Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: <Что изменилось в учете и налогообложении на 16.02.2005> ("Главбух", 2005, N 4)



"Главбух", 2005, N 4

Любые суммы суточных не облагаются НДФЛ (с. 14). Вопрос, заданный инспектору, без ответа не останется (с. 15). Центробанк России разъяснил валютное законодательство (с. 15). Минфин снизил налог на имущество для новых фирм (с. 16). При переходе с "вмененки" на общую систему восстановить и зачесть НДС нельзя (с. 17).

Зарплата в виде командировочных: экономим на НДФЛ

Недавно Высший Арбитражный Суд РФ заявил, что суммы суточных, превышающие 100 руб., не облагаются НДФЛ, если в коллективном договоре фирма прописала больший размер компенсаций для командировок.

Обосновывая свою точку зрения, суд указал, что Постановление Правительства РФ от 8 февраля 2002 г. N 93 применяется только при расчете налога на прибыль, а Постановление Правительства РФ от 2 октября 2002 г. N 729 предназначено исключительно для бюджетных организаций. Общий же порядок, по которому следует выплачивать командировочные, предусмотрен ст.168 Трудового кодекса РФ. А там как раз говорится, что размер суточных устанавливается в коллективном договоре или в другом внутреннем документе предприятия.

Кроме того, арбитры признали, что не должно применяться Письмо МНС России, в котором налоговики настаивали на том, что суточные сверх 100 руб. увеличивают налоговую базу по НДФЛ (от 17 февраля 2004 г. N 04-2-06/127). Так что теперь инспекторы не вправе предъявлять подобные претензии коммерческим организациям.

Давайте посмотрим, какую выгоду можно извлечь из данного решения суда. Размер суточных не ограничен, организация вправе выплачивать любую сумму. В то же время фирма должна удерживать НДФЛ из заработной платы сотрудников (ст.226 Налогового кодекса РФ). Но если часть оплаты труда оформить как суточные, то налог взимать не придется.

Такой вариант, безусловно, выгоден работникам, ведь в таком случае на руки они получат больше денег. Фирмам же данный способ удобнее применять по тем сотрудникам, которые регулярно ездят в командировки.

Решение ВАС РФ от 26 января 2005 г. по делу N 16141/04 опубликовано в приложении "Официальные документы" к газете "Учет, налоги, право" N 6, 2005, а также в журнале "Документы и комментарии" N 4, 2005.

Инспекторы должны разъяснять налоговые нормы

Налоговая служба в своем Письме N ШС-6-01/58@ сообщила, что инспекции и региональные управления налоговой службы обязаны отвечать на запросы, требующие разъяснений налогового законодательства. При этом налоговики сослались на Письмо Минфина России от 14 января 2005 г. N 03-02-07/2-4. В обоих Письмах речь идет о том, что налоговые органы должны не только информировать фирмы и физических лиц о нормах Налогового кодекса РФ, но и разъяснять, как их применять на практике. Необходимость в таких письмах появилась из-за того, что во многих регионах налоговики отказывались давать какие-либо разъяснения. При этом они ссылались на то, что это входит в обязанности Минфина России, а также местных властей. Свою позицию инспекторы обосновывали нормой, прописанной в пп.4 п.1 ст.32 Налогового кодекса РФ. Там сказано, что они обязаны информировать предприятия об их правах и обязанностях, о действующих налогах, налоговом законодательстве, порядке расчета и уплаты налогов, а также о порядке заполнения форм отчетности. Разъяснять же налоговое законодательство Кодекс теперь обязывает Минфин России (п.1 ст.34.2 Налогового кодекса РФ).

Между тем в п.6.3 Положения о ФНС, которое утверждено Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506, сказано, что инспекторы также вправе давать разъяснения по вопросам налогового законодательства. Именно на эту норму и сослался Минфин России в Письме N 03-02-07/2-4. А ФНС России поддержала позицию финансового ведомства в Письме N ШС-6-01/58@.

Таким образом, теперь налогоплательщикам будет проще потребовать объяснений в инспекции или в региональном управлении ФНС, сославшись на новые Письма налоговиков и финансистов.

Письма Минфина России от 14 января 2005 г. N 03-02-07/2-4 и ФНС России от 26 января 2005 г. N ШС-6-01/58@ опубликованы в приложении "Официальные документы" к газете "Учет, налоги, право" N 5, 2005, а также в журнале "Документы и комментарии" N 4, 2005.

Центральный банк РФ о продаже валюты и паспорте сделки

Центральный банк РФ издал письмо, в котором ответил на наиболее частые вопросы по валютному регулированию и контролю (Информационное письмо Центрального банка РФ от 31 декабря 2004 г. N 30). Мы остановимся на двух самых важных моментах.

