Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Ответственность посредников ("Нормативные акты для бухгалтера", 2005, N 4)



"Нормативные акты для бухгалтера", 2005, N 4

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПОСРЕДНИКОВ

В 23-м номере нашего журнала мы комментировали Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17.11.2004 N 85 "Обзор практики разрешения споров по договору комиссии". Однако, судя по письмам наших читателей, некоторые вопросы, которые были освещены в Письме, требуют более подробного комментария. В частности, вопрос об ответственности фирмы-посредника за неосмотрительный выбор покупателя. За комментариями мы обратились к экспертам серии бераторов "Практическая энциклопедия бухгалтера". Их мнение таково.

Продаем чужое, отдаем свое

Оказывая услуги по реализации чужого товара, вы можете оказаться в незавидном положении. Например, покупатель окажется недобросовестным и не заплатит вам денег. В итоге, как это ни парадоксально, виноватыми перед комитентом, возможно, окажетесь именно вы. Расскажем, как не стать жертвой в таких обстоятельствах.

Как вы понимаете, коммерция - это риск, и вы не застрахованы от того, что ваш покупатель вдруг не расплатится за товар комитента. Для наших реалий такая ситуация, прямо скажем, не редкость. На первый взгляд, эта проблема волнует лишь собственника товара. Ведь деньги в результате не получит именно он. А если вы выступаете в роли комиссионера, казалось бы, это вас не касается. Ведь, если вы не принимали на себя ручательство за исполнение сделки, с вас "взятки гладки". Вы честно исполнили свои обязанности (нашли покупателя, заключили договор, отгрузили товар), а то, что он не расплатился, - уже не ваши проблемы. Однако не все так просто.

Комитент в данной ситуации может переложить вину на вас. Основание - п. 1 ст. 993 Гражданского кодекса. В нем сказано, что, если комиссионер "не проявил необходимой осмотрительности" в выборе будущего партнера, в ответе за недобросовестность покупателя именно он. Идея проста. Вы должны заплатить вместо покупателя комитенту свои деньги. Как вы понимаете, комиссионер в такой ситуации находится в незавидном положении. Как же этого избежать?

Необходимая осмотрительность

Для начала разберемся, что же понимать под "необходимой осмотрительностью". Как это ни странно, определения такого понятия нет ни в одном законе. Выходит, додумывать придется самим. Смысл этого словосочетания в принципе понятен. Это те или иные действия, связанные с осторожностью, внимательностью и рассудительностью. В общем мы имеем дело с понятием оценочным. Значит, степень проявленной осмотрительности можно установить только применительно к конкретной ситуации.

Убеждать суд в том, что вы проявили неосмотрительность, будет комитент. Если представленные им факты арбитры сочтут достаточным подтверждением вашей вины, с вас взыщут деньги. Чтобы этого не случилось, рассмотрим, какие доказательства обычно предъявляют комитенты в суде. И как вам надо действовать, чтобы вообще избежать каких-либо претензий со стороны комитента.

Сомнительный договор

Первое, что может вас "подвести под монастырь", - неудачно составленный договор с покупателем, если из него будет очевидна низкая вероятность (сомнительность) исполнения сделки (нереальные сроки поставки, завышенная цена договора и т.п.).

"Возможно, комитент попытается указать на то, что вы нарушили обычаи делового оборота, - предупреждает ведущий юрисконсульт компании "ПРАДО Аудит" Елизавета Макарова. - Например, при отсутствии печати контрагента в договоре купли-продажи. Конечно, законодательством не предусмотрено, что договор непременно должен быть заверен печатью. Однако на практике договоров без печатей практически не встречается. Ну, а если в договоре по вине партнера будут отсутствовать какие-то обязательные реквизиты, "отвертеться" от неблагоприятного вердикта судей будет еще труднее. Скорее всего логика у них будет примерно такая: если потенциальный покупатель неправильно оформил договор, доверие к нему - слабое. Иметь с ним дело с вашей стороны было неосмотрительно".

Как отмечает ведущий эксперт "Федеральной бухгалтерской газеты" Иван Анашкин, если договор со стороны покупателя подписало лицо, которое не является руководителем организации, не предъявляя при этом доверенности, доказать свою невиновность также будет проблематично. В подобном случае правильность составления договора зависит только от вас. Если вы отнесетесь к своему делу серьезно, то придраться комитент к вам не сможет.

Компромат на покупателя

Другое дело, если окажется, что на момент заключения договора купли-продажи дела у вашего контрагента шли неважно. Информацию об этом комитент может добыть, заполучив и проанализировав, например, регистрационные документы и бухгалтерскую отчетность покупателя. И, если выяснится, что в период заключения сделки покупатель находился в стадии ликвидации или имел плохое финансовое состояние, вы практически обречены. Ведь вступать в отношения с таким контрагентом - верх неосмотрительности. К сожалению, распознать все скрытые недостатки покупателя на момент заключения с ним договора практически нереально. Конечно, вы можете попросить его предоставить документы для ознакомления с его финансовым положением. После чего потенциальный покупатель, скорее всего, тут же переметнется к более сговорчивому продавцу. Да и есть ли у вас время на такое изучение контрагентов, если их, к примеру, не один десяток? Так что в этом случае вы фактически становитесь жертвой обстоятельств.

Кроме этого комитент может заявить, что ваш потенциальный покупатель имел негативную деловую репутацию. В этом случае он тоже может попробовать переложить ответственность на вас. Если, к примеру, у покупателя отозвали лицензию или он неоднократно "светился" в сомнительных сделках, суд скорее всего встанет на сторону комитента.

Обратите внимание: в суде чаша весов может склониться в ту или иную сторону из-за какого-нибудь, казалось бы, незначительного факта. Например, сами судьи, решая спор, могут поинтересоваться у вас, какие меры были приняты для взыскания денег с покупателя (Постановление Президиума ВАС РФ от 15.08.2000 N 1582/00). К такому повороту событий вы должны быть готовы. На этот случай вам лучше запастись документами, из которых будет видно, что вы не теряли связи с покупателем и периодически требовали от него оплату. Таким документом может служить, например, письменное подтверждение задолженности покупателем или подписанное им обязательство рассчитаться с вами к определенному сроку. Эти бумаги послужат дополнительным аргументом для положительного решения судей. Если же о таких документах вы не позаботились и суду их не предъявили, исход для вас может быть плачевным.

Однако не стоит отчаиваться. Если проявить смекалку, то всех перечисленных неприятностей вообще можно избежать. Для этого надо всего-навсего предусмотреть в договоре комиссии одно условие. Перед заключением договора купли-продажи комитент должен одобрить выбранного вами покупателя. Причем каждый раз согласие нужно оформлять письменно. После этого ответственность за ненадлежащий выбор с вас снимается. Это подтверждают и судьи.

Скорее всего комитент не будет особенно противиться и согласится на включение такого пункта в договор. Тем более если все остальные условия договора его устраивают. Ведь чаще всего он заинтересован в скорейшей продаже своего товара. А вы в свою очередь избавите себя от лишней головной боли.

Еще один вариант - работать с покупателем по предоплате. Тогда у комитента к вам вообще никаких претензий не возникнет.

Обратите внимание: основное ваше право как комиссионера - получать вознаграждение. Приняв платеж (даже частичный) по сделке, заключенной по поручению комитента, вы можете удержать причитающиеся вам суммы. На это арбитры также обратили внимание в Письме. Судьи рассмотрели ситуацию, когда комитент отказал посреднику в вознаграждении, поскольку покупатель существенно задержал оплату. ВАС не согласился с таким положением дел. Арбитры указали, что деньги за посредничество комиссионер должен получить в любом случае. Ведь сделку он совершил, а значит, выполнил условия договора. Однако, чтобы без проблем получить свое вознаграждение, в условия договора ни в коем случае не надо включать невыгодные для вас дополнительные условия. Например, что уплата вознаграждения зависит от того, исполнит ли конечный покупатель свои обязанности в срок.

О вознаграждении посредника

Допустим, все для вас сложилось неудачно. И суд обязал вас выплатить комитенту не поступившую от покупателя сумму. Учтите: в этой ситуации проблемы могут возникнуть не у комитента с вами, а наоборот.

Дело в том, что вы, безусловно, перечислите деньги комитенту за вычетом своего вознаграждения. К чему он, возможно, отнесется негативно. И заявит, что раз вы провинились, то и никакого вознаграждения вам не положено.

Скажем сразу: комитент не прав. Ведь, перечислив деньги за покупателя, вы устраните последствия вашего ошибочного выбора. Значит, будете иметь полное право на причитающееся вам комиссионное вознаграждение. Арбитры такую позицию полностью разделяют.

Значит, как только вы заплатите комитенту за товар, сразу можно составлять всю необходимую "первичку". Подробно о том, как составить эти документы, вы можете узнать из бератора "Первичные документы" (том II).

А.Веселов

Эксперт серии бераторов

"Практическая энциклопедия бухгалтера"

Подписано в печать

18.02.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: <Комментарий к Письму Минфина России от 27.01.2005 N 03-06-05-02/11 <О переводе на уплату ЕСХН>> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2005, N 4) >
Вопрос: На нашем предприятии была проведена проверка. По ее результатам инспекторы признали недействительными счета-фактуры, заполненные частично от руки и частично на компьютере. Правы ли они? Кроме того, мы самостоятельно обнаружили некоторые счета, оформленные продавцом с ошибками. Поэтому мы попросили выставить их заново, но датированные тем же числом. Правомерны ли наши действия? ("Нормативные акты для бухгалтера", 2005, N 4)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.