![]() |
| ![]() |
|
Статья: Земля: что нового в старом налоге ("Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", 2005, N 8)
"Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", N 8, 2005
ЗЕМЛЯ: ЧТО НОВОГО В СТАРОМ НАЛОГЕ
Несмотря на то что гл.30 НК РФ "Земельный налог" уже вступила в силу, местные власти в большинстве регионов не успели принять соответствующие законы. Поэтому, как и в прошлом году, собственникам, землевладельцам и землепользователям придется опираться на Закон от 11 октября 1991 г. N 1738-1 "О плате за землю". Но и он претерпел изменения (Закон от 20 августа 2004 г. N 116-ФЗ), причем некоторые из них распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2000 г. (Письмо Минфина России от 14 января 2005 г. N 03-06-02-02/01).
Прежде всего отметим изменения, внесенные в порядок налогообложения земельных участков, предоставленных (приобретенных) для жилищного строительства. Закон "О плате за землю" (далее - Закон 1738-1) устанавливал для городских, поселковых земель, занятых жилищным фондом, пониженную ставку налога - 3% от установленной ставки (ст.8 Закона 1738-1). Причем льгота распространялась на государственное, муниципальное, кооперативное, индивидуальное жилье. Все было спокойно до 2001 г., когда многие владельцы недостроенного частного жилья вдруг получили уведомления об уплате налога в существенно большем, чем ранее, размере. Выяснилось, что налоговые органы неверно толковали положения ст.8, считая, что к жилищному фонду относятся лишь законченные строительством объекты (Письмо МНС России от 27 апреля 2001 г. N ВТ-6-04/351, в настоящее время не действующее). Дело дошло до Верховного, а затем и до Конституционного Суда, однако даже после появления Определения КС РФ от 5 июня 2003 г. N 276-О налоговые органы продолжали давать противоречивые указания. Ситуация окончательно разрешилась с принятием Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 116-ФЗ, устранившим правовую неопределенность понятия "земли, занятые жилищным фондом". Закон разделил земли на: - предоставленные гражданам для индивидуального жилищного строительства; - занятые жилищным фондом; - приобретенные гражданами и организациями на условиях ведения жилищного строительства;
- приобретенные гражданами для ведения индивидуального жилищного строительства. Ставка налога в размере 3% от установленной в городах и поселках городского типа (но не менее 10 руб. за 1 кв. м) применяется к первым двум категориям земель с 1 января 2000 г. Поэтому те землевладельцы, которым пришлось платить больше, вправе вернуть излишние суммы либо зачесть их в счет будущих платежей (ст.78 НК РФ). Минфин отмечает, что ст.17 Закона 1738-1 устанавливает трехлетний срок перерасчета земельного налога в отношении "неправильно произведенного налогообложения", поэтому налоговые органы произведут перерасчет сумм, рассчитанных в 2000 - 2004 гг. по правилам ст.78 НК РФ. Действующие в 2004 г. размеры ставок земельного налога (за исключением налога на земли сельхозназначения) применяются в 2005 г. с коэффициентом 1,1 (ст.4 Закона от 29 ноября 2004 г. N 141-ФЗ). Что касается земель, приобретенных на условиях ведения жилищного и индивидуального строительства, то порядок налогообложения зависит от даты приобретения. 1. Если указанные участки приобретены в собственность гражданами и организациями до 1 января 2005 г., то налог взимается по полной ставке, действующей в городах и поселках городского типа вплоть до момента государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости. После госрегистрации налог взимается по льготной 3%-ной ставке. Отметим, что такой порядок должен применяться начиная с 1 января 2005 г. До этой даты при решении вопроса о размере налога Минфин рекомендует руководствоваться Определением ВС РФ N 78-Впр03-3, Определением КС РФ N 276-О, а также разъяснениями МНС и ФНС России. Мы предлагаем сосредоточиться на Определении КС РФ, которое подлежит обязательному применению на всей территории России. Иначе возникнет путаница. 2. Земельные участки, приобретенные после 1 января 2005 г., облагаются налогом по новым правилам. Если земельный участок приобретен в собственность гражданами или организациями на условиях ведения жилищного строительства: - в течение 3 лет на срок проектирования и строительства налог взимается по полной ставке, увеличенной в 2 раза; - в последующие годы до момента госрегистрации прав на построенный объект недвижимости - в 4-кратном размере; - после госрегистрации прав на построенный объект налог взимается по льготной 3%-ной ставке (как за земли, занятые жилищным фондом). Если жилищное строительство завершится до истечения 3-летнего срока и объект будет зарегистрирован, то сумма земельного налога, уплаченного в период проектирования и строительства сверх однократного размера подлежит возврату налогоплательщику (зачету) (ч.10 ст.8 Закона 1738-1). Если земельный участок приобретен в собственность гражданином для индивидуального строительства: - в течение 10 лет на срок проектирования и строительства налог взимается по полной ставке; в последующие годы вплоть до госрегистрации прав на построенный объект - в 2-кратном размере; - после госрегистрации прав на построенный объект недвижимости налог уплачивается по льготной ставке 3%. В заключение отметим, что дифференциация ставок земельного налога сохраняется и в гл.30 НК РФ (ст.396), поэтому с 1 января 2006 г., когда утратит силу Закон "О плате за землю" (Закон от 29.11.2004 N 141-ФЗ), принцип взимания налога не изменится.
И.Ордынская Эксперт "БП" Подписано в печать 24.02.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |