Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Административная ответственность за нарушение налогового законодательства ("Налоговед", 2005, N 3)



"Налоговед", 2005, N 3

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

ЗА НАРУШЕНИЕ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

С принятием Кодекса РФ об административных правонарушениях нормы НК РФ об административной ответственности участников налоговых отношений не были отменены. Налогоплательщики и налоговые агенты привлекаются к ответственности по основаниям и в порядке, предусмотренным НК РФ, а их должностные лица - по КоАП РФ. Несовершенство норм об административной ответственности в НК РФ приводит к нарушению Конституции РФ, принципов законодательства, прав организаций и граждан.

Нарушения налогового законодательства могут быть только двух видов: уголовные преступления и административные правонарушения. Нарушения налогового законодательства относятся к уголовным преступлениям, если ответственность за их совершение предусмотрена в Уголовном кодексе РФ, а к административным правонарушениям - если ответственность за их совершение предусмотрена в НК РФ или в КоАП РФ. Так называемая налоговая ответственность за нарушения налогового законодательства, которая предусмотрена в НК РФ, по существу является административной ответственностью. Это подтверждается правовой позицией Конституционного Суда РФ в Постановлении от 17.12.1996 N 20-П "По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона РФ от 24 июня 1993 г. "О федеральных органах налоговой полиции". Постановление определяет санкции за нарушения налогового законодательства как административно-правовые и уголовно-правовые.

В формулировании административной ответственности

в НК РФ есть существенные пробелы

В соответствии с ч. 1 ст. 1.1 КоАП РФ законодательство об административных правонарушениях состоит из КоАП РФ и принятых в соответствии с ним законов субъектов Федерации. При этом нормы гл. 14 - 16 и 18 НК РФ об административной ответственности участников налоговых правоотношений не отменены. Налогоплательщики и налоговые агенты привлекаются к административной ответственности за нарушения налогового законодательства по основаниям и в порядке, предусмотренным НК РФ, а не КоАП РФ. Нормы КоАП РФ об административной ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах применяются только к должностным лицам организаций - участников налоговых правоотношений, а также за нарушения законодательства о налогах и сборах при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную территорию РФ.

В отличие от КоАП РФ процедура привлечения к административной ответственности за нарушения налогового законодательства, предусмотренная НК РФ, страдает существенными пробелами и недостатками. В результате создаются ситуации, когда толкование норм НК РФ об административной ответственности арбитражными судами противоречит Конституции РФ и законодательству; юридические лица привлекаются к административной ответственности при отсутствии в законе установленного порядка производства по делам об административных правонарушениях; когда нет вины лица в совершении административного правонарушения, когда отсутствуют или недостаточны доказательства совершения лицом административного правонарушения. Все это следует рассматривать как нарушение положений Конституции РФ и принципов законодательства.

Нельзя привлекать налогоплательщика

к административной ответственности

по результатам камеральной проверки

Привлечение налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов к ответственности за налоговые правонарушения, выявленные при камеральной проверке, противоречит сущности этой проверки. Камеральная проверка заключается в контроле налогового органа за правильностью заполнения деклараций с целью выявления ошибок и информирования налогоплательщиков и налоговых агентов о правилах исчисления и уплаты налогов, заполнения деклараций и необходимости исправления ошибок, допущенных ими как при исчислении и уплате налогов, так и при заполнении деклараций.

Такой вывод следует из содержания ст. 88 НК РФ, согласно которой по результатам камеральной проверки налоговый орган направляет налогоплательщику требование об уплате суммы доначисленного налога и пени. По смыслу закона к налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам не применяются налоговые санкции по результатам камеральных проверок.

Камеральная проверка - это способ реализации закрепленного в пп. 1 п. 1 ст. 21 НК РФ права налогоплательщиков на получение от налоговых органов по месту учета информации о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, заполнения налоговых деклараций.

Однако арбитражные суды взыскивают с налогоплательщиков штрафы за налоговые правонарушения по результатам камеральных налоговых проверок.

Позиция ВАС РФ нарушает конституционные нормы

Судебная практика, допускающая привлечение лиц к ответственности за налоговые правонарушения, несмотря на нарушение налоговыми органами процедуры привлечения их к ответственности, стала складываться после принятия Пленумом ВАС РФ Постановления от 28.02.2001 N 5, в котором даны указания арбитражным судам о привлечении к ответственности при отсутствии установленной в законе процедуры или ее несоблюдении.

Кроме того, налогоплательщики могут быть привлечены к ответственности по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля, о которых в НК РФ не сказано ничего, кроме их названия.

Привлечение к административной ответственности за налоговые правонарушения в судебном порядке при отсутствии процедуры привлечения есть не что иное, как получение доказательств совершения правонарушения без установленного законом порядка их получения. Пункт 2 ст. 50 Конституции РФ не допускает использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона. В практике арбитражных судов при рассмотрении дел о привлечении к административной ответственности за налоговые правонарушения (по терминологии НК РФ - к "налоговой ответственности") по результатам камеральных налоговых проверок и дополнительных мероприятий налогового контроля используются именно такие доказательства: процедура привлечения к административной ответственности по результатам применения этих форм налогового контроля не установлена в НК РФ.

Установление в законе и соблюдение порядка привлечения лиц к ответственности - это гарантия как всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела о налоговом правонарушении, так и соблюдения конституционных прав лиц, привлекаемых к ответственности, прежде всего права на защиту (п. 1 ст. 48 Конституции РФ). Позиция ВАС РФ о необязательности установления в законе и соблюдения порядка привлечения к административной ответственности за нарушения налогового законодательства противоречит не только п. 1 ст. 108 НК РФ, согласно которому никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе как в порядке, который предусмотрен НК РФ. Данная позиция нарушает конституционные нормы и принципы о недопустимости, в частности, при рассмотрении судами дел о привлечении к "налоговой ответственности" использовать доказательства совершения лицом налогового правонарушения, полученные с нарушением федерального закона (п. 2 ст. 50 Конституции РФ). Тем самым нарушаются также принципы законности (ст. 15 Конституции РФ), равенства всех перед законом и судом (п. 1 ст. 19 Конституции РФ), презумпции невиновности (ст. 49 Конституции РФ, п. 6 ст. 108 НК РФ).

Необходимость включения всех норм

об административной ответственности

за нарушения налогового законодательства

в КоАП РФ с одновременной отменой

соответствующих положений НК РФ

Данная проблема может быть решена включением норм об административной ответственности всех участников налоговых правоотношений в КоАП РФ с одновременной отменой гл. 15, 16, 18 и отдельных положений гл. 14 НК РФ о так называемой налоговой ответственности. Эта ответственность должна рассматриваться как административная ответственность за нарушения налогового законодательства и должна быть предусмотрена в законодательстве об административных правонарушениях, то есть в КоАП РФ.

Такое предложение тем более справедливо, что сегодня правила производства по делу об административном правонарушении, предусмотренные в КоАП РФ, базируются на конституционных принципах административной ответственности и производства по делу об административном правонарушении, которые не соблюдаются в НК РФ при регламентации процедур налогового контроля и привлечения к налоговой ответственности.

Е.В.Овчарова

Старший юрист

юридической компании

"Пепеляев, Гольцблат и партнеры"

Подписано в печать

18.02.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Злоупотребление властными полномочиями при проведении налогового контроля ("Налоговед", 2005, N 3) >
Статья: Обзор судебной практики по налоговым спорам ("Налоговед", 2005, N 3)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.