Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: <Факты, комментарии от 24.02.2005> ("Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", 2005, N 8)



"Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", N 8, 2005

ЦБ проявляет либерализм

Инструкции, появившиеся вслед за Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", как обычно, потребовали уточнений. Поэтому 31 декабря 2004 г. ЦБ выпустил Информационное письмо N 30 с разъяснениями.

Например, ЦБ разъяснил, что резидент не всегда обязан представлять в уполномоченный банк справку о валютных операциях. Договором между резидентом и банком может быть предусмотрено, что справка заполняется банком самостоятельно и подписывается сотрудником банка в порядке, оговоренном в п.1.5 Инструкции ЦБ РФ от 15 июня 2004 г. N 117-И.

Довольно интересен п.15 Письма. Известно, что если резидент не представил в банк справку о валютной операции и распоряжение об обязательной продаже части валютной выручки, то операции по списанию валюты с его транзитного счета не проводятся (п.3.8 Инструкции от 30 марта 2004 г. N 111-И). Но ЦБ РФ указал, что не списываются только те суммы, на которые не представлены документы.

По поводу сроков продажи валюты ЦБ тоже занял либеральную позицию. Хотя Закон предписывает продать валютную выручку в течение 7 дней со дня ее поступления на счет в уполномоченном банке, в некоторых отраслях права течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

ЦБ распространил это правило и на продажу валюты: днем начала течения срока можно считать следующий день после поступления выручки на счет резидента в уполномоченном банке.

В свое время много вопросов вызвало требование о резервировании определенной суммы в качестве способа обеспечения положений валютного законодательства. ЦБ разъяснил, что сумма резервирования вносится в любой момент до зачисления средств на специальный банковский счет нерезидента.

А если в результате технической ошибки произошла переплата, то излишек можно вернуть досрочно (см. также "ВПК" N 5).

Госпошлина в тумане

Письмом ФНС России от 13 января 2005 г. N ШС-6-09/5 разъясняются особенности уплаты государственной пошлины в ситуациях, не регламентированных НК РФ.

Если индивидуальный предприниматель прекращает деятельность, то согласно ст.22.3 Закона о госрегистрации от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ он должен уплатить государственную пошлину, а документ об уплате представить налоговому органу. Однако размер госпошлины для такого случая в НК не определен. Поэтому предприниматель может пошлину не уплачивать.

Статья 333.33 НК РФ (п.9) устанавливает госпошлину за выдачу дубликата свидетельства о госрегистрации физического лица как предпринимателя или юрлица - 20% от суммы, уплаченной при госрегистрации. Однако регистрирующие органы не изготавливают дубликатов свидетельств и не выдают их копий с отметкой "Дубликат". Правилами ведения ЕГРЮЛ (п.22) и ЕГРИП (п.31) предусматривается повторная выдача налоговым органом документа, подтверждающего факт внесения записи в госреестр. Поэтому именно повторную выдачу свидетельства, аналогичного по содержанию, но отличающегося номером бланка, и следует считать выдачей дубликата. Соответственно размер пошлины за получение такого документа составит 400 руб. для гражданина и 800 руб. для организации.

Следует иметь в виду, что порядок и размер платы за представление сведений из госреестров (ст.ст.6, 7 Закона N 129-ФЗ) определены Постановлениями Правительства об их ведении (соответственно от 19 июня 2002 г. N 438 - для ЕГРЮЛ, от 16 октября 2003 г. N 630 - для ЕГРИП). Поэтому норма НК о том, что выдача документов, их копий, дубликатов приравнивается к юридически значимым действиям (абз.2 ст.333.16 НК РФ), в данном случае не применяется.

Чтобы исключить возможность повторного использования квитанций об оплате госпошлины за госрегистрацию, организациям и гражданам рекомендуется при заполнении поля "Примечание" и поля "Наименование платежа" четко указывать назначение платежей. Например: "Госпошлина за госрегистрацию изменений, вносимых в учредительные документы ООО "Ромашка".

Контроль за землями усилен

Депутаты внесли поправки в ст.8.8 КоАП РФ, ужесточающие ответственность за использование земель не по целевому назначению.

Земельный кодекс РФ (ст.45) предусматривает, что, если участок земли, предназначенный для сельскохозяйственного производства или жилищного строительства, не используется по целевому назначению в течение трех лет (кроме случаев, исключающих возможность его использования, например стихийных бедствий), право бессрочного пользования землей, безвозмездного срочного пользования, пожизненного наследуемого владения может быть прекращено в принудительном порядке. При этом условием прекращения прав является неустранение фактов ненадлежащего использования земель после наложения взыскания в виде административного штрафа. Однако действующая редакция КоАП РФ на сегодня предусматривает взыскание 5 - 10 МРОТ для граждан, 10 - 20 МРОТ для должностных лиц, 100 - 200 МРОТ для организаций в случаях использования земель не по целевому назначению или невыполнения мероприятий по их улучшению. Таким образом, ответственность, предусмотренная ЗК, провисает. Вмешательство депутатов, прямо включивших оговоренные в ЗК случаи в ст.8.8 КоАП РФ, позволит норме о прекращении прав заработать в полную силу.

Российско-белорусские... декларации

До утверждения новых налоговых деклараций по НДС и акцизам предприятия, торгующие с Белоруссией, могут представлять налоговым органам декларации по формам, утвержденным соответственно Приказом МНС России от 20 ноября 2003 г. N БГ-3-03/644 и Приказом от 10 декабря 2003 г. N БГ-3-03/675 (Письмо Минфина России от 10 февраля 2005 г. N 03-04-08/21).