Первый из них касается обязанности продавать 10 процентов от поступившей валютной выручки. И в п.13 Письма N 30 Центральный банк РФ разъяснил, что не нужно продавать валюту, когда она поступила в качестве:

- возврата авансового платежа;

- штрафа за нарушение контрактных обязательств;

- пожертвований на благотворительные цели;

- доходов от операций с ценными бумагами.

Дело в том, что ни одно из перечисленных поступлений не связано с передачей товаров, работ, услуг, информации или результатов интеллектуальной деятельности. А согласно ст.21 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" валютную выручку нужно продавать, только если она получена от продажи указанных ценностей.

Второе разъяснение, на котором мы хотели остановиться, Центробанк сделал уже не в пользу организаций. ЦБ РФ сообщил, что организации должны оформлять паспорт сделки по арендным и лизинговым контрактам между резидентами и нерезидентами (п.3 Письма N 30).

Такие разъяснения понадобились, поскольку паспорта сделок нужно оформлять при покупке или продаже товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, а также при предоставлении или получении кредитов и займов. Это прописано в гл.3 Инструкции Центрального банка РФ от 15 июня 2004 г. N 117-И. Между тем далеко не все специалисты считают, что аренду можно отнести к товарам, работам или услугам. Центральный же банк утверждает, что, по крайней мере, с точки зрения валютного законодательства, аренда - это услуга. При этом ЦБ РФ ссылается на Временный классификатор услуг во внешнеэкономической деятельности, утвержденный Госкомстатом СССР в 1991 г. В нем действительно среди услуг названа и аренда. Кроме того, Центральный банк РФ утверждает, что арендованное оборудование при перемещении его через границу можно отнести к товарам. Основанием для этого вывода послужила ст.11 Таможенного кодекса РФ.

Таким образом, паспорта сделок по договорам аренды и лизинга оформлять необходимо. Но напомним, что такие паспорта не нужны, если сумма контракта не превышает 5000 долл. США (п.3.2 гл.3 Инструкции N 117-И).

Информационное письмо Центрального банка РФ от 31 декабря 2004 г. N 30 "Обобщение практики применения нормативных актов Банка России по вопросам валютного регулирования и валютного контроля" опубликовано в приложении "Официальные документы" к газете "Учет, налоги, право" N 5, 2005.

Как считать налог на имущество вновь созданным фирмам

Минфин России обнародовал Письмо N 03-06-01-02/26, в котором вновь подтвердил, что созданные в середине года предприятия, исчисляя налог на имущество, должны делить остаточную стоимость основных средств на полное количество месяцев в календарном году, увеличенное на единицу. Иными словами, финансисты считают: независимо от того, сколько проработала компания в истекшем году (даже если только один месяц), при расчете среднегодовой стоимости имущества остаточную стоимость основных средств нужно делить на 13. Напомним, что аналогичную точку зрения финансисты высказали в Письме от 16 сентября 2004 г. N 03-06-01-04/32.

Между тем налоговики до сих пор придерживались совсем иной позиции. Они утверждали, что фирма, созданная, скажем, в июле, должна делить стоимость имущества не на 13, а на 7 (6 мес. + 1 мес.). А предприятия, открытые в декабре, вообще должны суммировать остаточную стоимость за этот месяц и за весь следующий календарный год, а затем делить результат на 14. Свое мнение налоговики основывали на положениях ст.ст.376 и 55 Налогового кодекса РФ. В п.4 ст.376 сказано, что при расчете налога на имущество надо брать количество месяцев не в календарном году, а в налоговом периоде. Согласно же ст.55 Кодекса для вновь созданных предприятий первый налоговый период равен отрезку времени с даты регистрации до 31 декабря. А если фирма зарегистрирована в декабре, то ее налоговый период - это время, прошедшее со дня регистрации до конца следующего года.

Справедливости ради стоит сказать, что в данном случае позиция ФНС куда более логична, чем точка зрения Минфина России. Однако позиция финансистов выгодна для организаций. Ведь предприятие, открывшееся в июле, заплатит в бюджет гораздо меньше, если разделит среднегодовую стоимость имущества не на 7, а на 13. Поэтому стоит все же следовать не требованиям налоговиков, а методике, приведенной в Письме Минфина России N 03-06-01-02/26. В конце концов, если минфиновцы и налоговики дают противоречивые разъяснения по одному и тому же вопросу, нужно руководствоваться трактовкой Минфина. Это журналу "Главбух" подтвердил Александр Игоревич Иванеев, заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России (см. "Главбух" N 21, 2004, с. 80).

