Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Налоговый вычет по страховым взносам в ПФР ("Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2005, N 3)



"Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2005, N 3

НАЛОГОВЫЙ ВЫЧЕТ ПО СТРАХОВЫМ ВЗНОСАМ В ПФР

В соответствии с законодательством налогоплательщики - бюджетные учреждения при уплате налога в федеральный бюджет применяют так называемый налоговый вычет по суммам, относящимся к страховым взносам на обязательное пенсионное страхование. На практике возможны ситуации, когда в связи с недостатком денежных средств налогоплательщики не производят своевременную уплату взносов в ПФР. Как в данном случае применять налоговый вычет, рассказано в данной статье.

Позиция налоговых органов

Согласно абз.2 п.2 ст.243 НК РФ сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ). При этом сумма налогового вычета не может превышать сумму налога (сумму авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период.

Казалось бы, у налогоплательщиков не должно возникать никаких вопросов о реализации указанной нормы. Поскольку объекты, базы и ставки у названных платежей идентичны, то при прочих равных условиях (если не используются льготы по ст.239 НК РФ) сумма платежей в федеральный бюджет должна быть равна сумме платежей в бюджет Пенсионного фонда РФ (ПФР).

Однако внимательно прочитаем абз.4 п.3 ст.243 НК РФ: в случае, если в отчетном (налоговом) периоде сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, такая разница признается занижением суммы налога, подлежащего уплате, с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по налогу. То есть законодателем установлен принципиально другой порядок применения налогового вычета - по фактически уплаченным суммам.

Обратите внимание: вычетом можно воспользоваться только при условии своевременной оплаты страховых взносов. Если страховые взносы были уплачены позднее, то вычет не предоставляется.

Исходя из вышеизложенного, заявленные в качестве налогового вычета, но не уплаченные до указанного срока суммы страховых взносов могут быть признаны занижением суммы ЕСН с 16-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены страховые взносы, а по итогам налогового периода - с 15 апреля года, следующего за налоговым периодом, и подлежат взысканию в порядке, предусмотренном НК РФ для налоговых платежей.

Для контроля за применением вычета используются показатели разд.2.1 расчета по авансовым платежам по страховым взносам, утвержденного Приказом МНС России N БГ-3-05/51 <*> (показатели листа 06 соответствующей декларации, утвержденной Приказом МНС России N БГ-3-05/747 <**>).

     
   ————————————————————————————————
   
<*> Приказ МНС России от 27.01.2004 N БГ-3-05/51 "Об утверждении формы расчета по авансовым платежам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и порядка ее заполнения".

<**> Приказ МНС России от 26.12.2002 N БГ-3-05/747 "Об утверждении формы декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам, и Инструкции по ее заполнению".

Возможны ситуации, когда налоговый вычет налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде может быть применен:

- в сумме начисленных страховых взносов;

- в меньшей сумме, чем начисленные страховые взносы;

- в большей сумме, чем начисленные страховые взносы.

При этом начисленные страховые взносы могут быть равны, больше или меньше фактически уплаченной их суммы.

Налоговый орган сравнивает суммы примененного налогового вычета с суммой начисленных взносов и производит доначисление платежей по налогу на разницу между суммой примененного налогового вычета и суммой фактически уплаченного страхового взноса в случаях, когда:

- налоговый вычет применен в сумме начисленных страховых взносов, которые превышают фактически уплаченную их сумму;

- налоговый вычет применен в сумме меньшей, чем сумма начисленных, но большей, чем сумма фактически уплаченных взносов;

- налоговый вычет принят в сумме, превышающей сумму начисленных, а также фактически уплаченных страховых взносов.

Указанный порядок применения налогового вычета ранее был предусмотрен в Письме МНС России от 30.04.2003 N СА-6-05/512@. Однако Письмом от 29.04.2004 N 05-0-09/14@ он был отменен. При этом Письмом МНС России от 25.05.2004 N 05-0-09/17@ разъяснено, что отмена Письма N СА-6-205/512@ не влечет за собой изменений в порядке контроля за исчислением и уплатой ЕСН и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, и в настоящее время проверка правильности применения налогового вычета при исчислении ЕСН и абз.4 п.3 ст.243 НК РФ осуществляется в соответствии с Приказом МНС России N АС-4-05/27дсп <***>, содержащим аналогичные нормы.

     
   ————————————————————————————————
   
<***> Приказ МНС России от 09.09.2003 N АС-4-05/27дсп "Об утверждении Методических рекомендаций по проведению камеральных налоговых проверок расчетов по авансовым платежам (деклараций) по ЕСН и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, представляемых лицами, производящими выплаты физическим лицам: организациями; индивидуальными предпринимателями; физическими лицами, не признаваемыми индивидуальными предпринимателями".

