизации строительных работ. Подобные подразделения оказывают услуги и другим хозяйствующим субъектам на договорной основе, поэтому система внутреннего контроля должна следить за тем, чтобы не было искажений себестоимости выполненных строительных работ, а также за достоверностью информации о доходах и расходах по данному центру ответственности.

В системе внутреннего контроля экономический анализ должен выполнять связующую функцию между получением информации и принятием управленческого решения.

Система внутреннего контроля строительной организации должна анализировать степень конкуренции, рыночную конъюнктуру и динамику изменения цен на ресурсы, работы, а также состояние и перспективы развития строительной отрасли и др.

Периодичность осуществления определенных контрольных, учетных и аналитических процедур зависит от конкретного объекта: его характера, степени изменения, возникновения отклонений и др.

Структурные подразделения (участки, филиалы, управления и др.) строительной организации следует рассматривать как подсистемы, входящие в более крупную систему (хозяйствующий субъект).

Вся работа системы внутреннего контроля должна осуществляться по определенным правилам, зафиксированным в Положении о внутреннем контроле. Только так можно обеспечить сопоставимость показателей за различные отчетные периоды.

Внутренний контроль осуществляется только там, где это целесообразно.

Результаты деятельности службы внутреннего контроля должны быть очевидными. При этом основными оценочными показателями эффективности такой службы должны стать:

- сложность, определяемая характером и объемом работы, напряженностью труда, квалификацией сотрудников и влиянием этих обстоятельств на результаты;

- экономичность, определяемая затратами на создание и функционирование службы внутреннего контроля;

- степень влияния работы службы внутреннего контроля на финансовый результат и степень финансовой устойчивости строительной организации;

- действенность, характеризующаяся возможностью формирования документально обоснованных и достоверных результатов при минимальных затратах времени.

Н.А.Адамов

К. э. н.,

доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита

Государственного университета управления

В.Е.Чернышев

Начальник финансового управления

ОАО корпорации "Трансстрой"

Подписано в печать

25.02.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Комментарий к Федеральному закону от 30.12.2004 N 214-ФЗ ("Строительство: налогообложение, бухучет", 2005, N 1) >
Статья: Аудит подрядных строительно-монтажных организаций ("Строительство: налогообложение, бухучет", 2005, N 1)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.