При ввозе белорусских товаров, облагаемых налогом на добавленную стоимость, в Россию налогоплательщику придется представить сразу две декларации. Операции по ввозу товаров отражаются в отдельной налоговой декларации по НДС в разд.2.1 "Расчет общей суммы налога" по строке 450, которая переносится в строку 030 разд.1.1 "Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по данным налогоплательщика" (по строке 010 разд.1.1 декларации указывается КБК для зачисления НДС по белорусским товарам). Суммы налога к вычету отражаются по строке 330 разд.2.1 декларации, заполняемой по реализации товаров во внутреннем обороте.

При вывозе товаров в Белоруссию заполняется "нулевая" декларация. При этом, если правомерность применения ставки НДС 0% подтверждена, заполняются строки 040, 190, 300 разд.1. Если нет - строки 110 (120), 310 (320), 440, 550 разд.2.

Операции по ввозу из Белоруссии подакцизных товаров, за исключением нефтепродуктов и алкоголя, реализуемого с оптовых складов, отражаются по строкам 010 разд.2 "Расчет суммы акциза" налоговой декларации по акцизам. Коды товаров должны проставляться согласно Приложению 2 к Инструкции по заполнению акцизной декларации. Суммы акцизов, подлежащие вычету согласно п.п.2 - 4, 8, 9 ст.200 НК РФ, отражаются в декларациях по акцизам, заполняемым в отношении подакцизных товаров, производимых в РФ. Следует обратить внимание на ставки акцизов. Они определены ст.193 НК РФ, в которую внесены изменения Федеральным законом от 28 июля 2004 г. N 86-ФЗ. С 1 января 2005 г. в отношении сигарет и папирос применяются комбинированные ставки акцизов, состоящие из специфической и адвалорной составляющих. Так, за сигареты с фильтром нужно уплачивать 65 руб. за 1000 штук + 8%, но не менее 20% отпускной цены, без фильтра (в т.ч. папиросы) - 28 руб. за 1000 шт. + 8%, но не менее 20% отпускной цены. Отпускной ценой признается стоимость реализованных (переданных) сигарет (папирос), исчисленная с учетом требований ст.40 НК РФ.

Если по результатам налогового периода сумма акциза, рассчитанная по комбинированной ставке, окажется менее 20% отпускной цены, то подлежащую уплате сумму налога нужно рассчитывать исходя из 20% отпускной цены. В декларации по строкам 010 и 040 разд.2 ("Расчет суммы акциза") придется заполнять по две строчки для показателя стоимости: одну - по адвалорной ставке 8%, другую - для 20% (минимальная сумма акциза). К уплате в бюджет (строка 080) принимается большая из сумм.

Порядок выплаты зависит от даты

ФСС вновь вернулся к особенностям оплаты больничных листов, пособий по беременности и родам (Письмо ФСС РФ от 18 января 2005 г. N 02-18/07-306).

На этот раз внимание налогоплательщиков обращают на сроки исчисления пособий в прежнем и в новом порядке. Работодатель выплачивает пособие за первые 2 дня больничного из собственных средств только в случае заболевания или травмы самого работника. При этом пособие исчисляется по общим правилам за весь период нетрудоспособности, а выплачивается из двух источников. Но в связи с тем, что новые правила действуют с 1 января 2005 г., пособия заболевшим или травмированным до этой даты выплачиваются за счет средств ФСС, даже если период нетрудоспособности продолжается в 2005 г. Пособия по уходу за членом семьи, ребенком при карантине и прочие по-прежнему оплачиваются из средств ФСС начиная с 1-го дня. Порядок финансирования больничных, выданных гражданам, работающим по договорам с предпринимателями или организациями на спецрежимах, не изменился.

Минфин трудится над НДС

Отказавшись окончательно от идеи НДС-счетов, чиновники Минфина продолжают разрабатывать альтернативные механизмы улучшения администрирования налога.

Как недавно сообщила Наталья Комова, замдиректора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России, изучается возможность отследить прохождение сумм НДС по счетам налогоплательщиков, в том числе выделение в платежных поручениях суммы налога отдельной строкой.

Однако отделить налог от общего платежа проще, чем получить информацию о прохождении нужных сумм через банковские счета. Здесь налоговики рассчитывают на содействие Центробанка РФ, с которым ведутся переговоры. Для окончательной реализации задуманного понадобится не только получить согласие ЦБ, но и внести поправки в налоговое и банковское законодательство.

Следующая группа новаций касается порядка начисления НДС. Сейчас предприятие вправе выбрать, уплачивать ли налог по отгрузке или по оплате. Чиновники планируют, что НДС будет начисляться сразу после выставления счета-фактуры. Одновременно обсуждается переход на новый принцип возмещения НДС. Сейчас налог ставится к вычету после оплаты приобретенных материальных ценностей, тогда как в мировой практике принято возмещать НДС по факту получения счета-фактуры от поставщика вне зависимости от того, произведена ли оплата. Однако здесь возникнет очевидная проблема - увеличение числа фиктивных счетов-фактур и, как следствие, потери бюджета.

Окончательные предложения Минфина будут оформлены в поправках к гл.21 НК РФ, которые Правительство рассмотрит уже в марте 2005 г.

И.Ордынская

Эксперт "БП"

Подписано в печать

24.02.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Виражи транспортного налога ("Расчет", 2005, N 3) >
Статья: Земля: что нового в старом налоге ("Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", 2005, N 8)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.