Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Виражи транспортного налога ("Расчет", 2005, N 3)



"Расчет", 2005, N 3

ВИРАЖИ ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА

Проблема пробелов в законодательстве не обошла и транспортный налог. Некоторые формулировки Налогового кодекса ставят бухгалтеров в тупик. Остановимся на наиболее проблемных местах.

Транспорт есть, а что с налогом?

Как известно, транспортным налогом облагаются автомобили, мотоциклы и другие самоходные машины на пневматическом и гусеничном ходу. Однако, по мнению налоговиков, из этого правила есть исключение. Речь идет о большой группе транспортных средств, которые... не признаются таковыми Общероссийским классификатором основных фондов (утв. Постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 359).

Там сказано, что к транспорту относятся средства передвижения, предназначенные для перевозки грузов и людей. А автомобили, выполняющие производственные или хозяйственно-бытовые функции, считаются "передвижными предприятиями" и учитываются как здания и оборудование. Это передвижные электростанции и трансформаторы, лаборатории и мастерские, кухни и магазины, душевые и клубы. По таким автомобилям, по мнению инспекторов, транспортный налог платить не нужно.

Однако чиновники из Минфина не согласны с коллегами из ФНС. Неважно, какое оборудование установлено на автомобиле, поскольку это не меняет его сути. При этом Минфин ссылается на международное Соглашение о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, заключенного в Женеве 20 марта 1958 г. Этот документ считает грузом любое оборудование, перевозимое специальными автомобилями. А, следовательно, с таких машин транспортный налог надо платить исходя из мощности двигателя (Письмо Минфина России от 15 декабря 2004 г. N 03-06-04/14).

Внимание! Обратите внимание: не весь транспорт регистрируют в ГИБДД. Большую часть самоходной техники ставят на учет инспекции Гостехнадзора при Минсельхозе. Это большегрузные автомобили марок "БелАЗ", "КрАЗ", "МАЗ", бульдозеры и другие специальные машины. Транспортный налог по ним вы также обязаны платить (Письмо Минфина России от 26 мая 2004 г. N 04-05-11/82).

Налог без транспорта

Бывает и обратная ситуация. Автомобиля давно нет "в живых" (сгорел при пожаре или превратился в груду железа на заднем дворе), а инспектор требует заплатить по нему транспортный налог. И, между прочим, вполне законно требует. Ведь машина в свое время была зарегистрирована на фирму. А механик или инженер не удосужились снять пришедшее в негодность авто с учета.

Как же доказать инспектору, что машины больше не существует? На этот вопрос чиновники из ФНС попытались ответить в Письме от 24 января 2005 г. N ММ-6-21/44@. Однако их разъяснения нельзя признать удачными. Наоборот, они окончательно запутали дело. Судите сами.

По мнению налоговых работников, доказательством утилизации автомобиля служит "документ, устанавливающий факт и дату уничтожения (утилизации) транспортного средства", выданный организацией, которая фактически провела утилизацию.

Получить документ об утилизации можно в двух местах: на городской свалке или в пункте приема металлолома. После того как вы передадите останки своего "железного коня" этим службам, они выдадут вам справку или накладную соответственно. Однако ни та ни другая не избавят вас от налога, и вот почему.

В ст.357 Налогового кодекса сказано: транспортный налог платят фирмы, "на которых... зарегистрированы транспортные средства". А это означает, что до тех пор, пока утилизированный автомобиль продолжает числиться за фирмой, налог вам придется платить.

Чтобы избежать подобной участи, нужно снять автомобиль с регистрационного учета. Для этого вам нужно представить в Госавтоинспекцию:

- техпаспорт машины;

- ее регистрационные документы;

- знаки;

- акт о списании автотранспортного средства по форме N ОС-4а (утв. Постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. N 7), составленный вашей бухгалтерией.

В автоинспекции на вашем акте поставят штемпель о снятии машины с регистрационного учета. Теперь этот документ послужит вам основанием для освобождения от уплаты налога. Исключить из налоговой базы списанный автомобиль можно уже со следующего месяца. Об этом сказано в п.3 ст.362 Налогового кодекса.

Кстати, специально уведомлять об этом налоговую инспекцию не нужно. Сотрудники ГИБДД сами сообщат в ФНС о снятии вашей машины с учета.

А как быть, если ваш автомобиль украли? Ведь он не сгорел, не утилизирован и по-прежнему числится за вами. Кроме того, есть надежда, что рано или поздно вам его вернут.

В этом случае избежать налога поможет справка, подтверждающая факт угона. Ее оформят в отделении милиции, которое расследует кражу вашего автомобиля. Причем в налоговую надо представить именно подлинник, а не ксерокопию справки (Письмо МНС по г. Москве от 21 июля 2004 г. N 23-01/3/48251). Тогда вы заплатите налог лишь за те месяцы, когда фирма владела автомобилем.

Кое-что о регистрации

Напомним, что платить транспортный налог нужно по месту нахождения транспортных средств (п.1 ст.363 НК). А что означает "местонахождение", если у фирмы есть филиал и авто записано на него? Ведь в свидетельстве о регистрации и техпаспорте как собственник автомобиля указана сама фирма, а в графах с адресными данными записано местонахождение обособленного подразделения. В таком случае непонятно, где платить налог - по месту головного отделения или филиала.

Эту загадку разрешило УМНС России по г. Москве (Письмо от 13 августа 2004 г. N 23-10/3/53374). Столичные инспекторы рассудили так. Раз налог напрямую связан с регистрацией транспорта, а автомобиль записан на адрес обособленного подразделения, то платить надо в налоговую инспекцию филиала. Туда же нужно и сдавать декларацию по налогу.

Если же в течение года фирма сняла автомобиль с учета в головном отделении и перерегистрировала его на филиал, то порядок расчета с бюджетом особый. До снятия техники с учета налог нужно платить по местонахождению самой фирмы, а после перерегистрации - по адресу филиала. Причем по ставкам, которые действуют в данном регионе.

При расчете налога необходимо учесть количество месяцев регистрации транспортного средства по каждому адресу. Как объяснил Минфин, местом нахождения автомобиля в данном месяце считается место его регистрации по состоянию на первое число этого месяца (Письмо от 9 апреля 2004 г. N 04-05-12/20).

С темой регистрации связана и другая проблема. Фирмы, которые сдают или берут транспорт в лизинг, нередко спорят о том, кто из них должен платить транспортный налог.

Ответ мы найдем все в той же ст.357 Налогового кодекса: налог платит тот, на кого зарегистрирован автомобиль. Обычно это балансодержатель. Поэтому в договоре лизинга надо предусмотреть пункт о том, кто учитывает на балансе транспортное средство и регистрирует его. От этого и будет зависеть, кто должен платить налог - лизингодатель или лизингополучатель (Письмо УМНС по г. Москве от 21 февраля 2004 г. N 23-01/3/12406).

Издержки модернизации

Не только регистрация транспорта задает бухгалтерам загадки. Подчас бывает непросто рассчитать и сам налог. Например, если автомобиль решили модернизировать и заменили двигатель на более мощный. Ведь, как известно, сумма транспортного налога напрямую зависит от параметров мотора. А тут у одной машины в течение года их было сразу два. Кстати, новый двигатель тоже надо зарегистрировать, предъявив в Госавтоинспекцию старый мотор.

В таких случаях налог считают дважды, как для двух машин с разными двигателями. При этом каждую часть налога корректируют на коэффициент, который зависит от количества месяцев службы данного мотора в отчетном году.

Есть особенности и в заполнении налоговой декларации по автомобилям, сменившим двигатель. По каждой такой машине разд.2 "Расчет налоговой базы и суммы налога по транспортному средству" заполняют на двух листах. На одном налог рассчитывают по данным старого двигателя, на другом - исходя из мощности нового.

Все подробности заполнения декларации по транспортному налогу вы найдете в разд.IX/04 бератора "Налоговый учет и отчетность".

Н.Руденкова

Подписано в печать

23.02.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Знакомьтесь: новая 4-ФСС ("Расчет", 2005, N 3) >
Статья: <Факты, комментарии от 24.02.2005> ("Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", 2005, N 8)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.