Получается, что налоговый орган вынужден начислить пени на страховые взносы, инициировать процедуру взыскания органом ПФР недоимки по данным взносам, начислить пени на ЕСН, а также взыскать сумму недоимки по ЕСН. Следовательно, если за отчетный период, например за I полугодие, налоговым органом произведено доначисление авансовых платежей по ЕСН в части федерального бюджета в связи с неуплатой (несвоевременной уплатой) страховых взносов на обязательное страхование, но в следующем отчетном периоде (за 9 месяцев) сумма взносов будет уплачена полностью, то данная сумма принимается к вычету нарастающим итогом с начала года при расчете за 9 месяцев (за минусом разницы, доначисленной за I полугодие).

Арбитражная практика

Однако судебные инстанции не всегда придерживаются позиции налогового ведомства.

Для налогоплательщиков будет интересно Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 05.01.2004 N А33-9836/03-С3-Ф02-4612/03-С1, из материалов которого видно, что налоговым органом была проведена проверка отчетности по ЕСН и по страховым взносам за 2002 г. и I квартал 2003 г. (деклараций и расчетов по авансовым платежам). При этом налоговая инспекция посчитала, что завышение предприятием размера применяемого налогового вычета на сумму неуплаченных страховых взносов (авансовых платежей по взносам) в ПФР влечет необоснованное занижение размера подлежащего уплате в бюджет ЕСН (авансовых платежей по налогу) и, соответственно, является основанием для привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности. В результате инспекция вынесла решение о взыскании с налогоплательщика ЕСН, пеней и штрафа.

Однако судебная инстанция не поддержала доводы налогового органа и отметила, что федеральным законодателем не определено в качестве обязательного для применения налогового вычета условие об уплате налогоплательщиком страховых взносов либо авансовых платежей по страховому взносу на обязательное пенсионное страхование в соответствующий налоговый либо отчетный период.

Материалами дела подтверждено, что предприятием при определении подлежащего уплате в федеральный бюджет размера ЕСН за 2002 г. и авансового платежа по названному налогу за I квартал 2003 г. применены налоговые вычеты на суммы исчисленных за соответствующие налоговый и отчетный периоды страховых взносов и авансовых платежей по страховому взносу на обязательное пенсионное страхование. Определение предприятием размера подлежащих уплате страховых взносов и авансовых платежей за указанные периоды произведено в соответствии с положениями Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ.

Таким образом, суд пришел к выводу, что в действиях предприятия отсутствует объективная сторона правонарушения, предусмотренная ст.122 НК РФ, и, соответственно, у налоговой инспекции отсутствовали основания для применения соответствующих мер налоговой ответственности.

Аналогичные выводы содержатся в Постановлениях ФАС УО от 15.09.2004 N Ф09-3789/04-АК, ФАС ЦО от 10.08.2004 N А09-768/04-12.

Отметим также, что у арбитражных судов имелась и иная точка зрения на рассматриваемый вопрос (см., в частности, Постановления ФАС ПО от 09.03.2004 N А49-4773/03-223А/22, ФАС СЗО от 15.03.2004 N Ф04/1246-344/А45-2004). По мнению автора, налогоплательщики не воспользовались нормами, заложенными в ст.243 НК РФ, и недостаточно четко изложили аргументы в свою защиту.

Тем не менее, в Письме МНС России от 01.11.2004 N 05-0-09/32@ имеется буквально следующий вывод: учитывая складывающуюся судебную практику, налоговый вычет при исчислении ЕСН в федеральный бюджет должен применяться в сумме начисленных страховых взносов. МНС России, комментируя данное Письмо, заявило, что сделанный вывод касается исключительно заполнения расчета по авансовым платежам по ЕСН и действует лишь в отношении тех налогоплательщиков, которые в данном расчете вместо предусмотренного показателя по начисленным суммам (строка 0300) указали фактически уплаченные суммы страховых взносов. То есть такие налогоплательщики обязаны указать в соответствующих строках расчета по ЕСН начисленные суммы страховых взносов. Однако в целях контроля за полнотой исчисления сумм ЕСН, причитающихся к уплате в федеральный бюджет, следует применять суммы фактически уплаченных (в пределах начисленных) страховых взносов (строка 010 разд.2.1 расчета по страховым взносам).

Трудно что-либо сказать по данному поводу. Пожалуй, единственное, что можно порекомендовать: налогоплательщик с учетом арбитражной практики вправе самостоятельно решить, чем руководствоваться при расчете налогового вычета по страховым взносам в ПФР.

А.Власов

Эксперт журнала

"Бюджетные организации:

бухгалтерский учет и налогообложение"

Подписано в печать

22.02.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Представительские расходы бюджетной организации ("Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2005, N 3) >
Статья: О расчете ЕСН по выплатам в пользу инвалидов ("Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2005, N 3)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.