|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: <Комментарий к Постановлению Президиума ВАС РФ от 18.01.2005 N 11583/04 <Об определении рыночных цен для целей налогообложения>> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2005, N 4)
"Нормативные акты для бухгалтера", 2005, N 4
<КОММЕНТАРИЙ К ПОСТАНОВЛЕНИЮ ПРЕЗИДИУМА ВАС РФ ОТ 18.01.2005 N 11583/04 <ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ РЫНОЧНЫХ ЦЕН ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ>>
Если цена товаров, работ или услуг существенно отличается от рыночной, инспекторы могут доначислить фирме налоги. Однако контролерам недостаточно лишь констатировать факт отклонения цен. Они обязаны представить убедительные доказательства того, что стоимость реализованных активов значительно отклоняется от рыночных цен. Удается им это далеко не всегда. И новое Постановление Президиума ВАС тому пример.
Инспектор не прав!
Стремясь платить меньше налогов, некоторые компании "играют" на ценах. Если фирма одни товары, работы или услуги продает по заниженным ценам, а другие приобретает по завышенным, налоговая нагрузка снижается. Поэтому законодатели и предоставили инспекторам право пересчитывать налоги, исходя из "правильных" цен (ст. 40 НК РФ). Налоговая может контролировать: - соглашения между взаимозависимыми лицами;
- товарообменные операции; - внешнеторговые сделки; - договоры, стоимость товаров, работ или услуг по которым более чем на 20 процентов отличается от цен, применяемых фирмой в отношении однородных товаров (работ, услуг). Согласно материалам опубликованного дела инспекторы рассмотрели сделку организации по продаже рыбной продукции и решили, что стоимость товара более чем на 20 процентов отличается от рыночной. Фирме грозил пересчет налога на прибыль и НДС, а также уплата пеней. Для того чтобы определить реальную выручку организации, контролеры воспользовались справкой из администрации области. В ней Комитет экономического развития и торговли сообщал о средних ценах на рыбу на региональном рынке в 2001 - 2002 гг. Однако судьи этот документ в расчет не приняли, указав, что он не доказывает несоответствие стоимости товаров рыночным ценам.
Как определить рыночные цены
Президиум ВАС подчеркнул следующее. Для того чтобы определить рыночные цены, инспекторы могут использовать три метода. Все они перечислены в ст. 40 Налогового кодекса. Во-первых, сотрудники налоговой службы могут определить рыночную стоимость товаров на основании информации официальных источников о среднем уровне цен. Учитываются при этом сделки с теми же или однородными товарами. Причем в расчет принимаются только соглашения, заключенные на сходных условиях (п. 4 ст. 40 НК РФ). Так, инспекторы не вправе утверждать, что оптовик занижает свои цены, сравнивая его с фирмой, торгующей в розницу. Во-вторых, налоговая вправе применить метод последующей реализации. Для этого инспекторы выясняют, по какой цене покупатель перепродал полученный товар, и таким образом определяют рыночную цену. Наконец, в-третьих, существует еще и затратный метод: затраты и прибыль фирмы сравниваются с обычными показателями для той же сферы деятельности. В рассмотренном деле никаким из перечисленных способов инспекторы не воспользовались. На основании справки из областной администрации они не могли определить рыночные цены (к числу официальных источников ее отнести нельзя). А поскольку сотрудники налоговой службы не смогли правильно установить рыночные цены, предполагается, что фирма реализовала товары по обоснованной стоимости (п. 1 ст. 40 НК РФ).
Доказательства, которые ничего не доказывают
По вопросу, какие источники о рыночных ценах считать официальными, у фирм и инспекторов часто возникают разногласия. Нередко, разрешая спор, судьи принимают сторону организаций. Анализ арбитражной практики позволяет сделать следующие выводы. 1) Нельзя определить рыночную цену на основании объявлений из газеты "Из рук в руки" (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 06.09.2004 N А28-4461/2004-262/21). 2) Инспекторы не вправе сделать вывод о несоответствии цен фирмы рыночным исходя из договоров, заключенных на других условиях - отличающихся объемом поставок, способом оплаты, маршрутом транспортировок и т.д. (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 01.10.2003 N Ф04/5017-1468/А46-2003). 3) На основании сообщения Торгово-промышленной палаты налоговая не может определить рыночные цены на товар (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 22.11.2004 N А56-5353/04). 4) Нельзя инвентаризационную стоимость товара считать его рыночной ценой (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 26.07.2004 N Ф08-3244/2004-1253А). Только документы из органов статистики однозначно относятся к числу официальных источников о рыночной цене (Постановление ФАС Поволжского округа от 20.07.2004 N А65-22916/2003-СА1-7). Поэтому в спорах с налоговой у многих фирм есть шанс отстоять свои интересы.
Т.А.Смирнова Аудитор Подписано в печать 18.02.2005
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |