|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: От декларации до статьи - один шаг... ("ЭЖ-Юрист", 2005, N 7)
"ЭЖ-Юрист", 2005, N 7
ОТ ДЕКЛАРАЦИИ ДО СТАТЬИ - ОДИН ШАГ...
Статья 119 НК РФ, предусматривающая налоговую ответственность за непредставление в срок налоговой декларации, - одна из самых популярных у налоговиков. Но вот всегда ли оправданно ее применение - вопрос дискуссионный. Это вызвано тем, что разделение в НК РФ таких понятий, как "налоговый период" и "отчетный период", в ст. 119 Кодекса учтено не было.
Сроки представления декларации
Деление налогового периода на несколько отчетных периодов привело к необходимости решения вопроса о возможности привлечения налогоплательщика к ответственности по ст. 119 НК РФ за нарушение сроков, установленных для представления в налоговый орган налоговой отчетности по отчетным периодам. Вышеназванная статья НК РФ предусматривает ответственность налогоплательщика за непредставление в установленный срок в налоговый орган налоговой декларации. В связи с ее применением возникают вопросы, подлежит ли лицо ответственности по ст. 119 НК РФ за непредставление: - расчета по итогам налогового периода; - расчета по итогам отчетного периода;
- декларации по итогам отчетного периода.
Разнообразие подходов
При изучении судебной практики были выявлены следующие подходы к решению обозначенных выше проблем. Согласно первому подходу привлечение к ответственности по ст. 119 НК РФ зависит исключительно от наименования документов, которые налогоплательщик обязан представить по итогам налогового или отчетного периода (так называемый формальный подход). В соответствии с данным подходом привлечение к ответственности по ст. 119 НК РФ возможно только в случае непредставления налоговой декларации, но не расчета. Подавляющее большинство сторонников указанной позиции исходят из того, что привлечение к ответственности по обозначенной статье НК РФ возможно за непредставление налоговой декларации как по итогам налогового, так и по итогам отчетного периода. Единственным критерием при этом является то, что необходимый для представления в налоговый орган документ должен быть поименован в законодательстве о налогах и сборах как "налоговая декларация". Сторонники второго подхода считают, что привлечение к ответственности по ст. 119 НК РФ напрямую зависит от сущности представляемых документов, содержащих расчет суммы налога. Согласно данной позиции для решения вопроса о привлечении к ответственности по указанной статье НК РФ необходимо установить соответствие непредставленного документа (расчета или налоговой декларации) признакам налоговой декларации, закрепленным в ст. 80 НК РФ (так называемый сущностный подход). Данная позиция основана на том, что в силу п. 1 ст. 80 НК РФ налоговая декларация подается об исчисленной сумме налога. В соответствии со ст. 52 НК РФ сумма налога исчисляется исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. В силу ст. 55 НК РФ налоговая база формируется по итогам налогового периода, следовательно, ответственность по ст. 119 НК РФ за непредставление налоговой декларации (тем более расчета) по итогам отчетного периода наступать не может ввиду отсутствия налоговой базы, необходимой для исчисления налога. В том случае, если суд установит, что непредставленный документ соответствует определению и признакам налоговой декларации, лицо признается совершившим правонарушение, предусмотренное ст. 119 НК РФ. При этом не имеет юридического значения, как данный документ назван в законе - налоговая декларация или расчет. Третий подход состоит в том, что привлечение к ответственности по ст. 119 НК РФ возможно только при условии, если непредставленный в установленный законодательством о налогах и сборах документ одновременно соответствует двум критериям: 1) поименован в законе как "налоговая декларация"; 2) соответствует установленным в НК РФ признакам налоговой декларации (ст. 80 НК РФ). Таким образом, данная позиция является синтезом двух предыдущих.