Что же касается ст.55 Налогового кодекса РФ, то финансисты никакого противоречия между этой статьей и своими новыми объяснениями не видят. В Письме N 03-06-01-02/26 они сообщили, что изложенный ими порядок расчета налога на имущество "учитывает основное требование ст.55 Кодекса, то есть период времени фактического нахождения имущества на балансе организации".

Пример. ООО "Символ" создано в октябре 2004 г. Остаточная стоимость имущества фирмы составила на:

- 1 октября 2004 г. - 0 руб.;

- 1 ноября 2004 г. - 50 000 руб.;

- 1 декабря 2004 г. - 60 000 руб.;

- 1 января 2005 г. - 65 000 руб.

Если бухгалтер рассчитает среднегодовую стоимость имущества ООО "Символ" исходя из требований налоговиков, результат будет таким:

(0 руб. + 50 000 руб. + 60 000 руб. + 65 000 руб.) / 4 мес. = 43 750 руб.

А налог на имущество (по ставке 2,2%) составит:

43 750 руб. х 2,2% = 962,50 руб.

Сделав же расчет по методике Минфина России, бухгалтер получит следующую среднегодовую стоимость имущества:

(0 руб. + 50 000 руб. + 60 000 руб. + 65 000 руб.) / 13 мес. = 13 461,54 руб.

Налог же на имущество в таком случае будет равен:

13 461,54 руб. х 2,2% = 296,15 руб.

Письмо Минфина России от 30 декабря 2004 г. N 03-06-01-02/26 опубликовано в приложении "Официальные документы" к газете "Учет, налоги, право" N 7, 2005, а также в журнале "Документы и комментарии" N 3, 2005.

НДС при переходе с ЕНВД на общий режим

Если организация прекратила вести "вмененную" деятельность и переходит на общий режим, НДС, ранее включенный в первоначальную стоимость основных средств, к вычету принять нельзя. Таково мнение Минфина России (Письмо от 7 февраля 2005 г. N 03-04-11/19). Это означает, что фирмы, которые по тем или иным причинам вынуждены перейти с "вмененки" на общий режим (например, увеличилась площадь магазина или фирма сменила вид деятельности), не должны пересчитывать стоимость своих основных средств. И именно остаточная стоимость объекта, включающая НДС, и будет определять налоговую базу по налогу на имущество.

Позиция финансового ведомства основывается на следующем. Предприятия, переведенные на уплату ЕНВД, учитывают основные средства в соответствии с правилами бухгалтерского учета. Такие правила установлены ПБУ 6/01 "Учет основных средств". На основании п.8 этого документа невозмещаемые налоги, которые были уплачены при приобретении имущества, включаются в их первоначальную стоимость. Таким образом, фирма, переведенная на "вмененку", при покупке основных средств сумму предъявленного НДС должна включить в стоимость этого имущества. Ведь от уплаты НДС "вмененщики" освобождены (п.4 ст.346.26 Налогового кодекса РФ). Такой же порядок учета НДС предусмотрен и в ст.170 Налогового кодекса РФ.

Согласно п.14 ПБУ 6/01 первоначальная стоимость основных средств, по которой они приняты к учету, не подлежит изменению, кроме случаев достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки. Никаких иных случаев для пересчета стоимости имущества бухгалтерское законодательство не предусматривает. Следовательно, если фирма изначально включила НДС в стоимость основных средств, принять к вычету сумму налога при переходе с ЕНВД на общий режим нельзя.

От себя добавим, что в налоговом учете основания для изменения первоначальной стоимости основных средств те же плюс техническое перевооружение (п.2 ст.257 Налогового кодекса РФ). Исключение составляет переоценка - ее результаты на налог на прибыль не влияют.

Отметим, что вывод, который сделали чиновники в своем Письме, можно обосновать и другим способом. Глава 21 Налогового кодекса РФ просто не содержит норм, в которых был бы прописан механизм пересчета НДС в подобной ситуации. Кроме того, изначально не было выполнено одно из условий для вычета налога: имущество должно быть предназначено для использования в деятельности, облагаемой НДС. А, как не раз подчеркивали судьи, последующие изменения в характере использования имущества повлиять на вычет НДС уже не могут. Однако в этом случае чиновникам пришлось бы согласиться и с тем, что не нужно восстанавливать налог и в обратном случае: при переходе с общей системы на ЕНВД. А это им, естественно, невыгодно.

Письмо Минфина России от 7 февраля 2005 г. N 03-04-11/19 опубликовано в приложении "Официальные документы" к газете "Учет, налоги, право" N 7, 2005.

Подписано в печать

16.02.2005

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Интервью: Два дня преткновения: тонкости расчета пособий ("Главбух", 2005, N 4) >
Статья: Сражение с налоговой платежкой ("Главбух", 2005, N 4)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.