Единство критериев
Разнообразие изложенных выше подходов характерно не только в отношении всей системы налогов в целом, но и применительно к отдельным налогам в частности, вследствие чего существует необходимость в выделении единых критериев, которыми следует руководствоваться при решении вопроса о применении ответственности по ст. 119 НК РФ. При определении правовой природы документов, представляемых налогоплательщиком в налоговый орган по итогам налогового периода, суды, как правило, исходят не из формального наименования данных документов в законе, а из их соответствия признакам налоговой декларации (сущностный подход). При решении же вопроса о возможности привлечения налогоплательщика к ответственности по ст. 119 НК РФ за непредставление аналогичных документов по итогам отчетного периода правоприменительная практика чаще ориентируется на совокупность двух критериев: наименования представляемого в налоговый орган документа "налоговая декларация" и определения подлежащих уплате по итогам отчетного периода сумм авансовых платежей исходя из реальных результатов финансовой и экономической деятельности налогоплательщика. Полагаем, что данный подход характеризуется определенной непоследовательностью, проявляющейся в использовании различных критериев при квалификации одного и того же правонарушения. Разнообразие изложенных выше позиций, вызванное в значительной степени несовершенством действующего налогового законодательства, требует формирования единых критериев, которыми необходимо руководствоваться при решении вопроса о применении ответственности по ст. 119 НК РФ. На наш взгляд, наиболее обоснован подход, согласно которому при решении вопроса о том, является ли представляемый в налоговый орган документ налоговой декларацией, следует исходить из сущности представляемого документа, независимо от того, как он поименован законодателем. Данный подход соответствует действующему налоговому законодательству и в наибольшей степени отражает целевое назначение норм о налоговой декларации и ответственности за ее непредставление. То есть в случае когда законодателем установлена обязанность налогоплательщика по итогам налогового периода представлять расчет суммы налога и в законе отсутствует прямое указание на то, что данный расчет является налоговой декларацией, необходимо определить, соответствует ли данный расчет установленным законом признакам налоговой декларации, и если да, то, принимая во внимание положение абз. 2 п. 1 ст. 80 НК РФ, соответствующий расчет должен квалифицироваться как налоговая декларация, за непредставление которой налогоплательщик несет ответственность в соответствии со ст. 119 НК РФ. Будучи последовательными сторонниками изложенного сущностного подхода к пониманию налоговой декларации, мы должны признать и то, что налогоплательщик не может нести ответственность за непредставление документа, содержащего расчет авансовых платежей по налогу, подлежащих уплате по итогам отчетного периода, причем независимо от того, как данный документ назван законодателем - налоговая декларация, расчет или каким-либо другим образом. Налоговая декларация может представляться только по итогам налогового периода, поскольку именно по результатам последнего формируется налоговая база, лежащая в основе расчета суммы налога, фиксируемого в налоговой декларации.
Ответственный период
Учитывая вышеизложенное, следует заметить, что одним из важнейших вопросов для применения ответственности по ст. 119 НК РФ является определение налогового периода. Данный вопрос возникает ввиду отсутствия в ряде случаев определенности в понимании используемых законодателем терминов. Представляется, что в тех случаях, когда налоговый период не установлен законом применительно к конкретному налогу, возможно применять правило ст. 55 НК РФ. В соответствии с данной статьей под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. В судебной практике данная норма толкуется как устанавливающая общее правило о том, что налоговый период считается равным календарному году в случае, если иное прямо не установлено законом и не следует из смысла норм, регулирующих отношения по поводу уплаты конкретного налога. Исходя из данного толкования, необходимо в каждом конкретном случае решить вопрос, определен ли законодателем налоговый период по соответствующему налогу. Иными словами, при отсутствии прямого указания в законе на величину налогового периода по тому или иному налогу и невозможности его установить путем анализа иных элементов налогообложения, прежде всего срока уплаты данного налога, налоговый период следует определять по правилу ст. 55 НК РФ, то есть считать его равным одному календарному году.
Р.Вахитов Начальник отдела анализа и обобщения судебной практики Арбитражного суда Красноярского края
А.Орлова Ведущий специалист отдела анализа и обобщения судебной практики Арбитражного суда Красноярского края Подписано в печать 18.02.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |